Боевые корабли: неправильно впихнутое не во благо будет

Если сейчас кто-то скажет: «А, карманные линкоры…» Вот не знаю, что в них карманного и тем более линкорного. Обычные тяжелые крейсера, разве что с главным калибром вышло нешуточно. Но даже в этом плане не совсем соответствует.

«Дойчланды» имели главный калибр 283 мм, а все нормальные линкоры того времени — от 380 мм и выше, до 460.

Только русские/советские линкоры застряли в прошлом и довольствовались калибром 305 мм. Но это тоже скорее исключение, чем правило.

Так что какой это линкор? Да никакой. А вот крейсера получились… своеобразные. В принципе, как и все надводные корабли Германии того времени. Действительно, иногда кажется, что немцы шли каким-то своим путем в разработке боевых кораблей.

С моей точки зрения, тяжелые крейсера типа «Дойчланд» стали верхом такого вот странного подхода к кораблестроению.

Окунемся в историю.

28 июня 1919 г., по итогам Первой мировой войны в Версале был подписан мирный договор, одно из условий которого ограничивало количество кораблей, которое могла иметь Германия как проигравшая.

В качестве «линейного флота» Германии разрешили оставить в строю шесть броненосцев. Остальные закончили свой век не самым лучшим образом. Да, через 20 лет можно было построить новые корабли, и тут было интересное ограничение. Водоизмещение новых кораблей не должно было превышать 10 000 т. И это было единственное ограничение.

А через три года состоялось соглашение в Вашингтоне, о котором я уже писал (см. «Убийца крейсеров из Вашингтона«). И морские державы, в число которых Германия не входила, обязались ограничить тоннаж крейсеров 10 000 тонн, а главный калибр – 203 мм.

И получился забавный нюанс: немцы могли строить корабли с тем же ограничением в 10 000 тонн, но по калибру их никто не ограничивал, потому что Германия Вашингтонский морской договор не подписывала!

И немцы решили воспользоваться внезапно свалившимся преимуществом. Или они считали, что это преимущество.

Было разработано несколько проектов, но их отклонили по разным причинам. А вот в 1924 году новый командующий «флотом» Германии адмирал Ценкер смог четко сформулировать, что за корабль нужен флоту.

Это должен был быть однозначно корабль крейсерского класса, быстрый, чтобы спокойно уходить от линейных кораблей и линейных же крейсеров, а броня и орудия должны были дать возможность уверенно бороться с тяжелыми крейсерами.

Путем сложных вычислений и экспериментов в итоге флотские пришли к тому, что излишне увеличивать главный калибр не стоит, особенно в ущерб скорости и маневренности. Да и существовали у немцев определенные проблемы с изготовлением стволов крупного калибра, потому что некоторые заводы Круппа остались в оккупированной Францией зоне Рура.

К 1927 году были готовы три проекта:
— броненосец-монитор, четыре 380-мм орудия, броневой пояс — 250 мм, скорость — 18 узлов;
— броненосец, четыре 305-мм орудия, броневой пояс — 250 мм, скорость 18 узлов (либо 200-мм брони и 21 узел);
— нечто похожее на крейсер, шесть 280-мм орудий, броневой пояс — 100 мм, скорость 26-27 узлов.

Комиссия проголосовала за третий проект. Он действительно выглядел более современно. И тут же руководство флота начало уродовать проект своими хотелками.

Для начала был изменен состав артиллерии. По проекту корабль должен был иметь на вооружении восемь универсальных орудий калибром 120 мм. Руководство флота настояло на установке орудий 150 мм, не универсальных. А «дырку» в ПВО должны были заткнуть зенитные пушки 88 мм.

Кроме того, на палубе должно было найтись место для торпедных аппаратов, а в трюмах место для торпед и зенитных снарядов в огромных количествах.

Изменив проект вот таким образом, все поняли, что о том, чтобы уложиться в отведенные 10 000 тонн, речь не идет вообще. Потому пришлось срезать броню до 60 мм.

Кроме вооружения, флотские командиры пожелали еще увеличить скорость до 31 узла, но это уже реально был перебор, потому пришлось им угомониться и заложить первый корабль в 1929 году. Это был «Дойчланд», по имени которого была названа вся серия (в январе 1940 года переименован в «Лютцов»).

В 1931 году был заложен «Адмирал Шеер», а в 1932 – «Адмирал граф Шпее».

Что получилось конструктивно?

К тому времени уже всем в мире стало понятно, что построить вменяемый корабль и уложить в 10 000 тонн водоизмещения все желаемое просто нереально. Пожалуй, более-менее это вышло у японцев, да и то с оговорками.

Две башни с тремя орудиями вместо трех башен с двумя позволили сэкономить драгоценный вес. Броня была так себе, да, немцы всегда были сильны в плане грамотного бронирования своих кораблей, но чуда не произошло, как ни крути. Корабли были практически беззащитны от 203-мм снарядов, да и 152-мм могли наделать неприятностей.

Читайте также  «Нимиц» против «Москвы»: оценка реальных возможностей

Скоростные качества были удовлетворительными. Восемь дизелей от MAN суммарной мощностью 56 800 л.с. обеспечивали скорость хода в 26-27 узлов. И да, дизельные двигатели гарантировали очень хорошую дальность плавания, на скорости 10 узлов она составляла до 20 000 миль. Медленно, но зато уверенно.

Вооружение. Главный калибр 283-мм орудия в двух башнях с максимальной скорострельностью три выстрела в минуту (на практике – два в идеале) и дальностью стрельбы до 36,5 км.

В качестве вспомогательного калибра устанавливались восемь 150-мм орудий, по четыре на борт. Максимальная теоретическая скорострельность до 10 выстрелов в минуту, но в реальных условиях в два раза меньше. Орудия размешались в башнях, но бронирование было откровенно недостаточным.

Для защиты от атак с воздуха применялись 88-мм зенитные пушки и малокалиберные установки, количество которых постоянно менялось. Вместо 88-мм орудий установили спаренные 88-мм установки, изначальные восемь 37-мм орудий в спаренных установках к концу войны были дополнены шестью 40-мм пушками Flak 28, двадцатью восемью 20-мм зенитными автоматами Flak 30 и двумя такими же 37-мм орудиями.

Минно-торпедное вооружение состояло из 533-мм торпедных аппаратов, которые располагались позади кормовой башни главного калибра по бортам.

На кораблях имелась и авиагруппа. Каждый крейсер был оборудован катапультой, а в комплект входили два гидросамолета Arado Ar196, однако на практике обходились одним. Кстати, такое отношение сильно испортило дела «Шееру» в советских северных водах летом 1942 года.

И последнее, хотя по уму с него надо было начинать, но так было задумано. Водоизмещение.

Естественно, в вашингтонский лимит не уложились, и за него выскочили. И если сам «Дойчланд» не так сильно (10 770 тонн), «Адмирал Шеер» — уже 11 540 тонн, то «Адмирал граф Шпее» имел водоизмещение 12 540 тонн. Как видно, аппетиты понемногу росли.

Итак, что получилось на выходе?

На выходе получились очень странные корабли.

Автономность и дальность плавания просто великолепные. При этом скоростные качества так себе. Понятно, что от линкора любой из «Дойчландов» ушел бы, но… «Рипалс» и «Ринаун», хоть и были выпущены на 20 лет раньше, запросто догнали бы и сделали отбивную из этого чуда.

Вооружение. Главный калибр хорош, тут без вопросов. Любой тяжелый крейсер поперхнулся бы 283-мм снарядом, что, собственно, и произошло с «Эксетером», которого «Шпее» чудом не разделал под орех.

Но вот наличие двух вспомогательных калибров, 150 и 88 мм, было не очень оправдано. Многие эксперты считают, что если бы вместо 8 орудий 150-мм и 88-мм зениток на «Дойчландах» поставили бы 128-мм универсалки количеством 12-14 штук, это однозначно было бы на пользу, тем более, что 128-мм пушки не особенно уступали 150-мм.

Ну и количество орудий вспомогательного калибра было откровенно маловато. Ведь не станешь же тратить снаряды главного калибра, стреляя по небронированным транспортам, правда? А по реально боевым кораблям «Дойчланды» стреляли нечасто.

Бронирование. Здесь немцы отошли от своих принципов и бронирование производилось реально по остаточному принципу. То есть защищены корабли были слабовато.

И что мы имеем по сути? Мы имеем не столько охотника за крейсерами (для этого, простите, слишком медленный и с броней плохо), сколько универсальный рейдер. Этакий настоящий пират-одиночка, гроза любого незащищенного (да и защищенного) конвоя.

Что, собственно, боевая практика кораблей и показала.

«Дойчланды» получились прекрасными рейдерами-одиночками. Любой транспорт при встрече с ними был бы обречен, а что касается крейсеров, что легких, что тяжелых, их надежно отпугивал главный калибр немецких кораблей. Действительно, в мире на момент появления немецких крейсеров было всего несколько кораблей крейсерского класса (у британцев и японцев), способных безбоязненно сразиться с шансами на победу с любым из «Дойчландов».

Бой у Ла Платы лучшее тому подтверждение. То, что «Шпее» изуродовал «Эксетера» и очень сильно повредил «Аякс». На подходе в качестве подкрепления был еще один тяжелый крейсер, «Кумберленд», но что-то мне подсказывает, что и его ожидала не очень завидная участь в случае продолжения боя.

В случае со «Шпее» британцы просто переиграли немцев морально. Продолжи Лангсдорф бой, еще неизвестно, как бы все сложилось.

Конец «Адмирала графа Шпее»

Однако до момента своей гибели от рук экипажа «Адмирал граф Шпее» потопил 11 торговых судов, преимущественно британских. Так что для кого он был более опасен, ясно и понятно.

«Адмирал Шеер» был более удачлив, потопив 17 судов и захватив в качестве приза еще 3. Но только два корабля были уничтожены в бою, да и то это были британский вспомогательный крейсер «Джервис-Бей», переделанный из транспорта и советский ледокол «Александр Сибиряков», 76-мм пушки которого никакого вреда «Шееру» причинить не могли даже теоретически.

Тонущий «Александр Сибиряков»
«Адмирал Шеер», который все…

«Дойчланд» («Лютцов») не мог похвастаться даже победами над гражданскими судами. Его можно смело отнести к категории кораблей-неудачников, поскольку до момента своей кончины крейсер в основном ремонтировался, поскольку стоило ему попытаться в очередной раз принять участие в войне, с ним что-то случалось.

«Лютцов» после попадания торпеды
Отвоевавшийся «Лютцов»

Так что в целом у немцев получилась не гроза крейсеров, а гроза невооруженных транспортов. Но это уже нюансы тактического применения, склонен поддержать тех, кто считает, что «Дойчланды» изначально создавались как рейдеры, а не контркрейсера. Слишком много совпадений, если честно.

Читайте также  Убийца крейсеров из Вашингтона

Но когда уже все «Дойчланды» строились и оснащались, они наделали в мире нешуточный переполох. Все быстро сообразили, что построили немцы. И поняли, что меры надо принимать, иначе три беспредельщика на морских маршрутах могут наделать нешуточных дел. Что вообще-то и произошло в исполнении «Шеера» и «Шпее».

Так что, оценив достоинства новых крейсеров, в Европе бросились строить что-то в ответ. Французы, например, начали строительство линейных крейсеров типа «Дюнкерк», итальянцы начали думать, как модернизировать свои старые дредноуты до состояния быстроходных линкоров. В общем, всем было чем заняться.

Между тем немцы, получив в свое распоряжение «Дойчланды», тоже задумались.

Минусы этих крейсеров им были более чем известны. Надо было идти дальше, потому, взявши на вооружение плюсы, немецкие военные и корабелы задумались.

А если увеличить огневую мощь корабля настолько, чтобы его побаивались не только сухогрузы? Скажем, не две трехорудийные башни, а три?

А если не 8 стволов 150-мм, а больше? И зенитной артиллерии больше, и не 88-мм, а 105? Тем более что после модернизации тот же «Шеер», получив 105-мм зенитки, запросто ими топил сухогрузы.

Ну и скорость. Все-таки заветная цифра в 31 узел очень нравилась военным, поскольку те же «Эксетер» и «Кумберленд» выдавали не больше 32-х узлов, что автоматически делало корабль труднодогоняемым в отношении тяжелых британских крейсеров. А легких надежно отпугивали главный и вспомогательный калибры.

Правда, говоря о скорости в 31 узел, о дизелях надо было забывать и возвращаться к паровым турбинам. Ну и что сложного? Да, резко упала бы дальность плавания, но это все решаемо.

Конечно, все эти перемены потребовали бы плюнуть на вашингтонские соглашения, точнее, на Версальский договор. Но на них и так уже плюнули, тот же «Дюнкерк» у французов получался в районе 22-24 тысячи тонн.

Ну и, собственно, в Германии тоже забыли про эти документы, точнее, про Версальский договор. Вашингтонского немцы и не подписывали.

И что же получилось?

Ну, любители кораблей уже поняли, куда я клоню.

«Шарнхорст»

Правильно, получились «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Тоже странные корабли, не совсем линкоры, но это совершенно другая история.

Оценивая же «Дойчланды» как корабли иной классификации, кроме «странные», на ум ничего не приходит. Конечно, можно поверить немцам, которые всегда твердили, что эти корабли были придуманы как ответ «вашингтонским» крейсерам Британии и США, но тут много странностей.

«Эксетер» (да и весь тип «Йорк») в сравнении с любым «Дойчландом» выглядит дешевкой. Несмотря на то, что был последним тяжелым крейсером, построенным перед войной. Да и «вашингтонский» «Лондон» не сильнее смотрится на фоне немцев.

Британский тяжелый крейсер «Сассекс» (типа «Лондон»)

Однако британцы строили свои тяжелые крейсера сериями, «Йорки», «Кенты», «Лондоны», «Норфолки» строились сериями по 3-5 единиц. Немцы построили три странных крейсера, каждый из которых был заведомо сильнее любого британского корабля.

Однако численность – не всегда плохо. И бой у Ла Платы это показал. Да, там еще сыграл роль человеческий фактор, но тем не менее: один не лучший тяжелый крейсер и два легких по факту победили «графа Шпее». Да, морально, но взорвали-то не «Эксетер», а немецкий корабль.

Возможно, что, действуй немцы не поодиночке, результат был бы совершенно иным.

Толпой британцы приговорили «Шпее», толпой забили «Бисмарка», толпой потопили «Шарнхорста».

Новейшие и очень даже продвинутые немецкие корабли терпели поражения в боях с не самыми новыми, но количественно превосходящими силами противника.

Время рейдеров-одиночек прошло, просто в Германии этого не заметили сразу.

Только этим и можно объяснить появление таких специфических и своеобразных кораблей. И – дорогих в обоих смыслах. Рейдерско-пиратская задумка Кригсмарине обернулась не самым хорошим финалом.

Хотя скажем честно: попытка уместить все в вашингтонский стандарт у немцев почти получилась. «Дойчланды» вышли странными, но интересными кораблями. Вот только места во Второй мировой войне для них толком уже не было.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как раз немцы прекрасно поняли бесперспективность одиночных рейдеров и построили пару шарнхорст- гнейзенау. И именно эта пара порезвилась в рейдерстве, как слон в посудной лавке, именно эта пара осуществили мечту всех линкорщиков, потопив авианосец в артиллерийском бою. И дальше была пара бисмарк- тирпиц, просто бисмарк должен был дождаться достройки тирпица, но верхушке кригсмарине было невмоготу терпеть и слава богу…)))
    На самом деле у них вырисовывалась очень опасная группа: шарнхорст- гнейзенау громят конвои и наводят вражеские линкоры на пару бисмарк- тирпиц, а чем это могло кончиться, показал бой бисмарка с худом и принцем уэльским.
    Но тут вмешалась экономика. У немцев в принципе не было в моменте достаточно мазута для выхода такой группы. И они гуляли по одиночке… опять таки слава богу))))
    А потом была знаменитая фраза гитлера адмиралу редеру: «Ваши линкоры съедают столько топлива, что на топливе для одного похода тирпица танковая дивизия клейста (200 танков) могла докатиться до Сталинграда. И на этом даже одиночные походы кончились.
    В общем, у немцев как всегда всё было рассчитано, но гладко было на бумаге, да забыли про овраги))))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя