Да, в новый год с новыми боевыми (в смысле, литературными) задачами. Пусть до него еще месяц, но мы, в соответствии с заветами, заранее.
Сегодня можно сказать, что цикл «Боевые самолеты» вполне себе состоялся, и летать ему и летать. Но есть еще одна тема, которая мне нравится ну не меньше (а может, и больше) чем самолеты Второй мировой.
Это крейсеры, или крейсера. Как поставить ударение, обе вариации считаются правильными.
И не без оснований.
А на кого, простите, любоваться? На авианосцы? Простите, авианосец и морская эстетика – они даже рядом не плавали. Плавучий склад с самолетами и аэродром – ну что в нем красивого? На мой взгляд – ничего.
Примерно такое же отношение и к линкорам. Ну большой сундук, ну огромные пушки. А по сути – корабль-слабачок. Ни скорости, ни маневренности, от подводной лодки защити, от самолетов защити, курс ему проложи, чтобы без опасностей был, и тогда… Если все сложится, то господин линкор куда-то там шарахнет за горизонт.
И может быть даже и попадет, тогда, конечно, слов нет, красота будет. Если попадет.
Крейсер же – это крейсер. Если посмотреть в историю, а мы сейчас посмотрим, то это был изначально класс не по водоизмещению или еще чему, а по предназначению.
И главным назначением крейсера было именно крейсирование. То есть самостоятельные действия и выполнение задач независимо от основного флота.
И здесь список не просто большой, он еще и разнообразный. Охрана вышеупомянутых здоровяков, борьба с эсминцами противника (о вредоносные расходники морей!), рейдерство, то есть захват и потопление судов снабжения противника, проводка конвоев, постановка минных заграждений, поддержка десантов и многое другое.
В общем, крейсер – штука самостоятельная напрочь, а потому (с моей точки зрения) даже более универсальная, чем линкор или авианосец. По крайней мере, крейсер в состоянии наделать дел без привлечения эскадры прикрытия. Примеров в истории полным-полно, а вот когда господа линкоры начинали корчить из себя героев-одиночек, все заканчивалось очень и очень печально. Пеной на волнах. Доказано «Бисмарком» и «Ямато».
Идем в историю?
Термин «крейсер» как таковой родился в XVII столетии. «Крейсер» — это скорее было назначение корабля, чем его конструктивное устройство.
Крейсерами обычно были достаточно маленькие и проворные суда. В те времена линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное одиночное плавание, например, к другим континентам. Кроме того, они были еще стратегически важными единицами, чтобы рисковать ими в патрульных или разведывательных миссиях.
Потому-то крейсерами назначались в 18-м веке в основном фрегаты. Среднего размера корабли, довольно быстрые и манёвренные, оснащенные для дальних походов, со средним же вооружением на одной-двух орудийных палубах.
Если почитать рассказы о пиратах Карибского моря тех лет, то выяснится, что как раз фрегат был мечтой каждого крутого парня с Тортуги. Просто потому, что был идеальным крейсером, позволявшим грабить транспорты испанцев.
Но и не фрегатом единым жив флотоводец. А потому на роль крейсеров запросто назначались шлюпы, корветы, бриги, в общем, вопрос стоял исключительно в дальности действия.
В середине XIX века крейсерские функции стали выполнять парусно-паровые винтовые корабли различных типов: фрегаты, корветы, шлюпы, клипера.
А первыми назвали крейсер крейсером американцы. Да не простые, а из Конфедеративных Штатов Америки (КША), во время Гражданской войны в этой стране.
У КША не было такого флота, как у Севера, потому южане сделали ставку именно на рейдеры. Конфедерация впервые стала официально применять термин «крейсер», хотя он по-прежнему объединял корабли по назначению, а не по конструктивному признаку. Крейсер «Алабама» два года пил кровь у флота США, захватив 69 призов и потопив один военный корабль, пока его не угомонили у побережья Франции.
А за другим крейсером, «Шенандоа», который захватил около 40 кораблей, гонялось до сотни американских военных кораблей, но так и не поймали.
Именно в Гражданскую войну в США крейсер состоялся как класс кораблей, предназначенных именно для рейдерства.
Если термин «крейсер» устаканили американцы, то первый шаг к тому, что крейсера стали такими, какими мы их привыкли видеть, сделали в России.
В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат «Генерал-адмирал», ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии — бронепоясом.
Интересно, но кроме нас броненосные крейсера стали строить только британцы. Но потом дошло и до остальных, и все страны мира бросились разрабатывать и строить для своих броненосцев более быстрых помощников.
Эволюционируя, крейсера подошли к Первой мировой войне вполне самостоятельным классом кораблей, который существовал и, более того, устраивал такие зарубы, в которых было жарко и без линкоров. Сражения у мыса Коронель, у Фолклендских островов, в Гельголандской бухте, у Доггер-банки – все эти эпизоды Первой мировой тесно связаны именно с крейсерами.
Ну и заодно были выделены из общего семейства два таких замечательных класса, как линейные крейсера и тяжелые.
Вообще, пересказывать историю крейсеров смысла просто не вижу, думаю, достаточно обозначить классы этих кораблей, которые будут рассмотрены.
1. Линейные крейсера. Незаслуженно загубленный Вашингтонским договором класс, у которого могло быть весьма великое будущее. Но – стали линкорами, и ничего тут не поделать.
2. Тяжелые крейсера. Очень интересный класс, потому что каждая страна изгалялась, как могла в плане создания таких кораблей.
3. Странные крейсера. Не знаю, как их правильно называть, но это те, кто в классы не попадал по-человечески. Те же немецкие «Дойчланды» и советский «Проект 26».
4. Легкие крейсера.
5. Вспомогательные крейсера. Хоть и не совсем крейсера, но у экипажа того же «Джервис Бей» не было времени задумываться о соответствии. А назвали крейсером – иди на «Адмирала Шеера»… Хотя и немцы тоже вписали кучу страниц в историю.
6. Броненосные и бронепалубные крейсера.
7. Ракетные крейсера.
Вообще, класс «крейсеры» прошел интересный путь, от небольших и маневренных судов до откровенных громадин «Рипалса», «Фон дер Танна» и «Петра Великого».
Учитывая, что крейсеры строили все, от признанных авторитетов до совсем уж нетривиальных южноамериканцев, шведов и испанцев, есть где разгуляться и кого с кем сравнить.
Особенно интересны, на мой взгляд, итальянские и японские корабли. Там было много интересных решений, а почему-то внимания им особо не уделяли. Так что рискнем попробовать и поговорить о реально боевых кораблях, возможно, незаслуженно обойденных вниманием.
В качестве примера могу привести деяния нашего крейсера «Красный Кавказ». Можно взять и сравнить с его работой любой из наших линкоров. Или все три сразу. Однозначно «Красный Кавказ» перевесит.
Крейсер без поддержки – все-таки боевая единица.
Поговорим о крейсерах…
/Роман Скоморохов, topwar.ru/
Я согласен,крейсера,это для РФ очень востребованный вид корабля,особенно в отсутствие у нас авианосцев.Первое,у нас богатый опыт строительства именно крейсеров и эсминцев,а это костяк ВМФ и именно для решения задач в море,и против морских целей,а не против суши.Лично для меня костяком ВМФ,кроме под.лодок,всегда являются крейсера,большие противолодочные корабли и эсминцы.Невозможно создать один универсальный корабль и против всего в море,просто нереально.Именно наличие крейсеров у СССР,уберегло от необдуманных поступков НАТО,и не один раз.Сам по себе крейсер,с нашей школой судостроения,это уникальный корабль,причем в поле модернизации,это простор.Ну что мы строим в в 21 веке?Какие-то каракурты с буянами,это что,корабли для моря?Ну возьмем уже старый пр.1164,у него,только ракет ПВО более 125единиц,причем половина дальнего действия,аналог С300ПМУ,уже готовых к старту,это же обеспечение ПВО и ПРО всего корабельного ордера.Но он остался один,на все четыре флота.Да,нам нужно крепко задуматься,стоит ли заморачиваться с постройкой авианосцев,ведь на эти средства можно построить три крейсера,водоизмещением 12-14тыс.тонн.Единственная проблема,крейсера строили в Николаеве,это Украина,но что нам мешает модернизировать одну из судоверфей и чтобы было два,а то четыре стапеля,для постройки одновременно четырех крейсеров.И чтобы постройка одновременно четырех крейсеров,длилась не более четырех лет на этой верфи.Ну что это за бардак,мы корабли водоизмещением 5-7 тыс.тонн,в единичных экземплярах строим по 15лет.Это что,постройка флота?У нас ремонты кораблей 1-го ранга,длятся по 7-8лет,это норма?Это же выключенные из состава флота корабли.Я думаю,что нам требуется срочно,пересмотреть все сроки ремонтов и постройки кораблей надводного флота.Бардак,ВМФ передали в подчинение оперативно-стратегических сухопутных командований,это ж немыслимо.Мы развалили все что нельзя,А40-альбатрос-морская противолодочная авиация,ТУ22М3-морская ракетоносная авиация, крейсера,большие противолодочные корабли,эсминцы-это же все основа флота.ВМФ стоял за Ленинград,за Мурманск,за Севастополь,за Туапсе наконец,этого что мало?Причем боевую устойчивость флотов в ВОВ обеспечивали именно крейсера и эсминцы.Давайте менять свое отношение к данным кораблям и данным видам морской авиации.