Противоракетная оборона КНР. Вместо создания сомнительных по эффективности противоракетных систем с начала 1980-х в Китае взяли курс на совершенствование стратегических ядерных сил, способных при любом раскладе нанести неприемлемый ущерб противнику. С учётом относительной малочисленности китайских баллистических ракет и их конструктивных особенностей была принята концепция «отложенного возмездия».
В отличие от СССР и США, которые полагались на «ответно-встречный удар», командование НОАК считало, что в случае ядерной войны китайские СЯС будут наносить удары, растянутые во времени. Это было связано с тем, что китайские жидкостные БРСД и МБР не могли быть запущены сразу после получения команды и требовали некоторого времени на подготовку старта. При этом часть китайских ракет и бомбардировщиков носителей ядерных бомб находились в высокозащищённых противоатомных укрытиях.
После отказа от создания национальной системы ПРО в 1980 году в КНР взяли курс на снижение уязвимости всех компонентов СЯС и обеспечение ответного удара при любом варианте развития событий.
Чтобы лучше понять, какое место в оборонной доктрине КНР занимают системы раннего ракетного предупреждения и средства противоракетной обороны, рассмотрим состояние китайского стратегического ядерного арсенала.
Баллистические ракеты средней дальности семейства DF-21
После постановки на боевое дежурство БРСД DF-3 и DF-4 следующим этапом развития СЯС КНР стало создание и принятие на вооружение грунтовых мобильных комплексов с баллистическими ракетами средней дальности. В конце 1980-х успехом завершились испытания твердотопливной двухступенчатой БРСД DF-21.
Первая модификация DF-21, принятая на вооружение в 1991 году, имела дальность 1700 км, при забрасываемом весе в 600 кг. Ракета со стартовой массой около 15 т могла нести одну ядерную боеголовку мощностью 500 кт, с предполагаемым КВО -1 км. С 1996 года в войска начала поступать DF-21А, с дальностью поражения 2700 км. Вначале 21 века на вооружение поступила новая модификация БРСД DF-21С.
Улучшенная система управления с астрокоррекцией обеспечивает КВО до 300 м. Ракета оснащается моноблочной БЧ мощностью 90 кт. Благодаря размещению ракет на мобильных пусковых установках повышенной проходимости обеспечивается способность выхода из-под «обезоруживающего удара» средствами воздушного нападения и баллистическими ракетами.
Настоящая численность баллистических ракет средней дальности, имеющихся на вооружении НОАК, не известна, по оценкам западных экспертов их может быть более сотни. В зоне поражения БРСД DF-21 находятся Индия, Япония и значительная часть России. Хотя российские СМИ регулярно заявляют о «стратегическом партнёрстве» между нашими странами, это не мешает нашим китайским друзьям проводить учения с развёртыванием мобильных ракетных комплексов в северных районах КНР.
Справедливости ради, надо сказать, что китайские мобильные ракетные комплексы регулярно фиксируются на спутниковых снимках в самых разных частях по периметру страны. В настоящее время БРСД семейства DF-21 оснащены ракетные бригады в Куньмине, Деншахе, Тунхуа, Ляньсиване и Цзяньшуе. В местах постоянной дислокации большая часть техники находится в вырубленных в скалах туннелях. По мнению западных исследователей, эти многокилометровые туннели используются как противоатомные укрытия и скрывают мобильные комплексы от средств спутниковой разведки.
После принятия на вооружение БРСД DF-21 произошёл вывод из эксплуатации ракет на жидком топливе DF-3 и DF-4. Твердотопливные DF-21 последних модификаций при сравнимой дальности стрельбы выгодно отличаются от устаревших жидкостных ракет возросшими служебно-эксплуатационными характеристиками, и в силу высокой мобильности менее уязвимы к обезоруживающему удару.
Баллистическая ракета средней дальности DF-26
В 2015 году на вооружение НОАК поступила баллистическая ракета средней дальности DF-26. По мнению экспертов Пентагона, она занимает промежуточное положение между БРСД DF-25 и МБР DF-31 и способна поражать цели, удалённые до 4000 км от точки запуска.
Баллистическая ракета DF-26 является развитием баллистической ракеты DF-21. По данным китайских СМИ модульная конструкция ракеты позволяет варьировать варианты боевого снаряжения. Твердотопливная ракета способна доставить в заданный район термоядерный и обычный заряды.
Заявлено, что ракета на дальности до 3500 км способна поражать подвижные цели, в том числе и морские. Новая баллистическая ракета DF-26 рассчитана на уничтожение объектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Европе.
Межконтинентальные баллистические ракеты семейства DF-31
Ещё одним мобильным ракетным комплексом стратегического назначения стал DF-31. Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, трехступенчатая твердотопливная МБР длиной 13 м, диаметром 2,25 м и стартовой массой 42 т оснащена инерциальной системой наведения. По разным оценкам, КВО составляет от 500 м до 1 км. МБР DF-31, поступившая на вооружение в начале 21 века, несёт моноблочную термоядерную боеголовку мощностью до 2,5 Мт.
Помимо боевого блока ракета комплектуется средствами преодоления ПРО. Считается, что после получения команды DF-31 может стартовать в течение 30 минут. Достоверно дальность пуска DF-31 не известна, но большинство экспертов склоняются к тому, что она превышает 7500 км.
По забрасываемой массе DF-31 близка к российскому подвижному грунтовому ракетному комплексу (ПГРК) «Тополь». Но китайская ракета размещается на буксируемой пусковой установке, и существенно уступает по проходимости. В связи с этим китайские ракетные комплексы передвигаются только по дорогам с твёрдым покрытием. Усовершенствованным вариантом стала DF-31А с увеличенной дальностью пуска и несколькими боевыми блоками. Развёртывание DF-31А началось в 2007 году.
На военном параде в Пекине, прошедшем 1 октября 2019 года, были продемонстрированы подвижные грунтовые ракетные комплексы стратегического назначения DF-31АG. Улучшенная твердотопливная ракета размещена на новом восьмиосном шасси, и во многом напоминает российский грунтовый комплекс «Тополь». Считается, что МБР DF-31АG, известная в прошлом как DF-31В, оснащена несколькими блоками с индивидуальным наведением с КВО – до 150 м. Дальность стрельбы — до 11000 км.
Как и мобильные БРСД DF-21, комплексы с межконтинентальными ракетами семейства DF-31 несут боевое дежурство в скальных укрытиях. В районах развёртывания ракетных бригад проложены шоссейные дороги, по которым колёсные транспортёры способны передвигаться на максимальной скорости. На спутниковых снимках неподалёку от мест постоянной дислокации обнаружены бетонированные площадки, откуда с минимальным временем на подготовку и топопривязку могут быть запущены ракеты.
В 2009 году в открытых источниках появилось упоминание новой китайской твёрдотопливной МБР — DF-41. Как пишет западная пресса, DF-41 может быть использована в мобильном грунтовом комплексе, размещена на железнодорожных платформах и в стационарных шахтных пусковых установках. Стартовая масса ракеты – около 80 т, длина – 21 м, диаметр – 2,25 м. Дальность стрельбы – до 12000 км.
Разделяющаяся головная часть МБР DF-41 несет до 10 боевых блоков с индивидуальным наведением, что позволяет рассчитывать на успешное преодоление противоракетной обороны США. 1 октября 2019 года по площади Тяньаньмэнь проехали 16 подвижных ракетных комплексов DF-41.
Совершенствование межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования семейства DF-5
Одновременно с созданием новых подвижных твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения в Китае продолжилось совершенствование тяжелых жидкостных баллистических ракет шахтного базирования DF-5.
Хотя официальное принятие МБР DF-5 на вооружение состоялось в 1981 году, темпы постановки ракет на боевое дежурство были очень низкими. МБР DF-5 впервые была продемонстрирована в 1984 году на военном параде в честь празднования 35-летия КНР.
Согласно информации, имеющейся в свободном доступе, двухступенчатая ракета DF-5 имеет стартовую массу более 180 т. Вес полезной нагрузки – 3000 кг. В качестве топлива используется несимметричный диметилгидразин, окислитель – тетраоксид азота. Максимальная дальность стрельбы – более 11000 км. Боеголовка ракеты термоядерная, мощностью до 3 Мт (по другим данным, 4-5 Мт). КВО на максимальную дальность составляет 3000-3500 м. По состоянию на 1988 год было развёрнуто всего четыре шахты с ракетами. Фактически МБР DF-5 находились в опытной эксплуатации.
В 1993 году на вооружение поступила модернизированная ракета DF-5А, которая стала первой китайской МБР с РГЧ. Снаряженная масса МБР DF-5А около 185 т, вес полезной нагрузки 3200 кг. Она может нести 4-5 боевых блоков с мощностью заряда по 350 кт или одну боеголовку мегатонного класса. Максимальная дальность стрельбы с РГЧ составляет 11000 км, в моноблочном варианте – 13000 км. Модернизированная инерциальная система управления обеспечивает точность попадания до 1300 – 1500 м.
Согласно китайским данным МБР DF-5/5А ко второй половине 1990-х были оснащены три ракетные бригады. В каждой бригаде боевое дежурство несли 8-12 ракетных шахт. На каждую МБР приходилось до десятка ложных ШПУ, которые на спутниковых снимках неотличимы от реальных позиций.
Несмотря на относительную малочисленность, развёртывание тяжелых баллистических ракет окончательно сформировало китайские СЯС, и дало возможность «Второму артиллерийскому корпусу» наносить ракетно-ядерные удары по целям на территории США, СССР и Европы.
На военном параде, прошедшем 3 сентября 2015 года в Пекине, была представлена межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования DF-5B. При взлётной массе около 190 т оценочная дальность стрельбы составляет 13000 км. Разделяющаяся головная часть ракеты включает, по разным оценкам, от 3 до 8 блоков индивидуального наведения с КВО — около 800 метров. Мощность каждого боевого блока ракеты — 200-300 кт.
По данным Национального центра воздушной и космической разведки США, в 1998 году в КНР было развёрнуто около 25 МБР DF-5/5А. Примерно половина из них могла быть запущена через 20 минут после получения команды. По состоянию на 2008 год общая численность DF-5А оценивалась примерно в 20 ракет. Снятые с боевого дежурства МБР DF-5 после переоборудования использовались в разного рода экспериментах и для запуска ИСЗ на околоземную орбиту.
В январе 2017 году с ракетного полигона Тайюань в провинции Шаньси была запущена МБР DF-5С. Согласно западным источникам, ракета с дальностью пуска 13000 км оснащена 10 боевыми блоками индивидуального наведения и несёт многочисленные средства преодоления противоракетной обороны. По мнению западных экспертов, дальнейшее развитие тяжелых жидкостных баллистических ракет шахтного базирования в КНР связано с выходом США из договора по ПРО.
Подводные ракетоносцы стратегического назначения
Морская компонента китайских СЯС в настоящее время представлена атомными подводными ракетоносцами проекта 094 Jin («Цзинь»). Внешне эта лодка напоминает советский подводный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин». При подводном водоизмещении 12000-14000 т, лодка имеет длину около 140 м. Скорость подводного хода – до 26 уз. Максимальная глубина погружения 400 м.
Подводные лодки пр. 094 несут по 12 БРПЛ типа JL-2 («Цзюйлан-2») с дальностью действия около 8000 км. JL-2 представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету с моноблочной головной частью. Длина ракеты увеличена до 13 м, стартовая масса – 42 т. Мощность боевого блока – до 1 Мт. Высказываются предположения о возможности создания головной части с блоками индивидуального наведения.
Первая субмарина пр. 094 вошла в строй в 2004 году. Все лодки этого типа базируются на базах в районах Хайнаня и Циндао. Согласно экспертным оценкам в строю находится 4-5 ПЛАРБ «Цзинь». Военно-морская база в Циндао известна тем, что здесь имеется укрытие для подводных лодок, вырубленное в скале.
В 2014 году новые китайские стратегические атомные подводные лодки типа пр.094 впервые вышли на боевое патрулирование. Оно в основном осуществлялось в территориальных водах КНР под прикрытием надводных сил флота и морской авиации. При нахождении у собственных берегов в пределах досягаемости БРПЛ JL-2 находится Аляска и Гавайские острова. В случае выхода китайских ПЛАРБ в район Гавайев, в зоне поражения их ракет оказывается практически вся территория США.
В настоящее время в КНР ведётся строительство подводных ракетоносцев проекта 096. «Тang» («Танг»). По характеристикам шумности и скорости хода эти лодки должны быть сравнимы с модернизированными американскими ПЛАРБ «Ohio». Основным вооружением пр.096 является баллистическая ракета JL-3 с дальностью стрельбы до 11000 км, что позволит наносить удары по территории США, находясь во внутренних водах КНР.
Новая БРПЛ имеет дальность стрельбы до 11000 км, головная часть оснащена 6-9 боеголовками индивидуального наведения. Новая ПЛАРБ по количеству боеголовок и их мощности в более чем два раза превосходит лодки пр. 094, оснащенных ракетами JL-2. Согласно приблизительным оценкам, на каждой ПЛАРБ типа «Танг» в перспективе может быть развёрнуто от 144 до 216 боевых блоков.
Дальние бомбардировщики
Авиационная часть китайской стратегической ядерной триады, как и 50 лет назад, представлена дальними бомбардировщиками семейства Н-6 (китайская версия Ту-16). Если верить Military Balance, то в настоящее время в ВВС НОАК имеется приблизительно 130 самолётов модификаций H-6A/H/M/К. Впрочем, не все из них являются ударными машинами, устаревшие бомбардировщики ранних серий переделаны в самолёты-заправщики.
В 2011 году на вооружение поступил кардинально модернизированный H-6K. На этом самолёте установлены российские двигатели Д-30КП-2, внедрён новый комплекс авионики и РЭБ. Боевая нагрузка возросла до 12 000 кг, а радиус действия увеличен с 1800 до 3000 км. Н-6К способен нести 6 стратегических крылатых ракет (КР) CJ-10A. В ходе проектирования этой КР использовались технические решения советской Х-55.
При модернизации Н-6К фактически был реализован весь потенциал, заложенный в конструкцию базового Ту-16. Однако самолет, чья родословная началась в 1950- годы прошлого столетия, не может считаться современным. Хотя Н-6 является основным дальним бомбардировщиком ВВС НОАК, его боевой радиус действия, даже с дальнобойными крылатыми ракетами, абсолютно недостаточен для решения стратегических задач.
Дозвуковой, громоздкий, маломанёвренный самолет с большой ЭПР в случае реального конфликта с США или Россией будет крайне уязвим от истребителей и средств ПВО. В связи с этим в Китае ведётся создание стратегического бомбардировщика H-20. По данным китайской газеты China Daily, новый дальний бомбардировщик будет иметь боевой радиус до 8000 км, без дозаправки в воздухе. Его боевая нагрузка составит до 10 т.
В августе 2018 года Центральное телевидение Китая (CCTV) продемонстрировало кадры с бомбардировщиком H-20 на взлётной полосе аэродрома Сианьского авиационного завода. Как полагают китайские СМИ, специалисты предприятия провели цикл наземных испытаний, в ходе которых были протестированы элементы конструкции, шасси и бортовое оборудование. По внешнему виду, этот бомбардировщик схож с американским B-2А. Китайский «стратег» H-20 в случае принятия на вооружение может стать вторым в мире серийным стратегическим бомбардировщиком с технологий «стелс» и «летающее крыло».
Численный состав китайских стратегических ядерных сил и перспективы их развития
Китайские официальные представители никогда не озвучивали данные по качественному составу китайских стратегических носителей и количеству ядерных боеголовок. Большая часть экспертов, специализирующихся в области стратегических вооружений, сходятся во мнении, что Китай располагает 90-100 МБР, размещенными в стационарных укреплённых шахтах и на мобильных шасси.
По типам китайские дальнобойные баллистические ракеты представлены следующим образом:
— МБР DF-5A/B – 20-25 единиц;
— МБР DF-31/31А/АG – 50-60 единиц;
— MБР DF-41 – не менее 16 единиц.
Также в составе ракетных войск стратегического назначения КНР имеется около сотни БРСД DF-21 и DF-26. На пяти китайских ПЛАРБ, осуществляющих боевое патрулирование, может быть не менее 50 боевых блоков, установленных на БРПЛ JL-2. С учётом того, что ракеты DF-5В, DF-31АG и DF-41 комплектуются головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения, на МБР, БРПЛ и БРСД должно быть развёрнуто приблизительно 250-300 ядерных боеголовок.
По минимальным оценкам, в арсенале китайской дальней бомбардировочной авиации может иметься 50 свободнопадающих термоядерных бомб и крылатых ракет стратегического назначения. Таким образом, на китайских стратегических ядерных носителях развёрнуто 300-350 ядерных зарядов.
С учётом того, что в Китае активно вводятся в строй новые МБР, оснащённые несколькими боевыми блоками индивидуального наведения, и ожидается сдача флоту новых подводных ракетоносцев, в следующем десятилетии китайские СЯС могут вплотную приблизиться по качественным и количественным показателям к возможностям России и США.
Продолжение следует…
/Сергей Линник, topwar.ru/