Главная Немного из истории

Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны

0
621

Самым массовым бронетранспортером Второй мировой войны является не немецкий «Ганомаг», который, по сути, стал первым полноценным родоначальником жанра, запущенным в серийное производство перед самым началом войны, а американский БТР M3. Как и его немецкий аналог, американская боевая машина представляла собой полугусеничный бронетранспортер со схожими характеристиками: боевая масса 9 тонн и вместимость до 10 человек плюс экипаж.

Всего с 1940 по 1945 год американская промышленность изготовила 31 176 бронетранспортеров M3, а также различных боевых машин, построенных на единой базе. Данный рекорд массовости был превзойден только бронетехникой послевоенного производства. M3 оставался основным бронетранспортером американской армии на протяжении всей Второй мировой войны. Также машина активно поставлялась союзникам США в рамках программы ленд-лиза, кроме СССР, который получил только два БТР.

Иногда его путают с легким колесным разведывательным автомобилем M3 Scout, который действительно массово поставлялся в Советский Союз в годы войны и использовался в Красной Армии, как легкий бронетранспортер. Помимо этого СССР получил некоторое количество специальных машин на шасси М3, к примеру, противотанковые САУ T-48, вооруженные 57-мм пушкой и получившие в Красной Армии обозначение Су-57.

Бронетранспортер M3A1

История создания бронетранспортера M3

Как и в Германии, первый американский полноценный бронетранспортер родился из линейки полугусеничных тягачей. К созданию полугусеничных бронированных артиллерийских тягачей и просто транспортных средств с колесно-гусеничным движителем в США приступили в начале 1930-х годов. Над созданием новых машин работало сразу четыре американских компании James Cunningham and Sons, GMG, Linn, Marmon-Herrington.

Прародителем для разрабатываемых в США машин стал французский полугусеничный автомобиль Citroen-Kegresse P17. Несколько подобных автомобилей, а также лицензию на их производство приобрела компания James Cunningham and Sons.

На базе французского шасси американцы разрабатывали собственные транспортные средства, которые получили обозначение от T1 до T9E1. Первый американский полугусеничный автомобиль получил обозначение Half-Track Car T1, он был готов уже в 1932 году. В дальнейшем подобные транспортные средства непрерывно развивались.

Самым удачным из первых прототипов считалась модель T9, которая базировалась на шасси грузового автомобиля «Форд» с колесной формулой 4х2, вместо заднего моста на машину устанавливался гусеничный движитель производства компании «Тимкен», гусеница была резинометаллической.

Citroen-Kegresse P17

Полугусеничные машины были интересны в первую очередь американским кавалерийским, а позднее танковым частям. Данная техника обладала повышенной проходимостью и могла лучше действовать в условиях пересеченной местности и бездорожья по сравнению с обычными грузовиками. После появления в 1938 году легкого колесного разведывательного бронеавтомобиля M3 Scout, американские военные решили объединить эту машину с уже имеющимися разработками колесно-гусеничных тягачей. При этом корпус автомобиля, естественно, был увеличен.

Первый вариант новой боевой машины, объединившей в себе элементы шасси и корпуса разведывательного бронеавтомобиля M3 Scout и заднюю гусеничную тележку Timken, получил обозначение М2. Данная машина позиционировалась как полугусеничный бронированный артиллерийский тягач. Машина активно использовалась в этом качестве на протяжении всей Второй мировой войны, всего в США был собран 13 691 подобный тягач, который мог перевозить зенитные, противотанковые и полевые орудия вместе с расчетом из 7-8 человек.

Испытания новой машины показали большой потенциал в качестве специализированного средства для транспортировки мотопехоты. Достаточно быстро на свет появился полноценный бронетранспортер M3, который внешне мало отличался от полугусеничного бронированного артиллерийского тягача. Основное отличие было в увеличенной длине M3, который мог перевозить до 10-12 десантников, при этом перекомпоновке подверглось все внутреннее пространство кузова. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1941 году.

Уже во время войны у американских военных возникла идея объединить модели M2 и M3, чтобы не держать в войсках две очень конструктивно близких боевых машины. Объединяющим должен был стать бронетранспортер M3A2, начало серийного производства которого планировали на октябрь 1943 года. Но к этому моменту программу производства полугусеничных боевых машин серьезно пересмотрели. Согласно первоначальным планам их планировалось собрать более 188 тысяч, это астрономические цифры.

Однако к середине 1943 года стало ясно, что для вооружения разведывательных подразделений больше подойдет колесный пушечный бронеавтомобиль M8, а для артиллерийских частей скоростной гусеничный тягач M5. В этой связи потребность в колесно-гусеничной технике серьезно сократилась, а от производства единого бронетранспортера M3A2 отказались.

M3A1 Scout

Конструкция бронетранспортера M3

Американский бронетранспортер M3 получил классическую капотную автомобильную компоновку. В передней части боевой машины был установлен двигатель, вся эта часть представляла собой моторно-трансмиссионное отделение, далее находилось отделение управления, а в кормовой части – десантное отделение, где свободно могли разместиться до 10 человек. При этом экипаж бронетранспортера мог состоять из 2-3 человек. Таким образом, в обычных условиях бронетранспортеры перевозили до 12-13 бойцов вместе с экипажем.

В конструкции бронетранспортеров широко использовались автомобильные агрегаты и компоненты, которые выдавала отлично развитая американская автомобильная промышленность. Массовость выпуска бронированных колесно-гусеничных тягачей и бронетранспортеров во многом связана с наличием такой производственной базы, которая позволяла производить боевые машины на большом количестве предприятий не в ущерб выпуску грузового транспорта и танков.

Бронетранспортеры отличались наличием простого в производстве открытого корпуса коробчатой формы, борта и корма корпуса были расположены строго вертикально, рациональные углы наклона брони здесь отсутствовали. Корпус собирался с использованием катаных бронелистов поверхностно закаленной броневой стали, толщина брони по бортам и корме не превышала 6,35 мм, наибольший уровень бронирования был в лобовой части – до 12,7 мм (полдюйма), такой уровень защиты обеспечивал лишь противопульное бронирование.

Рациональные углы наклона имели лишь лист моторного отделения (26 градусов) и лобовой лист отделения управления (25 градусов). Бронирование днища отсутствовало. Для посадки и высадки экипажа использовались две двери по бортам корпуса, а десантники высаживались через дверь в кормовом листе корпуса, от фронтального огня противника десантники были защищены корпусом бронетранспортера.

Экипаж машины состоял из 2-3 человек, десант – 10 человек. По бортам корпуса располагалось по пять сидений, под которыми находились багажные отделения, десантники сидели лицом друг к другу.

В качестве силовой установки на бронетранспортерах M3 использовался бензиновый шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения White 160AX. Двигатель выдавал максимальную мощность 147 л.с. при 3000 оборотах в минуту. Этой мощности было достаточно, чтобы разогнать БТР с боевой массой под 9 тонн до скорости 72 км/ч (такая максимальная скорость была обозначена в руководстве по эксплуатации). Запас хода машины по шоссе составлял 320 км, запас топлива – примерно 230 литров.

Все американские бронетранспортеры отличались достаточно мощным стрелковым вооружением. Стандартным было наличие двух пулеметов. Крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Браунинг M2HB устанавливался на специальном станке M25 между сидениями командира и механика-водителя, а в корме корпуса размещался 7,62-мм пулемет Браунинг M1919A4.

На версии M3A1 крупнокалиберный пулемет размещался уже на специальной кольцевой турели M49 с дополнительным бронированием. При этом в каждой машине перевозилось не менее 700 патронов калибра 12,7-мм, до 4-х тысяч патронов к 7,62-мм пулемету, а также ручные гранаты, иногда в укладке находились также противотанковые гранатометы «Базука», помимо оружия самих десантников.

Сборка бронированных полугусеничных артиллерийских тягачей M2

Одной из особенностей бронетранспортеров M3 было расположение в передней части машины однобарабанной лебедки или буферного барабана, диаметр которого составлял 310 мм. Машины с подобным барабаном выгодно отличались от бронетранспортеров с лебедкой своей проходимостью, так как могли уверенно преодолевать широкие траншеи, рвы и эскарпы.

Наличие барабана позволяло американским бронетранспортерам преодолевать траншеи противника шириной до 1,8 метра. Такие же барабаны можно было встретить и на колесных «Скаутах», которые поставлялись в СССР. При этом немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251 подобных устройств не имели.

Опыт боевого применения и оценка бронетранспортера M3

Первоначальный опыт боевого применения бронетранспортеров M3 в Северной Африке нельзя было назвать успешным. Дебют новых боевых машин пришелся на операцию «Факел». С самого начала бронетранспортеры использовались американцами достаточно массово, в каждой бронетанковой дивизии насчитывалось 433 бронетранспортера M3 или тягача M2: 200 в танковых полках и 233 в пехотном полку.

Достаточно быстро американские солдаты прозвали такие машины «Пурпурное сердце», это был нескрываемый сарказм и отсылка к одноименной американской медали, которую выдавали за боевые ранения. Наличие открытого корпуса не защищало десантников от снарядов воздушного подрыва, а бронирование часто пасовало даже перед пулеметным огнем противника.

Однако основные проблемы были связаны не с техническими особенностями машины, а неправильным использование бронетранспортеров и неопытностью американских войск, которые еще не научились правильно использовать все преимущества новой техники, привлекая бронетранспортеры к решению несвойственных им задач. В отличие от солдат и младших офицеров генерал Омар Бредли сразу оценил возможности и потенциал подобной техники, отметив высокую техническую надежность бронетранспортера M3.

По своим габаритным размерам, боевой массе и другим характеристикам американский колесно-гусеничный БТР M3 был сравним с самым массовым бронетранспортером Вермахта Sd Kfz 251, вошедшим в послевоенную историю под прозвищем «Ганомаг». При этом внутренний полезный объем американского бронетранспортера был больше примерно на 20 % за счет более простой формы корпуса, что обеспечивало десанту больший комфорт и удобство.

В то же время немецкий бронетранспортер отличался более мощным бронированием, в том числе за счет установки бронелистов под рациональными углами наклона. При этом за счет более мощного двигателя и наличия переднего барабана американский аналог превосходил немецкую машину в подвижности и проходимости по пересеченной местности. В плюс можно было добавить также оснащение почти всех американских бронетранспортеров крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами.

А вот отсутствие бронированной крыши было общим недостатком массовых серийных бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Со временем американцы выработали тактические модели и приемы использования новой техники, исправили детские болячки и достаточно активно использовали бронетранспортеры M3 на всех театрах военных действий.

Уже во время боевых действий на Сицилии и в Италии количество жалоб на новую технику существенно уменьшилось, а отзывы из войск сменились на положительные. Во время операции «Оверлорд» бронетранспортеры использовались особенно массово и в дальнейшем активно применялись американцами и их союзниками до завершения боевых действий в Европе.

О том, что машина получилась достаточно удачной, свидетельствует как огромный выпуск как самих бронетранспортеров M3 и специальной техники на их базе, так и бронированных полугусеничных артиллерийских тягачей M2, суммарное производство которых за войну превысило 50 тысяч единиц.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ