Необитаемый боевой модуль: дорогая игрушка или полезный в бою элемент?
Необитаемая башня для БТР «Намер»

В России в последние годы создано большое количество необитаемых боевых модулей: «Арбалет», «Бумеранг-БМ», АУ-220М «Байкал», «Эпоха» и т.д. Новый российский основной боевой танк «Армата» получил необитаемую башню с основным комплексом вооружения. Несмотря на то, что необитаемые боевые модули существуют не один десяток лет, их использование в бою по-прежнему вызывает вопросы. Главный из них звучит так: подобное оружие – это дань моде или действительно необходимое техническое решение?

Появление необитаемых боевых модулей

Необитаемые боевые модули, или, как их еще называют, дистанционно управляемые боевые модули (ДУБМ), впервые появились в конце 1980-х годов. Потребность в подобных устройствах ощутила одна из самых воющих армий в мире – израильская. Именно в этой стране необитаемые боевые модули получили широкое распространение, израильтяне устанавливали ДУБМ на свои бронемашины и бронетранспортеры.

Основной целью появления подобных установок было уменьшение потерь среди личного состава. Также это всегда способствует сокращению численности экипажа боевой техники. В настоящее время Израиль активно продолжает развивать подобные виды вооружений, прекрасно понимая их значимость в современных реалиях. Одной из последних израильских разработок является необитаемая башня с пушечным и ракетным вооружением для тяжелого бронетранспортера «Намер», построенного на базе танка «Меркава».

Боевую эффективность подобных модулей израильтяне оценили сразу. Их потери в живой силе от случайного или плотного огня во время проведения операций на арабских территориях уменьшились в несколько раз. При этом необитаемые боевые модули демонстрировали свою эффективность как в условиях проведения контртеррористических операций на открытой местности, так и в условиях плотной городской застройки.

Вслед за Израилем интерес к необитаемым боевым модулям продемонстрировали американцы. Армия США ощутила потребность в подобном виде вооружений во время второй иракской кампании, которая началась в 2003 году. Серийный выпуск необитаемых боевых модулей для нужд американский армии был налажен в 2006-2008 годах. При этом поставщиками подобных систем были не только американские компании, но и фирмы из Израиля и Норвегии.

В конечном итоге в составе подразделений, которые выполняли боевые задачи в Ираке, применялось порядка 700 необитаемых боевых модулей RWS М151 Protector производства норвежской компании Kongsberg, а также порядка 200 модулей М101 CROWS, выпущенных американской фирмой Recon Optical. Обычно ДУБМ устанавливались на бронеавтомобили HMMWV разных модификаций, а также колесные бронетранспортеры Stryker.

Дистанционно управляемый боевой модуль RWS М151 Protector

Стоит отметить, что необитаемые боевые модули ранее уже применялись в авиации или на флоте, но в сухопутных войсках активно начали использоваться лишь в последние десятилетия. Все подобные установки реализуются в рамках одной концепции, когда основное вооружение боевой машины выносится в отдельный модуль, а экипаж или расчет либо надежно скрыты броней в корпусе или капсуле, либо расположены на удалении от боевого модуля. При этом экипаж или расчет, находясь в условиях максимально возможной безопасности, в состоянии уверено поражать цели на поле боя, в том числе с использованием высокоточных средств поражения.

Читайте также  Танки из кубиков

В современных реалиях, когда локальные военные конфликты возникают по всему миру, необходимость в подобных модулях, которые повышают боевые возможности мотострелковых подразделений и обеспечивают снижение потерь личного состава, только возрастает.

В России сегодня создано большое количество разнообразных моделей ДУБМ с пулеметным, пушечным и пушечно-ракетным вооружением. В этом плане российские конструкторы следуют за общемировыми тенденциями, хотя в нашей стране подобные модули по-прежнему менее распространены, чем в армиях западных стран и не выпускаются серийно. За исключением выпущенных в гомеопатических количествах БМПТ «Терминатор», в которых основное вооружение вынесено в отдельный дистанционно управляемый боевой модуль.

Спор о полезности необитаемого боевого модуля

Несмотря на то, что необитаемые боевые модули с различным составом вооружения создаются, серийно выпускаются и применяются в боевых действиях, споры об их эффективности и полезности время от времени возникают. Если бы подобные модули были созданы лишь одной страной и не находили широкого применения, об этом еще можно было бы говорить.

Однако подобное вооружение активно разрабатывается огромным количеством государств, уже принято на вооружение и используется в боевых действиях. Те же российские БМПТ «Терминатор» прошли испытания в боевых условиях в Сирии. Поэтому не стоит даже сомневаться в компетенции конструкторов, которые постоянно работают над новыми дистанционно управляемыми боевыми модулями.

БМПТ «Терминатор»

К основным аргументам противников подобных боевых модулей, которые иногда называют вооружением для парадов и смотров, относят вероятность легкого поражения огнем стрелкового оружия и осколками снарядов и мин сложных оптических приборов и другого важного оборудования, входящего в состав системы управления огнем. При этом в реальных боевых условиях вся важная для СУО оптика прикрыта бронестворками и пуленепробиваемыми стеклами.

Естественно, сложную оптику, радары, датчики, как и любое другое оборудование, можно вывести из строя сосредоточенным огнем или прямыми попаданиями, в том числе из крупнокалиберного автоматического оружия и автоматических пушек. Но с тем же успехом можно вывести из строя современные панорамные и тепловизионные прицелы на танках и другой бронетехнике и с обитаемыми башнями, что не раз демонстрировалось в ходе локальных военных конфликтов последних десятилетий.

В то же время плотный огонь противника или снайперский огонь, который представляет наибольшую угрозу для современной оптики, опасен лишь на ограниченной дальности. Больше всего в условиях города, когда противник может подобраться к бронетехнике на близкое расстояние. Но в таком случае стоит опасаться уже не поражения элементов СУО, а уничтожения всей машины вместе с экипажем.

В то же время современные необитаемые боевые модули оснащены сложными системам разведки и целеуказания, тепловизорами, автоматами сопровождения цели, что существенно повышает огневые возможности подобных устройств. Наличие в их составе автоматического артиллерийского вооружения и ПТУР позволяет поражать цели на большом удалении. Поэтому бронетехника, оснащенная подобными модулями, может уверенно поражать цели на дистанции до 3-5 км. На таком расстоянии машины с ДУБМ неуязвимым для стрелкового огня противника, какой бы плотности он не был.

Читайте также  Вооружение для ТБМП Т-15: новый «Кинжал» и другие образцы

А большинство снайперов отделений или взводов вооружены оружием, которое позволяет уверенно поражать ростовые цели на удалении до 600, максимум 800 метров. Использование для борьбы с бронетехникой профессиональных снайперов или бойцов сил специальных операций, вооруженных крупнокалиберными сверхточными снайперскими винтовками (антиматериальными), способными поражать цели на удалении до 1,5-2 км, также представляется маловероятным. В этом случае гораздо проще использовать ПТРК, которые при удачном для расчета исходе могут вывести из строя любую боевую технику.

При этом не у каждого противника в арсенале найдется достаточное количество антиматериальных винтовок, ПТРК и ракет к ним. Современные войны – это давно не столкновения равнозначных по силе армий. Часто боевые действия ведутся против террористических или слабовооруженных сепаратистских формирований. В таких условиях бронетехника, оснащенная необитаемыми боевыми модулями особенно эффективна, позволяя уверенно поражать цели с безопасной для экипажа дистанции.

Как отмечают сегодня эксперты, благодаря использованию в боевых модулях современных СУО с хорошим программным обеспечением и компьютерной составляющей процесс разведки и наведения на цель существенно сократился по сравнению с обитаемыми башнями. Именно быстрая фаза наведения и последующее высокоточное поражение цели является одним из плюсов современных ДУБМ.

Необитаемый боевой модуль АУ220М «Байкал» с 57-мм пушкой

К недостаткам подобных модулей часто также относят их слабую ремонтопригодность в полевых условиях или в армейском тылу. Действительно, современные системы очень сложны как в механическом плане, так и в плане электронной составляющей. С большой долей вероятности починить такой модуль в полевой мастерской просто не получится, что потребует отправки либо демонтированного модуля, либо всей машины на заводской ремонт.

С другой стороны в современных локальных войнах это уже не так критично, как было бы при масштабном вооруженном конфликте времен Второй мировой войны. При этом необитаемые боевые модули спасают самый ценный ресурс любой страны – человеческие жизни. Потеря подготовленного солдата для государства потенциально обернется гораздо большими материальными потерями, чем ремонт модуля. Так что это уже давно не вопрос цены, а вопрос развития и совершенствования технологий.

Современные дистанционно управляемые боевые модули – это не дань моде и не бесполезная трата денег. В первую очередь это высокоэффективные и очень сложные системы, позволяющие существенно повысить боевые возможности мотострелковых подразделений при одновременном снижении людских потерь.

Современные войны все больше приближаются к тому, чтобы стать войнами машин. Об этом нам свидетельствует постоянное развитие беспилотной техники и разнообразных роботизированных комплексов. Прогресс не остановить, необитаемые боевые модули — часть этого неумолимого прогресса в военном деле, при этом далеко не самая радикальная его часть.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя