Куда девать МРК с «Калибрами»?
МРК "Ураган" проекта 22800 "Каракурт".

В последнее время во многих СМИ появились довольно спорные материалы по поводу целого класса кораблей. Речь идет о малых ракетных кораблях, или МРК, вооруженных «Калибрами». Появление этих кораблей за последнее десятилетие, пожалуй, стало единственным лучом света в нашем темном надводном флотском царстве, дела которого, признаемся, идут так себе.

Да, «Калибры» — это добротное оружие, и применение их по объектам в Сирии именно с МРК многих на Западе заставило почесать затылки. И вот теперь некоторые считают, что с уходом в историю Договора РСМД МРК как класс должны будут тоже уйти в прошлое. За ненадобностью.

Да, когда появился этот Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД), главным оруженосцам мира, СССР и США, пришлось расстаться со своими баллистическими и крылатыми ракетами наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км.

И прекрасно, в мире достаточно в целом оружия, чтобы тут все разнести в пепел не один раз.

Но касалось все это, повторю, ракет наземного базирования. А морского так и остались. В итоге США просто начали массово ставить «Томагавки» на все корабли, которые для этого подходили, у нас был «Гранат», но неядерный в основном.

Потом создали «Калибр», но вот не дадут флотские соврать, как-то так его внедряли, с такими сложностями, что в 2000-х всерьез заговорили о том, что «Скрипач» (то есть «Калибр») не нужен.

А потом вообще начали списывать корабли-носители «Калибров» один за другим. Странно, но такое впечатление, что кто-то вообще хотел выполнить задачу по максимальному ослаблению флота.

То, что на флоте ситуация стабилизировалась, заслуга никоим образом не флотского командования. Заслуга экспортных вариаций ОКБ «Новатор» на тему все того же «Граната», в результате чего появился комплекс «Клаб». Пусть не такой дальнобойный, но весьма и весьма удачный в обеих смыслах: противокорабельном и наступательном

Однако впоследствии произошла цепь сначала не связанных друг с другом событий, которые всё-таки вызвали появление на вооружении флота дальнобойных крылатых ракет, пусть и крайне нерациональным путём.

Первым, что изменило ситуацию с крылатыми ракетами, стала критическая ситуация с финансированием предприятий ОПК, спасением в которой стал экспорт. Ответом отдельно взятого ОКБ «Новатор» на этот вызов стало появление семейства ракет «Клаб» (Club) – экспортных ракет с относительно небольшой дальностью, созданных с использованием задела неядерного «Граната». Ракеты получились удачные как в ударном (против берега), так и в противокорабельном вариантах.

И тут появились наши заклятые покупатели – индусы, которые не просто заинтересовались ракетами, но и заказали серию фрегатов класса «Тальвар» проекта 11356, штатно вооружённых ракетами комплекса «Клаб» в установке вертикального пуска 3С-14 на восемь ракет.

Фрегат класса «Тальвар» проекта 11356

Неприятно констатировать, но именно заказ для ВМС Индии фактически спас все дело.

А потом еще на экспорт пошли подводные лодки проекта 636, вооруженные этими же ракетами.

Ситуация получалась презабавнейшая с одной стороны, но обыденная — с другой. Для нас, в принципе, уже стало нормой, когда современное оружие идет сперва на экспорт, а потом… а потом может и не быть вообще. И не надо за примерами ходить, вот он, первый, а дальше можно и Т-90 вспомнить, да и тот же Су-57 готовы спихнуть кому угодно, лишь бы взяли. Но не себе.

А потом, как всегда, когда «Калибры» были закончены «невзирая», за индийские деньги, вдруг на флоте прозрели. Хотя есть свидетели и серьезного «втыка» в 2006 году на совещании у президента.

Ну тогда, опять же, как у нас принято, в пожарном порядке принялись пихать «Калибры» на любые корабли, которые можно было для этого приспособить. Весь вопрос в том, что кораблей был мизер.

Читайте также  ВМФ России: «Каракурт» кусает наверняка

Так появился «Дагестан», который начали модернизировать под «Калибр» одновременно с достройкой. Получилось. Так проект 11660 «откалибровали» в 11661, а проект 21630 в 21631.

Сторожевой корабль «Дагестан» проекта 11661

И пошло-поехало. МРК строить проще, чем фрегаты и корветы, поскольку малый ракетный корабль – это всего-навсего раскормленный ракетный катер.

Потому, конечно, боевое применение МРК в 2015-м году оказалось успешным и, мягко говоря, никого на Западе не обрадовало.

Но давайте будем справедливыми: весь ракетный залп Каспийской флотилии в разы меньше, чем у любого современного эсминца, хоть у того же «Арли Берка». Факт, увы.

Идем дальше. Проект по доведению до «Калибров» МРК был сделан «на коленке», как всегда, когда наш президент начинал высказывать негатив. Откровенно ничего не делавшее для флота руководство начало срочно выкручиваться. Отсюда и совершенно невнятная спешка, и боевой пуск, приуроченный ко дню рождения…

Что же вышло по сути, что есть МРК и насколько он полезен?

Корабль однозначно неспешный (25 узлов) и недалекий (2500 км на 12 узлах). Мореходность исключительно для закрытых акваторий типа Каспийского или Черного морей. Автономность – 10 суток.

МРК «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-м»

ПВО очень сильно так себе. Откровенно слабая. С противолодочным оснащением еще хуже, но тут есть определенный резон: кто будет тратить торпеду по такой цели? Так вот, думаю, что если точно поймут, кто перед лодкой, то потратят. А «Буяну» защититься фактически нечем.

И в адрес системы целеуказания были неоднократные залпы критики.

В целом правы те, кто называет МРК проекта 21631 «Буян-М» плавучей ракетной батареей. Это так и есть. Другой вопрос, что за неимением чего-то лучшего флотские наши руководители воспользовались именно этими корабликами.

Наверное, стоит напомнить, что «Буян» по проекту должен был стать на охрану и защиту экономической зоны. То есть работать в ближней морской зоне без всяких там дальних походов.

То, что катер ближней МЗ пришлось использовать в качестве полноценного боевого ракетного корабля, – ну это чисто по бедности. Переделка патрульного катера в плавбатарею прошла успешно, но слабые места остались.

Да, для пусков из Черного или Каспийского моря за горизонт они очень подходят. А вот на Балтике или в Средиземном море, да еще и в условиях противодействия нормальных кораблей противника – боюсь, это будут мишени.

Мало того, что-то более-менее серьезное типа немецкой «Саксонии» и догонит, и размажет тонким слоем по поверхности Балтийского моря.

Фрегат «Саксония» ВМС ФРГ

Но мы уже имеем эти корабли, другой вопрос, какие есть предложения по их дальнейшей судьбе в свете кончины Договора РСМД.

Крылатая ракета. Очень грозное и полезное оружие. И, немаловажно – не такое дорогое. Может лететь, используя навигацию, огибая рельеф и так далее. Да, сбивать можно, особенно современными комплексами ПВО. Но современные комплексы ПВО – это пока не для всех. Это про нас, США, Израиль.

Тут уместно вспомнить, что в апреле 2014 года во время ракетного удара по Сирии в исполнении ВМС США было продемонстрировано, что КР вполне себе нормально сбиваются.

Однако дешевизна и количество – вот ключ к успеху. Массированный залп крылатыми ракетами – и привет. Попробуйте нейтрализовать его.

В этом плане у нас все очень печально. Разовый залп крылатыми ракетами всего Черноморского флота меньше, чем ракетный залп одного «Арли Бёрка». Увы.

В этих условиях и плавучая батарея – вполне себе оружие.

Однако ТТХ МРК проекта 21631 «Буян-М» показывают, что это даже не попытка довооружить флот хоть чем-то, а скорее просто заменитель некогда запрещённых ДРСМД наземных пусковых установок.

Но заменитель так себе. Дороговат вышел, поскольку уже не катер, но еще не корвет. Если по деньгам – половина корвета проекта 20385. Но тут вина не разработчиков, а внешней политики. Все МРК проектировались под немецкие дизели MTU, а из-за санкций пришлось переделывать корабли под китайские двигатели. Переделка вышла и долгой, и довольно дорогой.

Читайте также  Программа кораблестроения ВМФ РФ, или Очень Плохое Предчувствие. Часть 5

В общем, «Буян-М» — это первый блин, который явно вышел комом.

Но дальше пошли «Каракурты» проекта 22800. Вроде бы работа над ошибками. «Каракуртам» обеспечили большую скорость (30 узлов) и лучшую мореходность, они получили комплекс целеуказания, была усилена ПВО установкой «Панциря-МЕ».

МРК «Ураган» проекта 22800 «Каракурт».

А по сути – все та же плавучая ракетная платформа, вот только немного пошустрее. Крупный надводный корабль для них не соперник, а подводные лодки все так же просто смертельный противник.

И стоимость непонятного кораблика в 10 млрд. рублей более чем значительна. Однако «Каракурт» все-таки больше похож на тактическую ударную единицу, чем «Буян-М».

И вот теперь, когда рухнул ДРМСД, начались разговоры о том, что МРК надо пустить под нож за их полной ненадобностью. Дескать, плавучая батарея вполне может быть заменена наземным комплексом. Даже приводились цифры: двухбатарейный дивизион ОТРК «Искандер», в который вполне можно зарядить «Калибры», стоит около шести миллиардов рублей и обеспечивает такой же восьмиракетный залп, как и МРК. МРК стоил в 2017 году девять миллиардов. Но МРК, выпустив ракеты, должен вернуться на базу, а наземная ПУ перезаряжается на месте, с помощью ТЗМ.

Теоретически за шесть миллиардов можно получить не восемь, а 16 ракет в залпе. Очень многие говорят в стиле «а если». Если спроектировать новую установку типа французской HADES, которую вроде бы не отличить от обычной машины, если то, если се…

Но многие из тех, кто призывал «убрать» МРК под нож, просто забывают, что смотрят на карту. А глобус – он круглый…

Можно натыкать по всей приграничной полосе наземных ОТРК с «Калибрами». Абсолютно не вопрос, можно. Но и отследить их тоже можно. И лететь ракете через напичканный средствами ПВО и радарами континент. Это если мы говорим о западной границе.

Плавучая батарея МРК может вполне спокойно осуществлять пуски на границе территориальных вод Турции и Румынии, например, и держать под прицелом не в пример большую территорию. Не стоит забывать, что стран ОВД больше нет, да и бывших советских республик, в которых могли бы стоять наземные ракеты, тоже нет.

Калининград… Превратить западный форпост в реальную наземную крепость? Ну так там еще проще: Польша и Прибалтика рядом. Есть откуда поработать в плане перехвата. А как белорусы посмотрят на наши ракеты у себя? Думаю, не надо объяснять.

Так что ракетная батарея небольшого размера, способная подойти на 1000 км по водной глади, – это даже в свете отмены ДРСМД не самая глупая вещь, что бы там ни говорили.

Другой вопрос, что одновременно с выпуском МРК нужно провести целый комплекс по дооснащению кораблей «Калибрами». Это имеет смысл, это реальное подспорье.

Можно же провести модернизацию уже имеющихся кораблей (из числа тех, что еще десятка полтора лет прокоптят) и – обязательно – подводных лодок.

Некоторые выступающие яростно так говорили о корветах и фрегатах новых поколений, которые обязательно должны быть оснащены «Калибрами».

Не хочу показаться пессимистом, но корветы и (особенно) фрегаты мы пока строим… как бы это сказать, чтобы никого не обидеть… не очень успешно. А вот МРК пока что вполне можем.

Так что в нашем случае стоит просто строить то, что мы в состоянии построить. Что может принять на борт крылатые ракеты и нанести ими в случае необходимости удар.

А вот когда у нас без проблем начнут сходить эсминцы и фрегаты, вот тогда и можно будет поговорить о ненадобности МРК.

Но не раньше.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Не очень понятно за что ратует автор?! Если основная часть статьи с оценкой их реальных характеристик практически размазывает концепцию МРК по поверхности моря, то последние пару абзацев призывают к их дальнейшему строительству!? По принципу — ну раз до коле мы корветы-фрегаты строить не можем, давайте продолжим строить мишени!
    Я лично против концепции МРК претензий не имею, в особенности ежели ему более конкретно очертить круг задач! В связи с похоронами ДРСМД как носитель страшных и ужасных «калибров» МРК утратил свою ценность примерно % на 80 на перспективу. Да пока актуален в силу отсутствия до поры иных например грунтовых или железнодорожных платформ но не далее того.
    А на предмет пальбы с рубежей Турецко Румынской границы (кстати есть такая точка, хоть и трудно находимая, в виду отсутствия общей наземной границы) оно конечно заманчиво, но при отсутствии там какого нибудь Болгарского и же Хохлюцкого корыта 613 проекта, или чаго заначеного исшо из закромов вермахта и кригзмарине.
    Пожалуй с корвета пулять таки сподручней, ну а то как у нас оные строятся — то реальный косяк!
    Впрочем и импортозамещение с Немецкого дизеля на Китайский для МРК в плане вликого возрождения ВПК оптимизма тоже не добавляет!
    На предмет МРК задач — пора бы уже начать чертить следующую итерацию МРК — скегового типа под ПКР «Циркон» и скоростью в 50-60 узлов, с ГТД установкой и электродвижением. На той же платформе кроме ракетного катера с ПКР можно еще малый десантный корабль, и погранца организовать.
    Что до бардака со строительством корветов и фрегатов, то Лаврентия на них нет! Тот бы их собрал с вещами и мылино-рыльными и к рабочему месту цепью! Пока головной корабль не сдадут! Слишком много демократии дали! И денег! Корветы в ценник эсминца уже влазить перестали блин!
    И проектный зоопарк причесать, а то развели бумажных флотилий мать вашу и 22160 и 20386(7,8,9) и древний перенедопилюн еще советской серии 1135 под хохлячьи турбины!
    Есть 20380 — переработайте под требования 20х годов 21века, веса Килотонну прибавьте, и клепайте серию уже!
    Иначе ударимся в некромантию, и Лаврентия Палыча Берью на вашу голову подымем, ох и намаетесь!

    • Пардон зарапортовался, 1135 это фрегаты. В этой категории проект 22350М как доведенный до ума 22350 Горшков на мой взгляд в обозримой перспективе безальтернативен. Ну если конечно всерьёз не рассматривать как перспективный Советский проект 1135(6) модернизированный проект 1968 года. А впрочем будем посмотреть что по итогам проектных баталий примут.
      Правда 22350М скорее полуэсминец по текущим меркам, но так оно и лучше, тем более что рост водоизмещения классов кораблей продолжается. Оно и корветам пора бы до 4х Килотонн поднять, а то ни нормальный ГАК, ни нормальую ПЛО, ни вертолётный пятак впиндюрить некуда!

  2. Резать уже построенные МРК, особенно в условиях дефицита кораблей, конечно, не надо. Но и продолжать строить бесполезные корабли тоже не следует. Вполне можно создать на базе МРК специализированные противолодочные корабли и пустить их в серию, если Зеленодольск и Пелла ничего крупнее строить не может. Так мы хотя бы немного закроемся от подводных лодок НАТО, а то сейчас с этим вообще швах. А вообще, согласен с Ктулху, сосредотачиваться надо на крупносерийном строительстве 22350М, БДК и многоцелевых АПЛ, а не разбазаривать и без того ограниченные ресурсы на бесполезные корыта

  3. До тех пор пока в белом доме плавает то, что плавает, ни Флот, ни армия ни государство полноценно возродиться не смогут. Не те задачи хозяева всему этому поставили…. которое не тонет

  4. Тут Александр вопрос не в том чтоб резать, наоборот даже достраивать то что уже находится в высокой степени готовности (как то порезали Ульяновск в усладу забугорным хамам).
    Вопрос в том чтоб не заключать на эту пародию на флот новых контрактов, ну и по возможности свернуть строительство там где только киль со шпангоутами закладывать начали. Но без разгона коллективов в вынужденные отпуска, а с перепрофилированием стапеля на что нибудь полезное например тральщики или минзаги. Ну или Гепарды 11661 проекта если с 22380-85 затык. Пусть хотя бы заместо тех шести что для ТОФа на амурском судостроительном законтрактовали. Первую пару только заложили летом, еще можно даже их переиграть. Чо ими там делать то против Китайского флота и же против самурайских копий Бёрков? Разве что хунгузов браконьеров по Амуру гонять? Ибо в Охотском море а в остальных акваториях и подавно, работы для них нет!!
    Вообще рекомендую вам на topwar\е под этой статьей коменты почитать. Там серьезно эту тему обсопатили. Я для себя например открытие сделал! Оказывается МРК выстрелить калибрами конечно может, но без стороннего целеуказания исключительно в белый свет! Почитайте, там много полезного на мой взгляд. Я если б раньше прочитал немного по другому и коменты выше бы построил, и пусковые для ПКР ему не помогут. Еще не попутал бы 1135-й проект с 11661-вым. Знал что какой то есть корвет но что называется попутал с фрегатом. Видимо — Бес! И пусть Гепард тоже не подарок, а для макак сляпаный проект, но все корвет лучше МРК, да и от брожения в коллективе верфи.
    Лучше всего конечно умно доработать 22380-85 проект и в серию, непременно в серию! Но чем глубже начинаешь в тему вникать, тем больше впечатление что где то в верхах заседает весь батальон Бранденбург во главе с самим Канарисом, но это уже антреприза из другого водевиля! Еще раз скажу, почитайте коменты на ВО, там не самые простые люди пишут, а те кто реально в теме. Затем отфильтруйте шелуху, и два плюс два сложите сами.

  5. Да пиндосам и шпионы не нужны при таких авторах, просматривай чтиво и все…Ну узнал что-то, для чего орать на весь мир? Иль всезнайкой показать себя хочешь?

    • Затем, что если проблему не вскрыть, то ее не решить. Поэтому эти вопросы должны освещаться

  6. Восемь Калибров плюс Панцирь это отличное сочетание. Если в эсминец попадает противокарабельная ракета, то как правило он уже теряет способность произвести ракетный залп. А несколько МРК поразить сложнее. И эсминцы разные бывают. Американские имеют большое количество крылатых ракет, а наши сторожевые, корветы, фрегаты в основном защищают сами себя, а ударного оружия у них минимум. Если уж строить крупный корабль, он должен быть под завязку набит ударными ракетами, иначе он может только охранять МРК. МРК это отличный корабль, но базировать его выгодно на Каспии и Северном флоте прежде всего, где они находятся на достаточном удалении от противника и под прикрытием.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя