Беспилотная авиация Китая. В 1960-1970-е годы в рамках противостояния между НАТО и Варшавским договором в США и СССР велось создание тяжелых беспилотных летательных аппаратов с реактивными двигателями, которые предназначались для ведения тактической разведки. Военное руководство сверхдержав считало беспилотники лёгкого класса дорогостоящими игрушками, лишенными сколько-либо заметного боевого потенциала.
Многое изменилось после того как Израиль активно использовал относительно небольшие БПЛА при разгроме сирийской системы противовоздушной обороны в начале 1980-х. После этих событий в ряде стран началась разработка дронов лёгкого и среднего класса, способных не только выступать ложными целями для систем ПВО и осуществлять разведку в ближнем тылу противника, но и нести ударное вооружение.
Беспилотные летательные аппараты ASN-104, ASN-105 и ASN-205
Как уже говорилось в первой части обзора, китайские военные к началу 1980-х имели определённый опыт эксплуатации БПЛА. В войсках эксплуатировались лёгкие, весьма примитивные модели с радиоуправлением, планером изготовленным из фанеры и маломощными поршневыми двигателями. Основным назначением этих беспилотников была тренировка расчётов зенитной артиллерии.
Технологически более продвинутые реактивные беспилотные мишени и разведчики, создавались на базе американских и советских образцов. Имеющиеся в КНР наработки и сотрудничество с западными фирмами позволило весьма оперативно создать и принять на вооружение небольшие беспилотники, которые могли быть использованы для разведки в прифронтовой полосе, корректировки артиллерийского огня и постановке помех РЛС противника.
В 1985 году началась опытная эксплуатация БПЛА D-4, получившего в последствии обозначение ASN-104. Этот дистанционно пилотируемый аппарат разработан специалистами лаборатории БПЛА Сианьского Научно-исследовательского института (позднее реорганизован в Xian Aisheng Technology Group) и выполнен в основном из стеклопластика армированного углеволокном.
ASN-104 построен по той же схеме, что и первые китайские радиоуправляемые мишени Ва-2 и Ва-7. Он выглядит как миниатюрный поршневой самолёт и оснащён четырёх цилиндровым двухтактным поршневым двигателем с воздушным охлаждением HS-510 (максимальная мощность 30 л.с.), установленным в передней части аппарата. Размах крыла — 4,3 м. Длина — 3,32 м.
Первоначально запуск аппарата производился с буксируемой пусковой установки при помощи твердотопливного ускорителя. Позже пусковое устройство разместили в кузове армейского грузовика Dongfeng EQ 1240. Посадка осуществлялась при помощи парашюта.
Для своего времени ASN-104 обладал неплохими характеристиками. Аппарат с взлётной массой 140 кг мог вести разведку на удалении до 60 км от наземной станции. Топливного бака объёмом 18 л хватало на 2 часа полёта. Максимальная скорость – до 250 км/ч. Крейсерская – 150 км/ч. Потолок – 3200 м. В состав полезной нагрузки массой до 10 кг входили фото и телекамеры.
Беспилотник оборудованный автопилотом, системой дистанционного управления, системой телеметрии и аппаратурой передачи телевизионного сигнала мог выполнять полёт под контролем наземной станции или по заранее заданной программе. В состав подразделения БПЛА входило шесть беспилотников, три стартовых устройства, командно-контрольная машина с аппаратурой дистанционного управления и приёма разведывательной информации в реальном масштабе времени, а также лаборатория для обработки фотоматериалов.
Согласно западным данным, первые эскадрильи ASN-104 достигли боевой готовности в 1989 году. После тренировок на полигоне Dingxin в провинции Ганьсу, подразделения оснащённые беспилотниками направили в провинции Хэйлунзян и Юньнань, в приграничные районы с СССР и Вьетнамом.
Осмыслив опыт эксплуатации БПЛА ASN-104, китайское военное руководство поставило перед конструкторами задачу увеличения дальности ведения разведки и введение в состав разведывательной аппаратуры ночного канала. В соответствии с этими требованиями в начале 1990-х на вооружение поступил беспилотник получивший обозначение ASN-105. Этот аппарат внешне напоминает ASN-104, но он стал крупней.
Согласно информации, опубликованной китайскими СМИ, БПЛА ASN-105 в подготовленном к вылету состоянию весит 170 кг. Размах крыла – 5 м, длина – 3,75 м. Максимальная скорость по сравнению с ASN-104 стала меньше, и составила 200 км/ч. Впрочем, это показатель не столь важен для беспилотного разведчика как продолжительность полёта, которая увеличилась до 6 часов. На модификации известной как ASN-105А до 5000 м возросла максимальная высота полёта, что снизило уязвимость от МЗА и мобильных ЗРК малой дальности.
Благодаря использованию новой аппаратуры управления, телескопического антенно-мачтового устройства высотой 18 м и повышению мощности телевизионного передатчика появилась возможность управлять дроном и получать с него телевизионную картинку на дальности до 100 км. В случае осуществления вылета в тёмное время суток, используются камеры ночного видения.
В 2009 году на военном параде, посвященном 60-летию основания КНР, был продемонстрирован усовершенствованный вариант, получивший обозначение ASN-105В. В качестве транспортно-пусковой установки использован трёхосный армейский грузовик повышенной проходимости Dongfeng EQ1240.
Хотя планер и силовая установка беспилотника не претерпели особых изменений, существенно улучшена его электронная начинка. Сообщается, что наземная аппаратура управления полностью компьютеризирована, а электронные блоки БПЛА переведены на новую элементную базу.
Благодаря использованию спутниковой навигационной системы Beidou возросла точность определения координат наблюдаемых объектов, что в свою очередь повысило эффективность при корректировке артиллерийского огня и выдачи целеуказания своей авиации. Кроме того, в случае использования дрона в программном режиме или при потере канала управления, он с высокой вероятностью способен вернуться в точку запуска. Вся разведывательная информация полученная в ходе полёта записывалась на электронный носитель.
Дальнейшим вариантом развития БПЛА ASN-105 стал ASN-215. При этом масса летательного аппарата возросла до 220 кг, но габариты остались такими же, как у ASN-105.
Из-за увеличения массы полезной нагрузки пришлось установить двигатель повышенной мощности и уменьшить запас топлива на борту. По этой причине время нахождения в воздухе сократилось до 5 часов. Максимальная высота полёта не превышает 3300 м. Максимальная скорость – 200 км/ч. Крейсерская – 120-140 км/ч. Рост мощности передатчика позволил увеличить дальность контролируемого полёта до 200 км. Информация с телевизионной камеры передаётся на пункт управления по цифровому каналу.
По сравнению с аппаратами ASN-104/105 качество передаваемой в реальном масштабе времени картинки существенно улучшилось. На ASN-205 всесуточная камера размещена на стабилизированной поворотной платформе, в нижней части фюзеляжа. Что позволяет следить за целью независимо от курса и положения беспилотника. С целью расширения спектра боевого применения, использован модульный вариант размещения полезной нагрузки. В случае необходимости вместо аппаратуры визуальной разведки может быть установлен передатчик помех или ретранслятор УКВ радиосигналов.
БПЛА лёгкого класса ASN-104, ASN-105 и ASN-215 выпускались большими сериями и состоят на вооружении до сих пор. Они являются удачным примером эволюционного улучшения характеристик семейства беспилотников, созданного на базе единой платформы. Эти относительно недорогие и простые аппараты предназначались для использования в дивизионном и полковом звене, главным образом для ведения разведки в ближнем тылу противника и наблюдения за полем боя. Благодаря использованию камер высокого разрешения и спутниковой навигации появилась возможность точной корректировки артиллерийского огня.
Впоследствии снимаемые с вооружения устаревшие беспилотники активно использовались в процессе боевой подготовки зенитных расчётов, как на суше, так и на море.
Китайско-израильское сотрудничество в области беспилотной авиации
Может показаться странным, но в конце 20 века Китай обогнал нашу страну в деле создания беспилотных летательных аппаратов лёгкого и среднего класса, и это превосходство наблюдается до сих пор. Во многом это связано с непониманием роли бесилотников советским генералитетом, и общим социально-экономическим спадом начавшемся в Советском Союзе в середине 1980-х годов.
Китайские высокопоставленные военные, сделав вывод из применения израильских БПЛА в Ливане, считали их недорогим и достаточно эффективным средством вооруженной борьбы, которые при правильном применении способны оказать заметное влияние на ход боевых действий, даже при столкновении с технологически продвинутым противником. Во второй половине 1980-х ведущим разработчиком и производителем китайских дронов стал 365-й Научно-исследовательский институт, расположенный в городе Сиань, в центральной части КНР.
Однако и достижения китайских конструкторов, создавших линейку удачных БПЛА, возникли не на пустом месте. Заметный прогресс в этом направлении связан с тесным китайско-израильским сотрудничеством, и возможностью копирования систем управления, видеофиксации и передачи данных установленных на израильских дронах. Как известно, Израиль в 1980-е годы достиг значительных успехов в области создания БПЛА, даже США оказались в роли догоняющего.
Доступ КНР к израильским технологиям стал возможен в начале 1980-х годов, после того как китайское руководство начало делать резкие антисоветские высказывания, оказывать существенную военную и финансовую поддержку афганским моджахедам. В связи с этим Китай стал рассматриваться западными странами как возможный союзник в случае военного конфликта с СССР. Для модернизации китайской армии оснащённой техникой и вооружением советского образца, разработанными в 1950-1960-е годы, с благословения США ряд европейских и западных компаний приступили к военно-техническому сотрудничеству с КНР. В результате этого китайские разработчики получили доступ к современным на тот момент «изделиям двойного назначения»: авионике, турбореактивным двигателям, средствам связи и телеуправления.
Помимо закупки отдельных узлов и компонентов, Китай приобрел лицензии на производство управляемых авиационных ракет, радиолокаторов, самолётов и вертолётов. Военно-техническое сотрудничество КНР с западными странами прерванное в 1989 году в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь, существенно подтянуло технологический уровень китайской оборонной промышленности, и дало возможность приступить к перевооружению армии современными образцами.
Беспилотные летательные аппараты ASN-206, ASN-207 и ASN-209
Одним из наиболее ярких примеров китайско-израильского сотрудничества стал БПЛА ASN-206 спроектированный совместно 365-м Научно исследовательским институтом (подразделение Сианьского Северо-Западного политехнического университета занимающееся беспилотниками) и израильской компанией Tadiran, оказавшей помощь в создании бортовой аппаратуры и наземной станции управления. ASN-206 получил цифровую систему контроля и управления воздушным судном, интегрированную радиосистему и современное оборудование для управления полетами.
Разработка ASN-206 длилась с 1987 по 1994 год. В 1996 году беспилотник был представлен на международном авиасалоне в городе Чжухай, что стало неожиданностью для большинства иностранных экспертов. До этого считалось, что Китай не способен самостоятельно создавать аппараты такого класса.
БПЛА ASN-206 с максимальной взлётной массой 225 кг имеет размах крыла 6 м, длину – 3,8 м. Максимальная скорость полета 210 км / ч. Потолок – 6000 м. максимальное удаление от наземной станции управления – 150 км. Время нахождения в воздухе – до 6 часов. Полезная нагрузка – 50 кг. По компоновочной схеме ASN-206 представляет собой двухбалочный высокоплан с толкающим винтом, который вращает поршневой двигатель HS-700 мощностью 51 л.с. Преимущество этой компоновки состоит в том, что заднее расположение двухлопастного пропеллера не заслоняет линию обзора обзорных оптоэлектронных устройств установленных в нижней передней части фюзеляжа.
Запуск осуществляется с пусковой установки размещённой на грузовом шасси, при помощи твердотопливного ускорителя. Посадка при помощи парашюта. В состав эскадрильи БПЛА ASN-206 входит 6-10 беспилотников, 1-2 стартовые машины, отдельные машины управления, приёма и обработки информации, передвижной источник электропитания, автозаправщик, подъёмный кран, машины технической помощи и транспортные средства для перевозки БПЛА и личного состава.
За исключением станции управления, аппаратура которой смонтирована в микроавтобусе, все эти остальные компоненты выполнены на грузовом шасси повышенной проходимости.
В зависимости от назначения различные варианты БПЛА ASN-206 могут оснащаться набором из монохромных и цветных камер высокого разрешения. На беспилотнике имеется место для трёх дневных камер, каждая из которых может быть заменена ИК-камерой. В поздних вариантах устанавливается оптоэлектронная система разведки, наблюдения и целеуказания (с лазерным целеуказателем) в сфере диаметром 354 мм, имеющей круговое вращение и вертикальные углы обзора + 15 ° / -105 °.
Полученная информация может передаваться на наземную станцию в режиме реального времени. В качестве альтернативы, дрон может быть оснащен станцией постановки помех JN-1102 работающей в частотном диапазоне 20 до 500 МГц. Аппаратура JN-1102 в автоматическом режиме сканирует эфир и ставит шумовую помеху радиостанциям противника.
Дальнейшим вариантом развития БПЛА ASN-206 стал увеличенный в размерах ASN-207 (известный также как WZ-6), принятый на вооружение в 1999 году. Аппарат с взлётным весом 480 кг имеет длину 4,5 м и размах крыла – 9 м. Максимальная скорость — 190 км/ч. Потолок – 6000 м. Масса полезной нагрузки – 100 кг. Продолжительность полёта – 16 ч. Дальность действия – 600 км.
БПЛА ASN-207, как и предыдущая модель, несёт комбинированную дневную/ночную оптоэлектронную аппаратуру установленную на вращающейся стабилизированной платформе и лазерный дальномер-целеуказатель. Так как высокочастотный цифровой сигнал распространяется в пределах прямой видимости, для управления дроном на максимальной дальности используется беспилотник-ретранслятор известный как ТКJ-226.
Этот аппарат создан на базе планера БПЛА ASN-207 и используется с ним в одной беспилотной эскадрильи. Внешне данная модификация отличается от разведывательного варианта наличием вертикальных штыревых антенн.
В 21 веке в китайских СМИ появились изображения модификации ASN-207 с грибовидной антенной радиолокатора, который используется совместно с оптикоэлектронной системой наблюдения. В ряде источников говориться, что эта модель беспилотника получила обозначение BZK-006. Характеристики и назначение радиолокатора не известны, но, скорей всего он предназначен для разведки местности в условиях плохой видимости. Так как при установке массивного обтекателя РЛС увеличилось лобовое сопротивление, продолжительность полёта БПЛА BZK-006 составляет 12 часов.
Полёт BZK-006 непрерывно контролируют два оператора находящиеся в мобильной аппаратной. Один отвечает за местоположение беспилотника в пространстве, другой осуществляет сбор разведывательной информации.
Для подавления радиосетей противника работающих в УКВ диапазоне предназначен БПЛА РКТ164. На этом беспилотном аппарате, на месте грибовидного обтекателя установлена штыревая антенна.
На авиасалоне в городе Чжухай, состоявшемся в 2010 году была продемонстрирована ударная модификация известная как DCK-006 . Под крылом беспилотника имеются узлы подвески, на которых может быть размещено четыре миниатюрных ракеты с лазерным наведением.
Подразделения артиллерийской разведки НОАК в настоящее время массово оснащаются БПЛА JWP01 и JWP02, специально предназначенными для корректировки артиллерийского огня.
Промежуточное положение по массе и габаритом между БПЛА ASN-206 и ASN-207 занимает ASN-209, для наблюдения за полем боя на земле, поиска и отслеживания наземных целей, управления огнем артиллерии и пограничного патрулирования.
Эта модель длиной 4,273 м, с размахом крыла 7,5 м, имеет взлётный вес 320 кг, и с самого начала предназначалась для экспортных поставок. При массе полезно нагрузки 50 кг, беспилотник может действовать на удалении 200 км от станции управления, и находиться в воздухе 10 часов. Максимальная высота полёта – 5000 м. Подразделение состоит из двух беспилотных летательных аппаратов типа ASN-209 и трех транспортных средств со стартовой рампой, постом управления и средствами поддержки.
В 2011 году БПЛА ASN-209 был предложен потенциальным покупателям, и уже в 2012 году состоялось заключение контракта с Египтом на поставку 18 дронов. Согласно китайским данным экспортная стоимость ASN-209 примерно на 40% меньше чем у беспилотников аналогичного класса построенных в Израиле и США. Одним из условий сделки стала передача китайских технологий и оказание помощи в налаживании производства беспилотников на египетских предприятиях.
Таким образом, можно констатировать, что Китай за достаточно короткий срок превратился из импортёра технологий и конструкторских разработок, в экспортёра беспилотных летательных аппаратов, достаточно конкурентно способных на мировом рынке вооружений.
Лёгкие БПЛА ASN-15 и ASN-217
С середины 1990-х на основе израильских технологий в 365-м Научно-исследовательском институте велась разработка БПЛА лёгкого класса ASN-15, предназначенного для ведения ближней дневной визуальной разведки. Беспилотник поступил на вооружение сухопутных подразделений НОАК в 1997 году, и был продемонстрирован публике в 2000 году.
Летательный аппарат массой около 7 кг создан на базе не принятого на вооружение БПЛА ASN-1, основным недостатком которого была недостаточно совершенная аппаратура управления и низкое качество передаваемой телевизионной картинки. В отличие от него ASN-15 снабжен миниатюрной телекамерой нового поколения, и достаточно мощным передатчиком телевизионного сигнала.
БПЛА ASN-15 способен находиться в воздухе около часа, на удалении до 10 км от наземного пункта управления. Миниатюрный двухтактный бензиновый двигатель обеспечивал максимальную скорость до 80 км/ч. Потолок – 3 км. Размах крыла – 2,5 м. Длина -1,7 м. Благодаря расположению двигателя и винта на верхней части крыла, посадка производится на фюзеляж.
Дальнейшем развитием лёгкого БПЛА ASN-15 стал ASN-217. На этом аппарате установлена более совершенная аппаратура наблюдения, а воздушный винт вращает электрический двигатель питающийся от аккумулятора.
Взлётная масса – 5,5 кг. В горизонтальном полёте ASN-217 может разогнаться до 110 км/ч, крейсерская скорость – 45-60 км/ч. Время нахождения в воздухе – до 1,5 ч. Удаление от наземной станции – 20 км. Аппарат демонстрировался в 2010 году в Чжухае, но настоящий его статус не известен. Ряд экспертов считает, что на его базе может быть создан одноразовый беспилотник несущий заряд взрывчатки и предназначенный для атаки наземных целей.
Барражирующие боеприпасы JWS01 и ASN-301
В 1995 году в распоряжении НОАК появились израильские «беспилотники-камикадзе» семейства IAI Harpy. Первые образцы «дронов-убийц» этого семейства созданы еще в конце 1980-х годов, и в дальнейшем появились несколько новых модификаций. Это был один из первых проектов «барражирующих боеприпасов», реализованный на практике.
Компании Israel Aerospace Industries удалось создать компактный и относительно недорогой дрон, способный вести разведку и наносить удары по системам ПВО. В последствии «Гарпия» выпускалась исключительно в ударном варианте, а задачи наблюдения были возложены на другие беспилотные аппараты.
БПЛА Harpy выполнен по схеме «летающее крыло» с выступающим вперёд цилиндрическим фюзеляжем. В хвостовой части аппарата помещен двигатель внутреннего сгорания мощностью 37 л.с. с толкающим винтом. «Гарпия» несёт осколочно-фугасную боевую часть массой 32 кг и оснащена автопилотом и пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Длина аппарата — 2,7 м, размах крыла – 2,1 м. Взлётная масса – 125 кг. Скорость — до 185 км/ч, при дальности полета 500 км.
Запуск осуществляется из контейнерной пусковой установки при помощи порохового заряда, возвращение и повторное использование не предусмотрено. После старта «Гарпия» под управления автопилота выходила в район патрулирования. В заданной точке в работу включалась пассивная радиолокационная ГСН, и начинался поиск наземных РЛС противника. При обнаружении нужного сигнала беспилотник автоматически наводится на источник и поражает его взрывом боевой части.
В отличие от противорадиолокационных ракет, «Гарпия» может оставаться в нужном районе в течение нескольких часов и ждать появление сигнала цели. При этом, по причине относительно невысокой ЭПР, обнаружение беспилотника радиолокационными средствами затруднено.
В 2004 году Китай выразил намерение заключить ещё один контракт на поставку новой партии усовершенствованных «дронов-убийц» Hapry-2 и модернизацию уже проданных беспилотников. Однако этому воспротивились США, и разгорелся международный скандал. В результате КНР было отказано в продаже новых барражирующих боеприпасов и модернизации поставленных ранее. Впрочем, к тому моменту китайская промышленность достигла того уровня, когда появилась возможность создавать подобные изделия самостоятельно.
Китайский вариант «Гарпии» получил обозначение JWS01. Он в целом сходен с изделием израильской компании IAI, но имеет ряд отличий. Для китайского барражирующего боеприпаса предназначенного для уничтожения систем ПВО предусмотрено два типа сменных ГСН, работающих в разных частотных диапазонах, что существенно расширяет спектр потенциальных целей. БПЛА JWS01 после запуска полностью автономен, и выполняет полёт в соответствии с заранее заложенной программой.
Мобильная пусковая установка на шасси грузовика повышенной проходимости Beiben North Benz несёт шесть JWS01. В составе подразделения входит три самоходные пусковых установки, станция радиотехнической разведки и мобильный командный пункт. На выставке вооружений и военной техники IDEX 2017, которая состоялась в феврале 2017 года в Абу-Даби была представлена усовершенствованная модель ASN-301. В нижней и верхней части фюзеляжа модернизированного «дрона-камикадзе» установлены дополнительные антенны, что, по мнению экспертов, позволяет дистанционно корректировать действия беспилотника.
Таким образом, можно констатировать, что в 1980-1990-е годы в КНР был создан задел, позволивший в настоящее время полностью оснастить Народно-освободительную армию Китая беспилотными летательными аппаратами лёгкого и среднего класса. Более того, китайские производители БПЛА активно теснят на международном рынке израильские и американские фирмы, ранее занимавшие доминирующее положение в этом сегменте.
/Сергей Линник, topwar.ru/