Главная Важное

Китайские ударно-разведывательные БПЛА

1
868

БПЛА Wing Loong II

По данным американской разведки, в 2000 году на вооружении Народно-освободительной армии Китая имелось немногим более 100 разведывательных дронов. Примерно 70 % из имеющихся в войсках беспилотников были лёгкими аппаратами с поршневыми двигателями, предназначенными для ведения разведки в ближнем тылу противника, наблюдения за полем боя и корректировки артиллерийского огня. Разведку на удалении 200-500 км от линии фронта должны были осуществлять БПЛА с турбореактивными двигателями ChangKong-1 (копия Ла-17) и Wuzhen-5 (копия AQM-34 Firebee).

Разработка ударно-разведывательных БПЛА в КНР активизировалась, после того как с середины 1990-х годов американские вооруженные силы начали применять в локальных конфликтах БПЛА MQ-1 Predator. В дальнейшем эти ударно-разведывательные аппараты и улучшенные MQ-9 Reaper играли важную роль в развязанной США «войне с террором». Китайская разведка очень внимательно следила за ходом американских кампаний в Афганистане и на Ближнем Востоке, и вполне логичным следствием этого внимания стало желание командования НОАК иметь на вооружении беспилотники аналогичного класса.

Так как описание всех китайских беспилотников, потенциально способных нести оружие, займёт слишком много времени, рассмотрим только те, что в заметном количестве поступили на вооружение, поставлялись на экспорт и принимали участие в боевых действиях.

БПЛА ASN-229A

Самым лёгким серийным китайским беспилотным аппаратом, способным нести управляемые ракеты, является ASN-229A, созданный специалистами корпорации Xian Aisheng Technology Group (ASN UAV). 365-й Научно исследовательский институт, являющийся подразделением Сианьского Северо-Западного политехнического университета, в прошлом являлся основным разработчиком БПЛА лёгкого класса для Сухопутных войск НОАК. Корпорация производит около 80 % китайских БПЛА. Ее специалистами спроектировано более 15 типов беспилотных аппаратов.

БПЛА ASN-229A является самым крупноразмерным аппаратом в линейке беспилотников, созданным китайской корпорацией, и предназначен для замены состоящих на вооружении ASN-104/105. Основными задачами беспилотника является ведение воздушной разведки, радиоэлектронная борьба, ретрансляция УКВ-радиосигналов и корректировка огня артиллерии. Одновременно с этим ASN-229A способен наносить точечные удары по малогабаритным и подвижным целям.

Модель БПЛА ASN-229A

Новый армейский беспилотный аппарат построен по нормальной аэродинамической схеме с верхнерасположенным крылом большого относительного удлинения и имеет двухкилевое оперение. Силовая установка, размещенная в хвостовой части фюзеляжа, включает поршневой двигатель с двухлопастным толкающим винтом. В носовой части фюзеляжа расположена прицельно-обзорная система с оптико-электронной и тепловизионной камерами и лазерным дальномером-целеуказателем.

Оборудование связи и обмена данными обеспечивает связь со станцией управления, как на дальности прямой видимости, так и по спутниковому каналу. Помимо этого, аппарат имеет два подкрыльевых узла подвески для ПТУР AR-1. Запуск БЛА осуществляется с пускового устройства с использованием твердотопливных ускорителей, а посадка — на парашюте.

По сравнению с армейскими беспилотниками предыдущего поколения масса и габариты ASN-229A существенно возросли. Взлётный вес достигает 800 кг. Размах крыльев – 11 м, длина – 5,5 м. Полезная нагрузка -100 кг. Высота полёта – до 8000 м. Максимальная скорость – 220 км/ч, крейсерская – 160-180 км/ч. Продолжительность полёта – до 20 ч.

Так как ASN-229A превосходит по дальности и времени нахождения в воздухе другие китайские беспилотники для него создана новая станция управления, монтируемая на мобильном шасси. БПЛА ASN-229A используется только Сухопутными войсками НОАК и на экспорт не поставляется.

БПЛА СН-3А

Первые китайские БПЛА, способные по своим возможностям приблизиться к американскому «Хищнику», были спроектированы специалистами Пекинской аэрокосмической научно-технологической корпорации (China Aerospace Science and Technology Corporation — CASC). Разработка серии беспилотников Cai Hong началась в середине 1990 годов.

Первоначально аппараты серии Cai Hong («Радуга») CH-1 и CH-2 предназначались для разведки, наблюдения, постановки помех системам связи противника, корректировки огня артиллерии, использования в качестве ретранслятора сигналов систем связи и передачи данных, а также выдачи целеуказания тактическим ракетным комплексам. Но впоследствии на базе БПЛА СН-3, макет которого был впервые представлен на выставке в Чжухае в 2008 году, создана ударная модификация СН-3А.

БПЛА СН-3А

БПЛА СH-3А выполнен по достаточно редко используемой для беспилотников такого размера схеме «утка», и оснащён поршневым двигателем с толкающим винтом. Размах крыльев – 7,9 м, длина – 5,1 м, высота – 2,4 м. Максимальный взлетный вес — 640 кг. Масса полезной нагрузки – 100 кг. Крейсерская скорость – 180 км/ч. Максимальная скорость – 240 км/ч. Максимальная высота полета – 5 км. Радиус действия – 200 км. Дальность полёта 2000 км. Продолжительность полёта — 12 часов.

Под фюзеляжем расположена гиростабилизированная платформа с оптоэлектронной прицельно-поисковой аппаратурой. В её состав входят видеокамера, обзорная ИК-система и лазерный дальномер-целеуказатель. Аппаратура связи и обмена данными обеспечивает передачу и прием команд управления только на дальности прямой видимости. Бортовое оборудование БЛА позволяет осуществлять взлет и посадку в полностью автоматическом режиме. Они выполняются по самолетному, в том числе и с грунтовых ВПП.

Под крылом имеется два узла подвески управляемых боеприпасов. Согласно данным Global Security в качестве боевой нагрузки на БПЛА СH-3А используются разработанные CASC новые ракеты AR-1 с лазерным наведением (масса 45 кг) и малогабаритные управляемые авиабомбы FT-25 (масса 25 кг). БПЛА СH-3А также может нести две авиабомбы FT-5 калибра 75 кг (вес БЧ – 35 кг, КВО – 3-5 м) со спутниковым наведением. Кроме того, в качестве полезной нагрузки могут устанавливаться радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны, средства РЭБ и аппаратура ретрансляции радиосигналов.

Хотя СН-3А уступает по своим характеристикам американскому БПЛА MQ-1 Predator и не может управляться по спутниковым каналам связи, его боевой потенциал достаточно высок. Беспилотники данного типа под обозначением Rainbow-3 поставлялись в Нигерию, Замбию, Пакистан и Мьянму. В Пакистане СН-3А применялись для борьбы с талибами в «зоне племён», а в Нигерии их задействовали для нанесения ударов по транспортным средствам и тренировочным лагерям боевиков. Сообщается, что управление БПЛА в Нигерии осуществляют китайские операторы.

БПЛА СН-3А, разбившийся в Нигерии

26 января 2015 года в окрестностях района нигерийской деревни Думге, в северо-восточном штате Борно был обнаружен упавший неизвестный беспилотный летательный аппарат с подвешенными под крыльями управляемыми боеприпасами. По виду обломков специалисты идентифицировали его как СН-3А.

Китайские аналоги БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper

С учётом широкой известности американских БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, было бы странно, если бы в Китае не построили аппараты, внешне их напоминающие. По заказу Министерства обороны КНР в начале 21 века началась разработка многоцелевого беспилотника СН-4 с поршневым двигателем и толкающим винтом. Это достаточно крупный аппарат с размахом крыльев 18 м и длиной 9 м. Взлётная масса – около 1300 кг. Максимальная скорость – 230 км/ч, крейсерская – 180 км/ч. Дальность полёта 3000 км. Продолжительность полёта – более 30 ч.

БПЛА СН-4В

Аппарат, по своей конфигурации напоминающий американские БПЛА «Хищник» и «Жнец», оснащен подфюзеляжной гиростабилизированной оптоэлектронной системой с лазерным дальномером-целеуказателем, и в ударном варианте может нести авиационные средствами поражения, размещаемые на четырёх пилонах под крылом. Разведывательный вариант получил обозначение СН-4А, а ударный известен как СН-4В. Так как беспилотник с управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами общей массой до 345 кг имеет большее лобовое сопротивление и сокращённый запас топлива, его продолжительность полёта меньше примерно на 40 %.

С 2014 года БПЛА СН-4 поставляются на экспорт. При цене одного беспилотника около $4 млн. покупателями СН-4А/В стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

БПЛА СН-4В с иракскими опознавательными знаками

В январе 2015 года по иракскому телевидению были продемонстрированы беспилотники китайского производства, развёрнутые на авиабазе Кут. Здесь же размещены наземные станции управления. В зарубежных изданиях пишут, что, как и в Нигерии, управлением и обслуживанием беспилотников заняты китайские специалисты. Одна станция управления способна контролировать одновременно до трёх дронов.

Станция управления БПЛА СН-4В

Судя по всему, БПЛА СН-4В действуют в Ираке достаточно эффективно. По данным, озвученным представителем МО Ирака, с января 2015 года они выполнили более 300 боевых вылетов, практически все из которых оказались успешными. Также БПЛА китайского производства, принадлежащие ОАЭ и Саудовской Аравии, использовались в Йемене. Беспилотники действовали с авиабаз Шарура и Джизан.

Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА на саудовской авиабазе Шарура
Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА на саудовской авиабазе Джизан

В начале 2018 года китайская газета South China Morning Post сообщила, что CASC экспортировала тридцать CH-4B в пакетных сделках на общую сумму $ 700 млн. Производитель заявил, что беспилотники совершили более тысячи боевых вылетов, со средней продолжительностью 10 ч, и выпустили более 400 ракет, поражая свои цели с вероятностью 0,95. В августе 2018 года стало известно, что Хуситы, противостоящие «Арабской коалиции», сбили саудовский БПЛА СН-4В.

Обломки БПЛА СН-4В сбитого в Йемене

Несмотря на то, что китайские беспилотники СН-4 по своим характеристикам примерно соответствуют снятому с вооружения в США БПЛА MQ-1 Predator и сильно уступают MQ-9 Reaper, интерес к китайским ударно-разведывательным дронам проявляют многие страны. Это связано с тем, что американские власти налагают серьёзные ограничения на поставки боевых бесилотников и систем управления, и даже ближайшие союзники США не всегда могут их приобрести. С учётом того, что Россия не способна предложить что-либо в этом сегменте, беспилотные аппараты китайского производства, стоимость которых относительно невысока, оказались вне конкуренции.

Совершенствование и производство БПЛА семейства СН-4 продолжается. В январе 2015 года на аэродроме в окрестностях города Ченду зафиксирована модернизированная версия беспилотного летательного аппарата, обозначенного как Tian Yi.

Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА СН-4 рядом с другими изделиями корпорации CASC на заводском аэродроме в Ченду, снимок сделан в 2015 году

Согласно иностранным интернет-источникам, БПЛА получил два компактных двигателя вместо одного. При этом габариты обновленного Tian Yi практически не изменились. Вместе с тем, аппарат отличается новым хвостовым оперением и носовой частью, а также более широким воздухозаборником. Иностранные специалисты предполагают, что таким образом удалось снизить тепловую заметность беспилотника и повысить безопасность полёта.

В марте 2018 года стало известно, что корпорация CASC начала испытания новой модификации. Судя по опубликованным снимкам СН-4С способен нести РЛС бокового обзора, и оснащён более совершенной прицельно-обзорной системой.

Сообщается, что на СН-4С установлены новый двигатель увеличенной мощности и энергогенератор повышенной производительности. Также повышена прочность планера, что позволяет подвешивать авиационные боеприпасы массой до 100 кг, а общий вес боевой нагрузки доведён до 450 кг. С учётом критики моделей СН-4А и СН-4В, аппарат модификации СН-4С может управляться по спутниковым каналам связи, что существенно увеличивает реальный радиус действия.

Уже в стадии разработки было ясно, что БПЛА СН-4 для оснащения НОАК может являться лишь промежуточным решением. Этот аппарат при относительно невысокой стоимости, которая составляла около $2 млн., обладает неплохим экспортным потенциалом, но не может рассматриваться в качестве перспективной платформы.

Основными недостатками серийных СН-4 является отсутствие возможности управления и передачи информации по спутниковым каналам, относительно невысокие скорость и высота полёта, а также небольшая для аппарата такого класса высота и скорость полёта, что в первую очередь определяется использованием поршневого двигателя. В связи с этим ещё до принятия БПЛА СН-4 на вооружение в 11-м институте корпорации CASC в 2008 году началась разработка более совершенного беспилотника. К постройке первой модели приступили в 2011 году. Свой первый полёт беспилотный летательный аппарат CH-5 произвёл в 2016 году.

БПЛА СН-5

В ноябре 2016 года на авиасалоне, прошедшем в Чжухае, был продемонстрирован БПЛА СН-5, который многие наблюдатели назвали аналогом американского MQ-9 Reaper. Однако первая серийная модификация была снабжена поршневым мотором мощностью 300 л.с., что ограничивает максимальную скорость полёта величиной 310 км/ч. Крейсерская скорость – 180-210 км\ч. Размах крыльев – 21 м, длина планера – 11 м. Взлётная масса – 3300 кг. Вес полезной нагрузки – 1200 кг. Максимальная высота полёта – 7000 м.

Дрон может находиться в воздухе более 36 часов. При работе с наземной станцией по радиоканалу, дальность действия составляет 250 км. Для управления СН-5 могут использоваться те же наземные станции, что и для БПЛА СН-3 и СН-4. В случае использования спутниковой аппаратуры управления (SATCOM), дальность увеличивается до 2000 км.

БПЛА СН-5

На образец, представленный в Чжухае, были подвешены макеты управляемых ракет AR-1 и AR-2 общим числом 16 единиц. Перспективная компактная ПТУР с лазерным наведением АR-2 весит около 20 кг, масса боевой части — 5 кг, максимальная дальность стрельбы – 8 км. Всего же на шести подкрыльевых узлах может быть размещено 24 ракеты АR-2. Военные эксперты указывают на то, что в случае подвески под фюзеляж БПЛА СН-5 радиолокационной станции или аппаратуры радиотехнической разведки он сможет применять противокорабельные и противолокационные ракеты.

Согласно китайским данным БПЛА СН-5 принят на вооружение и ведётся его серийное производство. Экспортная стоимость составляет около $11 млн., что примерно на 6 млн. дешевле, чем цена американского MQ-9 Reaper. Однако китайский аппарат с поршневым двигателем уступает «Жнецу» по скорости и высоте полёта, что во многом обесценивает достижения китайских конструкторов. В связи с этим, в ближайшее время следует ожидать появления новой модификации китайского беспилотника с ТВД.

Ещё одним аналогом американского «Хищника» является БПЛА Wing Loong от корпорации AVIC, известный также под экспортным обозначением Pterodactyl I. Хотя некоторое количество беспилотников этого типа эксплуатируется ВВС НОАК, данная модель в основном производится на экспорт. По мнению западных специалистов, «Птеродактиль» представляет собой адаптированную копию американского MQ-1 Predator. По утверждению китайских конструкторов этот беспилотник является полностью самостоятельной разработкой.

БПЛА Wing Loong на авиасалоне МАКС-2017

БПЛА Wing Loong выполнен по схеме среднеплан с крыльями большого удлинения. Хвостовое оперение представляет собой один V-образный стабилизатор, направленный вверх от фюзеляжа (в отличие от MQ-1 Predator, у которого он направлен вниз). Двигатель находится в задней части фюзеляжа. Он приводит в движение трёхлопастной толкающий винт с изменяемым шагом лопастей.

В носовой части фюзеляжа под днищем размещён сферический блок оптико-электронного оборудования, предназначенного для круглосуточного наблюдения за обстановкой в заданном районе, поиска целей и выдачи целеуказания. Аппарат взлетной массой 1100 кг оснащен поршневым двигателем мощностью 100 л.с. и способен нести полезную нагрузку массой до 200 кг.

Размах крыльев – 14 м, длина – 9,05 м. Максимальная скорость — 280 км/ч, скорость патрулирования 150-180 км/ч. Практический потолок — 5 000 метров. В состав вооружения «Птеродактиля», в зависимости от предпочтений клиента, могут входить различные управляемые авиационные боеприпасы массой до 120 кг.

Арсенал беспилотника включает в себя авиабомбы калибра 50–100 кг: FT 10, FT 7, YZ 212D, LS 6, CS/BBM1 и GB4, малогабаритные управляемые ракеты класса «воздух–земля» типа AG 300M, AG 300L, Blue Arrow 7, CM 502KG, GAM 101A/B. Вооружение размещается на четырех подкрыльевых пилонах (75 кг нагрузки на внешних пилонах и 120 кг – на внутренних).

Первый полёт БПЛА Wing Loong совершил в 2007 году, в 2013 году китайский телеканал CCTV 13 продемонстрировал сюжет о серийной сборке Pterodactyl I в цехе Chengdu Aircraft Industry Group (является подразделением авиационно-промышленной корпорации AVIC). При экспортной стоимости около $1 млн. «Птеродактиль» пользуется популярностью у иностранных покупателей. В настоящее время аппараты данной модели приобретены: Египтом, Индонезией, Казахстаном, Узбекистаном, Нигерией, Сербией и ОАЭ. По информации China National Aero Technology Import & Export Corp, по состоянию на конец 2018 года было экспортировано более 100 БПЛА данного типа.

БПЛА Pterodactyl I вооруженных сил Казахстана во время парада в Астане, 2017 год

Ряд стран использовал БПЛА Pterodactyl I в боевых действиях. В марте 2017 года, египетские ВВС в рамках операции против исламских боевиков наносили удары на севере Синая. Целью управляемых ракет с лазерным наведением были здания с укрывшимися в них террористами и движущиеся транспортные средства. При этом 18 боевиков были убиты. Беспилотники, принадлежащие ОАЭ, участвовали в боевых действиях в Йемене и Ливии. При этом как минимум один «Птеродактиль» был сбит зенитным огнём в районе ливийского Мисрата.

В 2016 году на выставке Airshow China 2016 вниманию публики был представлен БПЛА Wing Loong II. Данная модификация отличается от предыдущих версий возросшей до 4 200 килограммов взлетной массой, большими размерами и повышенной до 32 часов продолжительностью полета. БПЛА способен выполнять полет со скоростью 370 км/ч на высоте до 9000 м.

БПЛА Wing Loong II

По компоновке аппарат схож с предыдущей моделью, но стал заметно крупнее. Размах крыла вырос почти в полтора раза (до 20,5 м), а взлетная масса увеличилась в 3,5 раза. Согласно официальной информации, новый беспилотник имеет оптимизированную аэродинамическую компоновку, улучшенную конструкцию планера и доработанные бортовые системы, а также более мощный турбовинтовой двигатель.

Помимо повышения летно-технических характеристик, Wing Loong II имеет расширенный набор оптоэлектронных и радиотехнических систем и увеличенную боевую нагрузку. Масса вооружения, размещаемого на шести подкрыльевых точках подвески, возросла до 480 кг, и в боекомплект введены управляемые авиабомбы GB3 калибра 250 кг с лазерным наведением.

В 2017 году Саудовская Аравия заключила сделку на $10 млрд. на собственное производство 300 Wing Loong II. Пакистанская авиастроительная корпорация также планирует совместно c AVIC собрать 48 Wing Loong II.

Таким образом, можно констатировать, что китайские разработчики сумели до минимума сократить отставание от США в деле создания средних ударно-разведывательных беспилотных аппаратов. При этом стоимость производимых в КНР БПЛА существенно ниже, чем у аналогов, выпускаемых в других странах. В связи с этим можно ожидать, что китайские дроны, способные нести боевую нагрузку, в ближайшей перспективе будут доминировать на международном рынке.

В отчёте, опубликованном SIPRI, говорится, что Китай в период с 2008 по 2018 гг. поставил 163 многоцелевых БПЛА среднего класса в тринадцать стран. В этот же временной период Соединенные Штаты экспортировали пятнадцать MQ-9. Американские производители оружия жалуются, что, если дело пойдет так дальше, их китайские конкуренты займут доминирующее положение.

Продолжение следует…

/Сергей Линник, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Баламут

    Хватило ума написать о Китайсах, но не хватило ума написать о наших разработках. Проект «Прорыв» ОКБ Яковлева…..дальность намного больше Китайских БПЛА. Судя по обрывочным данным дальность Яковлевского чуда превышает 15 000 км. И это правда. И правда что скорость дозвуковая.
    Остальные данные не разглашаются. Надо думать что и нагрузка у БПЛА Яковлева чуть больше чем 100 кг у Китайсев.
    Отдельно стоит упомянуть БПЛА «Охотник» ентот БПЛА как говорят берет на борт до 8 тонн боевой нагрузки….с одной стороны надо быть смелее в плане увеличения КПД всего БПЛА в том числе и нагрузки и не забывать о стоимости…..и надежности…..
    У Мига тоже есть продолжение темы «Скат» теперь масса не 10 тонн как ранее а уже 15 тонн…….
    Тоже работы идут, но медленно как-то……людей не хватает…..а требования от Минобороны ВО КАКИЕ.

    Так что наши БПЛА еще не скоро поднимут в небо…….