Главная Вооружение и техника

Китайские малые БПЛА специального назначения

0
606

Китайская беспилотная авиация. После насыщения всех родов войск беспилотными летательными аппаратами и осмысления опыта их применения командование Народно-освободительной армии Китая поставило перед конструкторами задачу проектирования узкоспециализированных миниатюрных БПЛА, предназначенных для решения особых задач.

В первую очередь речь шла о разработке малозаметных компактных аппаратов, предназначенных для использования подразделениями специального назначения. Также большой интерес вызвали так называемые «дроны-камикадзе» — небольшие барражирующие одноразовые беспилотники, несущие заряд взрывчатки. Миниатюризация электронных компонентов и создание лёгких электрических аккумуляторных батарей большой ёмкости позволили приступить к созданию аппаратов, доставляемых в заданный район при помощи крупнокалиберного реактивного снаряда системы залпового огня.

Беспилотные роботы должны войти в арсенал боевых самолётов и вертолётов. Их предполагается использовать для разведки в районах, защищённых наземными средствами ПВО, а также в роли ложных целей и постановщиков помех. Китайские подводники, в свою очередь, выразили заинтересованность в разведывательном БПЛА, который можно было бы запускать через торпедный аппарат с борта субмарины, находящейся в подводном положении.

Лёгкие беспилотные разведчики Сухопутных войск НОАК

Для использования на линии боевого соприкосновения с противником предназначены небольшие относительно простые дроны с электрическим двигателем, снабженные телевизионными камерами. Как правило, эти аппараты запускаются с рук или с простейшей пусковой установки.

Хотя миниатюрные беспилотники смотрятся на фоне тяжелых и средних БПЛА, показанных на параде, посвящённом 70-летию образования КНР, не столь впечатляюще, их роль сложно переоценить. Лёгкие крылатые машинки с пропеллером, похожие на детские игрушки, позволяют заглянуть в складки местности или проверить «зелёнку» на наличие засады и сберечь жизни бойцов.

В 2007 году на вооружение НОАК поступил БПЛА CH-802 (экспортное наименование Rainbow 802). Этот аппарат лёгкого класса создан специалистами 701-го НИИ, входящего в состав Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (China Aerospace Science and Technology Corporation, CASC), предназначен для использования силами специального назначения и в батальонном звене сухопутных войск.

БПЛА СН-802

Аппарат, весящий около 6,5 кг, имеет относительно короткий цилиндрический фюзеляж, прямое крыло и вертикальное V-образное оперение, размещённое на длинной хвостовой балке. Крыло прикреплено к задней части фюзеляжа с помощью вертикального пилона прямоугольной формы. БПЛА CH-802 приводится в движение двухлопастным винтом, который вращает электродвигатель, расположенный посредине передней кромки крыла на уровне опорного пилона.

Беспилотник может взлетать либо с руки, либо с переносной резиновой катапульты и находиться в воздухе до 60 минут. Дальность удаления от пульта управления – 15 км. Максимальная скорость – до 90 км/ч. Крейсерская 50-70 км/ч. Потолок – 4000 м. Высота патрулирования 300-1000 м.

После возвращения в район старта он приземляется на парашюте. Развёртывание комплекса CH-802, состоящего из трёх БПЛА, передатчика и пульта управления, занимает 30 минут, подготовка дрона к следующему вылету — не более 20 минут. Беспилотник CH-802 и комплект запасных частей переносятся в одном рюкзаке.

В качестве полезной нагрузки беспилотного летательного аппарата CH-802 используются сменные модули в передней части фюзеляжа. Это могут быть ночные или дневные камеры. Видеоинформация, полученная с помощью бортового оборудования БПЛА CH-802, передается на наземный пульт управления в режиме реального времени. Весь комплекс CH-802, который спроектирован как портативный, включает три БПЛА, наземные станции управления и стартовую катапульту.

Подготовка к запуску БПЛА CH-802 ночью. В руках военнослужащего, находящегося слева, пульт управления

Хотя CH-802 не блещет очень высокими характеристиками, его основными достоинствами является дешевизна и простота конструкции, что обеспечило широкое распространение в сухопутных подразделениях НОАК.

БПЛА СН-802 является самым распространенным лёгким беспилотником китайской армии. В НОАК имеются и другие аппараты такого класса. Более совершенным, но несколько более дорогим является БПЛА GY-SMG-220 созданный пекинской компанией China Eagle Aviation Science and Technology Co.

Аппарат выполнен из углепластика и кевлара. По аэродинамической схеме это высокоплан с толкающим винтом и классическим хвостовым оперением, вынесенным на длинной балке. Литиевая аккумуляторная батарея обеспечивает энергией электродвигатель вращающий трёхлопастной винт. Аппарат запускается вручную, посадка осуществляется на полозковые шасси.

БПЛА GY-SMG-220

При длине фюзеляжа 1,2 м, размах крыльев БПЛА составляет 2,2 м. Аппарат с взлётной массой 5 кг имеет практическую дальность полёта 70 км. Энергии аккумуляторной батареи хватает на 40-60 мин полёта. Максимальная скорость – до 90 км/ч, крейсерская 60 км/ч. В зависимости от конкретного полётного задания устанавливается один из вариантов сменного оборудования.

Несмотря на небольшую полезную нагрузку массой 0,5 кг, беспилотник способен вести аэрофотосъёмку местности, визуальную разведку, осуществлять мониторинг радиационной обстановки. Полёт может проходить как в дистанционно управляемом, так и в программируемом режиме.

В 2009 году в распоряжении китайских военных появился БПЛА LT MAV созданный корпорацией AVIC. Этот беспилотник построен по схеме «летающее крыло» и запускается с компактной переносной катапульты. Посадка происходит на фюзеляж.

БПЛА LT MAV

Взлётный вес этого аппарата с электрическим двигателем составляет 4 кг. Длительность полёта – до 45 мин. Максимальная скорость – 90 км/ч. Потолок – 1200 м. Как и другие беспилотники такого класса LT MAV в первую очередь предназначен для визуального наблюдения за местностью на удалении нескольких километров от своего переднего края.

Одноразовый дистанционно пилотируемый артиллерийский разведчик Sky Eye

Несколько лет назад стало известно, что в КНР ведётся разработка малых одноразовых беспилотников, доставляемых в заданный район артиллерийскими боеприпасами. Аппараты такого типа предназначены для корректировки артиллерийского огня и подсветки цели лазерным целеуказателем.

По всей видимости, наибольших успехов в этом добилось «вертолётное» подразделение корпорации AVIC — China Helicopter Research and Development Institute (CHRDI), специалисты которого создали компактный БПЛА вертолётного типа Sky Eye. Сообщается, что одноразовый «артиллерийский беспилотник» Sky Eye в настоящее время проходит опытную эксплуатацию в войсках.

БПЛА Sky Eye

По информации, опубликованной в китайских СМИ, БПЛА может быть размещён в снарядах калибра не менее 155 мм. При этом очевидно, что выстрел должен быть достаточно «мягким», что предусматривает специальную конструкцию артиллерийского боеприпаса.

Понятно, что в качестве средства доставки одноразового летающего робота-корректировщика лучше всего подходит реактивный снаряд системы залпового огня. Но, судя по рекламным материалам, опубликованным корпорацией AVIC, также предусматривается стрельбы из 155-мм самоходной гаубицы PLZ-04.

После выстрела из артиллерийского орудия или пуска ракеты РСЗО снаряд летит по баллистической траектории, и по сигналу таймера в заданной точке происходит его раскрытие и торможение при помощи парашюта. Когда скорость упадёт до минимальной величины, беспилотник отделяется от снаряда и разворачивает лопасти винта, вращаемые электрическим двигателем. Аппарат зависает на определённой высоте и при помощи телекамеры начинает поиск цели.

Обнаружив цель на экране монитора, оператор осуществляет её подсветку лазером. Возможны поиск, сопровождение и подсветка как стационарных, так и мобильных объектов. Энергии батареи БПЛА Sky Eye достаточно, чтобы обнаружить и произвести подсветку нескольких целей.

Разработка беспилотных разведчиков запускаемых из под воды

Ещё одной перспективной разработкой является одноразовый разведывательный дрон, запускаемый через торпедный аппарат с борта субмарины находящейся в подводном положении. Модель аппарата XC-1 Flying Shuttle от компании Civil Aviation University of China (CAUC) демонстрировалась в 2012 году на 5-м конкурсе по проектированию самолетов будущего Кубка инноваций Китая, проходившем в Пекине.

Беспилотник аналогичного назначения также разрабатывается лабораторией БПЛА Пекинского университета космонавтики и аэронавтики (BUAA). Аппарат напоминающий американский Lockheed Martin Cormorant демонстрировался в 2013 году на соревнованиях «Кубок Челленджер», организованных корпорацией AVIC. В настоящее время вся подробная информация о разработках дронов, базирующихся на китайских подводных лодках, засекречена.

Барражирующие «дроны-камикадзе»

Как уже говорилось в предыдущей части обзора, посвящённой китайско-израильскому сотрудничеству в деле создания БПЛА, на вооружении НОАК состоит барражирующий боеприпас JWS01, являющийся нелицензионной копией израильского «дрона-камикадзе» Hapry. Китайский одноразовый БПЛА JWS01 и его усовершенствованный вариант ASN-301 снабжены широкополосными пассивными радиолокационными ГСН и предназначены для уничтожения вражеских систем ПВО.

С учётом мировых тенденций развития телеуправляемых барражирующих боеприпасов Китайская аэрокосмическая научно-технологическая корпорация (CASC) в 2012 году создала одноразовый миниатюрный беспилотник СН-901, несущий заряд взрывчатки. Хотя данный аппарат изначально проектировался как многоцелевой и в случае установки разведывательного модуля и парашютной системы спасения мог быть использован повторно, в дальнейшем от его многоразового применения отказались.

Макет БПЛА СН-901 рядом с пусковой установкой

Беспилотник-камикадзе CH-901 сочетает достоинства беспилотного летательного аппарата и бомбы, и способен находиться в воздухе в течение 40 минут, прежде чем обнаружит объект для атаки. Барражирующий боеприпас может использоваться как в ходе общевойскового боя, так и в антитеррористических операциях.

Китайский портативный «дрон-убийца» с электрическим двигателем весит 9 кг, имеет дальность полёта 15 км и скорость до 150 км/ч. Минимальная скорость барражирования – 70 км/ч. Комплект, состоящий из трёх транспортно-пусковых контейнеров и аппаратуры наведения весит 46 кг и может переноситься двумя военнослужащими. Разрешающая возможность телевизионной камеры позволяет обнаруживать цели на расстоянии более 1,5 км с высоты 450 м. Точность попадания – 3…5 м.

В зависимости от боевого задания аппарат комплектуется осколочной или кумулятивной боевой частью. Осколочная боеголовка имеет сплошной радиус поражения 6 м, а кумулятивная способна пробить до 150 мм гомогенной брони.

В мае этого года на выставке вооружений Civil-Military Integration Expo 2019 прошедшей в Пекине был представлен разведывательно-ударный комплекс БПЛА на шасси автомобиля повышенной проходимости Yanjing YJ2080C, который может передвигаться со скоростью до 125 км/ч. На крыше автомобиля установлен модуль, похожий на малогабаритную установку РСЗО, с пусковыми трубами разного калибра.

На самом деле в трубах меньшего диаметра находится четыре малых разведывательных БПЛА SULA30, которые способны находиться в воздухе 1 час, передавая оператору данные о местности и расположении неприятеля. В восемь труб большего диаметра помещены «дроны-камикадзе» SULA89. Выброс беспилотных разведчиков и барражирующих боеприпасов происходит пороховым зарядом. Каждый беспилотный камикадзе несет в себе боеголовку массой более 2 кг и врезается в цель на скорости 180 км/ч.

Они могут быть использованы для уничтожения транспорта, лёгкой бронетехники, полевых укреплений, живой силы противника. В числе приоритетных целей: командные и наблюдательные пункты, командно-штабные машины, полевые узлы связи артиллерийские и миномётные батареи, а также системы войсковой ПВО.

Согласно информации, опубликованной в СМИ, все двенадцать одноразовых беспилотников могут быть запущены с небольшим интервалом, способны формировать рой и атаковать цель практически одновременно. Также они могут действовать поодиночке, последовательно уничтожая различные цели на поле боя. Один подобный беспилотный комплекс способен в ближнем тылу противника обнаружить и уничтожить небольшую колонну техники.

Беспилотный разведчик SW6, запускаемый с вертолёта

На аэрокосмической выставке Airshow China 2016 в китайском Чжухае был представлен разведывательно-ударный вертолёт Z-11WB. Одной из главных задач нового вертолета является слежение за обстановкой и обнаружение различных объектов как с целью получения разведывательных данных, так и для выполнения атаки. Для этого предлагается использовать оптикоэлектронное оборудование, способное обеспечить наблюдение за местностью в любое время суток и в любых метеоусловиях, а также одноразовые БПЛА SW6, запускаемые с внешних узлов подвески.

При сбросе с вертолёта-носителя аппарат раскладывает крылья и начинает самостоятельный полет под управлением оператора.

БПЛА SW6 на пилоне вертолета Z-11WB

В передней части БПЛА SW6 находятся шарнирные крепления для раскладываемых консолей крыла, оснащенных элеронами. Перед ними имеется дополнительная вертикальная плоскость. Ближе к хвосту на шарнирах крепятся еще две консоли с вертикальными стабилизаторами. В хвостовой части фюзеляжа размещена винтомоторная группа.

В транспортном положении высокорасположенное переднее крыло складывается поворотом назад, при этом его плоскости ложатся на фюзеляж. Заднее крыло большего размаха укладывается под фюзеляжем, поворачиваясь вперед.

БПЛА SW6 в полётной конфигурации

Разведывательный вертолёт, снабженный беспилотником, действуя в районах с сильной наземной ПВО, подвергается меньшему риску и способен получить больше информации. Малогабаритный БПЛА обладает меньшей акустической, радиолокационной и визуальной заметностью. В случае необходимости на него может быть установлен модуль с генератором помех для подавления и отвлечения средств противовоздушной обороны. Теоретически такой аппарат также способен нести небольшой заряд взрывчатки, что расширяет боевые возможности.

Для патрулирования и наблюдения в ближней зоне китайские военные, пограничники и полицейские всё чаще используют коммерческие многовинтовые дистанционно пилотируемые аппараты. Зачастую возможностей коммерческих аппаратов находящихся в свободной продаже вполне достаточно, чтобы оперативно контролировать в случае срабатывания сигнализации периметр охраняемого объекта, или вести видеозапись действий воинских подразделений и отдельных военнослужащих в ходе учений для последующего разбора.

Многовинтовые коммерческие беспилотники в силовых структурах КНР

Для патрулирования и наблюдения в ближней зоне китайские военные, пограничники и полицейские всё чаще используют коммерческие многовинтовые дистанционно пилотируемые аппараты. Зачастую возможностей коммерческих аппаратов, находящихся в свободной продаже, вполне достаточно, чтобы оперативно контролировать в случае срабатывания сигнализации периметр охраняемого объекта или вести видеозапись действий воинских подразделений и отдельных военнослужащих в ходе учений для последующего разбора.

На гражданском рынке появились дроны, способные парить в воздухе до 1 часа, удаляться от оператора на 5 км и в случае потери связи самостоятельно возвращаться в точку запуска. С учетом того, что квадрокоптеры стоят относительно недорого, оснащены спутниковыми навигационными системами, камерами высокого разрешения, быстро готовятся к полёту и не требуют для применения высокой квалификации оператора, они пользуются популярностью в силовых структурах КНР.

В настоящее время большое количество моделей, изначально предназначенных для гражданского использования, эксплуатируются в армейских подразделениях, в полиции, пограничной охране и используются китайскими спецслужбами.

Продолжение следует…

/Сергей Линник, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ