Боевые вертолёты будущего, показанные на выставке AUSA

0
1229

14 октября в Вашингтоне началась выставка-симпозиум AUSA 2019, на которой публика могла увидеть самые передовые образцы военной техники: от роботов и ракет до гаубиц и боевых вертолетов. Кстати, о последних. Именно в рамках Association of the United States Army нам дали понять, какими именно будут разведывательно-ударные вертолеты для Сухопутных сил США. Впрочем, обо всем по порядку.

То, что американцы хотят получить новые винтокрылые машины, — далеко не новость. Ранее в США стартовала программа Future Vertical Lift (FVL), цель которой — найти замену для UH-60 Black Hawk, AH-64 Apache, CH-47 Chinook и OH-58 Kiowa. То есть совершенно разных винтокрылых машин.

Больше всего говорят о замене для OH-58 Kiowa: это неудивительно, ведь последние из этих вертолетов Сухопутные силы США давно списали, а их функции частично взяли на себя AH-64 Apache.

Найти замену для OH-58 призвана программа FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Ранее стало известно, что свои предложения вынесли, AVX Aircraft, Bell, Boeing, Karem Aircraft и Sikorsky. Последний далее всего продвинулся в реализации намеченных планов: его Sikorsky S-97 Raider впервые взлетел в 2015 году. Впрочем, как показала выставка AUSA, выводы тогда делать было рано.

Raider-X

В рамках Association of the United States Army 2019 компания Sikorsky показала дальнейшее развитие S-97: машина получила название Raider-X. В основе всей концепции лежат наработки по Sikorsky X2, проект которого уже закрыт. И X2, и S-97 Raider, и Raider-X имеют одну общую компоновку: соосный несущий винт и винт толкающего типа. Это позволяет развивать огромную как для вертолета крейсерскую (да и максимальную) скорость.

Известно, что Raider-X будет способен развивать скорость в 380 км/ч. Этого более чем достаточно для программы Future Attack Reconnaissance Aircraft.

Вертолет получит двигатель General Electric T901. При этом Raider-X будет примерно на 30% больше, чем S-97. Члены экипажа, как и на более ранней версии, будут находиться бок о бок. Машина будет многоцелевой: сможет нести десант, оружие, грузы. О точных характеристиках судить пока что не приходится.

Bell 360 Invictus

Самая яркая презентация AUSA 2019 — вертолет от Bell Helicopter, изображениями которого американский авиастроитель ранее «дразнил» СМИ. Показали, конечно, не летный прототип, а всего лишь полноразмерный макет. Но и этого оказалась достаточно, чтобы о машине заговорили с новой силой.

В основу конструкции в Bell Helicopter положили гражданский Bell 525 Relentless. Но Invictus — полноценная боевая машина. На внешних держателях она сможет нести до восьми управляемых ракет класса «воздух — поверхность», а еще четыре ракеты можно будет разместить во внутренних отсеках. Вертолет получит 20-мм пушку и сможет уверенно поражать почти все существующие наземные цели, включая основные боевые танки.

К слову, по числу управляемых ракет разведывательный Bell 360 Invictus вплотную приблизился к ударным вертолетам, таким как AH-64 Apache. Может быть, США объединят два разных класса? Покажет время. «Апачи» тоже не вечны: рано или поздно их придется на что-то менять.

Среди плюсов Bell 360 Invictus — высокая скорость. Крейсерская составляет 330 км/ч. Члены экипажа расположены один за другим. Внешне вертолет похож на «Команч», однако сами создатели не спешат говорить о «стелсе». Их можно понять: малозаметность стоит больших денег. Не все согласны за нее платить, когда речь идет о вертолете.

Проект от AVX Aircraft и L3 Technologies

Этой презентации ждали немногие. Ранее, конечно, дуэт двух компаний уже показал изображения своего перспективного вертолета для FARA, однако именно макет, представленный на AUSA, дал понять, какой будет новая машина. В целом, концепция осталась без изменений. Перед нами разведывательно-боевой вертолет с соосным несущим винтом и двумя движителями, расположенными по бокам.

Машина получила крупные крылья, создающие аэродинамическую подъемную силу. Члены экипажа располагаются бок о бок.

Судя по представленным картинкам, вертолет сможет нести управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» и будет иметь пушку. Можно с почти полной уверенностью заявить: какой бы вертолет не победил в конкурсе, он сможет нести уже принятую на вооружение ракету AGM-179 JAGM — замену для AGM-114 Hellfire. На первом этапе дальность AGM-179 — восемь километров, в будущем ее увеличат, и потом JAGM сможет поразить цель, находящуюся на дальности 16 км. Это существенно больше показателей почти всех авиационных ПТУРов.

Karem AR40

Самый таинственный участник программы Future Attack Reconnaissance Aircraft — американская компания Karem Aircraft. Впрочем, таковой она кажется для России и Европы. В самих США про Абрахама Карем и его детище знают очень хорошо. Этот человек считается выдающимся американским и израильским инженером, создавшим ряд БПЛА. Он внес неоценимый вклад в проектирование знаменитого MQ-1 Predator.

Непосредственно саму фирму Karem Aircraft знают, в частности, по проектам «монструозных» конвертопланов: в частности, тяжелого транспортного TR75. Способному в теории выполнять межконтинентальные перелеты.

Однако это явно не то, что нужно для FARA. Поэтому в рамках Association of the United States Army компания Karem Aircraft показала концепт намного более «скромного» летательного аппарата. Проект AR40 предполагает создание винтокрыла с одним несущим винтом и толкающим воздушным винтом в задней части фюзеляжа. Аппарат получит крыло, создающее часть подъемной силы при горизонтальном полете.

Согласно представленным данным, скорость AR40 будет на 20 процентов больше той, что указана военными в требованиях к перспективным машинам. Проще говоря, она будет больше или сравнима со скоростью Raider-X и почти наверняка выше, чем у Bell 360 Invictus.

С другой стороны, не очень убедительное изображение — это все, чем в рамках FARA способен похвастаться Karem. В то же время предок Raider-X — S-97 уже вовсю летает. Bell 360 Invictus и машина AVX/L3 существуют как макеты, а Boeing явно намерен дать вторую жизнь AH-64 Apache.

Напомним, что ранее эта корпорация заявила, что планирует переделать знаменитый вертолет «Апач», снабдив его винтом толкающего типа. Это позволит повысить скорость вертолета на 50 %, а экономичность — на 24 %. Но пока что даже без учета этих планов, судьба самого популярного в мире ударного вертолета выглядит безоблачной. Пойдет ли Boeing на дополнительный риск — сказать тяжело.

В целом AUSA 2019 ясно дала понять, что ведущие американские авиастроители схлестнулись не на шутку. И это только начало. Еще интереснее будет посмотреть на накал страстей, который развернется вокруг права построить вертолет, идущий на смену UH-60 Black Hawk. Все-таки легкий разведчик — нишевый класс. А средний многоцелевой вертолет сулит огромные возможности, в том числе на международном рынке.

/Илья Легат, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ