С 2013 года в серийном производстве находится колесная самоходная артиллерийская установка FH77BW L52 Archer совместной шведско-норвежской разработки. Этот образец не пользуется особым успехом на рынке, но его создатели собираются изменить ситуацию. На днях компания BAE Systems, теперь владеющая проектом, представила новый вариант самоходки с модульной архитектурой.
Экспортный образец
Несколько дней назад в Лондоне открылась международная военно-техническая выставка DSEI-2019. Одним из основных участников мероприятия является международная компания BAE Systems, представившая массу уже известных и новых разработок. Один из самых крупных и интересных ее экспонатов – обновленный вариант самоходной гаубицы Archer.
Обновленная САУ позиционируется как экспортный образец для продажи третьим странам. С этим связаны основные положения проекта. Модернизация была направлена на изменение архитектуры боевой машины и ее средств. Все целевые системы теперь выполняются в виде модулей, пригодных для монтажа на разные шасси. Таким образом, потенциальный покупатель сможет приобрести самоходку на основе наиболее удобной для него платформы.
В базовом варианте САУ «Арчер» используется сочлененное трехосное шасси Volvo A30D. Обновленный проект совместим с любыми другими машинами, имеющими схожие характеристики. На DSEI-2019 показали опытный образец САУ, выполненный на четырехосном шасси Rheinmetall RMMV HX2 немецкого производства.
Такая платформа широко используется в британской армии, и показанный прототип мог быть прозрачным намеком для Лондона. Другие варианты исполнения САУ пока не демонстрировались, но могут появиться в ближайшем будущем.
Модульный подход
Главная идея обновленного проекта Archer заключается в перестройке основных компонентов в универсальную систему без жесткой привязки к типу носителя. Серийная САУ «Арчер» имеет ряд характерных компоновочных и конструктивных решений, прямо связанных с особенностями платформы производства «Вольво». Артиллерийские системы для сочлененного шасси не могут быть быстро и просто перенесены на другую машину.
Согласно доступным данным, аппаратура комплекса теперь разделяется на несколько модулей. В кабине автомобиля-носителя предлагается размещать системы управления огнем и пульт управления. При этом сохраняется высокая степень автоматизации процессов подготовки и стрельбы, благодаря чему экипаж может выполнять все основные операции, не покидая кабину.
Archer на шасси Volvo имел дополнительный приборный отсек, размещенный позади кабины. В обновленном проекте вместо него используется металлический кожух иной конфигурации, устанавливаемый над шасси. В случае с машиной RMMV HX2 он находится над промежутком между второй и третьей осью.
Кормовая часть машины, как и в базовом проекте, получает артиллерийскую систему в виде необитаемого боевого модуля. Внутри защищенного кожуха-башни помещаются средства монтажа орудия и автомат заряжания с магазином. Под такой башней располагаются домкраты для вывешивания перед стрельбой.
Экспортный вариант САУ Archer отличается только архитектурой и компоновкой некоторых агрегатов. При этом вооружение, средства боепитания, системы управления и т.д. остаются прежними. Обеспечивается максимальная унификация по агрегатам и оружию.
Обе версии САУ получают 155-мм гаубицу шведской разработки, построенную на основе полевого орудия FH77. Ствол длиной 52 калибра позволяет отправлять обычные снаряды на 30 км, управляемые активно-реактивные – на 40-60 км. В башне помещена механизированная укладка на 21 выстрел раздельного заряжания с модульным метательным зарядом. Сохранена возможность быстрой перезарядки артиллерийской системы при помощи специализированной транспортно-заряжающей машины.
Ходовые характеристики и мобильность экспортной самоходки определяются типом использованного шасси. САУ на шасси Volvo A30D способна развивать скорость до 70 км/ч и двигаться по пересеченной местности. Новый вариант на платформе от «Рейнметалл» имеет близкие характеристики. В дальнейшем могут появиться новые версии боевой машины с иными показателями подвижности.
Проблемы и решения
Следует напомнить, что САУ FH77BW L52 Archer несколько лет назад дошла до серии, но не имела особого коммерческого успеха. На данный момент такая техника имеется только у армии Швеции. В 2013-16 гг. шведские артиллеристы получили две партии по 24 самоходки, причем с поставкой этой техники связана крайне интересная история.
Проект «Арчер» разрабатывался совместно Швецией и Норвегией. Обе страны планировали приобрести по 24 боевые машины. Однако в конце 2013 г., уже после запуска серии, норвежская армия отказалась от закупки. Несколько готовых самоходок оказались без определенного будущего, но в 2016-м Стокгольм решил забрать себе невостребованную технику.
Покупателем САУ Archer могла стать Хорватия. В середине прошлого десятилетия она планировала приобрести до 24 новых САУ для замены устаревшей техники. Однако вскоре страна столкнулась с экономическими проблемами, из-за чего ей пришлось пересмотреть свои планы. От закупки шведско-норвежских машин отказались – вместо них приобрели 12 подержанных немецких PzH 2000.
Другие страны пока не проявляли реального интереса к САУ Archer, из-за чего перспективы этого образца остаются туманными. Именно с этим фактом следует связывать появление новой экспортной версии проекта. Внимательное изучение «Арчера» показывает, что именно шасси может считаться слабым местом проекта, ограничивающим его коммерческий потенциал.
Шасси Volvo A30D является уникальным в своем роде и отличается от распространенной армейской техники. Третьи страны не заинтересованы в приобретении такой техники ввиду разунификации парка боевых машин и сопутствующих проблем. Выходом из такой ситуации может стать создание новых вариантов САУ на разных шасси, соответствующих требованиям тех или иных стран. Специалисты BAE Systems решили такую задачу путем создания набора модулей, совместимого с разными платформами.
Для демонстрации потенциала нового проекта был построен опытный образец на шасси немецкой сборки. Почти полтора десятка стран используют шасси семейства RMMV HX, и некоторые из них могут быть заинтересованы в приобретении новых САУ. Им могут предложить уже представленный вариант Archer.
Предлагаемый модульный комплект может быть адаптирован для применения на других машинах, вследствие чего список потенциальных заказчиков самоходок резко увеличивается. Очевидно, что далеко не все потенциальные покупатели подпишут реальные контракты, но на фоне предыдущих успехов САУ Archer любая поставка сама по себе будет успехом.
Желания и возможности
Разработчики именуют боевую машину Archer лучшим в мире образцом самоходной артиллерии, имеющим преимущества перед всеми конкурентами. Несмотря на такую рекламу, самоходка не пользуется успехом на рынке вооружений. Построено лишь 48 серийных машин, причем все поступили в собственную армию страны-разработчика.
Артиллерийская часть САУ «Арчер» отличается техническим совершенством и высокими характеристиками, но особое шасси не позволяет реализовать весь его коммерческий потенциал. Были приняты меры, и теперь BAE Systems может предложить заказчикам комплект аппаратуры для монтажа на разных шасси. Первый показ такого образца состоялся несколько дней назад. Насколько успешным окажется такой проект – станет известно в будущем.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/