Россия отказывается от статуса океанской державы — денег нет
Наконец-то министр обороны Сергей Шойгу высказался со всей определенностью о развитии отечественного военно-морского флота. Точнее — о его деградации. Вот что было сказано им в интервью «МК»:
«Гигантские деньги тратятся США на частные военные компании, на авианосные группировки. Но вот нужны ли России свои пять-десять авианосных группировок, если мы не собирается ни на кого нападать? Нам нужны средства, которые потенциально могут быть использованы против подобных авианосных групп противника в случае агрессии на нашу страну. А это несравненно дешевле и эффективнее!»
Это высказывание не осталось незамеченным в Китае, с армией которого Шойгу налаживает тесное даже не сотрудничество, а взаимодействие. Несколько китайских СМИ совершенно справедливо констатировали: Россия отказывается от статуса океанской державы.
При этом совершается экскурс в сравнительно недавнюю историю Советского Союза, когда высшее партийное руководство страны начало претворять в жизнь данную концепцию. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века «стало очевидно», что будущее вооруженных сил — ракетное оружие. Причем самое мощное — межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками.
Логика была простой — ракета быстрее долетит, чем корабль доплывет. Поэтому были свернуты программы по строительству кораблей океанской зоны, а авианосцы также, как и сейчас, были признаны бесполезными. Кстати, точно также обошлись и с истребительной авиацией, личный состав которой сильно пропололи.
Однако Карибский кризис продемонстрировал ошибочность такой позиции. На блокаду Кубы кораблями ВМС США Советскому Союзу ответить было нечем. Ну, разве что угрозой ядерной войны. И в середине 60-х годов начали наверстывать упущенное. В конце концов, СССР стал способен отстаивать свои интересы, а также интересы «партнеров по строительству социализма» в самых отдаленных местах Земного шара.
Однако в середине 80-х разразилась перестройка, а затем ее сменили лихие 90-е, когда флот стал стремительно приходить в упадок. Собственно, и в нулевые годы мало кто о нем заботился.
Однако деградировал не только флот, но и судостроительная промышленность, которая должна поддерживать в боеспособном состоянии уже имеющиеся корабли и строить новые.
Да, они, конечно, строились. Однако то, что долгие годы тянулось на верфях, строительством назвать непросто.
Вопиющих примеров вполне достаточно.
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» водоизмещением 5000 тонн был заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году. Вступил в строй Северного флота в 2018 году.
Первый серийный корабль этого проекта «Адмирал флота Касатонов», заложенный в 2009 году, сейчас проходит ходовые испытания. По следующим фрегатам «адмиральской» серии примерно та же картина в планах — цикл создания корабля, надо сказать, не самого крупного по современным меркам, занимает 10 лет.
Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», имеющий полное водоизмещение в 6000 тонн, был заложен в 2004 году, вступил в строй Северного флота в 2018 году.
Но и корветы проекта 20380 (флагман — «Стерегущий»), предназначенные для плавания в ближней морской зоне, строятся, а затем доводятся до кондиции по результатам испытаний от 6 до 9 лет.
Даже если бы С.Шойгу сейчас громогласно заявил о необходимости резкого повышения количества кораблей океанской зоны, то на ситуацию это не очень повлияло бы. Надо очень много денег. Так, каждый корвет проекта 20380 стоит 17 млрд. рублей. А за головной корабль модернизированного проекта 20386 «Дерзкий» судостроительный завод «Северные верфи» запросил 29 млрд. рублей. Это дороже фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», стоимость которого оценивается в 25 млрд. рублей.
Серьезнейшее препятствие для строительства кораблей первого ранга, способных работать в океанской зоне, — отсутствие производственных мощностей. А конкретно — доков, которые способны принять конструкции, длина которых приближается либо превышает 200 метров. Программы крупнейших доков расписаны на долгие годы вперед. И когда один из них выходит из строя — это ЧП поистине национального масштаба.
Так случилось и год назад, когда в связи с «прогрессивным менеджментом» «Роснефти», завладевшей недавно 82-м судоремонтным заводом в Мурманске, был потоплен крупнейший в стране плавучий док ПД-50. В нем ремонтировался авианосец «Адмирал Кузнецов». Авианосец, к счастью, уцелел, но ремонтировать его стало негде. Все крупные сухие доки заняты строительством атомных подводных лодок либо модернизацией крупнейших кораблей. Так, на «Севмаше» в Северодвинске уже пять лет проходит модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов». Есть мощности и на Дальнем Востоке, но и они все заняты на годы вперед.
Так что для возвращения России статуса океанской державы необходимо существенно преобразовать судостроительную отрасль. А для этого нужны не только серьезные деньги, но и твердая уверенность на самом верху в необходимости восстановления флота.
Итак, какие корабли океанской или хотя бы дальней морской зоны сейчас имеет ВМФ России?
Авианосцев — 1.
Тяжелых атомных ракетных крейсеров — 3.
Ракетных крейсеров — 3.
Больших противолодочных кораблей — 10.
Эсминцев — 4.
Фрегатов — 1.
Больших десантных кораблей — 20.
Итого — 42 корабля.
Чем обладают США и Китай? Мы с ними входим в первую тройку сильнейших военно-морских флотов.
В строю ВМС Китая находятся 40 эсминцев, 75 фрегатов, 2 авианосца, 6 универсальных десантных кораблей. Общая сумма — 123.
ВМС США располагают 11 авианосцами, 9 универсальными десантными кораблями, 22 крейсерами, 69 эсминцами, 24 десантными кораблями, 1 фрегатом. Общая сумма — 126.
При этом следует учитывать фантастические темпы строительства китайских кораблей. Ежегодно в ВМС НОАК поступает от 4 до 6 кораблей первого ранга. Так что в обозримом будущем американцам придется изрядно потесниться на океанских просторах.
В России же странным образом существуют два флота — реальный и виртуальный. О положении реального в мировой табели о рангах мы немного сказали. Виртуальный же флот продолжает бурно развиваться. Санкт-Петербургские КБ и их филиалы с завидным постоянством предлагают все новые и новые проекты авианосцев и универсальных десантных кораблей. И они очень разнообразны, что называется, на любой вкус. И легкие, и тяжелые, и с паротурбинной силовой установкой, и с ядерным реактором, и с паровой катапультой, и с электромагнитной… И при этом утверждается, что стоить эти корабли будут совсем немного…
Однако в концепцию прижатия флота к своему берегу эти проекты не вписываются.
Да, конечно, отечественные создатели ракетного оружия совершили значительный прорыв. Теперь можно с борта ракетного катера в Каспийском море наносить точные удары ракетами «Калибр» по ближневосточным террористам. Прекрасно работает против авианосцев бомбардировщик Ту-22М3, оснащенный практически не перехватываемыми ракетами Х-32. Уникальными качествами обладает модернизированная противокорабельная ракета Х-35. Должна изменить расклад сил на морях и океанах гиперзвуковая ракета «Циркон», которая скоро должна появиться…
Однако Сергей Кужугетович немного слукавил, сказав об ограничении нашей стратегии одной лишь оборонительной задачей. Сирия показала, что Россия начинает отстаивать национальные интересы вдали от своих границ. Хорошо, что из Каспийского моря можно дострельнуть до Сирии. Но долетит ли та ракета, скажем, до Венесуэлы (а России вбухала немало миллиардов долларов в эту страну), если там начнется заваруха? Вот в чем вопрос. Без флота тут не обойтись.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Полностью согласен с тем, что строить авианосцы сейчас не время. Все средства сейчас надо бросить на доводку и МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО критически важных видов оружия. Атомный авианосец (один) можно было бы строить в более спокойной международной обстановке с целью развития технологий и в расчете на продажу. Сейчас же надо ускоренно готовиться к войне, ликвидировать отставание от стран НАТО в качестве вооружения.
В количестве тоже.
Все средсва надо выводить из страны в зарубежные банки.Осталось какие-то четыре года.На четыре года и этого флота хватит,а дальше хоть трава не расти(в России).Деньги за границей,дети заграницей,недвижимость заграницей.Нахрена сегодня деньги тратить на какой-то флот?
Ну примерно так! А с С-кт Питербуржскими «прожектерами» и «прогрессивными менеджерами» и прочими «ворами стахановцами» трэба чегойто делать. И возможно Сталинскими методами.
«для возвращения России статуса океанской державы необходимо существенно преобразовать судостроительную отрасль» — надо, согласен. России флот нужен. И не только военный, но и гражданский, и платформы разных мастей тоже. Хватит уже варягов разных кормить заказами. Своё надо иметь.
Авианосцев — 1. — Ну, пока не ясно будет ли оправдано его возвращение в строй.
Тяжелых атомных ракетных крейсеров — 3. — 3? Хм!? Петя и Нахимов — остальные списаны.
Ракетных крейсеров — 3. — Статус «Москвы» не очень понятен. Вроде как подшаманили после фактического «убийства сирийским экспрессом» но для вдумчивого ремонта его надо гнать на север. И в любом случае в 20х «Атланты» надо на чтото менять, об «Сарычах» вообще не разговор.
Автор забыл помянуть легендарные «буяны» — одним махом семерых «нимицев» побивахам! Особливо ежели те поперёк волги застрянуть, ну тутова «буян» йм дасть!!
«Прекрасно работает против авианосцев бомбардировщик Ту-22М3» — А у нас что? Имеется морская авиация? По моему она издохла давно уже!
А в целом Сергей Кожугетович на мой взгляд излишне увлекся разными дартсами да биатлонами, прочими военными ВДНХ, вплоть до десантируемых на поле боя православных храмах и боевых монахах. Дебавф противника на поле боя оно конечно хорошо, но ведь и с головой дружить надо! И не только с «головой» государства.
Столь долгий срок в различных эшелонах власти накладывает отпечаток даже на самых лучших людей. В особенности если это эшелоны Российской власти. Весьма своеобразные в особенности последние тридцать лет.
Насчет авиадартсов и биатлонов я считаю, что это крайне важно. Выполнение нормативов в не тепличных условиях это вообще на первом месте должно быть в армии. А биатлон это своего рода армейская Олимпиада.
100% лайк!
Даже содержать в технически боеготовном состоянии те корабли, которые есть у ВМФ РФ, скоро будет неподъемной задачей для МО РФ! Им все скоро будет «очень дорого»! Ведь «денег нет но вы держитесь!»
Не говоря уже об истории — каждый корабль СССР — сплав ума разработчиков, на коленке рисовавших проекты, хотя весь мир уже это делал в юниграфике, титанические силы производителей, которые через «не хочу» директоров и замдиректоров по производству создавали каждый корабль, подвижничество отдельных экипажей, содержавших любимую технику в том числе и за свои деньги, в то время как другие «добивали» новенькие корабли в металлолом!
А вы про статус «океанской державы»!?
И шо «прогрессивные менеджеры» с этого будут иметь в свой карман???
У крейсера «Москва» изношены машины, а для ремонта надо совершить переход на север, на ЧФ таких возможностей нет, хотели в качестве флагмана использовать другого ветерана последнего оставшегося в ‘живых’ из проекта 1134Б «Керчь» но она сгорела на рейде, и восстановлению не подлежит, и да где автор увидел три атомных крейсера он один Петя Великий сейчас будут «Нахимова»восстанавливать в девичестве атомный крейсер «Калинин’ (или»Фрунзе») уже не помню
Состояние нашего флота прямо отражает состояние нашей политики. Популизм , желание куснуть -и убежать , без серьезных последствий. Изменится национальная политика — пойдут перемены и в флоте. А то получается, что вы хотите внятный и мощный , боеспособный флот — к невнятной экономике и в угоду маловнятной точечной внешней политике. Так не бывает..
Вы то хоть сами уверены, что перемены когда нибудь произойдут? Пример — сладкие сказки про «рывок во всех областях», рост ВВП до 7 % в год и прочее бла, бла, бла. А в остатке в день инаугурации снова назначается премьер, который в принципе не может обеспечить этот самый рост больше 0,5 — 2%! В чем Вы правы — куснуть и убежать, без серьезных последствий…..
Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С СЕРГЕЕМ ШОЙГУ.КОСМОС ОБОЙДЁТСЯ В РАЗЫ МЕНЬЕ. А МЫ. КАК НАРОД БУДЕМВ РАЗЫ БОГАЧЕ.
Любой большой корабль далеко от своих берегов — большая и удобная мишень. Кто ходил — тот знает.
Это очень дорого — содержать океанский флот. Когда есть печатный станок и обеспечение печатаемой валюты в виде всей мировой экономики, то это не так уж и обременительно. А когда твоя экономика не очень на подъеме, тысячи американских агентов влияния сидят на всех уровнях власти и так далее, говорить о возрождении океанского флота — популизм и наивность. Прав Кожугетович, нужен флот мобильный, оперативный, защищающий страну со всех океанских направлений.
Всё правильно Шойгу сказал. Надо уметь расставлять приоритеты. Если случится война, то основной удар пойдет с Европы и там нужно много ракет всех классов.
Океанский флот США, если и пойдет к нам, то куда? К Владивостоку и захватят побережье? И что? Через всю Сибирь они явно не пойдут, а удар ракетами по своей территории, они получат. У Мурманска их ракеты береговой линии сотрут в порошок, опять же ради чего им туда плыть, когда есть хороший плацдарм в Европе. А строить огромный флот ради защиты «вложений в Венесуэлу» это даже не глупость…
«Забыли» написать, что все крупные корабли нашего ВМФ построены вСССР и по хорошему скоро должны были пойти на слом, и да эти 42 корабля надо делить на 2 так многие как например оставшиеся эсминцы 956 проекта стоят на приколе