По мере смены парадигмы современной войны — от борьбы с повстанцами к боевым действиям с почти равным соперником — меняются требования к устанавливаемым на машины ракетным системам. Подвижность отходит на второй план и уступает место интеграции более мощных, более умных систем вооружения большей дальности, которые проектируются для уже существующих платформ.
Последние разработки ракетных пусковых установок и управляемых ракет были инициированы министерством обороны США, которое назвало программу по высокоточному огню большой дальности LRPF (Long-Range Precision Fires) наивысшим приоритетом из своего списка крайне необходимых систем.
Например, пусковая установка с ракетами с лазерным наведением Fletcher, которая была разработана для установки на самые маневренные платформы, в ответ на запросы министерств обороны Великобритании и США в настоящее время должна быть доработана с целью повышения огневого могущества — характеристика, которая становится всё ценнее, поскольку военные готовятся к войне с почти равным соперником.
В Восточной Европе также уделяется большое внимание подобным системам. Польша недавно заключила контракт на поставку реактивных систем залпового огня HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System), на Украине разработана БМ-21 «Берест», а российские госпредприятия получили поддержку правительства на производство платформ РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С», которые заменят устаревшие советские системы.
Впрочем, в странах Ближнего Востока и Северной Африки сохраняется спрос на мобильные ракетные системы меньшего размера, что отражает противоповстанческий и городской характер военных действий, которые ОАЭ и другие страны региона ведут в настоящее время.
Тактический запуск
РСЗО М142 HIMARS производства компании Lockheed Martin продолжает оставаться на вооружении США и их союзников. Проверенная в реальных условиях платформа должна остаться на вооружении американских военных до ее вывода из эксплуатации в 2050 году. Тем не менее, для этой системы полным ходом ведется разработка ракет разных типов, от неуправляемых ракет до управляемых.
Компании Lockheed Martin и Raytheon в настоящее время соперничают за право разработки ракет для запуска с платформ MLRS (Multiple Launch Rocket System) и HIMARS в рамках программы разработки систем высокоточного огня LRPF.
Колесная РСЗО М142 HIMARS представляет собой более легкую и подвижную альтернативу платформе М270 MLRS и поэтому ею оснащены силы быстрого реагирования. Система состоит из вращающейся пусковой установки, устанавливаемой на шасси повышенной проходимости FMTV (Family of Medium Tactical Vehicle) 6×6. Платформа HIMARS, как правило, перевозит один пусковой контейнер, в который могут заряжаться шесть неуправляемых ракет или одна тактическая ракета MGM-140 ATACMS (Army Tactical Missile System). Помимо возможности запуска ракет ATACMS система М142 может вести огонь управляемыми ракетами GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System).
На данный момент более 400 пусковых установок HIMARS были поставлены в американскую армию. Корпус морской пехоты и зарубежным заказчикам, включая Иорданию, Сингапур и ОАЭ, также эти системы применялись в боевых действиях в Афганистане.
В рамках программы американской армии по высокоточной ракете PrSM (Precision Strike Missile), предназначенной на замену ATACMS, компании Lockheed Martin и Raytheon разрабатывают новую систему, которая будет иметь минимальную пороговую дальность 400 км по сравнению с 300 км у нынешней ракеты. Предлагаемые решения, так необходимые американским военным, должны быть способны наводиться и уничтожать или нарушать работу вражеских систем запрета доступа/блокирования зоны с тем, чтобы позволить объединенным силам свободу маневра и действий.
Компании Lockheed Martin и Raytheon разрабатывают ракеты PRsM и DeepStrike соответственно. Обе системы будут включать две ракеты на контейнер и продвинутые системы наведения. Они имеют целевую дальность 499 км, что соответствовало бы требованиям Договора по ракетам средней и малой дальности (менее 500 км, но в настоящее время эти цифры уже не актуальны по известным причинам).
Компания Raytheon, тесно сотрудничая с министерством обороны США, объявила в октябре прошлого года о том, что интегрировала свой пусковой контейнер в платформы М142 HIMARS и М270 MLRS. Господин Паттерсон из этой компании сообщил, что в 2018 году были проверены «физические, функциональные и эксплуатационные характеристики», а также протестирован механический интерфейс между контейнером, ракетой и пусковой установкой.
Raytheon в настоящее время на полигоне Уайт-Сэндс ведет подготовку к испытательным пускам, которые намечены на конец этого года. Интеграцией с системой управления огнем инженеры, по словам Паттерсона, «занимаются прямо сейчас».
На этом же полигоне осенью этого года также пройдут испытания ракеты PrSM. Представитель Lockheed Martin добавил, что компания в настоящее время намерена в процессе заводских испытаний отработать конструкцию этой ракеты.
Дистанция поражения
Очевидно, что спрос на более интеллектуальные ракеты с существенно большим радиусом действия растет. Хотя на данном этапе, по-видимому, изменений в пусковых установках или шасси не предвидится. Впрочем, в перспективе подобные разработки совершенно не исключены, особенно в связи с выходом из ДРСМД в августе 2019 года, который накладывал ограничения на радиус действия ракет средней и малой дальности.
Обсуждая компромисс между возможностями и массо-габаритными и энергопотребительскими характеристиками, Паттерсон заметил: «Имеются ограничения по массе и по объему пусковой установки, что накладывает определенные ограничения на размеры целевой нагрузки. Очень важно, чтобы армия участвовала в этом».
Компания Lockheed Martin также выполняет контракт по модернизации нынешних ракет ATACMS для армии США по программе продления срока службы. «Мы стремимся, по сути, использовать всё, что в настоящее время есть в этой ракете с целью увеличения ее дальности, — пояснил менеджер по развитию проекта GMLRS. — Мы перейдем к ракете с управляющими хвостовыми поверхностями, которая будет запускаться из той же пусковой установки, при этом улучшится маневренность. Мы немного увеличим размеры и поставим более крупный двигатель».
Кроме того, компания Lockheed Martin возьмет на себя производство шасси FMTV. Хотя конструктивно платформа останется прежней, следующие 100 грузовиков будут изготовлены Lockheed «с нуля».
Вдобавок к новым пусковым установкам с более умными управляемыми ракетами и неуправляемыми ракетами большей дальности некоторые страны также стремятся запастись и устаревшими системами. В Европе многие военные не отказываются и от старого советского наследия, что указывает на то, что старые границы Холодной войны впервые перекраиваются с момента крушения Железного занавеса в 1989 году.
После одобрения Конгресса в январе 2019 года польское министерство обороны объявило о закупке 24 РСЗО М142 HIMARS. Программа «Иностранные военные продажи» стоимостью 414 миллионов, в Польше известная как HOMAR, была одобрена в ноябре 2018 года.
Контракт по системам HIMARS включает также закупку 36 ракет с унитарной боевой частью GMLRS M31, 9 альтернативных боеголовок GMLRS M30A1, 30 тактических ракет Army Tactical Missile System M57 Unitary, 24 автоматизированных систем управления огнем артподразделений Advanced Field Artillery Tactical Data Systems, 20 учебных контейнеров Multiple Launcher Pod Assembly M68A2 и бронеавтомобилей повышенной проходимости М1151А1.
Закупки HIMARS являются частью программы развития польских вооруженных сил на 2017-2026 годы, которая была выпущена в ноябре 2018 года. В соответствии с ней польское министерство обороны займется развитием сети артиллерийских систем большой дальности с особым акцентом на полки, разворачиваемые на границе с Калининградской областью.
«Мы планируем повысить наши огневые возможности, особенно это касается точного поражения целей на дальностях порядка 300 км», — заметил представитель польского министерства обороны, добавив, что вооружение необходимо адаптировать к современному полю боя.
Правительство США объявило в сентябре 2018 года, что закупит еще 24 пусковые установки HIMARS и соответствующее оборудование на сумму $289 миллионов. Системы должны быть поставлены к 2022 году.
Рассвет на Востоке
Украина также взялась за расширение возможностей своей артиллерии после окончания в феврале 2015 года боевых операций против поддерживаемого Россией сепаратистского движения. Впрочем, понятно, что и по настоящее время украинское правительство не расслабляется, поскольку инвестирует большие средства в программы модернизации военной техники.
В октябре 2018 года государственное предприятие Укроборонпром объявило о том, что разработало новую 122-мм РСЗО БМ-21УМ «Береста», которая заменит 122-мм РСЗО БМ-21 «Град» советского производства, в настоящее время стоящие на вооружении украинской армии.
Новая РСЗО, установленная на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости КрАЗ 4×4, отличается большей огневой мощью, повышенной точностью, улучшенной подвижностью, а также новыми цифровыми системами контроля и наведения, позволившими сократить время подготовки к стрельбе. Она способна выпустить 50 ракет и может получать точные позиции противника в реальном времени от завязанных с ней в сеть беспилотника, контрбатарейного радара и других систем разведки и наблюдения.
Подобно шасси FMTV 6×6, на котором базируется РСЗО HIMARS, эта платформа имеет широкие колеса и систему регулирования давления в шинах для езды по пересеченной местности. На машине, способной развить скорость свыше 90 км/ч, размещены два топливных бака по 165 литров, позволяющие иметь запас хода до 600 км.
Украина также начала серийное производство новой 300-мм управляемой ракеты «Вилха» на замену устаревшей 9К58 «Смерч». Первые поставки, как ожидается, начнутся в середине в 2019 года. Имеется два варианта ракеты массой 800 кг: первая снаряжена боевой частью массой 250 кг и имеет дальность 70 кг; и вторая снаряжена боеголовкой массой 170 кг и имеет радиус действия 120 км. Каждая из 12 ракет может наводиться на свою собственную цель. «Вилха» также оснащена комплектом инерциального/спутникового наведения, который может использовать системы спутниковой навигации GPS и GLONASS.
Учитывая темпы разработки новых ракет, в которую вкладываются немалые средства (министр обороны Украины пообещал выделить 150 млн. долларов на приобретение новой системы вооружения), долго не придется ждать замены РСЗО «Смерч».
Тем временем, российское НПО «Сплав», дочерняя компания Ростеха, разработало ракетные комплексы на автомобильном шасси «Торнадо-Г» и «Торнадо-С» для российского министерства обороны с целью замены устаревших систем «Смерч» и «Град» соответственно. РСЗО «Торнадо-С» разработана и производится в России и является модернизацией системы «Смерч». Новая система управления огнем оснащена спутниковой навигацией, а новая компьютерная система позволяет быстрее открыть более точный огонь. Также в платформу интегрирован новый канал связи для обмена информацией о целях с пунктом управления.
«Торнадо-С» будет вести огонь ракетами всех типов, имеющимися в настоящее время в арсенале РСЗО «Смерч», плюс новой управляемой ракеты 9М542. Ракета 9М542 с дальностью действия 40-120 км снаряжена осколочно-фугасной боевой частью массой 150 кг.
РСЗО «Торнадо-Г» с 40 направляющими, впервые показанная в 2007 году, оборудована обновленной коммуникационной системой и цифровой системой управления. Она может быть интегрирована с БАК «Орлан» для разведки, наведения и корректировки огня с возможностью наведения ракеты на цель автоматически. По данным Ростеха, «Торнадо-Г» ведет огонь 122-мм неуправляемыми ракетами с отделяющейся осколочно-фугасной боевой частью.
В феврале 2019 года мотострелки из Самары получили 15 РСЗО «Торнадо-Г». На данном этапе ожидается, что производство вариантов семейства «Торнадо» продлится до 2027 года.
Больше мобильности
Несмотря на тенденцию увеличения на рынке доли ракет большего размера с большей дальностью, все же в мире довольно устойчив спрос на ракеты меньшего размера и пусковые установки с лучшей подвижностью.
Система Fletcher компании Arnold Defense, в частности, выделяется среди западных РСЗО типа HIMARS и предложений госкомпаний восточных государств; 70-мм четырехтрубная пусковая установка предлагается в различных конфигурациях и может устанавливаться на различные машины. Система недавно была показана на выставке IDEX 2019 в ОАЭ, поскольку конфликты в регионе продолжают определять оперативный театр и потребности в подобных системах.
На выставке IDEX система Fletcher была показана на машине Ajban Long Range Special Operations Vehicle местной компании Nimr. Платформа имеет полезную грузоподъемность 3000 кг и развивает максимальную скорость 110 км/ч. «Решение по интеграции было принято в соответствии с нашей целью обеспечить бойца высокоточным дальним огнем, штатным даже для самого маленького боевого подразделения», — сказал представитель компании Arnold Defense.
Не впервые комплекс Fletcher устанавливается на легкий тактический автомобиль. На сегодняшний день система устанавливалась на бронеавтомобиль MATV (All-Terrain Vehicle), категории MRAP, ультралегкий тактический Dagor и машины семейства MRZR компании Polaris Defense. Все эти машины были специально сконфигурированы для труднопроходимой местности и специальных операций.
Представитель компании Polaris Government and Defense указал на подвижность и конструктивную гибкость платформ Dagor и MRZR, что позволяет использовать их в качестве базы для комплекса Fletcher и тем самым расширить его сферу применения.
Nimr уже не первый раз представляет свою платформу для небольших ракетных комплексов. На выставке IDEX 2015 система Talon от Raytheon была показана на платформе NIMR 6×6 (Hafeet 620A) в качестве концепции. Хотя эта конкретная комбинация так и никому не была продана, продолжающееся присутствие установок этого типа на больших выставках вооружения в регионе говорит о том, что потребность в них довольна высока.
Представитель компании Nimr также подтвердил, что компания развернула свои машины с другими ракетными комплексами малой дальности, хотя отказался предоставить подробности.
Регион Ближнего Востока и Северной Африки конечно определяет подобный спрос и в связи с этим Паттерсон считает, что геополитическая ситуация здесь не способствует падению спроса на небольшие ракетные установки. «Определенно на рынке доступно множество самых разных систем и промышленность всегда может помочь с этим».
На данном этапе заказчики системы Fletcher неизвестны, но она была разработана исходя из потребностей США и Великобритании. «Что касается Fletcher, то мы не комментируем меры по защите своих сил», — заявили в британском министерстве обороны.
Дальнейшим направлением развития системы Fletcher могла бы стать ее интеграция в американскую программу по контейнерной системе вооружения. В компании Arnold Defense подтвердили, что тесно сотрудничают с группой ее разработчиков.
Беспилотные платформы могут также дать определенные возможности. «Мы работаем и ведем переговоры с рядом производителей необитаемых платформ, — отметил представитель компании Arnold Defense. — Что касается нашего радара, мы определенно работаем в этом направлении. Это быстрорастущий рынок и на рынке много игроков. Мы работаем уже с несколькими из них и продолжаем вести переговоры с еще несколькими».
На развитие этой системы может повлиять тенденция принятия на вооружение более крупных систем, в частности потребности Минобороны США. Это означает, что новый вариант Fletcher XL может появиться в следующие год-полтора. Скорее всего, увеличится количество труб и полезная нагрузка ракет. «Наша цель — остаться как можно ближе к этой теме, поэтому мы можем использовать все, что до этого напроектировали».
Дальнейший рост
В перспективе увеличенная дальность возможно станет одной из важнейших характеристик будущих реактивных установок.
«Я на данный момент вижу увеличение дальности, которая действительно будет функцией самих ракетных двигателей. Взять штатную высокоточную систему, которая у нас есть сегодня, и расширить ее радиус действия за пределы прямой видимости. Я думаю, эти возможности мы будем иметь в ближайшем будущем»,
— заявил представитель Arnold Defense.
В этой меняющейся парадигме останется место и другим разработкам, поскольку расширяющийся набор целей ведет к «растущей потребности в большем разнообразии неуправляемых и управляемых ракет и пусковых установок».
Это мнение поддерживает и Паттерсон:
«Дальность определенно является очень важным атрибутом, но есть ряд вещей, которые американская армия стремится получить… Это конечно же доступность самых разных боеприпасов, пусковых установок и потребность в расширении диапазона возможностей».
Большое внимание уделяется развитию таких систем наведения, как например, Advanced Precision Kill Weapon System компании ВАЕ Systems, которая в настоящее является приоритетной программой по лазерному наведению. «Также может быть спрос на больший уровень модульности систем запуска», — предположил Паттерсон. По какому бы пути не пошло развитие, сравнительная степень, кажется, побеждает — больше, дальше, умнее.
«Берется базовая концепция ракетного комплекса, наземного или мобильного, и реально расширяется во всех направлениях. Мы будем иметь большую дальность и большую летальность. Все эти вещи являются следствием потребностей военного сообщества».
/Alex Alexeev, topwar.ru/