Успех АР-15 показал, что у этой винтовки большой коммерческий потенциал. А все, что имеет такой потенциал, производится, предлагается на рынок и продается. Вот и германская компания Нeckler & Koch GmbH также занялась выпуском автоматических винтовок на базе АР-15 с соответствующим, разумеется, германским качеством. Говоря нашим языком, это общество с ограниченной ответственностью, созданное для производства стрелкового оружия в 1949 году.
На сегодня это одно из ведущих предприятий, поставляющих оружие армии и полиции как в самой Германии, так и в другие страны мира. Штаб-квартира компании находится в городе Оберндорф-на-Неккаре, земля Баден-Вюртемберг. Постепенно развиваясь, компания вышла в число лидеров мирового рынка вооружений сразу по нескольким позициям, одна из которых – автоматические винтовки как оригинальной конструкции, так и на основе вышеупомянутой АР-15.
Однако прежде чем вести рассказ о ее германских аналогах, давайте познакомимся с историей этой фирмы – известного производителя современного высококачественного оружия.
Фирма на… обломках!
А началось все с того, что в 1945 году французские войска уничтожили оружейный завод фирмы «Маузер». Однако его главные инженеры Эдмунд Хеклер, Теодор Кох и Алекс Зайдель из-под обломков кое-что смогли все-таки спасти, и это и стало началом созданной ими оружейной компании, зарегистрированной зимой 1949 года под названием Heckler und Koch GmbH.
Впрочем, о том, чтобы выпускать на ней оружие сначала никто и не помышлял. Фирма делала швейные машинки, измерительные приборы и просто обычный инструмент и многое другое. Лишь 1956 году, когда Бундесверу понадобилось новое оружие, инженеры фирмы предложили армейцам винтовку G3. В 1959 году она поступила на вооружение и таким вот образом военная карьера H&K началась.
Оригинальной G3 по сути не была. Ее система с полусвободным затвором была заимствована у одной из разработок фирмы «Маузер». Однако именно она на долгие годы стала визитной карточкой фирмы H&K, причем применялась как в автоматических винтовках G3, так и пистолетах-пулеметах МР-5.
Неудача с винтовкой G11
Практически сразу же вслед за этим специалисты H&K для замены G3 начали разработку уникальной винтовки G11, рассчитанную на применение безгильзовых патронов калибра 4,7 мм, с отсечкой при стрельбе по 3 выстрела, чтобы отдача действовала на стрелка лишь после того, как все три пули покидали бы канал ствола.
В винтовке было много необычных решений. Например, на ее ствольной коробке располагались сразу три 50-зарядных магазина, хотя питание патронами осуществлялось лишь только из одного. Работа продвигалась с большим трудом, но к 1990-му году G11 была полностью отработана и даже принята на вооружение. Однако она практически сразу же пала «жертвой политики», поскольку в это время пала берлинская стена, а НАТО приняло решение унифицировать боеприпасы для стрелкового оружия.
Подальше положишь, поближе возьмешь!
Все это больно ударило по компании. Она оказалась на грани банкротства и была куплена британским оружейным концерном Royal Ordnance. Однако в 2002 году британцы вновь продали ее частным инвесторам Heckler and Koch Beteiligungs GmbH. Год спустя компания разделилась. Одно подразделение стало выпускать боевое оружие, а другое спортивное и охотничье.
Кроме того, у нее появился филиал в США в Арлингтоне, штат Вирджиния. Последнее было вынужденной мерой, поскольку по американским законам закупка оружия госструктурами и армией может осуществляться только лишь у национальных производителей, которые платят налоги в федеральный бюджет и бюджет штата, по месту регистрации.
Сделано это было поскольку американский рынок стрелкового оружия оказался для фирмы более приоритетным, чем все другие. Кроме того, находясь в США, фирме оказалось легче выполнять все требования тактико-технических заданий американской армии.
Новое время, новые песни!
Тем временем уже 90-у году во всех армиях ведущих стран мира произошел переход на оружие под малоимпульсные патроны, и только Германия, бывшая когда-то на этом направлении впереди планеты всей, теперь плелась в хвосте со своим патроном 7,62×51 мм НАТО. Которое, кстати говоря, уже давно требовало перехода на калибр 5,56-мм, а патрон 7,62×51 мм рекомендовалось сохранить лишь только для единых пулеметов и снайперских винтовок.
К тому же после падения «железного занавеса» и сама военная доктрина ФРГ кардинальным образом изменилась. Теперь приоритетами Бундесвера стали операции миротворческого и антитеррористического характера, борьба с международным наркотрафиком и контрабандой оружия, причем подчас в труднодоступных и сложных географических условиях. Громоздкая и тяжелая G3 для этого подходила мало, ну и конечно же, огонь очередями таким мощным патроном из нее оказывался неэффективным.
К моральному старению добавилось и чисто физическое – старые винтовки просто выработали весь свой ресурс и их нужно было срочно заменять! С финансами у Бундесвера в начале 90-х годов было не очень хорошо, поэтому новые образцы оружия решили не разрабатывать, а провести конкурс по отбору лучших имеющихся образцов.
В итоге группа представителей ВВС и ВМС отобрала 10 моделей автоматов и 7 моделей ручных пулеметов, из которых в итоге лучшими оказались австрийская Steyr AUG и германская HK50. Внутрифирменное обозначение винтовки было G36 и вот ее-то комиссия в конце концов и отобрала.
AR-18 на немецкий лад
Самое интересное, что конструкция новой винтовки фактически повторяла созданную еще в 1963 году американскую винтовку AR-18 компании ArmaLite. По сути она была упрощенным клоном AR-15/М-16, в котором также использовался газовый поршень, вместо непосредственного отвода газов в затвор, но американская армия выбрала более ранний образец, а от более позднего отказалась. И хотя эта винтовка тоже выпускалась, в частности в Англии и в Японии, большой популярности она не сыскала, разве что засветилась среди террористов ИРА и в кинофильме «Терминатор».
По этому же принципу, то есть с применением автоматики с коротким ходом поршня, имеющего собственную пружину, была устроена и германская G36. Специалисты отмечали комфортный характер стрельбы из этой винтовки, отличную эргономику (управлять винтовкой можно как левой, так и правой рукой) и хорошие характеристики в отношении меткости стрельбы. Магазин из прозрачной пластмассы позволял контролировать расход боеприпасов, а приклад удалось сделать откидывающимся, чего так и не удалось добиться в случае с винтовкой М-16.
Винтовку приняли на вооружение и германские подразделения начали использовать ее в Афганистане. И вот только тут-то и выяснилось, что при продолжительной стрельбе винтовка перегревается так, что пользоваться ей уже нельзя. Даже если нагрев ее был и не слишком велик, меткость ее все равно сильно падает, чистка ее поршневой группы затруднена, а УСМ так и просто невозможна. Кроме того, пластмассовые магазины растрескивались на морозе, а сама винтовка оказалась тяжелее, хотя и ненамного, нашего АК-74.
В результате уже марте 2015 года и минобороны Германии, и правительство вынуждены были признать, что G36 надежд не оправдала, а в апреле было решено и вовсе снять с вооружения все выпущенные к этому времени 167 000 винтовки G36. Вот так очередной клон американской винтовки AR-15 потерпел сокрушительное фиаско.
Зигзаг удачи
Но тут фирма быстро сделала выводы и сумела положение исправить. Был создан новый автомат HK416, но уже на основе собственно винтовки AR-15 и очень похожий на американский карабин М4. С такой же Т-образной рукояткой взведения, но с газоотводным двигателем с коротким ходом газового поршня.
Дьявол кроется в деталях и в данном случае, сохранив в целом все основные детали системы, немцы пошли путем мелких переделок и улучшений. Повысили живучесть ствола, который делается методом холодной ковки, улучшили работу поршневой группы и новый автомат перестал перегреваться (равно как и М4) или, вернее, скажем так – нагрев от стрельбы стал приемлемым. Правда, пришлось отказаться от приклада, откидывающегося вправо. Поэтому на HK416 пришлось ставить все тот же многопозиционный телескопический приклад аналогичный тому, что раньше стоял на M4.
Между тем и американские военные решили, что штурмовые винтовки на базе М-16\АR-15 всем требованиям современного боя уже не соответствуют. Более того, что возможности модернизации данная система полностью исчерпала. Как это принято объявили конкурс на новые образцы. И по его итогам Корпус морской пехоты США как раз и выбрал винтовку НК 416 (американское обозначение М27 Infantry Automatic Rifle (IAR)). Дело в том, что морская пехота США армии не подчиняется и сама решает из чего ее бойцам стрелять.
Было решено закупить 50 814 автоматических винтовок M27, которые должна была произвести компания Heckler & Koch. Процесс перевооружения начался год назад, так что компанию вполне можно поздравить с успехом. Пошла она и на вооружение норвежского спецназа, что, безусловно, говорит о ее достаточно высоких боевых характеристиках.
Впрочем, специалисты говорят, что НК416, хотя и превосходит М-16 по надежности, до автомата Калашникова все-таки не дотягивает. Более того у винтовок FN FNC, FN SCAR и Sig Sauer 550 она выше. Так норвежцы жалуются, что при характерных для Норвегии температурах зимой она, случается, отказывает. Повышенная запыленность ей также вредит и приводит к отказам, хотя их и меньше, чем при тех же условиях у М16, а чистить новый образец не в пример легче.
Но самый большой успех ожидал германскую компанию в Европе, где Heckler & Koch сумела выиграть тендер на поставку новых штурмовых винтовок армии Франции. На него была представлена винтовка HK416F, конкурировавшая с образцами компаний Beretta, Sig Sauer, HS Produkt и FN Herstal и она смогла обойти своих конкурентов. В итоге ее приняли на вооружение и начались ее массовые поставки.
Модель HK416F калибра 5,56 мм, призванная заменить «старушку» FAMAS, существует в двух вариантах (с длинным и коротким стволом), причем потребуется для ее полной замены что-то около 400 тысяч единиц новой «техники», да плюс к этому еще американский заказ, так что в данном случае компания Heckler & Koch сработала очень и очень результативно.
К тому же новый образец — это еще и всевозможные к нему аксессуары, гражданские образцы, которые тут же последуют на рынок, вслед за основными армейскими моделями, так что прибыль в итоге и очень немалая фирме гарантирована. Впрочем, немецкое качество присуще винтовке АР-15 и других германских фирм, но об этом в продолжении этого материала.
Р. S. Очень редко бывает так, что ты готовишь какой-то материал, а информация для него буквально сама плывет к тебе в руки. В данном случае мне повезло оказаться в Париже 14 июля и присутствовать на праздновании взятия Бастилии. По этому поводу у Музея Армии была развернута экспозиция современного оружия армии Французской Республики, начиная с истребителя «Мираж», дронов и БА и заканчивая ее современной стрелковкой.
Там же и были сделаны эти фото, а главное, все эти винтовки удалось подержать в руках и поговорить с теми, кто их представлял. «Наш FAMAS устарел!» – было мне сказано офицером на стенде. «Но… как же традиции французской стрелковой школы…престиж нации…» «Мы берем лучшее, а откуда оно, сегодня это значения не имеет». Вот такое мнение, да! Впрочем, винтовку удобно держать в руках (не тяжелая и очень прикладистая), хотя из-за обилия углов на планках Пикатинни цевье не слишком комфортно для удержания. Но в тех перчатках, что показаны на верхней фотографии, наверное, это неудобство скорее всего не ощущается.
А вот это фото совсем забавное. Хотя военнослужащих французской армии категорически запрещено фотографировать и все попытки их уговорить они пресекают на корню, этого я все-таки сумел упросить сфотографироваться вместе со своей внучкой. В результате перед нами фото солдата в полной экипировке для выполнения охранных миссий в условиях городской среды. Причем винтовка у него все еще старая – FAMAS, хотя у многих солдат, патрулировавших Париж 14 июля, уже были новенькие HK416.
/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/