Главная Вооружение и техника

Британская боевая машина пехоты «Уорриор»

1
623

Великобритания – это консервативная страна, руководство которой всегда умело считать деньги. В настоящее время на вооружении армии Туманного Альбиона находится единственная гусеничная боевая машина пехоты – БМП «Уорриор». Серийное производство данной БМП началось в 1985 году, а в 1987 году боевая машина была официально принята на вооружение британской армии. Она остается единственной британской БМП и в 2019 году.

С 1985 по 1995 годы за время серийного производства британские предприятия передали заказчикам более 1000 машин Warrior в различных модификациях, в это число входит и бронетехника, выпущенная для Кувейта. Непосредственно в варианте боевой машины пехоты для британской армии было произведено 489 единиц, также выпускались отдельными сериями командно-штабные машины, бронированные ремонтные и ремонтно-эвакуационные машины, машины артиллерийских наблюдателей и другие варианты.

В настоящее время данные машины модернизируются, британские военные рассчитывают продлить их жизненный цикл до 2040 года, хотя при запуске машин в серийное производство эксплуатировать БМП собирались только до 2010 года. Всего планируется модернизировать 380 единиц Warrior, из них 245 получат новую башню с обновленной системой вооружения, остальные будут выполнять вспомогательные функции.

Британская БМП Warrior (с англ. «Воин») является ровесником отечественной БМП-3. Британские конструкторы активно работали над новой гусеничной боевой машиной пехоты для Вооруженных Сил Её Величества с 1977 по 1983 год. Эксплуатация новой БМП в войсках началась в 1987 году, тогда же, когда на вооружение Советской Армии была принята боевая машина пехоты БМП-3. Любопытно, что единственным экспортным покупателем новой британской БМП стал Кувейт. В настоящее время на вооружении этой страны находятся как британские БМП Desert Warrior (модификация для пустынной местности), так и российские БМП-3.

БМП Warrior: от проекта до реализации

Работы над созданием новой боевой машиной пехоты начались в Великобритании в 1972 году, именно тогда был дан старт программе Project Definition 1, которая предусматривала создание БМП для британской армии. Анализ и оценка предлагаемых проектов продолжались до 1979 года, после чего военные определились с выбором основного подрядчика. Работы по созданию гусеничной БМП возглавила компания «GKN Sankey», тогда же проект получил официальное обозначение MCV-80 (Mechanised Combat Vehicle – 80).

Первый ходовой макет, а затем и три готовых прототипа будущей боевой машины пехоты, один из которых получил двухместную башню с установленной внутри 30-мм автоматической пушкой, были переданы военным уже в 1980 году. Любопытным представляется тот факт, что параллельно с разработкой своей БМП британские военные провели испытания и опытных американских боевых машин, ранних прототипов будущей БМП M2 Bradley, но в итоге сделали выбор в пользу британского проекта. 

К будущей боевой машине пехоты британские военные выдвигали ряд требований. Ключевыми назывались:

  • вместимость – до 10 человек, включая трех членов экипажа БМП;
  • маневренность, достаточная для взаимодействия на поле боя с основным боевым танком «Челленджер»;
  • защищенность – от огня любого стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин;
  • наличие вооружения, позволяющего бороться с любыми легкобронированными целями вероятного противника.

При этом приоритет по основным боевым качествам будущей боевой машины пехоты был расставлен следующим образом:
1. подвижность,
2. защищенность,
3. огневая мощь. 

Готовые прототипы будущей БМП произвели на британских военных хорошее впечатление и уже в июне 1980 года первые прототипы MCV-80 признали удовлетворяющими всем основным требованиям, но доведение гусеничной БМП до серийного образца затянулось на несколько лет. В ходе длительных испытаний 12 предсерийных боевых машин успешно преодолели 200 тысяч километров, а также подвергались испытаниям обстрелом.

Один образец БМП с реализованным дистанционным управлением испытывался подрывом на противотанковой мине. Доведение боевой машины до серийного образца, который можно было отправлять в производство, потребовало от конструкторов и инженеров заново разработать 250 узлов, комплектующих и агрегатов БМП. Практически полностью готовые две боевых машины прошли первые испытания в 1983 году на Ближнем Востоке, а осенью 1984 года еще четыре БМП участвовали в военных учениях, проводящихся в ФРГ. 

Согласно первоначальным планам армия готова была приобрести 1900 новых БМП, а общие затраты на программу оценивались в 1,2 миллиарда фунтов стерлингов, но уже в 1981 году заказ в целях сокращения расходов был урезан до 1053 БМП, из которых лишь 602 боевых машины должны были получить башню с 30-мм автоматической пушкой.

В конечном итоге компанией GKN Defense было выпущено всего 789 БМП для британской армии, согласно принятой в армии классификации они получили обозначение FV510 и собственное имя Warrior. При этом в линейном, основном варианте с пушечным вооружением было изготовлено только 489 машин.

Компоновка и возможности БМП

Новая английская гусеничная боевая машина пехоты получила классическую компоновку, характерную для БМП других стран мира. В передней части корпуса конструкторы установили двигатель, здесь же находилось место механика-водителя (слева от моторно-трансмиссионного отделения). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, которое венчала башня, рассчитанная на работу двух членов экипажа – командира машины и наводчика.

В корме БМП располагалось десантное отделение, где могли разместиться 7 пехотинцев. Высадка десанта осуществлялась через широкую кормовую дверь, также для покидания боевой машины бойцы могли воспользоваться двустворчатыми люками в крыше десантного отделения. При этом бойницы для ведения огня из стрелкового оружия в бортах корпуса отсутствовали, а десантники сидели лицом друг к другу (трое вдоль левого борта, четверо – вдоль правого). Все места экипажа и десанта получили ремни безопасности. 

В движение БМП приводит четырехтактный 8-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель Perkins-Rolls-Royce V8 Condor. V-образный двигатель работает в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Мощности двигателя достаточно, чтобы обеспечить машине с боевой массой более 25 тонн максимальную скорость хода 75 км/ч (по шоссе). Запас хода по шоссе составляет 660 км.

Любопытной особенностью является то, что 12-цилиндровый вариант дизельного двигателя Condor устанавливается на британские танки «Челленджер». Таким образом, конструкторы добились унификации производимой техники, двигатели боевой машины пехоты и основного боевого танка включены в один конструктивный ряд, что также упрощает процесс их эксплуатации и обслуживания. 

Сварной корпус британской БМП изготовлен из катаной листовой брони, основу которой составляет алюминиево-магниевый сплав, башня восьмигранной формы изготовлена из стали. Первые версии боевой машины обеспечивали экипажу и десанту надежную защиту от обстрела из стрелкового оружия до крупнокалиберных 14,5-мм пулеметов включительно. Помимо этого броня «Уорриора» обеспечивала надежную защиту от осколков снарядов и мин, в том числе калибра 155-мм.

Дополнительную защиту экипажу обеспечивал внутренний противоосколочный подбой, дополнительной защитой для десантников служат ЗИП и имущество самих пехотинцев, которое складируется в пространстве между их сиденьями и бортами корпуса. В ходе модернизации защита машины была усилена за счет установки дополнительной брони, что обеспечило защиту от 30-мм снарядов в лобовой проекции.

Подумали британские конструкторы и о защите экипажа и десанта от воздействия противотанковых мин и фугасов. Днище боевой машины в состоянии выдержать подрыв 9-кг противотанковой мины.

Вариант Desert Warrior в армии Кувейта

Основным оружием новой БМП стала 30-мм автоматическая пушка L21A1, с которой спарен 7,62-мм пулемет L94A1. Считалось, что возможностей данного орудия и разработанных к нему бронебойных боеприпасов будет достаточно для того, чтобы бороться с советской БМП-2. Любопытной особенностью боевой машины пехоты стало то, что ее оружие не было стабилизировано.

Согласно британским представлениям о подобной боевой техники, эффективно вести огонь по противнику она могла только с остановок. Отчасти отсутствие стабилизации пушки, а это, безусловно, недостаток для БМП второго поколения, компенсировалось невысоким темпом стрельбы, который составляет 80-90 выстрелов в минуту. При этом вести огонь из 30-мм орудия можно либо одиночными выстрелами, либо очередями по 3-6 снарядов, это объясняется тем, что питание орудия кассетное (кассеты на 3 снаряда).

Помимо невысокой скорострельности за повышение точности стрельбы отвечали демпферы, которые конструкторы разместили на конце кожуха ствола. Данные устройства гасят колебания ствола пушки при стрельбе. 

БМП Warrior зарекомендовали себя надежной и хорошо защищенной машиной. Они принимали активное участие в боевых действиях в Ираке в рамках операции «Буря в пустыне». Также они участвовали в конфликте в Боснии на территории бывшей республики Югославия. В ходе боевых действия боевая машина пехота продемонстрировала хорошую живучесть, надежно защищая экипаж и десант от осколков снарядов и мин, противотанковых ракет и реактивных гранат, подрывов на фугасах. 

Проекты модернизации БМП «Уорриор»

Проекты по модернизации боевой машины пехоты «Уорриор» появились практически сразу же после начала её серийного производства. Первый шаг модернизации был предпринят уже в 1990-1991 годах, когда британцы отправили для участия в операции против Ирака три мотопехотных батальона, вооруженных БМП FV510 Warrior. Для участия в боевых действиях машины модернизировали, их состав вооружения был расширен за счет установки двух ПТУР Milan, которые разместили на башне. В дальнейшем данные ПТУР заменят на американский комплекс Javelin.

БМП Warrior с броней «Чобхэм» в Ираке

Также британские конструкторы усилили защиту машины, установив на БМП дополнительное бронирование. На боевой машине пехоты появилась такая же броня, как и на танке «Челленджер». Это была композитная броня, которую в Великобритании и англоговорящих странах называют «Чобхэм» по имени Чобхэмского исследовательского центра танкостроения, где её и разработали в 1960-е годы.

Данная броня состоит из множества керамических плиток, размещенных в специальной металлической матрице, с опорной пластиной они связываются несколькими эластичными слоями. Подобная броня показа высокую эффективность при защите бронетехники как от кумулятивных, так и от подкалиберных боеприпасов. Известен случай, когда во время военной кампании в Ираке, одна БМП Warrior, оснащенная подобной броней, успешно пережила 12 попаданий из ручных противотанковых гранатометов. 

После завершения операции «Буря в пустыне» интерес к британской БМП предсказуемо проявил Кувейт, который был освобожден от иракской оккупации. Специально для Кувейта британцы создали версию боевой машины, адаптированную для использования в пустынном жарком климате. Подобная БМП получила собственное название «Desert Warrior». Основным отличием является не адаптация под пустынный климат, а новая башня LAV-25TOW, в которой установили 25-мм автоматическую пушку M242 американской компании Bushmaster. Также на башне появились две пусковых установки для запуска противотанковых управляемых ракет TOW.

Нереализованный вариант БРМ на базе БМП Warrior

Одним из нереализованных вариантов модернизации остается представленный во второй половине 1990-х годов вариант боевой разведывательной машины (БРМ) на базе БМП «Уорриор». Данная модель также отличалась наличием башни LAV-25TOW и обновленной ходовой частью, количество опорных катков в которой было уменьшено с шести до пяти штук, что позволило уменьшить габариты боевой машины.

Данная версия должна была комплектоваться новым комплексом сбора разведывательных данных, центром комплекса была мачта телескопической формы, которая размещалась за башней. Особенностью машины, которая демонстрировалась в 1997 году на выставке техники для британских сухопутных и военно-морских сил, являлся также необычный цвет. Машина была полностью черной, по замыслу инженеров компании GKN Defence, это должно было способствовать увеличению скрытности БРМ. 

Вариант модернизации с установкой 40-мм пушки CTA International CT40

Последний вариант модернизации боевой машины пехоты «Воин», который реализуется сегодня в Великобритании и должен продлить срок эксплуатации машин до 2040 года, предполагает установку новой башни с 40-мм автоматической пушкой. Данная модификация уже получила неофициальное обозначение Warrior 2. Первые восемь модернизированных БМП поступили для прохождения войсковых испытаний в испытательный центр британской армии, расположенный в Дорсете в январе 2018 года.

Обновленная БМП получает в свое распоряжение более мощную 40-мм автоматическую пушку CTA International CT40, вместе с которой используются телескопические боеприпасы. Серьезно обновляется также система управления огнем, что обеспечивает боевой машине возможность всепогодного и всесуточного применения.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ