Главная Вооружение и техника

Семейство универсальных минных заградителей «Клещ-Г»

0
910

Заградитель УМЗ-Г на оригинальном шасси.

В ходе недавней выставки «Армия-2019» российская промышленность впервые показала несколько перспективных образцов техники, в том числе целое семейство новых универсальных минных заградителей «Клещ-Г». Эти машины построены на разных шасси, но используют унифицированное целевое оснащение и должны решать общие задачи. В обозримом будущем такая техника должна будет поступить на вооружение инженерных войск.

Шифр «Клещ»

Первые упоминания опытно-конструкторской работы под шифром «Клещ» появились несколько лет назад. На тот момент речь шла о проведении модернизации гусеничного минного заградителя ГМЗ-2. Позже в отечественных СМИ появилось обозначение «Клещ-Г», тоже связанное с перспективной техникой для военных инженеров.

В ноябре прошлого года омская пресса сообщала, что предприятие «Омсктрансмаш» (входит в состав НПК «Уралвагонзавод») намерено построить новую испытательную трассу для военной техники. В первую очередь, на ней планировалось опробовать образцы, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Клещ-Г». Тем не менее, подробности текущих и будущих работ тогда остались неизвестными.

Официальная премьера результатов новой ОКР состоялась в рамках форума «Армия-2019». «Омсктрансмаш» в сотрудничестве с другими предприятиями представил сразу три версии минных заградителей семейства «Клещ-Г». Они отличаются типом базового шасси, что сказывается на их подвижности и рабочих характеристиках.

Универсальные элементы

ОКР «Клещ-Г» предлагает использование идей более старого проекта УМЗ, но реализует их с помощью новых компонентов. Предусматривается изготовление универсальной пусковой установки для дистанционного минирования и набора средств управления ею. Вся эта аппаратура должна монтироваться на совместимом шасси. На выставке «Армия-2019» показали возможность строительства заградителя как на специально разработанном гусеничном шасси, так и на переделанных колесных.

Пусковая установка имеет коробчатый корпус шестиугольной формы со снимаемой верхней крышкой. Внутри нее имеется 30 посадочных мест для универсальных кассет с минами. Установка монтируется на опорном устройстве со средствами вертикальной наводки. Управление отстрелом мин производится дистанционно, посредством электрической системы.

Универсальная кассета представляет собой цилиндр со сбрасываемой крышкой. Внутри нее помещаются вышибной заряд и несколько мин того или иного типа. В зависимости от типа, кассета несет от 1 до 72 мин. Общий боекомплект заградителя зависит от числа пусковых установок и количества кассет на них. Размеры полосы минирования определяются размером боекомплекта, типом используемых мин и выбранной плотностью минирования. Максимальная дальность выстрела – 40 м.

Вместе с установками заградители новой линейки получают аппаратуру управления, позволяющую осуществлять отстрел мин в разных количествах и разных режимах. Кроме того, предлагается использование современных средств спутниковой навигации. С их помощью упрощаются выход на заданные участки и составление карты минирования. Данные о проведении минирования в режиме реального времени передаются командованию.

Носители установки

На данный момент в семейство «Клещ-Г» входят три универсальных минных заградителя на разных шасси. Они построены на основе существующих образцов техники, однако эти платформы пришлось существенно переработать для установки новых изделий.

Машина УЗМ-К

Наиболее крупным и тяжелым представителем семейства стал заградитель УМЗ-Г. Он построен на оригинальном гусеничном шасси, выполненном с применением узлов и агрегатов ОБТ Т-72 и Т-90. Получившийся образец имеет сравнительно мощное бронирование и боевую массу 43,5 т. Экипаж состоит из двух человек. Для самообороны предлагается турель с пулеметом «Корд». Максимальная скорость на шоссе – 60 км/ч; скорость минирования – до 40 км/ч.

Броневой корпус УМЗ-Г имеет П-образную в плане надстройку, внутри которой помещены девять универсальных пусковых установок. Установки развернуты для стрельбы в заднюю полусферу и управляются дистанционно. Общий боекомплект УМЗ-Г – 270 кассет.

Средним представителем линейки «Клещ-Г» является универсальный заградитель УМЗ-К, выполненный на базе бронеавтомобиля «Астейс-70202-0000310». Такой заградитель представляет собой защищенный грузовик, в кузове которого смонтировано шесть пусковых установок. Машина весит 18,7 т и способна развивать скорость до 100 км/ч. Обеспечены высокая подвижность на шоссе и достаточная проходимость на бездорожье. Экипаж включает двух человек. Вооружение для самообороны не предусматривается.

На грузовой площадке УМЗ-К шесть пусковых установок смонтированы в два продольных ряда по три изделия в каждом. Боекомплект состоит из 180 кассет с минами и отстреливается в заднюю полусферу.

Третьим носителем универсальной пусковой установки стало бронированное шасси «Тайфун-ВДВ» – такой вариант заградителя назван УМЗ-Т. На нем организована грузовая площадка с посадочными местами под две пусковые установки. За установками имеются два контейнера для перевозки боекомплекта. УМЗ на основе «Тайфуна-ВДВ» имеет боевую массу 14,5 т и ходовые характеристики, сравнимые с УМЗ-К. Экипаж так же состоит из двух человек.

УМЗ-Т несет две пусковые установки с 60 кассетами. Несколько десятков кассет также могут перевозиться в кормовых ящиках. Перезарядку можно осуществлять в любой момент времени силами экипажа. Любопытно, что заградитель на базе «Тайфун-ВДВ», в отличие от других представителей семейства, способен везти не только готовый к применению боекомплект.

В дополнение к трем уже показанным заградителям «Клещ-Г» на выставке анонсировали появление двух новых унифицированных систем минирования. Первая будет выполнена в виде переносного комплекта. Его расчет будет включать от двух до четырех человек – в зависимости от поставленной задачи. Также разрабатывается новый вариант вертолетной системы по типу существующей ВСМ-1.

Для новых заградителей создаются перспективные мины. Такие боеприпасы разного назначения сохранят полную совместимость с универсальными кассетами, но будут отличаться улучшенной безопасностью для мирного населения и своих солдат. Какие-либо подробности технического характера не приводились.

Новинки для войск

Осенью прошлого года омские СМИ писали о планах предприятия «Омсктрансмаш» построить новую испытательную трассу для изделий «Клещ-Г». По всей видимости, этот комплекс уже готов и может принимать технику. В ходе «Армии-2019» разработчики проекта отметили, что сразу после завершения выставки заградители новых типов выйдут на испытания.

УЗМ-Т на базе «Тайфуна-ВДВ»

Вероятно, на проверку и отработку конструкций уйдет несколько лет, и серийные образцы смогут попасть в войска только в первой половине двадцатых годов. Позже армия сможет получить носимый и вертолетный комплекты из состава нового семейства. Для массового перевооружения инженерных частей понадобится еще несколько лет, в течение которых новые машины «Клещ-Г» будут служить совместно с имеющимися образцами.

Впрочем, сроки завершения испытаний и постановки техники в серию пока не уточнялись. Стоит ждать, что по мере продолжения работ министерство обороны или организация-разработчик будут публиковать новости и рассказывать о текущих успехах.

Очевидные преимущества

Универсальные минные заградители ОКР «Клещ-Г» имеют несколько основных преимуществ перед существующей техникой, определяющих их высокую ценность для инженерных войск. Их положительные качества связаны как с общей архитектурой, так и с конструкцией отдельных компонентов.

Прежде всего, высокий потенциал обеспечивается созданием и использованием универсальной пусковой установки под универсальные кассеты. Это известным образом упрощает строительство техники, а также ее эксплуатацию и снабжение боеприпасами. Вероятно, с новой пусковой установкой используются те же кассеты, что и на существующих образцах – это является дополнительным преимуществом логистического характера.

Заградитель «Клещ-Г» может устанавливать внаброс мины различных типов и разного назначения. Установка мин занимает минимальное время и может осуществляться прямо перед наступающим противником. Бортовая электроника заградителя обеспечивает сохранение и передачу карт минирования, что повышает безопасность собственных войск.

Три существующие машины-носителя пусковых установок имеют разные характеристики, оптимальные для работы в тех или иных условиях. Бронирование позволяет работать на переднем крае, что дает преимущества перед серийными УМЗ на небронированных автомобильных шасси. Кроме того, возможно появление новых версий «Клещ-Г» на другой основе и в иной комплектации.

Первый показ заградителей семейства «Клещ-Г» состоялся всего несколько дней назад. В ближайшее время показанные образцы должны отправиться на полигон для испытаний, которые займут некоторое время. В дальнейшем стоит ждать появление новостей о результатах испытаний и принятии техники на вооружение. Новая линейка универсальных минных заградителей может представлять большой интерес для инженерных войск и способна положительно повлиять на их возможности.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ