Рассказы о вооружении: японский БТР

Япония существенно уступала по уровню развития своей бронетехники как противникам – американцам, англичанам и СССР, так и союзнику – Германии. За одним исключением.

Японские бронетранспортёры, по всей видимости, были самыми лучшими из серийных машин в своём классе, хоть и производились в малых количествах, да и на войну толком «не успели».

Первый и последний образец

В 1940 году Императорская армия приняла решение о том, что необходимо резко интенсифицировать работы по созданию БТР для армейских частей. Считалось, что в некоторых местностях Китая, вездеходный бронированный транспортёр для пехоты, с которого ещё и можно вести бой, будет оптимальным транспортным и боевым средством.

Вообще говоря, японцы считали оптимальным транспортом для пехоты грузовики, а не специальные машины, последние позволяли осуществлять манёвр войсками существенно быстрее любого потенциального бронетранспортёра, и стоили дешевле, как в производстве, так и в эксплуатации. Но разрушения дорог от длительных боёв, активность китайцев в разного рода партизанских вылазках, и в целом плохое состояние дорожной сети в некоторых районах Китая, вплоть до полного её отсутствия всё чаще требовали специальных машин. 

К 1941 году инженеры «Хино» создали первый и последний японский бронетранспортёр, позже принятый на вооружение как «Тип-1» или «Хо-Ха». 

БТР был создан с учётом немецкого опыта, а возможно и французского – «Жёлтый круиз» по Азии полугусеничных «Ситроенов» в 1931 году гремел на весь мир и вряд ли французский опыт был полностью проигнорирован. Американские М2 Halftrack японцы впервые увидели уже на Филиппинах, впрочем о них инженеры «Хино» могли узнать и раньше. Однако, копиями какой либо иностранной машины «Хо-Ха» не являлись, представляя собой оригинальную конструкцию, куда более удачную, нежели немецкие и французские, и, по большому счёту, более удачную чем американские БТР.

Успех с первым БТР японцы развить не смогли – война требовала всё больше ресурсов для флота и авиации, на сухопутные войска оставался минимум. Но «Хо-Ха» и так был вполне удачным БТР.

Машину оснастили 6-ти цилиндровым дизелем воздушного охлаждения мощностью 134 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия не имела длинного карданного вала, потому, что ведущий мост гусеничной передачи располагался практически сразу же за коробкой передач и был жёстко прикреплён к корпусу.

Гусеница была достаточно длинной, чтобы минимизировать давление на грунт (плюс по сравнению с М2), была металлической (опять плюс по сравнению с М2 и «французами») и не имела ужасающих игольчатых подшипников, и, соответственно, сотен точек смазки, как немецкие траки у многочисленных «хальбкеттенфарцойг» Вермахта.

Передний мост машины был неведущим – но с учётом длины гусеничного хода это не имело значения. Зато имело значение наличие простой независимой подвески каждого колеса. Проще, чем у немцев, более выгодно на бездорожье, чем у американцев.

Экипаж машины составлял 1-2 человека вместе с водителем, и 12 человек десанта, размещённых вдоль бортов на скамейках. Вооружение – согласно некоторым американским источникам, три танковых 7,7 мм пулемёта «Тип 97», два из которых предназначались для ведения огня по наземным целям вперёд под углом к направлению движения (вправо и влево), а третий размещался в задней части десантного отделения и использовался как зенитный, без возможности вести огонь по наземным целям. К сожалению, проверить это невозможно, фото машины с оружием в общем доступе отсутствует. 

Толщина брони варьировалась от 8 до 4 мм, но при этом броня имела рациональные углы наклоны, повышавшие защищённость машины. Десант мог использовать для посадки высадки аж три двери – по одной в каждом борту и распашные ворота в кормовом бронелисте. Как и у всех аналогов тех времён, верх был открытым, и для защиты от непогоды использовался тент.

Немецкий Sd.KFZ 251 — один из серийных аналогов
Американский соперник — White M3. В варианте артиллерийского тягача М2 он был знаком японцам с начала войны

В 1942 году машину приняли на вооружение, но производство оказалось возможным начать только в 1944, когда война уже была явным образом проиграна. Некоторое количество БТР всё же было произведено, но серьёзного влияния на ход боёв в силу малого количества и самого характера наземной войны на Тихом океане они не оказали. Некоторое количество БТР было переброшено в Китай.

Читайте также  Тяжёлый БТР: крайне сомнительная идея

Ещё некоторое было отправлено на Филиппины, но до цели дошло мало, значительная часть отправилась на дно вместе с судами, на которых их доставляли. Ещё небольшое количество осталось на японских островах в частях, которые должны были сражаться с американским десантом. Там их и застала капитуляция. После сдачи Японии часть БТР была переделана в гражданские машины и использовалась на восстановительных работах.

На послевоенных руинах. БТР, переделанный в грузовик

Точно неизвестно, сколько БТР было выпущено, но, видимо, немного.

К сожалению, в англоязычных источниках нет никаких более-менее подробных описаний машины, что оставляет «лакуны» в знаниях о технической части – так нет никакой информации о том, был ли БТР оснащён двойным дифференциалом, какая у него была коробка передач или наработка на отказ основных узлов.

Мы только знаем, что аналогичный двигатель применялся на гусеничном бронированном арт.тягаче «Хо-Ки» и показал себя неплохо. Знаем, что чаще всего на бронетехнике аналогичного класса по массе и мощности применялась 4-х ступенчатая КПП.

Мы также знаем, что в принципе японские инженеры умели строить полугусеничные шасси, например «Тип 98» «Ко-Хи» был вполне удачной машиной, опять же во многом более рациональной, чем западные аналоги. В конце концов, Япония — единственная страна массово производившая гражданские полугусеничники много лет после войны (хоть и лёгкие), это о чём-то да говорит.

Стоит считать, что уровень качества у машины был более-менее приемлемым.

В чём, однако, преимущества этого БТР перед аналогами?

Сделан для боя

«Хо-Ха» как бронетранспортёр превосходил серийные аналоги. 

Во-первых, более удачной компоновкой. У машины небольшое расстояние между передним мостом и ведущим катком, что, до некоторой степени, снижает радиус поворота. Можно с уверенностью сказать, что он не больше, чем у американского М2 даже в отсутствии двойного дифференциала, но у М2 сама по себе трансмиссия менее удачная, это по сути грузовик «Уайт Индиана», которому когда-то вместо заднего моста приделали гусеничную тележку с резинотросовой гусеницей, поначалу, очень ненадёжную. Металлическая гусеница «Хо-Ха» и «танковые» катки смотрятся куда уместнее на боевой машине.

Расположение боковых дверей. Пехоте было вполне удобно через них спешиваться

БТР достаточно вместительный, чтобы в нём без тесноты разместилось отделение пехоты с запасами боеприпасов и продуктов, при необходимости с пулёмётами или иным коллективным оружием. При этом обеспечено то, чего не было ни на одном из аналогов – возможность спешивания десанта в непростреливаемую зону. У немецких Sd.kFz 251 выход для десанта был только в корму, причём двери были сделаны неудобно и, как правило, пехота прыгала через борт. 

У американских М3 выход был удобнее, но тоже только в корму и через узкую дверь на одного человека. У «Хо-Ха» выходов было три и все очень удобно сделанные, при этом задние ворота были достаточно широкие для быстрого спешивания десанта в два потока, боковые двери были уже, но одиночный боец со снаряжением проходил через них быстро и без затруднений, а планировка десантного отсека не затрудняла выход. Десант «Хо-Ха» мог оказаться в непростреливаемой зоне при любом варианте развития событий, кроме обстрела бронемашины противником с трёх сторон. В бою всё это могло иметь огромное значение.

Читайте также  В России создали бесшумный БТР со способностями танка

Хотя лобовая броня «Хо-Ха» было тоньше, чему у американцев, но углы наклона отчасти это компенсировали, что до немецкого БТР, то там углы наклона корпуса ограничивали размещение десанта, чего не было у японской машины.

Размещение пулемётов на «Хо-Ха» (если то, что мы знаем — правда) никак нельзя считать неудачным – при атаке в боевом порядке БТРы в подразделении перекрывали пространство перед соседними машинами огнём своих пулемётов, в крайнем случае, десант мог вести огонь вперёд по курсу из личного оружия или ручного пулемёта, если таковой имелся. Зато наличие зенитного пулемёта на специальном станке было однозначным плюсом как при отражении удара с воздуха, так и при движении в городе или горах. 

По дальности хода на одной заправке японский БТР примерно соответствовал американскому аналогу, и существенно превосходил немецкий.

Как уже упоминалось, японский БТР обладал наиболее удачным гусеничным движителем среди всех аналогов.

Передняя независимая пружинная двухрычажная подвеска «Хо-Ха» наголову превосходила на бездорожье зависимую рессорную подвеску американского БТР и существенно – подвеску на поперечной рессоре, которую имел немецкий. При этом нет никаких оснований считать, что передний ведущий мост американского БТР дал бы ему какие-то преимущества в проходимости перед японским БТР – продуманный гусеничных ход «Хо-Ха» выглядит предпочтительнее по сути автомобильного шасси «халфтрэка» у которого вместо заднего моста компактная гусеничная тележка.

Единственный режим, когда в теории американец мог оказаться лучше – подъём по склону из рыхлого песка. Но и то не факт, мы не знаем точно, насколько у японской гусеницы был продуман грунтозацеп, если был продуман хорошо, то американская машина могла бы проиграть и здесь.

Дизельный двигатель воздушного охлаждения явным образом менее пожароопасен, чем бензиновые моторы конкурентов, и проще в обслуживании, хоть последнее и непринципиально. Также он несколько более живучий в бою. Это также плюс боевой для машины.

По удельной мощности «Хо-Ха» совсем немного уступает американскому БТР, и несколько превосходит немецкий.

По простоте обслуживания японский БТР видимо тоже чемпион – у американцев поначалу реально были проблемы с гусеничным ходом, что до немцев и их необходимостью смазки каждого шарнира между траками (с игольчатыми подшипниками!) то это вообще за гранью добра и зла. 

По окопоходимости «Хо-ха» не уступает Sd.kFz 251 и гарантированно превосходит «американцев» — это явно следует из длины гусеничной тележки у каждой из машин.

Также нужно отметить преимущество японского БТР в качестве органов управления перед немецким – кошмарное решение с обратным наклоном руля на Sd.kFz 251 это эталон того, как нельзя делать. У японского БТР органы управления были куда ближе к нормальным автомобильным.

Всё вышеперечисленное заставляет считать «Хо-Ха» как минимум одним из лучших, а скорее всего лучшим серийным бронетранспортёром Второй мировой войны. Остаётся только пожалеть, что ни один из них не уцелел до наших дней. Было бы очень интересно сравнить его с «одноклассниками».

Но кое-что ясно и так.

Бонус — моделька, выполненная очень аккуратно и близко к оригиналу, даёт представление о внешности машины лучше, чем большинство сохранившихся фото.

Технические характеристики:

Масса: 9 тонн
Длина корпуса, мм: 6100
Ширина, мм: 2100
Высота, мм: 2510

Бронирование:
Тип брони — стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.: 8
Борт корпуса, мм/град.: 4—6

Вооружение:
Пулемёты: 3 × 7,7-мм 

Подвижность:
Тип двигателя — 6-цилиндровый двухтактный дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 134 при 2000 об/мин.
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 300
Производитель: «Хино».

/Александр Тимохин, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя