В годы холодной войны в ВВС и ВМС США существовали специальные авиационные подразделения, основным назначением которых было обучение и тренировка пилотов строевых эскадрилий приёмам ближнего воздушного боя с истребителями, состоящими на вооружении стран восточного блока. Во время войны в Юго-восточной Азии инструкторы школы боевого применения истребителей ВМС США (TOPGUN) летали на А-4 Skyhawk, который по манёвренным характеристикам был ближе всего к северо-вьетнамским МиГ-17Ф.
В 1980-е годы в рамках секретной программы Constant Peg для тренировок использовались боевые самолёты советского и китайского производства: МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, J-7 (китайская копия МиГ-21), а также израильские истребители Kfir С.1 и американские F-5E/F Tiger II. В 1990-е годы у американцев появилась возможность детально ознакомиться с истребителями МиГ-29.
Несколько истребителей 4-го поколения советского производства, полученные из стран, входивших в ОВД и бывших республик СССР, тестировались в испытательных центрах и участвовали в тренировочных воздушных схватках. Но руководство американского военного ведомства в 21-м веке сочло нецелесообразным постоянную эксплуатацию МиГов в строевых эскадрильях, предназначенных для обозначения условного воздушного противника.
Истребители F-5 в учебно-тренировочных эскадрильях ВМС США
После ликвидации Организации Варшавского договора и развала СССР в связи со снижением международной напряженности авиационные подразделения «Красные орлы» и «Агрессоры», существовавшие в американских военно-воздушных силах и в морской авиации, были ликвидированы. Однако с учётом того, что для самолётов палубной авиации риск столкновения с истребителями противника гораздо выше, чем самолётов, базирующихся на сухопутных аэродромах, адмиралы решили возродить эскадрильи, оснащённые истребителями, отличающимися от состоящих на вооружении в ВВС и ВМС.
Это было сделано для того, чтобы строевые лётчики могли тренироваться в учебных воздушных боях с истребителями, которые им не были знакомы, что должно было выработать способность противостоять нестандартному воздушному противнику. Уже в 1996 году флотскую эскадрилью VFC-13, базирующуюся на авиабазе Фаллон в штате Невада, где также находится центр подготовки пилотов ВМС США TOPGUN, перевооружили на переоборудованные и облегчённые истребители F-5E/F.
В настоящее время предельно изношенные F-5E/F постройки второй половины 1970-х годов практически полностью вытеснены модернизированными самолётами F-5N. По состоянию на 2018 год в VFC-13 числилось 23 самолёта.
Во второй половине 2006 года на авиабазе ВМС США Ки Уэст во Флориде была сформирована эскадрилья VFC-111, в настоящее время оснащённая семнадцатью одноместными F-5N и одним двухместным F-5F. Истребители этого типа имеются также в составе учебной эскадрильи истребителей КМП США VMFT-401 на авиабазе Корпуса морской пехоты Юма в Аризоне.
Рассказывая о действующих эскадрильях, предназначенных для обозначения в ближнем воздушном бою истребителей противника, стоит подробней рассмотреть самолеты, на которых они летают. Традиционно с середины 1970-х годов ВВС, ВМС и КМП США использовали лёгкие истребители F-5E/F Tiger II. По своим манёвренным характеристикам «Тигры» оказались наиболее близкими к МиГ-21. В эскадрильи «Агрессоров» отбирались лучшие летчики и неудивительно, что они довольно часто побеждали в тренировочных схватках с куда более современными F-14, F-15 и F-16.
Самые свежие F-5E/F фирма Northrop сдала в 1987 году. На сегодняшний день возраст самолетов перевалил за три десятка лет и для поддержания их в лётном состоянии требуются большие вложения. К тому же большая часть имеющихся «Тигров» по причине выработки эксплуатационного ресурса находится в завершающей стадии жизненного цикла.
В связи с бюджетными ограничениями американские военно-воздушные силы расстались с последними «Тиграми» в начале 1990-х. После этого F-5E/F эксплуатировались только во флотских тренировочных эскадрильях. Для поддержания необходимой минимальной численности истребительного парка в подразделениях «Агрессоров» в 2000 году было решено выкупить у Швейцарии снимаемые там с вооружения «Тайгеры».
Самолёты F-5E/F, построенные в Швейцарии по лицензии, находились в очень хорошем техническом состоянии и имели относительно небольшой налёт. Первоначально была приобретена партия из 32 самолетов, но после того как в Ки Уэст решили создать ещё одну тренировочную эскадрилью, в 2004 году командование ВМС подписало соглашение на дополнительную поставку 12 самолетов.
Модернизацией бывших швейцарских F-5E занималась корпорация Northrop Grumman. В ходе восстановительных работ производится замена части фюзеляжа. В состав бортового радиоэлектронного оборудования введена новая навигационная система и интегрированный многофункциональный дисплей. Это позволяет значительно улучшить возможности по навигации и пониманию пилотом ситуационной осведомленности. С самолёта демонтировано вооружение и аппаратура, необходимая для его применения, что сэкономило вес.
На модернизированные самолёты дополнительно установлены системы фиксации различной полётной информации, имитации вооружения с возможностью распределения точек запуска ракет, фиксацией цели и оценки эффективности применения имитируемого оружия.
Первый модернизированный самолёт поднялся в воздух 25 ноября 2008 года и поступил в 401-й учебную истребительную эскадрилью морской пехоты (VMFT-401) 9 декабря 2008 года, второй F-5N поставлен 111-й смешанной эскадрилье в Ки-Уэст. В конце 2010 году руководство Northrop Grumman Corporation объявило о выполнении контракта на капитальный ремонт и модернизацию самолётов F-5N.
Истребители F-16 в учебно-тренировочных эскадрильях ВМС США
Впрочем, «Тигры» являются далеко не единственным типом авиационной техники, который используется американским военным ведомством для имитации самолётов противника. Ещё в 1985 году для имитации в учебных воздушных схватках советских МиГ-29 ВМС США заказали партию предельно облегчённых и специально доработанных тренировочных истребителей F-16N. С самолёта были демонтированы все узлы вооружения и пушка, а также установлено упрощённое БРЭО.
На F-16N смонтировали датчики и контрольно-записывающую аппаратуру, позволяющую детально фиксировать учебные бои. Для изготовления самолётов данной модификации использовались F-16C / D Block 30. Всего было построено 26 самолётов, из которых 22 — одноместные F-16N и четыре — двухместные TF-16N.
Эксплуатация F-16N во флотских тренировочных эскадрильях продолжалась с 1988 по 1998 год. Столь непродолжительный срок службы объясняется тем, что самолёты в ходе учебно-тренировочных заданий интенсивно маневрировали с предельно допустимыми перегрузками, и через 10 лет с момента начала эксплуатации и у большинства машин появились трещины в элементах крыла и фюзеляжа. В 2002 году F-16N заменены F-16А /В, предназначавшимися первоначально Пакистану.
Сделка с Исламабадом была заблокирована, после того как стало известно о развитии Пакистаном оружейной ядерной программы. Самолёты, взятые с базы хранения Дэвис Монтан, подверглись переделке на предприятии Lockheed Martin в Форт-Уэрт, штат Техас. С бывших пакистанских F-16 удалили узлы подвески вооружения и пушку, а также аппаратуру управления оружием. Было изменено связное и навигационное оборудование, а фюзеляж и крылья исходя из опыта эксплуатации F-16N усилили.
Истребители F-16, летающие в авиационной школе TOPGUN, несут необычную окраску, нехарактерную для истребителей ВВС и ВМС США. Школа боевого применения и повышения лётной квалификации TOPGUN является единственным авиационным подразделением ВМС, где используются лёгкие однодвигательные истребители F-16, изображающие в учебных боях российские МиГ-29.
Истребители F/A-18 и самолёты ВВС других стран, используемые для имитации воздушного противника
До недавнего времени на авиабазе Фаллон базировалось 14 истребителей F-16. Помимо «Тигров» и «Сражающихся соколов» в учебно-тренировочном центре TOPGUN эксплуатируются палубные истребители F/A-18A / B Hornet и F/A-18E/F Super Hornet, а также самолёты ДРЛО Е-2С Hawkeye.
Хотя авиация ВМС и КМП США для организации учебных воздушных боёв использует специально модифицированные истребители гораздо шире, чем ВВС, этого явно недостаточно, чтобы все лётчики-истребители морской авиации имели возможность получения устойчивого навыка ближнего воздушного боя.
Для того, чтобы визуализировать воздушного противника, в ряде строевых и резервных палубных эскадрилий на самолёты F/A-18A/В и F/A-18E/F нанесли камуфляжную окраску, близкую к той, что используется на российских истребителях Су-35С. Так, например, на авиабазе Ошеана в штате Виржиния подобным образом камуфлированы истребители-бомбардировщики F/A-18A резервной тренировочной эскадрильи VFC-12.
Самолёты данного подразделения, выступающие на учениях в роли условного противника, получили «разрушающий камуфляж» и красные звезды на килях в 2012 году. Их оппонентами в тренировочных воздушных боях в большинстве случаев являются палубные «Хорнеты» и «Суперхорнеты». Практически ежегодно в США организуются совместные лётные учения со странами союзниками. В 2018 году на авиабазу Ошеана прибыли 12 французских палубных истребителей Rafale M, которые приняли участие в совместном маневрировании с американскими самолётами.
В официальном пресс-релизе, посвященном итогам совместных учений, говорится, что стороны добились тесного взаимодействия в ходе полётов и получили ценный опыт в ходе совместного маневрирования. Однако в неофициальных источниках, основывающихся на впечатлениях непосредственных участников воздушных схваток, говорится, что в горизонтальном манёвре французские истребители в определённые моменты имели преимущество над американцами, и некоторые режимы полёта недоступны даже для весьма современных F/A-18E/F Super Hornet, которые в настоящее время являются основой американской палубной авиации.
Имитация истребителей потенциального противника в ВВС США
Впрочем, не только авиация флота и морской пехоты используют для визуализации условного противника истребители в нетипичном камуфляже. На авиабазе Неллис, расположенной в Штате Невада, в 13 км к северо-востоку от Лас-Вегаса находится штаб 57-й тактической группы (57 ATG), в составе которой помимо подразделений разведки, связи и информационного обеспечения до недавнего времени имелись две эскадрильи «Агрессоров»: 64-я и 65-я.
На вооружении 64-й эскадрильи «Агрессоров» (64th Aggressor Squadron, сокращённо — 64th AGRS) стоят 24 F-16С. Эскадрилья, известная как 65th Aggressor Squadron, в данный момент находится в состоянии реорганизации. Пилоты этой эскадрильи летали на F-15C. Ввиду бюджетных ограничений будущее 65-й эскадрильи было под вопросом, в марте 2019 года появилась информация, что командование ВВС решило сохранить подразделение «Агрессоров», оснащённое тяжелыми истребителями.
В 64-ю и 65-ю эскадрильи осуществляется отбор пилотов, обладающих самой высокой квалификацией. Они летают на специально доработанных и облегченных истребителях, чья окраска воспроизводит камуфляж боевых самолётов стран, считающихся потенциальными противниками США.
Самолёты 64-й и 65-й эскадрилий очень активно используются в учебных воздушных боях. Согласно принятой практике, строевые эскадрильи ВВС и ВМС США прибывают на авиабазу Неллис на своей авиатехнике. Также на прилегающем к авиабазе полигоне ежегодно организуются крупные учения с участием боевых самолётов союзных государств. За последние пять лет здесь побывали французские Rafale M и Mirage 2000, немецкие Typhoon и Tornado IDS, сингапурские F-15SG и F-16C/D, чешские L-159.
В ряде источников имеется не подтверждённая официально информация, что на авиабазе Неллис имелся как минимум один истребитель Су-27 и несколько МиГ-29. В сентябре 2017 года издание Aviation Week & Space Technology сообщило, что в Неваде разбился истребитель Су-27, взлетевший с авиабазы Неллис. Официальный представитель ВВС отказался комментировать к какому подразделению был приписан разбившийся самолёт и его тип.
Частные авиационные компании, привлекаемые к процессу боевой подготовки лётчиков-истребителей ВВС, ВМС и КМП США
С учётом того, что несколько эскадрилий «Агрессоров», имеющиеся в военно-воздушных силах, в морской авиации и авиации морской пехоты, не в состоянии организовать необходимую интенсивность обучения пилотов всего имеющегося парка истребителей, в последнее десятилетие в вооруженных силах США в учебно-тренировочном процессе активно участвуют частные авиационные компании.
Этому способствовало то, что после окончания холодной войны большое количество боевых самолётов из состава ВВС стран Восточной Европы и бывших республик СССР, помимо испытательных и тренировочных центров Министерства обороны США, оказалось в руках частных владельцев. Американское законодательство позволяет при соблюдении некоторых процедур регистрировать их как гражданские воздушные суда. Так, в декабре 2009 года компания Pride Aircraft, занимающаяся реставрацией подержанной авиатехники, сертифицировала в Федеральной авиационной администрации США два истребителя Су-27.
Также в парке нескольких частных компаний имеются истребители МиГ-29. Компания Air USA. Inc является владельцем двух капитально отремонтированных и демилитаризованных спарок МиГ-29УБ, вывезенных из Киргизии. Первоначально было заявлено, что МиГи приобретены с целью выступлений на авиашоу и организации вывозных полётов для всех желающих.
Впрочем, основным источником доходов компании Air USA. Inc является отнюдь не проведение развлекательных полётов. Air USA является постоянным подрядчиком министерств обороны США и Канады в деле организации боевой подготовки. В настоящее время к частной авиабазе Куинси в штате Илинойс приписано около 30 самолётов: советские МиГ-21 и МиГ-29, чешские L-39 и L-59, румынские IAR 823, немецкие Alpha Jet и британские Hawk.
Более 90% полётов компания выполняет в интересах военных. Лётные задания при этом могут быть самыми различными. В основном это имитация самолётов противника в ближнем воздушном бою, тренировка расчётов ПВО, тестирование РЛС и отработка задач РЭБ. В деле оказания услуг военному ведомству Air USA. Inc тесно сотрудничает с компаниями: Northrop Grumman, Boeing и BAE. С 2003 года в интересах военных заказчиков было выполнено более 6000 полётов. Согласно информации, выложенной на сайте компании, «успешных миссий» было 98,7%. Надо полагать, что под «успешной миссией» подразумевается выполнение полётного задания.
Ещё одним крупным игроком на рынке предоставления авиационных услуг военно-воздушным силам и флоту является компания Draken International, имеющая самый большой в мире коммерческий парк снятых с вооружения боевых самолетов — более 80 демилитаризованных истребителей, лёгких штурмовиков и учебно-боевых самолётов. По численности и составу авиационного парка компания Draken International превосходит военно-воздушные силы многих государств.
Компания Draken International приобрела бывшие израильские штурмовики A-4N и новозеландские штурмовики А-4К, а также L-159E и L-39ZA чешского производства. Эти самолёты оборудованы приёмниками предупреждения о радиолокационном облучении, средствами радиоэлектронного подавления и имитаторами ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля» с действующими головками самонаведения.
В реестре воздушных судов компании Draken International также числятся: Aermacchi MB-339CB, МиГ-21бис, МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. В интересах заказчика специалисты компании могут использовать разнообразное оборудование, в том числе тренажеры, различные имитаторы, РЛС и аппаратуру РЭБ. Это позволяет при необходимости максимально приблизить учебные воздушные бои к реальности.
Все самолёты, выполняющие полёты по контрактам с военным ведомством, находятся в очень хорошем техническом состоянии и регулярно проходят плановые и восстановительные ремонты на предприятии компании, расположенном на аэродроме Лейкленд, штат Флорида.
С 2014 года большая часть авиационного парка Draken International на постоянной основе размещается на авиабазе Неллис. Самолёты L-159E и A-4N/К выступают противниками в учебных воздушных боях и используются в качестве условных целей при отработке задач дальнего перехвата. Большую ценность представляет способность этих самолётов совершать полёты на предельно малой высоте и их высокая манёвренность.
По мнению руководства ВВС США, данные дозвуковые летательные аппараты в достаточной мере воспроизводят характеристики штурмовиков и учебно-боевых самолётов, состоящих на вооружении государств, получавших советскую и российскую авиационную технику.
Компания Draken International в основном оказывает услуги по боевой подготовке ВВС, флот предпочёл заключить контракт с авиационной частной компанией Airborne Tactical Advantage Company (ATAC). Головной офис компании находится в г. Ньюпорт-Ньюс, штат Виржиния. Там же, на аэродроме Вильямсбург, ремонтируется и проходит обслуживание авиатехника. В 2017 году компания ATAC была приобретена Textron Airborne Solutions – крупной аутсорсинговой компанией, предоставляющей услуги в авиационной деятельности.
В течение последних 20 лет Airborne Tactical Advantage Company занималась боевой подготовкой пилотов американских ВМС, ВВС, и КМП по разным направлениям: воздушный бой, нанесение ударов по надводным и наземным целям. За это время самолёты АТАС провели в воздухе более 42000 часов. АТАС является единственной гражданской организацией, допущенной для работы в элитном центре подготовки пилотов истребителей американского флота(TOPGUN), и к подготовке пилотов истребителей 5-го поколения F-22А Raptor американских ВВС.
В составе авиапарка компании по большей части находятся самолеты, произведённые в 1970-1980-е годы. Купленные в разных странах за умеренную цену самолеты, несмотря на приличный возраст, находятся в хорошем техническом состоянии и, как правило, имеют большой остаточный ресурс. В действующем парке компании более 20 самолетов: истребители израильского производства Kfir С.2, дозвуковые многоцелевые самолёты Hunter Mk.58 из наличия швейцарских ВВС, чешские учебно-боевые L-39ZA и Saab 35 Draken шведского производства, приобретённые в Австрии.
Самолёты Airborne Tactical Advantage Company выполняют задачи в различных регионах, где имеются военные аэродромы США. Находясь на одних авиабазах с состоящими на вооружении истребителями, они отрабатывают самые разные тренировочные полётные задания. На постоянной основе самолеты, принадлежащие АТАС, находятся на авиабазах: Пойнт Мугу (Калифорния), Фаллон (Невада), Канеохе Бей (Гавайи), Цвайбрюккен (Германия) и Ацуги (Япония).
Самолёты разных типов привлекаются к выполнению широкого спектра задач. Истребители-бомбардировщики Hunter Mk.58 обычно изображают ударные самолёты противника, пытающиеся прорваться к охраняемому объекту на небольшой высоте или ведущие радиоэлектронное подавление средств ПВО. «Хантеры» также используются как буксировщики воздушных мишеней.
При взаимодействии с боевыми кораблями ВМС США самолёты компании АТАС имитировали атаки с использованием противокорабельных ракет. Для создания соответствующей помеховой обстановки Hunter MK.58 и L-39ZA несли контейнеры с аппаратурой РЭБ и подвесной имитатор французской ПКР Exocet AM39, и советской ПКР П-15, который воспроизводит работу радиовысотомера и активной радиолокационной головки самонаведения.
Выбор имитаторов бортовых систем именно этих противокорабельных ракет связан с тем, что именно они являются одними из наиболее распространенных в мире, и состоят на вооружении в странах, с которыми американский флот может столкнуться.
Наличие аппаратуры РЭБ и имитаторов радиолокационных головок самонаведения в сменных подвесных контейнерах позволяет в ходе учений максимально приблизить помеховую обстановку к реальной боевой. Это позволяет операторам РЛС и расчётам систем ПВО приобрести необходимый опыт. Крупные учения с использованием самолётов и аппаратуры, принадлежащей этой компании, регулярно проводятся с кораблями и авиацией ВМС США, как на западном, так и на восточном побережье.
Во второй половине 1990-х, когда компания AТАС только начала сотрудничество с Пентагоном, в её самолётном парке имелись: МиГ-17, А-4 Skyhawk и L-39 Albatros. Однако эти дозвуковые самолёты с небольшой тяговооруженностью не могли в учебно-тренировочных боях имитировать современные боевые самолёты потенциального противника. По этой причине компания AТАС приобрела несколько подержанных израильских истребителей Kfir С.1.
В США истребители Kfir С.2, на которых сейчас летают пилоты компании AТАС, известны как F-21 KFIR. Эти самолёты, построенные в 1980-е годы, подверглись модернизации и капитальному ремонту, в ходе которого с них было демонтировано вооружение, усилены элементы планера, установлена новая навигационная и связная аппаратура и видеокамеры и съёмные твердотельные накопители, позволяющие фиксировать результаты воздушных боёв и впоследствии проводить детальный разбор полётов.
Для полноценной имитации боевой обстановки самолёты компании несут средства РЭБ и подвесные имитаторы ракет ближнего боя с ТГС. Это позволяет осуществлять реальный захват головкой самонаведения, что повышает реализм и достоверность итогов схватки.
По мнению американских авиационных экспертов, модернизированные «Кфиры» по своим боевым возможностям находятся между советским МиГ-21бис и китайским J-10. Несмотря на приличный возраст и формальное техническое отставание от современных истребителей, пилотам F-21 KFIR очень часто в ближнем манёвренном бою удавалось ставить в трудное положение американских лётчиков на F/A-18F и F-15C. Даже превосходство новейших F-22А в учебных воздушных сражениях было не всегда безоговорочным.
Некоторые режимы полётов истребителей «Кфир», построенных по схеме «бесхвостка» с ПГО, оказались недоступны для американских самолётов. В 2012 году по результатам тестов с истребителем F-35В из опытной партии, поставленной КМП США, было признано: «перспективный истребитель, строящийся Lockheed Martin Corporation, нуждается в дальнейшем совершенствовании и отработке методики воздушного боя».
На сегодняшний день пилоты, летающие на «Кфирах», во время учебных заданий провели в воздухе около 2500 часов, что говорит о высокой интенсивности полётов и большом количестве проведённых учебных боёв. Победы в учебных боях над более современными типами истребителей во многом объясняются высокой квалификацией и огромным опытом пилотов АТАС.
Основной лётный состав АТАС укомплектован отставными пилотами ВВС и ВМС, имеющими огромный лётный опыт и очень высокую квалификацию. Они сами раньше много летали на истребителях, которые ныне противостоят им в учебных схватках. Естественно, что лётчикам на «Кфирах» хорошо знакомы с возможностями большинства типов самолётов-истребителей, состоящих на вооружении в США. В то же время основной части американских строевых пилотов возможности и характеристики «Кфиров» не известны. Кроме того, в отличие от строевых пилотов ВВС и ВМС, пилоты компании АТАС не связаны таким количеством правил и ограничений.
Помимо игры на учениях за «плохих парней» техника и специалисты АТАС, также участвуют в различных испытательных и тестовых полётах, проводимых в рамках создания и модернизации ракетных и авиационных систем и вооружения. Такой подход, позволяющий сэкономить на процессе испытаний новой техники и боевой подготовки без потери качества, оказался очень выгодным для Министерства обороны США.
Применение в процессе боевой подготовки не состоящей на вооружении авиатехники, позволяет разнообразить сценарии учебных воздушных боёв, избавить пилотов строевых эскадрилий от шаблонных решений, возникающих в ходе маневрирования с однотипной авиатехникой и лучше подготовить их к различным ситуациям, которые могут возникнуть в реальной боевой обстановке. К тому же стоимость лётного часа самолётов частных компаний обходится намного дешевле и позволяет сберечь ресурс боевых истребителей.
Персоналу частных компаний, работающих по договору с военным ведомством, не надо оплачивать из государственного бюджета пенсии, медицинские страховки и выходные пособия. Все расходы по содержанию и ремонту участвующих в тренировочных полётах самолётов несут на себе частные подрядчики.
Ряд экспертов предрекает, что в будущем частные авиационные компании, работающие по контакту с военным ведомством, будут не только организовывать тренировочные миссии, но и смогут оказывать авиационную поддержку при проведении сухопутных операций частными военными компаниями. Также они могут привлекаться для контроля воздушного пространства, в тех случаях, когда американское правительство не заинтересовано по тем или иным причинам задействовать военно-воздушные силы или палубную авиацию.
Исходя из открытой информации, имеющейся относительно подходов командования ВВС и Морской авиации, можно сделать вывод, что американских лётчиков-истребителей учат противостоять боевым самолётам советского, российского и китайского производства. А также готовят к возможному столкновению с ВВС стран, оснащённых истребителями 2-3 поколения, которых уже нет на вооружении в США. При этом помимо превосходства в лётных данных американских истребителей и характеристиках авиационных средств поражения, ставка делается на тактическую подготовку, инициативу и агрессивную манеру воздушного боя.
/Сергей Линник, topwar.ru/