Австралийский штурмовик
CAC Wirraway — первый австралийский боевой самолёт.

Австралию вряд ли кто-то станет считать авиастроительной державой, и это, в общем будет верно, но в её истории был один интересный период, когда она могла таковой стать – и даже почти стала. Начав с копирования учебно-тренировочного самолёта, австралийцы буквально за несколько лет прошли путь до почти полноценного истребителя, способного показать неплохие результаты в воздушном бою.

Но первым их шагом в авиацию была машина попроще. И она же на некоторое время оказалась «рабочей лошадкой» Королевских ВВС Австралии в ходе Второй мировой войны.

Появление Commonwealth Aircraft Corporation

Японская военная экспансия в Азии заставила австралийцев нервничать. Ведь японцы контролировали Микронезию и имели мощный флот – а это давало им возможность впоследствии «достать» Австралию. Последняя же не имела толком своей военной промышленности и зависела от импорта оружия и боевой техники. Особенно это касалось авиации – австралийцы полагались на импорт самолётов, покрываемый на половину поставками из Британии, хотя призывы создать национальную авиапромышленность в середине тридцатых были довольно активны.

Всё стронулось с мёртвой точки в 1935 году, в мае. Тогда в Британии было принято решение о резком увеличении численности Королевских ВВС. Австралия прозондировала для себя такую же возможность, но выяснилось, что британская промышленность просто не может обеспечить потребности австралийских ВВС – самолёты требовались самой Британии.

Сама же Австралия к тому моменту имела только одну авиастроительную фирму – Tugan Aircraft, производившую, небольшой двухмоторный пассажирский самолёт Gannet – первый серийный самолёт австралийской разработки, построенный серией в восемь машин. Базировалась компания в ангаре недалеко от Сиднея и сделать что-либо значимое для обороноспособности Австралии не могла.

В том же году, однако, совпало несколько факторов. Из Европы в Австралию вернулся один из местных промышленников – Эссингтон Льюис, руководитель компании Broken Hill Proprietary (BHP) – крупнейшей англо-австралийской добывающей компании. Он привёз из Европы мощную убеждённость в высокой вероятности будущей войны, в которую может быть втянута и Австралия. И тогда же развернул мощную деятельность по пропаганде идеи создать национальную авиационную промышленность. 

В августе 1935 года правительство согласилось с доводами Льюиса. В следующем году несколько крупных австралийских компаний, не имевших впрочем, никакого отношения к авиастроению, основали компанию Commonwealth Aircraft Corporation — САС. Этой компании и суждено было стать австралийским производителем боевых самолётов. Однако, мало основать компанию, нужны ещё и кадры, и в том же 1936 году САС купила Tugan Aircraft, а её шеф Лоуренс Уокетт, бывший командир авиакрыла, имевший соответствующее воинское звание, сразу же стал шефом всего бизнеса.

Теперь нужно было выбрать, что строить. Война на пороге намекала на необходимость иметь истребители, и в один момент даже обсуждалась идея начать производить Spitfire, но здравый смысл быстро победил – в стране лишенной и своего авиапрома и кадров и традиций, начинать с такой сложной машины было неправильно.

Пока строилась фабрика, три офицера австралийских ВВС вместе с Уокеттом совершили поездки по США и Европе, с задачей выбрать прототип будущего первого австралийского боевого самолёта. Задача осложнялась тем, что выбираемый самолёт должен был быть для Австралии и «мобилизационным» истребителем, и учебно-тренировочной машиной, он должен был выполнять ударные задачи и быть простым в производстве.

В итоге «оззи» выбрали американский учебно-тренировочный самолёт North American NA-16. Эта машина производилась в США в огромных количествах, и долгое время была основным учебно-тренировочным самолётом. Именно на её базе чуть позже был создан Т-6 Texan, они и внешне похожи.

Австралийцев подкупила простота и одновременно совершенство конструкции самолёта, это было именно то, что нужно для нарождающейся национальной авиапромышленности.

САС приобрело лицензию на этот самолёт, а ещё на двигатель Pratt and Whitney Wasp R-1340, радиальную надувную «звезду» воздушного охлаждения, мощностью 600 л.с. Именно этому мотору предстояло стать «Сердцем» будущего самолёта.

1937 год прошёл в формальностях. Достраивалась сборочная фабрика. Вносились изменения в конструкцию самолёта. Льюис яростно протестовал против того, чтобы NA-16 стал базовой моделью для австралийских ВВС, по причине недостаточных характеристики, однако ВВС требовали именно эту машину, как наиболее реальную по срокам производства. В итоге, ВВС и САС победили, и вскоре новая машина пошла в производство.

27 марта 1938 года первый серийный самолёт выполнил свой первый отрыв от ВПП. В серии самолёт получил наименование СА-1 Wirrraway. Слово Wirraway («Уиррэвэй») на одном из языков австралийских аборигенов означает «вызов» (тот, который брошен, challenge по-английски), что хорошо отражало обстоятельства появления этой машины на свет.

Разработка

Австралийцы в каком-то смысле шли «ноздря в ноздрю» с американцами. «Изначальный» NA-16 имел двухлопастной винт и двигатель мощностью 400 л.с. И американцы, развившие на его базе знаменитый Texan, и австралийцы одновременно перешли на Wasp R-1340, мощностью в 600 л.с. и трёхлопастной винт. Помимо этого, австралийцы, планировавшие применять самолёт как ударный, сразу же усилили ему фюзеляж, особенно хвостовую часть. Капот и носовая часть перед кокпитом были перепроектированы тоже, для того, чтобы вместить два 7,7-мм пулемёта Vikkers Mk.V, стреляющие через винт.

Читайте также  Минобороны отказалось от серой окраски самолётов

Заднее сиденье было сделано вращающимся, для того, чтобы его мог использовать стрелок, защищавший заднюю полусферу. Его вооружением был также 7,7-мм пулемёт. Фонарь кабины был выполнен таким образом, чтобы стрелок имел максимально возможный сектор обстрела в полёте. Самолёт был оснащён радиостанцией и был доработан для возможной установки фотокамер различного назначения.

По технологическим причинам иначе выполнялась обшивка фюзеляжа. Были установлены узлы для подвески бомб – пары 113 кг (250 фунтовых) бомб или одной 227 кг (500 фунтовой бомбы). Впрочем, 500-фунтовок можно было взять и две, но оставив «дома» стрелка.

В полёте Т-6 Texan (на первом плане) и CAC Wirraway. Различия видны очень хорошо.

На носу перед фонарём «прописалась» большая и массивная антенна, ставшая «визитной карточкой» австралийских самолётов. В дальнейшем, самолёты проходили и другие модернизации, что ещё больше отдаляло их от исходной модели, при всей их похожести друг на друга.

Служба

Изначально самолёты использовались как учебно-тренировочные, однако, с прицелом на участие в боевых действиях, если понадобится. К началу войны на Тихом океане этими машинами были вооружены семь эскадрилий ВВС — 4, 5, 12, 22, 23, 24 и 25. 

Вскоре после начала войны стало понятно, что устаревшие медленные и слабо вооружённые самолёты не могут вести бои с японскими истребителями, однако им пришлось это делать – с печальными итогами.

Первый бой «Уиррэвэя» произошёл во время бомбового рейда японских летающих лодок «Тип97» на аэродром Вунаканау недалеко от Рабаула, 6 января 1942-го года. Девять летающих лодок атаковали аэродром, избежав потерь за счёт внезапности и нанеся австралийцам некоторый ущерб. На дистанцию открытия огня по японцам вышел один единственный «Уиррэвэй», но успеха не добился. Это был первый воздушный бой и австралийских ВВС, и этих самолётов.

Спустя две недели 24-я эскадрилья вынуждена была принять неравный бой – восемь «Уиррэвэев» бросили на отражение атаки почти ста японских самолётов на Рабаул. Из этой сотни, двадцать два истребителя атаковали восемь «Уиррэвэев», которые ещё и вводились в бой не одновременно. Уцелело только два австралийских самолёта, один из которых был сильно повреждён. Впрочем, «оззи» очень быстро осознали, что бывшим учебным «летающим партам» в бою с японскими истребителями делать нечего и старались использовать их для ударов по наземным целям.

Тем не менее, одну победу в воздухе эта модель самолёта достигла. 12 декабря 1941 года Дж. Арчер, пилот «Уиррэвэя», в ходе боевого вылета на разведку обнаружил в 300 метрах ниже себя японский истребитель, который он опознал как «Зеро». Он немедленно спикировал на японца и расстрелял его из пулемётов. После войны выяснилось, что это был Ки-43, а не «Зеро».

Это, конечно, было исключением. Тихоходные «Уиррэвэи» не имели никаких шансов, как истребители. Однако они могли применяться как штурмовики и бомбардировщики – и применялись. Австралийцам просто неоткуда было взять другие самолёты – какими бы тихоходными и слабо вооружёнными «Уиррэвэи» не были бы, а выбора не было.

«Уиррэвэи» поддерживали с воздуха союзные войска, оборонявшиеся в Малайе, ещё в 1941-м. Самолёты в количестве пяти единиц летали с аэродрома в Куланге, их пилотировали новозеландские пилоты, стрелками-наблюдателями были австралийцы. С самого начала 1942-го года эти самолёты начали боевые вылеты на удары по японским войскам в Новой Гвинее.

В начале ноября эти машины крайне широко задействовались в ходе отражения одного из японских наступлений в Новой Гвинее – самолёты использовались как лёгкие штурмовики и лёгкие бомбардировщики, вели фоторазведку, наводили артиллерийский огонь, сбрасывали припасы окружённым отрядам и даже разбрасывали над японцами листовки. 

Как ни удивительно, но «Уиррэвэям» удалось снискать положительную оценку своей эффективности со стороны наземных войск. Как писал после войны американский генерал Роберт Эйчелбергер: «пилоты «Уиррэвэев» никогда не получили должной оценки». Сам генерал, командовавший союзными силами во время сражения при Буна-Гона, систематически использовал эти самолёты для полётов на фронт, занимая место стрелка, и оценивал вклад этих машин и их пилотов в войну довольно высоко. В целом, эти машины внесли серьёзный вклад в исход сражения.

В боевом вылете

К середине 1943 года снабжение австралийских ВВС наладилось. Они получали более современные самолёты. Одним из самых массовых стал Р-40 Kittihawk. А вторым – Boomerang, австралийский одноместный истребитель… разработанный с широким использованием элементов конструкции «Уиррэвэя», и с опорой на опыте его производства. «Бумеранг» для австралийцев является почти легендарной машиной, с куда более богатой и славной историей, чем «Уиррэвэй», но без «Уиррэвэя» его бы не было.

Читайте также  Россия пообещала Сирии истребители МиГ-29

С середины лета 1943 года «Уиррэвэи» начинают покидать линию фронта, и довольно быстро возвращаются к задачам учебных самолётов. Однако, не все. Во-первых, как минимум один такой самолёт остаётся в каждой авиационной части австралийских ВВС, где выполняет примерно те же задачи, которые в ВВС РККА выполнял знаменитый По-2. Возит старших офицеров, доставляет документы, экстренно привозит нужную запчасть… Одна такая машина была даже в 5-й воздушной армии США.

Занятно, но «Уиррэвэй» оказался и далеко не самым сбиваемым самолётом – большая часть потерь этих машин приходится на японские удары с воздуха по аэродромам.

Во-вторых, хотя интенсивное использование «Уиррэвэев» над линией фронта в 1943 году закончилось, они иногда по-прежнему наносили бомбовыеудары по позициям японских войск, вели патрулирование прибрежных акваторий, привлекались для поиска японских подводных лодок. В целом, самолёты этого типа воевали до самого конца войны, хоть после 1943-го года масштабы их участия в боях были небольшими.

Производство

Неудивительно, что производство «Уиррэвэев» продолжалось даже после Второй мировой войны. Всего самолёты производились следующими сериями:
CA-1 – 40 единиц.
CA-3 – 60 единиц.
CA-5 – 32 единиц.
CA-7 – 100 единиц.
CA-8 – 200 единиц.
CA-9 – 188 единиц.
CA-10 – проект пикирующего бомбардировщика, отклонён, но усиленные крылья производились для модернизации уже построенных самолётов.
CA-16 – 135 единиц.

По факту в основном это были одни и те же самолёты, а номер модификации менялся лишь для того, чтобы отличить самолёты построенные по разным контрактам. Но некоторые модификации имели отличия. Так, например, СА-3 имел изменённый «впуск» двигателя, усиленные крылья от СА-10, не пошедшего в серию, встали на 113 самолётов из уже построенных ранее, такие машины могли нести больше бомб под крыльями. На части машин 7,7 –мм пулемёты были заменены на крыльевые пулемёты Browning калибра 12,7-мм.

Самой отличающейся от всех была модификация СА-16 – этот самолёт не только был оснащён усиленным крылом, но и аэродинамическими тормозами, что позволяло использовать его как пикирующий бомбардировщик – и этот самолёт в таком качестве использовался.

В послевоенное время

После войны, в 1948 году, 17 самолётов «ушли» в ВМС Австралии. Ещё некоторое количество попало в сельское хозяйство, однако, в качестве сельскохозяйственных самолётов «Уиррэвэи» оказались неэффективными. 

На службе в ВВС самолёты применялись как учебные, в ВМС аналогично, кроме того, часть «Уиррэвэев» получили части резерва Citizen Air Force, основанные в 1948 году, где они также использовались как учебные и для обнаружения акул вблизи пляжей. 

Послевоенный учебный вариант

ВМС сняли с вооружения свои самолёты в 1957 году, а ВВС – в 1959. Но они продолжили летать в частных коллекциях, и выставляться в музеях.

Учебный самолёт ВМС Австралии

Также послевоенное использование «Уиррэвэев» отметилось несколькими авариями, унёсшими жизни нескольких десятков человек. 

На сегодня в мире сохранилось пятнадцать «Уиррэвэев». Пять из них могут подняться в воздух и имеют для этого все разрешительные документы.

Компания САС продолжила функционировать и после войны, но летательных аппаратов собственной разработки не выпускала, собирая лишь немного изменённые варианты иностранных самолётов и вертолётов, даже без попыток полной локализации. В 1985 году её поглотила компания Hawker de Haviland, преобразовавшая её в свой австралийский филиал, который в 2000-м году купила компания Boeing-Australia.

И началом всему этому была переработка американского учебного самолёта в учебно-боевой австралийский — Wirraway.

Технические характеристики самолёта:

Экипаж, чел.: 2
Длина, м: 8,48 
Размах крыла, м: 13,11
Высота, м: 2,66 м
Площадь крыла: 23,76
Масса пустого, кг: 1 810
Максимальная взлётная масса, кг: 2 991 
Двигатель: 1 × Pratt & Whitney R-1340 radial engine, 600 л.с. (450 кВт)

Максимальная скорость, км/ч: 354
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Дальность перегоночная, км: 1 158
Практический потолок, м: 7 010
Скороподъёмность, м/с: 9,9

Вооружение:
Пулемёты: 2 × 7,7-мм Vickers Mk V для стрельбы вперёд с синхронизатором и 1 × 7,7-мм Vickers GO на поворотном кронштейне. Поздние версии оснащались пулемётами Browning AN-M2 калибром 12,7-мм под крыльями.
Бомбы: 
2× 500 фунтов (227 кг) — без стрелка
2× 250 фунтов (113 кг) — нормальная нагрузка.

/Александр Тимохин, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя