В настоящее время в США всерьез реализуется программа вооружения пилотов боевых самолетов дальнобойным автоматическим оружием, предназначенным для самообороны пилотов, вынужденных катапультироваться над вражеской территорией. Речь идет о специальной версии автоматической штурмовой винтовки М4, модернизированной в соответствии с принятой в американской военной авиации концепции «Aircrew Self Defense Weapon» («Оружие самообороны авиационного экипажа»).
Винтовка, разработанная оружейной компанией «Cry Havoc» по заказу ВВС США, получила название GAU-5A и принята на вооружение в качестве элемента комплекта выживания для военных летчиков. Значительным отличием ее от базового образца является наличие быстросъемного механизма ствола, что определяет минимальные габариты оружия, необходимые для размещения ее в штатной укладке набора для выживания, катапультируемой вместе с креслом пилота.
В то же время, конструкция устройства, фиксирующего ствол на ствольной коробке, по мнению американских специалистов, позволяет оказавшемуся в трудной ситуации летчику быстро и без особого труда собрать винтовку в боевое положение. По заявлению разработчиков, сделать это можно даже в темноте, на ощупь. Время на сборку – около 60 секунд.
В оружейный комплект набора для выживания входит также 4 полных магазина по 30 патронов. Понятно, что, таким образом, американские военные хотят повысить шансы летчика, сбитого над вражеской территорией. У пилота появляется возможность связать пытающегося его захватить противника стрелковым боем до момента прибытия поисково-спасательной группы.
Оружие уже поступило в некоторые подразделения ВВС США: первыми его получили пилоты истребителей F-22 «Раптор» авиабазы Ельмендорф-Ричардсон, дислоцированной на Аляске и летчики 336 истребительного крыла авиабазы в Айдахо. Всего в ВВС планируется поставить около 3000 экземпляров винтовок GAU-5A. Командир одного из подразделений полковник Роберт Дэвис уже успел заявить, что после принятия карабина на вооружение, огневая мощь пилотов в значительной степени увеличилась.
Так ли это? Давайте попробуем разобраться. ТТХ винтовки мало чем отличаются от базовой модели. Эффективная дальность огня – до 200 м, калибр 5,56 мм. Режим огня автоматический, одиночный или с фиксированными очередями с отсечкой по три выстрела. Карабин способен стрелять патронами с увеличенной мощностью. Думается, что вес оружия мало будет отличаться от массы базовой модели.
Но какова боевая эффективность сбитого пилота, вынужденного катапультироваться с запредельными перегрузками в несколько «g» и оказаться на вражеской территории? Ведь до этого американские летчики летали с личными пистолетами или просто ножами для выживания. Задачей авиатора, оказавшегося на земле в первую очередь является выживание. Понятно, что лучше быть вооруженным перед лицом врага, но много ли летчиков выигрывали стрелковый бой против окруживших их многочисленных вооруженных противников?
Знаете, что является самым примечательным в этой истории? Тот факт, что принятие винтовки на вооружение, якобы стало результатом просьбы американских пилотов, впечатленных подвигом русского боевого летчика майора Романа Николаевича Филиппова. Наш офицер был сбит 3 февраля 2018 года в южной части сирийской провинции Идлиб боевиками из состава так называемой Сирийской Свободной Армии, причисленными нашими «западными партнерами» к «умеренной оппозиции». Известно, что американцы неоднократно передавали тяжелые образцы вооружения этим «борцам за свободу и демократию», при этом вероятно, что одним из них был и тот ПЗРК, из которого сбили наш самолет.
Будучи вынужденным катапультироваться над территорией, подконтрольной террористам, летчик оказался на земле лицом к лицу с многочисленной группой боевиков, попытавшихся захватить его в плен. Некоторое время майор Филиппов отстреливался из пистолета Стечкина и даже успел бросить в противника ручную гранату. Однако, после этого, а возможно, еще и находясь в воздухе, был неоднократно тяжело ранен, и уже не имея возможности вести огонь из АПС, подорвал себя и наседавших боевиков второй гранатой, попутно прихватив с собой двух незадачливых «пленителей».
На размещенных боевиками фотографиях вещей, находившихся при нашем офицере, есть изображение автоматического пистолета Стечкина и трех магазинов к нему. Один из них расстрелян полностью, два – наполовину пустые. Таким образом, за время боя Роман успевал активно отстреливаться из своего оружия. Американцев же впечатлил тот факт, что у летчика был с собой только пистолет и он не имел возможности противопоставить боевикам «значительной огневой мощи».
По всей видимости, летчики США, «просившие» усилить их боевые возможности на земле, просто не имеют представления о том, что же такое АПС. Думается мне, что в условиях скоротечного ближнего боя, в каких оказался майор Филиппов, такое оружие представляется намного предпочтительнее, чем винтовка с отсоединенным стволом, которою еще нужно вытащить из контейнера, собрать и зарядить. И все это — под огнем противника.
Таким образом, становится ясно, что наиболее предпочтительным вариантом для пилота в такой ситуации является простое, скорострельное и компактное оружие, но никак не штурмовая винтовка в полуразобранном виде. И что интересно, у представителей США и НАТО имеются такие варианты оружия. Навскидку, тот же МР5 в различных модификациях с телескопическим прикладом и укороченным стволом – позволяет вести огонь на сравнимых дальностях и увеличить носимый боекомплект за счет разницы в калибрах.
А представленная винтовка GAU-5A возможно и может быть с успехом использована в качестве оружия выживания где-нибудь на Аляске, но в скоротечном бою на земле, когда пилот будет вынужден под огнем противника копаться в контейнере и собирать оружие, преимущества такого карабина выглядят, можно сказать, крайне сомнительно.
По всей видимости, мы стали свидетелем очередного небольшого коммерческого проекта представителей американского «оружейного лобби», использовавшего подвиг русского летчика в своих рекламных целях.
/Глеб Зима, planet-today.ru/