Новые идеи в области создания пистолетов-пулеметов стали следствием тех вызовов времени (см. «Пистолеты-пулемёты эпохи перемен и патроны для них«), что в очередной раз встали перед военными на повестку дня. Оставалось лишь перевести ответ на них в металл. И это было сделано! Появились новые виды боеприпасов, а под них и новые образцы современных и более эффективных пистолетов-пулеметов.
Какие патроны нужны современным пистолетам-пулеметам?
На сегодня по опыту применения и по данным науки мы имеем следующее: тяжелые и более совершенные в аэродинамическом отношении пули, которые сильнее разгоняются в стволе, летят дальше и точнее и, соответственно, меньше подвержены ветровому сносу. Но на точность выстрела влияет и отдача самого оружия: чем она ниже — тем более точно летит пуля. Поэтому выбор калибра стрелкового оружия и пистолета-пулемета в частности — это всегда компромисс.
Сейчас пули становятся более вытянутыми и обтекаемыми, их калибр также уменьшается, поэтому они разгоняются в стволе до более высоких начальных скоростей, чем раньше. Ну, а отдачу стараются уменьшить разными хитрыми способами. И сегодня пули пистолетов-пулеметов, при всех прочих обстоятельствах, летят дальше и точнее, чем у тех же военных образцов, и при этом обладают и лучшей бронепробиваемостью.
Что касается нашей страны, то в СССР еще в начале 70-х годов был создан малокалиберный патрон 5,45×18 мм с гильзой бутылочной формы, остроносой пулей и увеличенной пробивной способностью, и самозарядный пистолет ПСМ (1972 год) под нее. Затем появился и автоматический пистолет ОЦ-23 «Дротик» под этот же боеприпас.
В 1980-х годах под него начали проектировать и пистолеты-пулеметы, но все они опытными образцами так и остались. Считается, что поскольку его дульная энергия всего около 130 Дж, то он слишком слаб для оружия концепции PDW. Хотя его пуля с твердым сердечником на небольшой дистанции позволяет пробивать бронежилеты 1-2 класса, что для «карманных» пистолетов прекрасный результат.
Было решено также создать боеприпас, обладающий повышенной пробивной силой, а именно патрон 9×21 мм, имеющий тяжелую остроконечную пулю (используется в пистолетах-пулеметах СП-10, СП-11, СП-12, СП-13 и СР-2 «Вереск»). «Вереск» позволяет добиться 100 % пробития 4-мм стального листа на расстоянии 70 м. Хотя сама по себе его дальность стрельбы относительно невелика, поскольку у него мала настильность полета пули. То есть это тоже не «универсал», а весьма специфичный ПП для нужд спецподразделений и стрельбы по противнику, одетому в пулестойкие жилеты в ближнем бою.
Малогабаритный 9-мм 9А-91 под патрон 9х39 мм стал своего рода гибридом между традиционным в нашем понимании автоматом и пистолетом-пулеметом. Он плоский, удобный, с высокой (для пистолетов-пулеметов) дульной энергией около 700 Дж, которая тем не менее ниже, чем у традиционных автоматных боеприпасов.
На расстоянии в 100 м пуля 9А-91 пробивает 8-мм стальной лист или бронежилет до 3-го класса защиты. То есть он выгоднее, чем ПП под 9 мм «парабеллумовские» патроны и может уверенно поражать цели на расстоянии в 200 м. Однако в армии РФ он, несмотря на все свои высокие характеристики, так и не прижился. Видимо, боеприпасы к нему достаточно дороги, а сама ниша, которую он занимает – узка.
В новых условиях, кстати говоря, вполне могут быть использованы в качестве «бронебойных боеприпасов» и старые советские патроны к ППШ и ППС калибра 7,62×25 мм, благо на складах их много. Так, в США на основе этого патрона уже создали гражданский боеприпас, оснащенный подкалиберной (!) свинцовой пулей с пластиковым поддоном, аналогичный по конструкции шведскому патрону к ПП CBJ-MS, и считается, что он весьма эффективен.
Сегодня в армии РФ принят парабеллумовский патрон 9×19 +P+ — т.е. самый мощный среди своих «собратьев», не считая экспортного варианта 9×21. И многие удивляются этому решению. Прежде всего его гильза всего на миллиметр длиннее гильзы патрона 9×18 мм к пистолету Макарова. Но главная проблема последнего связана не с гильзой, а с глубокой посадкой в нее пули, из-за чего пороховой заряд в ней увеличить невозможно. А пуля имеет малую длину, что ухудшает баллистику и ее поражающее действие.
Между тем в той же Бельгии на основе «макаровского» патрона уже сделали бронебойный патрон VBR-B 9×18 KATE – более длинный (29,6 мм), чем «макаровский» и практически по всем своим характеристикам вполне сравнимый с тем же 9×19 мм. Впрочем, работы по совершенствованию этого патрона ведутся и у нас. Ну, а 9×19 +P+ вполне возможно мог быть принят для того, чтобы разрабатывать под него новые виды ПП и легче продавать их на Запад.
Мнение одних против мнения других
Тем не менее, многие специалисты как и раньше считают, что бессмысленно пытаться создавать некий новый ПП на все случаи жизни для массовых армий. Что снабжение патронами двух типов в случае реального военного конфликта затруднит логистику, а при столкновении бойцов с винтовками не оставит «пистолетчикам» шансов. Поэтому в качестве альтернативы ими предлагаются укороченные варианты автомата (или «штурмовой винтовки»), под штатные для данной армии патроны.
Под эту концепцию (или тренд) опять-таки подходят наш российский АКС-74У и M4 у американцев. Однако же это в теории, а на практике пистолеты-пулеметы PDW пока имеют повсеместное распространение, и появляются их все новые и новые образцы.
Более того, в США предлагается «шаг назад», то есть увеличение калибра пистолетов-пулеметов и пистолетов с 9 мм на более крупный. В 2007 году, например, ВВС США решили, что им подходит пистолет калибра .40 Смит и Вессон (10 мм), или даже старый добрый .45 ACP (11,43 мм). Объясняют это так: пусть тяжелые пули у этих патронов и не дают высокого пробивного действия, но при попадании в бронежилет они могут наносить его обладателю серьезные травмы ударного характера. С другой стороны, у них высокое рассеивание и поразить ими цель на расстоянии выше 50-60 метров будет достаточно сложно.
Для полиции и эти калибры хороши!
А вот в полицейском оружии патроны калибров 9×19 мм или .45 ACP вполне достаточны. Отмечается, что они не склонны к рикошетированию, что очень важно если огонь ведется в условиях городской среды. Так что и отказ от них в ближайшее время маловероятен.
Более того, и за рубежом стали появляться образцы крупнокалиберных ПП типа HK UMP45 под патроны .45ACP (11,43х23 мм), ориентированного, правда, в первую очередь на продажу в США, где местные полицейские департаменты пользуются значительной свободой в вопросах покупки оружия и снаряжения для собственных надобностей. По сравнению с тем же MP5 это в значительной степени упрощенное оружие с автоматикой на основе свободного затвора, из-за чего UMP на международном рынке вооружений стоит дешевле, чем тот же MP5.
Тренд всему голова!
Ну, а теперь давайте подведем некоторые итоги и посмотрим во что вылилось развитие пистолетов-пулеметов на рубеже ХХ и ХХI веков. Начнем с патронов, так как без них не было бы этого класса оружия.
Итак, появились принципиально новые виды малокалиберных патронов с высокоскоростными пулями, обладающими повышенной бронебойностью, но малым останавливающим действием. Это прежде всего патроны с пулями калибра 4,38-мм, 4,6-мм, 5,6-мм, 5,7-мм, 5,8-мм, 6,5-мм.
Как видите – калибры на любой вкус – бери и создавай под них свой собственный ультрасовременный ПП. Соответственно боеприпасы 7,62-мм «ушли в тень» и не пользуются прежней популярностью, а вот традиционный «люгеровский» калибр 9-мм живет и процветает, хотя и подвергается постоянным улучшениям. Появился новый калибр – 10-мм и под него уже есть пистолет-пулемет «Хеклер и Кох» МР5/10.
Переживают своего рода ренессанс боеприпасы крупных калибров – 11, 43 и даже 12,7-мм. Причем опять-таки из-за распространения пуленепробиваемых жилетов. Только малокалиберные пули их пробивают, а эти… проламывают либо наносят поражения за счет своей массы через преграду.
Конструкция: по-прежнему используются свободные и полусвободные затворы, к которым добавился «автоматный» затвор на основе газоотводного механизма, в котором запирание осуществляется их поворотом и даже отдача ствола с его проворотом при коротком ходе. Широко распространились образцы с набегающим на ствол затвором и магазином в пистолетной рукоятке.
В конструкционных материалах огромную роль теперь играет пластмасса. Металлическими на многих образцах остались только ствол, затвор, пружина затвора (и разные мелкие пружины) и отдельные детали УСМ. Все остальное теперь делается из пластика.
Появилась тенденция к использованию магазинов большей емкости. Если раньше стандартными были магазины в 30 патронов, а 40-патроннные были редкостью, то сегодня широко распространены 50-зарядные магазины с четырехрядным расположением патронов и их перестроением в один патрон перед подачей.
Начали использоваться шнековые магазины на 60 и более патронов. В РФ они располагаются под стволом, в США и в Китае – над стволом. В обычае стали пластмассовые прозрачные магазины, легко позволявшие контролировать расход патронов.
Модным трендом стала «планка Пикатинни». На ПП последних лет они крепятся в обязательном порядке, причем даже не одна, а 2, 3 и даже 4! Теперь на оружие можно навесить и мощный прицел, и тактический фонарь, и лазерный прицел одновременно. Широкое распространение получили коллиматорные прицелы. Таким образом, электроника медленно, но верно, продвигается туда, где вроде бы еще совсем недавно места ей не было!
Современный (разработка 2001 года) пистолет-пулемет швейцарской фирмы «Брюггер и Томе» MP9. Обладает очень высокой скорострельностью до 1100 выстр/мин. На оружии установлены коллиматорный прицел, а также блок с тактическим фонарем и лазерным целеуказателем.
Все чаще используется модульная схема. Благодаря этому оружие может быть подогнано под каждого бойца индивидуально, и приспособлено для использования как праворукими, так и леворукими стрелками.
Ну а к чему приведет (или же сможет привести) реализация всех эти «достижений» на практике, мы вам расскажем в следующих выпусках этой серии.
/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/