Сегодня наш рассказ пойдет об образцах данного оружия, появившихся в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. В это время мир сильно изменился, и оружие тоже оказалось включенным в сложный процесс перемен.
Зачем все-таки нужен пистолет-пулемет?
В 60-х — 70-х годах прошлого века, а в отдельных странах несколько позже, то есть в 80-х годах, по мере того как блок НАТО активно переходил на промежуточные 5,56-мм патроны и соответствующее под них оружие, армейские «универсальные» ПП предыдущего поколения практически везде сняли с вооружения. Ну а их производство если где и сохранялось, то лишь в странах «третьего мира» и то главным образом по причине их дешевизны.
В странах НАТО главным видом оружия стала автоматическая винтовка под малоимпульсные промежуточные боеприпасы и почему это так понятно. Например, предполагалось вооружать пистолетами-пулеметами персонал радаров. Но в глубине своей территории зачем вообще его чем-то вооружать? А если противник высадит десант, то, будь он вооружен винтовками М16, какое бы сопротивление смогли ему оказать люди с пистолетами-пулеметами в руках? Тем не менее, над новыми пистолетами-пулеметами работали, и в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века они начали появляться и принесли с собой много нового.
Посмотрите на фотографии тех же пилотов самолетов: и чего только на них нет, и у пилота в кабине того же штурмовика или вертолета так тесно, что тот же пистолет-пулемет просто невозможно к нему прицепить. В годы афганской войны попытались вооружать пилотов АКС-74У, включить его в НАЗ… И что же? Имели место четыре случая катапультирования пилотов СУ7Б и МиГ-21 над территорией противника, и при этом ни один из пилотов так и не смог его использовать.
А по размерам АКС-74У примерно равен любому ПП, кроме разве что «Микро-Узи». Но только он много лучше и по эффективной дальности, и по пробивной силе. Перегревается ствол у АКС74У лишь с четвертого магазина при стрельбе в быстром темпе, а как долго тот же пилот будет ее вести? И недаром в танке тоже предусмотрена укладка и для автомата, и для ручных гранат. Ведь танкистам придется в случае поражения своей боевой машины иметь дело с противником, вооруженным отнюдь не пистолетами-пулеметами. Отсюда и необходимость, опять же, в адекватном по силе и точности огне с их стороны.
Главное оружие антитеррора!
Однако, в то же самое время, а именно шестидесятые — семидесятые годы XX века на Западе начался новый виток в развитии пистолетов-пулеметов как вида оружия. Правда, теперь уже на принципиально новом уровне. Теперь он вновь стал именно полицейским оружием, как о нем и говорили еще в 30-ые годы, но не всей полиции, а сил специального назначения, и разных спецслужб.
Оказалось, что обычная полиция не может эффективно бороться с международным терроризмом и организованной преступностью и ей понадобился адекватный ответ и адекватное вооружение. Ведь никто из тех же террористов по городу бегать с винтовкой М16 не будет, а выберет что-то по компактнее и менее заметное. Значит, тем же оружием, но лучшего качества, следует действовать и против них.
И типичным образцом оружия для контртеррористических операций стал немецкий Heckler & Koch MP5. И, да, действительно он больше походит на штурмовую винтовку (так ведь он и был создан на базе винтовки G3), а по габаритам и массе он ближе всего к МР40 или ППС, то есть образцам оружия предшествующей эпохи, прошедших испытание временем.
Но «ближе», не значит «точь-в-точь». Конструкции новых ПП намного сложнее и совершеннее. Стали применяться полусвободные затворы, или даже отвод газов для работы автоматики, стрельба «с закрытого затвора» при использовании курковых УСМ – все это на порядок повысило качество ПП нового поколения по всем их характеристикам.
А вот в регулярной армии ПП в это время использовались очень ограниченно, прежде всего, как традиционное и даже можно и сказать: в качестве «психологического» и «статусного» оружия для вооружения солдат-артиллеристов, танкистов, связистов, ракетчиков и штабных офицеров. То есть всех тех, для кого огневой контакт с противником в штатных условиях хотя и возможен теоретически, но практический риск которого сведен к самому минимуму.
Новое время – новые песни!
Интересно, что и у нас СССР в 70-е годы ХХ века, видимо под впечатлением успеха «Мини-Узи» и «Ингрэма», объявили конкурс на разработку 9-мм пистолет-пулемета диверсионного предназначения, в котором участвовали такие известные конструкторы, как Н. М. Афанасьев из Тулы и Е. Ф. Драгунов из Ижевска. Но наш 9-мм патрон оказался слишком уж слабым. Он давал прицельную дальность стрельбы всего в 50-70 метров, что никак нельзя было признать удовлетворительной. Поэтому работу в этом направлении тогда прекратили.
Но зато под девизом «Модерн» попытались создать новый 5,45-мм малогабаритный автомат, чтобы опять-таки вооружать этим оружием артиллеристов, экипажи бронемашин и бойцов вспомогательных частей. Победителем стал привычный и для военных, и для промышленности автомат Калашникова — АКС-74У.
Но едва лишь у нас в стране в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века задули «ветры перемен», как интерес к ПП пробудился в полной мере и новые образцы начали появляться словно грибы после дождя. Прежде всего они оказались востребованы в качестве «полицейского» и, конечно, контртеррористического оружия. Из архивов достали старые чертежи и быстро довели до серийного производства целый ряд конструкций еще семидесятых: целый «лесопитомник» «Каштан», «Кипарис» и «Кедр».
А еще многие конструкции для спецподразделений и милиции были созданы с нуля: ПП-19 «Бизон», «Гепард», ОЦ-22, СР-2, ПП-90, ПП-90М1, ПП-2000 и многие другие. И сегодня мы можем видеть их и в руках дорожной полиции, и инкассаторов, и… одним словом «наша нашлась». Теперь бы еще создать нечто равное «Калашникову» для выхода на мировой рынок ПП, но пока что добиться этого не получается.
Здесь нужно опять обратиться к теории и выяснить, а чего, собственно, хотят заказчики новых пистолетов-пулеметов от их создателей, и опять же каким трендам следуют сегодня и те, и другие. Вернее, начали следовать после такого эпохального события, как 1991 год и распад СССР.
А было так, что распространение бронежилетов уже тогда сильно понизило боевую ценность пистолетов-пулеметов, стрелявших стандартными пистолетными патронами с их специфической формы пулями и низким действием по преградам. И это привело к тому, что сама идея пистолета-пулемета как стрелкового оружия под обычные пистолетные патроны должна была быть пересмотрена. Для решения новых задач потребовались и специальные, скажем так — «пистолет-пулеметные», причем весьма специфические боеприпасы. Проще всего было создать малокалиберные малоимпульсные патроны.
Что лучше: одна большая пуля или множество маленьких?
К тому же выяснилось, что при скорострельности около 20 выстрелов в секунду количество попаданий в одно и то же место на цели многократно увеличивает бронепробиваемость таких малокалиберных пуль, поскольку броня пластин пуленепробиваемых жилетов просто не успевает восстановить свою микрокристаллическую структуру после множества последовательных попаданий, и разрушается. Так что сразу же стали выгодны такие, например, пистолеты-пулеметы, как «Америкен-180» и его усовершенствованный аналог югославский «Горенже» MGV-176 (калибр 5,6-мм или .22LR).
Появилась и новая концепция, получившая название PDW (англ. Personal defense weapon – «Персональное оружие самообороны»), суть которой заключалась в создании новых патронов и уже под них – новых видов ПП. Так, собственно, и появились пистолеты-пулеметы четвертого поколения.
Новые боеприпасы стали представлять собой уже нечто среднее между пистолетными и промежуточными патронами для автоматов, но все-таки ближе к первым, прежде всего по таким показателям, как по мощность и энергия отдачи. Но применение в них остроносых пуль малого калибра на дальностях до 150-200 м по воздействию на цель позволило добиться сравнимых с промежуточными результатов. Прежде всего благодаря высокой начальной скорости и настильности траектории пули удалось существенно повысить их пробивное действие. Можно даже сказать, что таким образом на свет родился еще один принципиально новый вид стрелкового оружия.
Впрочем, в странах НАТО конструкторские работы в рамках проекта CRISAT (Collaborative Research Into Small Arms Technology — «Совместные исследования в области технологии стрелкового оружия») начались еще в 1990 году, причем цель у них была исключительно важной и значимой: найти замену легендарному пистолетному патрону 9×19 мм «Парабеллум».
Одновременно требовалось создать под новый патрон сразу два новых образца: пистолет массой до 1 кг и пистолет-пулемет в рамках концепции PDW с массой до 3 кг. Пуля пистолета должна была пробивать титановую пластину толщиной 1,6-мм или 20 слоев кевларовой ткани, и поражать противника за этими преградами на расстоянии до 50 м. Пистолет-пулемет должен был делать все то же самое, но на расстоянии до 150 м.
Пистолеты-пулеметы под «мелкашечные патроны»
Интересно, что этот год ознаменовался и появлением в Бельгии первого комплекса «оружие-патрон», который состоял из нового боеприпаса калибра 5,7×28 мм, пистолета FN «Пять-семь» и пистолета-пулемета в концепции PDW — FN P90 фирмы FN Herstal. Вспомним, что благодаря своему оригинальному патрону, больше похожему на автоматный, чем на пистолетный, в его магазин удалось втиснуть целых 50 таких боеприпасов.
Гильза у него бутылочной формы, и довольно длинная, что также позволило разместить в ней мощный пороховой заряд, воспламенение которого заставляет его остроконечную пулю массой 1,8 г покинуть ствол со скоростью 823 м/с и энергией 610 Дж. При этом малая масса пули позволила уменьшить отдачу по сравнению с традиционными патронами 9×19 мм.
Однако стоит заметить, что при всех позитивных моментах P90 не получил распространения в качестве армейского оружия самообороны, а опять-таки попал в арсеналы спецподразделений полиции. То есть исходную идею PDW подкорректировала жизнь, причем удивительного в этом ничего нет, это случается постоянно. Бельгийский 5,7-мм патрон хотели даже принять в качестве стандартного для НАТО, но тут у него появился конкурент из Германии- созданный в конце 1990-х годов патрон 4,6×30 мм.
Сделала его все та же фирма «Хеклер и Хок», причем выпустила под него пистолет-пулемет MP7 (см. ВО 9 октября 2010 г.) и пистолет HK P46. Данные его таковы: энергия 460 Дж (поскольку калибр меньше), масса пули 1,7 г., и также меньше начальная скорость — 736 м/с. Но при всем при этом его пробивные характеристики вполне сопоставимы с бельгийским. Ну, а в пистолете-пулемете и вовсе была использована газоотводная автоматика от винтовки G36.
На испытаниях 2000—2003 гг. бельгийский 5,7-мм патрон показал себя лучше немецкого. Но стандартизировать его для НАТО так и не удалось, и каждая страна осталась при своем интересе.
А тем временем новый патрон со схожими параметрами был создан Властимилом Либрой (владелец частной оружейной фирмы) в Чехии. Патрон называется .17 Libra и имеет следующие размеры: 4,38×30 мм. Пуля к нему очень легкая и легко развивает скорость около 700 м/с., что позволяет пробивать ей стандартный бронежилет НАТО на расстоянии до 250 метров. 10-мм стальную пластину она пробивает на расстоянии 10 м, и вплоть до 200 м сохраняет и очень высокое останавливающее действие. Под новый патрон был создан пистолет-пулемет CZW 438.
Не отстают и китайцы, которые уже в середине 90-х годов создали патрон 5,8×21 мм, и сделали под него пистолеты-пулеметы «Чанг Фенг» и Тип 05. У этого патрона и довольно тяжелая пуля (весит около 3 граммов), обладающая высокой начальной скоростью – до 500 м/с. Интересно, что магазин у этого пистолета пулемета шнековый, но в отличие от нашего «Бизона» расположен не снизу, а сверху ствольной коробки!
«Дурные примеры» заразительны (шутка!), и в Швеции тоже решили сделать похожий малокалиберный бронебойный боеприпас для пистолета-пулемета и сделали патрон 6,5×25 мм с вольфрамовой пулей в поддоне из пластмассы. А под него в начале 2000-х годов сделали и пистолет-пулемет CBJ-MS (см. ВО 5 марта 2013 г.), который имеет подкалиберную вольфрамовую пулю в пластиковом поддоне.
Эта пуля самая скоростная. Ее начальная скорость находится на уровне мосинской трехлинейки — 830 м/с, поэтому неудивительно, что на расстоянии 50 м она свободно пробивает 7-мм лист брони. Причем данный боеприпас сконструирован на базе гильзы от патрона 9×19 «Парабеллум», немного удлиненной и с дульцем под калибр 6,5 мм. То есть по внешним габаритам он по сути унифицирован с патроном 9×19, что очень удобно, так как дает возможность применять его в образцах имеющегося оружия под этот патрон. Требуется заменить только ствол, и все! Даже затвор менять не надо!
Правда, и на солнце есть пятна. Хотя он имеет впечатляющую дальность стрельбы, до 200—250 м, его пуля имеет слабое останавливающее действие. Тем не менее, это очень интересный образец пистолета-пулемета и будет любопытно как сложится его судьба.
А дальше случилось так, что в 2008 году в руководстве НАТО было принято решение, во-первых, разработать отдельные спецификации для «мягких» и усиленных керамическими пластинами бронежилетов, а во-вторых, создать новую «штурмовую винтовку для всех». Так что все силы сегодня брошены на это, а пистолеты-пулеметы опять ушли на второй план.
/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/