Когда у России появится сильный флот?

Вступление в строй очередной американской «Вирджинии» и «Арли Берка» встречается заявлением об отсутствии необходимости у России соревноваться с по числу кораблей с исконно морскими державами.

Континентальной державе флот не нужен

Континентальной стране флот не нужен и много кораблей иметь ни к чему. Тезис хороший, правильный, но изначально содержит ошибку. «Континентальная держава» неожиданно для всех обладает четырьмя флотами на всех сторонах света!

И здесь начинается самое интересное.

Что ж, не числом, так умением. Если флот наших «партнеров» регулярно усиливается кораблями 1 ранга, было бы справедливыми узреть строительство хотя бы одного эсминца для ВМФ России, раз в несколько лет. Насколько оправданно подобное ожидание? По-моему, более чем! Иначе, когда на табло 60:0, ни о каком реальном соперничестве не может иди речи.

Реляции о наращивании присутствия ВМФ в Мировом океане круто расходятся с действительностью. Число кораблей не соответствует заявлениям.

Флот — это прежде всего корабли, а не разговоры. Оцените масштабы перевооружения других стран за последние 5 лет. И это далеко не самые значимые участники!

Итальянский флот пополнился 5 фрегатами (6700 тонн) с системами ПВО/ПРО большой дальности. Важный технический аспект, определяющий сложность конструкций и их значение. Выполнив план по FREMM, итальянцы немедленно заложили следующее поколение фрегатов (эсминцев) — типа PPA. С такими темпами и следованию графикам к середине 2020-х число современных итальянских кораблей 1 ранга смело перешагнет рубеж в 15 единиц. 

В далекой солнечной Индии за период 2015-2019 гг. были введены в строй 2 ракетных эсминца «Тип 15А» и заложены еще 4, более крупных и совершенных «Тип 15B» «Вишакапатнам» (8000 т). К настоящему времени все они спущены на воду.

Британия, давно утратившая амбиции великой морской державы, в период 2015-2019 гг. ввела в строй авианосец «Куин Элизабет» и пару быстроходных кораблей комплексного снабжения типа «Тайд» (39 000 тонн). Активное строительство эсминцев в этот период не велось — на рубеже 2010-х гг. «Ройял Нэви» уже получил шестерку «Дэрингов». Следующим поколением боевых кораблей 1 ранга должны стать фрегаты типа «Сити» (8000 тонн), головной из которых был заложен в 2017 г.

Почетное 10-е место?

Отечественный флот находится где-то на уровне флотов региональных держав и компактных европейских ВМС. Все, что имеем за уходящее десятилетие в списках новоприбывших кораблей 1 ранга (или причисленных к таковым, за неимением других), — 5 фрегатов «Адмиральской серии». 

ВМФ стойко удерживает позиции только за счет подводных сил, но о каком-либо «восстановлении» и «растущей российской угрозе» говорить слишком рано. За предыдущую «пятилетку» в боевой состав ВМФ РФ не вступила ни одна атомная ПЛ.

Флот Великобритании за аналогичный период пополнился двумя подводными атомоходами типа «Эстьют».

ВМС Индии в 2016 году с большими сложностями получили «Арихант», свой первенец атомного подводного кораблестроения. Наряду с «Арихантом» в составе ВМС эксплуатируется российская многоцелевая ПЛА К-152 «Нерпа», взятая в лизинг на 10 лет. Рассматривается вопрос о финансировании восстановительного ремонта с последующей передачей ВМС Индии следующей подлодки (вероятно, К-322 «Кашалот», уже много лет находящейся на Амурском ССЗ в ожидании решения о её судьбе). Отставание в технологиях компенсируется острым желанием иметь современный флот. Индийцы используют любую возможность, и, надо отдать им должное, достигают поставленных результатов.

Италия никогда не имела кораблей с ядерными силовыми установками. Но она единственная среди упомянутых сторон, кто обладает технологиями строительства неатомных подлодок с воздухонезависимым двигателем. Современные НАПЛ типа «Тодаро», строящиеся на верфи «Финкантьери», — достаточно продвинутые боевые машины, не уступающие атомоходам в ограниченных масштабах Средиземного моря.

Читайте также  Классификацию корабельного состава ВМФ надо менять

О том, сколько подлодок успели ввести в строй ведущие морские державы, в данном контексте упоминать не приходится. Во избежание попадания под статью об «оскорблении чувств».

Мы успевали к сроку, но потом опоздали…

В мире наблюдается тенденция на сокращение сроков постройки кораблей — с опережением графика, чему способствует рост производительности труда вкупе с желанием подрядчиков поскорее выполнить свои обязательства и получить прибыль.

«В настоящее время верфь ведет строительство УДК с некоторым опережением графика и не исключает передачу его ВМС Турции уже в 2020 году вместо запланированного 2021».
(Новости о ходе строительстве универсального десантного корабля L 400, Anadolu, Турция.)

Однако наша ОСК имеет собственные традиции, от которых не собирается отступать и впредь. Движение любых сроков — только вперед!

Постер начала 2019 года как яркий пример новостей об усилении флота

Легенда у этой истории такова. «Адмирал Касатонов» был заложен в 2009, спущен на воду в 2014 и с тех пор из года в год «усиливает» боевой состав ВМФ. Не успевает по срокам и сдвигается вправо. Корвет «Гремящий» строится с 2012 года. Как бы уже пора — семь лет для сторожевого корабля ближней зоны. Другой корвет — «Меркурий» заложили в 2016, и в данный список он был внесен явно по ошибке. Его плановое вступление в строй — 2021.

Многоцелевая ПЛА 4-го поколения К-561 «Казань», вторая в серии после головного «Северодвинска». Восемь лет с момента закладки до спуска на воду (2017). Еще три года на достройку и испытания. Передача флоту перенесена с 2019 на 2020-й.

Сроки постройки не просто долгие. Они иррациональные. За такие результаты можно привлекать к ответственности весь топ-менеджмент ОСК. И там будут реальные сроки, равные тем срокам, за которые строились корабли.

Оправдания не принимаются

Верю, найдутся те, кто скажет: испытания важны. Нельзя передавать флоту неготовые и непроверенные корабли.

Но, господа-товарищи… тут такое дело. Если у нас будут строить корабли и подлодки по десятку лет, а потом еще годами проводить испытания, военная техника неизбежно устареет до вступления в строй. Можно уверенно говорить, что ТАКИЕ сроки постройки/достройки/испытаний — порочная практика и в ней отсутствует всякий положительный смысл.

Впрочем, есть примеры и покруче. МРК «Каракурт», 800 тонн водоизмещения, планируют строить по три-четыре года, с постоянным нарастанием сроков! При том, что на них нет НИ-ЧЕ-ГО. Ни дорогостоящих и сложных систем ПВО/ПРО, позволяющих «сразить летящую пулю другой пулей», ни мегаваттных радаров, ни сложной и чувствительной гидроакустики. Что ожидать от 800 тонн?

Удивительные парадоксы, сопровождающие реализацию проектов военного кораблестроения (и сферу ОПК в целом) имеют свое объяснение в виде уголовной статьи. И это не «предательство». Это более банальная статья 160 «Присвоение или растрата».

Простое объяснение сложных материй

Уже давно понятно, что в структуре оборонки не бывает приказов и поручений, есть только заказы. Руководители всех уровней исполняют поручения вышестоящих лиц с единственным намерением — увеличить долю собственной прибыли при реализации каждого проекта. Если на прибыль уйдет весь объем выделенных средств, то не беда — проект просто забросят. И перейдут к рассмотрению следующего «коммерческого предложения».

Никакой иной мотивации у «эффективных менеджеров» нет. Именно такой они видят свою задачу. Ответственность? Своих не бросают. 

Невероятные сроки строительства. Отсутствие серийных единиц. По флоту — разнобой типов кораблей и вооружений на фоне безответственных обещаний о самом невероятном, фантастическом оружии. Кто ответит за слова о создании 200-узловых торпед с искусственным интеллектом, о разработке субмарин пятого поколения (когда на практике едва осилили пару МАПЛ 4-го поколения), 9-маховой крылатой ракеты и прочей околонаучной чепухи?..

Читайте также  «Академик Агеев»: невидимая схватка на глубине 6000 метров

Когда приближается срок, следуют привычные отговорки. Отсутствие верфей, отсутствие технологий, отсутствие кадров, наконец, отсутствие средств. Выглядит несерьезно.

Верфь — не уникальное природное явление

Та же верфь — не уникальное природное явление, подобное полуострову Крым. Верфи имеют свойство возводиться за достаточно короткий срок. 

Россия способна построить космодром посреди сибирской глуши и стадион «Зенит-Арена» с подвижным полем массой 7000 тонн. Но почему-то оказывается бессильна перед строительством 300-метрового слипа или крытого эллинга с мостовым краном. На территории уже существующих судостроительных производств со всеми подведенными коммуникациями. Благо отечественные предприятия такого рода не имеют проблем с территорией — все они создавались по расчетам военного времени, с рассредоточенной инфраструктурой по площади в 10 раз большей, чем у зарубежных верфей военного назначения.

Вместо этого уже 30 лет твердят об оставшихся верфях в Николаеве, «единственном месте, где могли строиться авианосцы».

Строительство танкера «Санкт-Петербург» проекта 114К класса «Афрамакс» на судостроительном комплексе «Звезда». Дедвейт: 114000 тонн. Главные размерения: длина — 250 м, ширина — 44 м, осадка — 15 м

Или про отсутствие кадров. Конечно, их нет. Зачем много кадров при обозначенных объемах закупок военной техники? Что Су-57, что «Армата», что суперфрегат «Горшков». С поставленным объемом работ успешно справится горстка специалистов.

Всех обозначенных проблем не существует. Существует лишь нежелание производить «не имеющую аналогов» технику в сколь-нибудь заметных объемах. Потому что это сократит норму прибыли.

Перспективы имеются, прогноз положительный

Любые планы и основанные на них экспертные расчеты — сколько кораблей при имеющихся темпах обновления окажется в составе флота к 20-му году, не имеют смысла. К слову, расчеты те выглядят очень плохо. Хуже только расчеты Роскосмоса о базе на Луне.

Эксперты полагают, что, если корвет или фрегат в существующих условиях строятся в среднем 7-10 лет, то эсминец «Лидер» будет строиться еще дольше. Слишком долго, чтобы обеспечивать своевременную замену списываемым кораблям 1 ранга. А сроки постройки авианосца могут вообще затянуться до конца века.

Господа, это ничто. Существующие темпы строительства корветов-фрегатов — имитация деятельности. Флот сверхдержавы так не строится. Темпы строительства искусственно замедляются/прерываются/останавливаются по известным (уже упомянутым) системным причинам

Прошло достаточно времени, чтобы осознать, что все обещания и планы последних десятилетий были не просто нарушены. Они были буквально вывернуты наизнанку!

Заявление о появлении 8 «Ясеней» до 2020 года сразу звучало слишком нереалистично. Но вряд ли кто мог представить тогда, что по результатам великого и ужасного ГОЗ, к указанному сроку в действующем составе ВМФ будет всего ОДНА многоцелевая лодка 4-го поколения. Вся та же К-560 «Северодвинск».

Это имитация деятельности

Законы логики неумолимы — если не строить кораблей, их и не будет. Флот со временем поредеет до размеров прибрежной флотилии, способной выполнять пограничные и природоохранные функции. А потом и вовсе исчезнет. То же самое произойдет, если имитировать перевооружение, передавая ВМФ по одному кораблю раз в несколько лет. Для страны с четырьмя флотами и амбициями мирового масштаба!

Но это если продолжат вместо дел говорить красивые слова.

Если ключевые фигуры в государстве и ВПК действительно решат, что стране нужен военный флот, этот флот будет строиться совсем другими темпами. И будет обязательно построен! Все необходимые возможности, средства и технологии у нас имеются, и будут только развиваться впредь. А если потребуется иностранная помощь и комплектующие, стесняться не станем. Тех, кто добивается своих целей, не судят. Их уважают.

На этой оптимистичной ноте разрешите откланяться, предоставив читателям возможность выразить свое мнение.

/Олег Капцов, topwar.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Согласен с автором. + В ВПК должна быть плановая экономика, а не тот дурдом, что мы видим сейчас. С редукторами Звезды вообще позорище. Еще умиляет, когда в новостях с помпой сообщается, что новый корабль поступит на вооружение тогда-то (через год), но при этом не упоминается, что он уже должен был поступить 2 года назад. И все при этом молчат, все «по графику»

  2. Сильный флот у России появится тогда , когда в нашей политике закончится наконец популизм , и будут поставлены масштабные цели , начинающиеся со внутренних дел нашей страны . Когда за это все возьмутся серьезные люди , борющиеся с серьезными вопросами . Только после этого у нас наконец появится трезвый взгляд на развитие флота , который НЕВОЗМОЖЕН без сильного экономически развитого тыла. У нас слишком большая и протяженная акватория — в условиях нынешней экономики любые меры только перенапрягут и будут каплей в море.
    Насколько я понимаю , также, есть и определенные непонятки в плане того, какие задачи должен выполнять наш флот. Наши потенциальные противники — это три мощные морские державы , между прочим каждая из них экономически и промышленно превосходит нас . В этих условиях резко и без комплексно вкладываться во флот — это играть в соревнование на заведомо чужом поле. В случае начала боевых действий — нам при любом раскладе будет противостоять колоссальное кол-во кораблей , одержать победу над которыми в этой плоскости я не вижу возможным. Так что считаю в целом верным выбор ассиметричных вариантов подхода к этой проблеме , в текущих условиях ,разумеется.

  3. Автор статьи заявляет о том , что сроки строительства кораблей якобы искуствено замедляются топ — менеджментом ОСК . Тоесть , топ — менеджеры , это люди получающие очень неплохую зарплату, на самом деле враги сами себе и своей корпорации . Они нарочно неэффективно управляют строительством кораблей , что бы корпорация загнулась и их выкинули с работы. А еще они наверное воруют и коррупционируют , потому и строят долго. Про другие возможные , не криминальные причины медленного строительства флота автор статьи не удосужился написать ни строчки , так как ничего в этом деле не понимает вообще . Его удел -искать измену , вместе с остальными » тимохинцами». Что тут скажешь : очередная теория заговора в чистом виде. Подкрепленная звездежем о том , что зарубежом стали строить быстрее. Еще бы написал ,что стали строить дешевле чтоб совсем читателю все чувства оскорбить. Кого он конкретно пугает уголовной статьей » Присвоение и растрата » . Ах, никого конкретно , просто так , пальцы зачесались в разоблачительском угаре. Странно , что в статье не нашлось места для политических призывов . Ну или хотя бы садистских , там расстрелять надо гадких менеджеров и чиновников или повесить. Детский сад , в натуре.

  4. Ну а что? Вполне себе качественный диагноз. Как начальство заказы формулирует, так и строят. По народным поверьям рыба откель у нас там гниёт?
    Пока читал, пару анекдотов вспомнил.
    Петр1 письмо пишет — Высылаю сто рублёв на постройку кораблёв. Прочитай пиши ответ будешь строить али нет?
    Пол года проходит, приходит ответ — Мы пропили сто рублёв на постройку кораблёв. Прочитай пиши ответ строить дале али нет?
    И второй.
    Санитары везут каталку с пациентом в покойницкую, тот в себя приходит смотрит что что не так и спрашивает! А вы эт куда меня прёте то? Ему отвечают! Он переспрашивает — А может все таки в реанимацию? На что санитар с житейской прямотой незлобиво отвечает! Велено в морг значит в морг!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя