Главная Вооружение и техника

Катер проекта 23040: маленький спасатель большого флота

1
917

Обладая протяженной береговой линией (более 110 тыс. км), Россия не может существовать без большого флота. ВМФ России традиционно считается одним из самых мощных в мире, уступая по боевым возможностям лишь американскому флоту и набирающему все большую мощь китайскому флоту. Любой большой флот это еще и большая ответственность, а также забота о безопасности кораблей и экипажей.

Представить современный флот без аварийно-спасательных судов невозможно, есть они и в составе российского флота. Самым небольшим спасателем в составе ВМФ России является катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.

Аварийно-спасательный катер проекта 23040

Аварийно-спасательный катер проекта 23040 называют также рейдовым водолазным катером (РВК). Небольшой корабль водоизмещением около 118 тонн был построен достаточно крупной серией и разошелся по всем флотам. «Маленький спасатель» можно встретить сегодня на Черноморском и Балтийском флоте, Северном и Тихоокеанском флоте, а также в составе Каспийской военной флотилии.

Контракт на постройку 16 рейдовых спасательных катеров проекта 23040 был подписан между Минобороны РФ и ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» 29 марта 2013 года, в дальнейшем заказанная серия была увеличена до 22 единиц. Первую серию планировалось сдать флоту в период с 2013 по 2015 год, вторую из шести единиц – с 2016 по 2018 год.

Первый катер нового проекта был заложен уже 27 июля 2013 года, 17 сентября того же года состоялся спуск корабля на воду. А в феврале 2014 года катер был передан военным морякам, пополнив состав сил Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота России. Переданные в состав Новороссийской военно-морской базы рейдовые водолазные катера уже успели заслужить репутацию настоящих работяг.

Несмотря на конструктивные особенности и небольшие размеры, которые ограничивают акваторию использования катеров районом вблизи морских баз, небольшие суда успешно справляются с задачами в зоне ответственности всего флота – от Азовского моря до Адлера. Как рассказал журналистам телевизионного канала «Звезда» командир аварийно-спасательного отряда Черноморского флота
капитан 2 ранга Денис Майоров, наибольшую эффективность «малышам-спасателям» обеспечивает наличие на борту небольшого необитаемого телеуправляемого подводного робота Video Rey. Данный подводный беспилотник используется для обследования морского дна и поиска различных объектов.

Также катер получил буксируемый гидролокатор, который позволяет команде небольшого спасателя находить затонувшие объекты на глубине до 150 метров, а поиск находящихся за бортом людей серьезно облегчает имеющаяся на борту тепловизионная система ночного видения. Особенностью катеров проекта 23040 является также наличие системы джойстикового управления, на кораблях подобного типа такая система используется впервые.

Катер проекта 23040, рендеры

Аварийно-спасательные катера проекта 23040 являются родственниками серии из 10 рейдовых водолазных катеров проекта А160, которые также закладывались в городе Бор на заводе «Нижегородский Теплоход» в 2010-2012 годах и строились для нужд Федерального государственного учреждения «Госморспасслужба России». От предшественников, которые создавались для гражданских служб, новые катера унаследовали все самое лучшее.

Также в родственниках у спасательных катеров проекта 23040 числится другой водолазный катер проекта ZT28D, также созданный инженерами конструкторского отдела «Завода Нижегородский Теплоход». По сравнению с перечисленными проектами, а также ранее широко известными и массово используемыми в СССР служебно-вспомогательными катерами «Фламинго» проекта 1415 и катерами проекта 14157, новые рейдовые водолазные катера проекта 23040 отличаются большими размерами и увеличенным водоизмещением.

Помимо этого новые миниатюрные спасатели отличаются от предшественников лучшей энерговооруженностью и сертификацией по ледовому классу. Эти обстоятельства способствуют тому, что небольшие катера полным водоизмещением 118 тонн в состоянии успешно работать не только на внешних рейдах и в районах баз, но и за их пределами с удалением от мест дислокации на 50 морских миль. 

К основным задачам, которые призван решать аварийно-спасательный катер проекта 23040, специалисты относят:

  • проведение подводно-технических работ с привлечением водолазов на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3 баллов;
  • осуществление водолазных работ с погружением одновременно двух водолазов на глубину до 60 метров с расходом воздуха до 120 литров в минуту;
  • проведение работ по декомпрессии, а также обеспечение кислородных, гелиевых и воздушных режимов лечебной рекомпрессии;
  • работа при гидротехнических и судоподъемных операциях, участие в проведении аварийно-спасательных операций на море;
  • проведение обследования морского дна, поиск затонувших объектов, обследование различных сооружений гидротехнического назначения;
  • откачки воды с борта аварийного судна;
  • борьбы с пожарами на борту других судов, а также плавучих и береговых объектов инфраструктуры, высота которых не превышает 30 метров;
  • выдачи электрической энергии на борт аварийного судна или объекта.
Катера проекта 23040 на заводе «Нижегородский теплоход»

Технические характеристики катеров проекта 23040

Внешне новый российский спасательный катер представляет собой корабль однопалубной конструкции с корпусом, изготовленным из стали и получившим ледовое усиление. Рубка катера проекта 23040 (надстройка) была спроектирована одноярусной, производится из алюминия.

Сердцем катера является современная двухвальная дизельная энергетическая установка, которая работает вместе с двумя винтами фиксированного шага, дополнительно на катере имеется носовое подруливающее устройство. Мощность главной силовой установки составляет 2х441 кВт (2х600 л.с.). Помимо главного дизельного двигателя на борту катера имеются дизель-генератор мощностью 2х80 кВт (109 л.с) и аварийно-стояночный дизель-генератор мощностью 20 кВт (27 л.с.). Мощности силовой установки достаточно, чтобы обеспечить катеру максимальную скорость хода в 13,7 узла (25 км/ч).

Полное водоизмещение рейдового водолазного катера проекта 23040 составляет примерно 118 тонн, для сравнения у рейдовых водолазных катеров проекта А160, которые строились на том же заводе в Нижегородской области, но для нужд Государственной морской аварийно-спасательной службы полное водоизмещение не превышало 92,7 тонны.

Средняя осадка аварийно-спасательного катера составляет 1,5 м, что позволяет ему эффективно действовать и в прибрежных районах. Общая длина катера проекта 23040 составляет 28,09 м, наибольшая ширина – 5,56 м.

Катер проекта 23040. Двухместная каюта
Катер проекта 23040. Кают-компания. Вид в корму

Экипаж рейдового водолазного катера составляют 3 человека, еще 5 человек могут подняться на борт в качестве водолазной группы, максимальная вместимость – 8 человек. При этом в распоряжении экипажа и водолазов имеется достаточно просторная для небольшого судна кают-компания и удобные двухместные каюты.

Автономность корабля рассчитана именно из максимальной вместимости в 8 человек. По запасам на борту провизии и пресной воды она оценивается в 5 суток. Максимальная дальность плавания при поддержании скорости хода в 10 узлов оценивается в 200 морских миль (370 км). При этом восемь человек всегда могут разместиться на борту катера с максимально возможным комфортом, дополнительно на борт можно взять еще трех человек, но речь идет уже о кратковременном размещении (не более суток).

Одной из важных особенностей технического обеспечения аварийно-спасательных катеров проекта 23040 является наличие на борту уникальной для подобной техники российского производства джойстиковой системы управления Navis JP4000, которая была применена на отечественных катерах подобного типа впервые. Джойстиковая система, по заверениям компании-разработчика катера, позволяет небольшому кораблю обеспечить как процесс простого движения, так и работу, которая требует от катера и его команды выполнения очень точных маневров на ограниченном пространстве.

Благодаря джойстиковой системе управления рейдовый водолазный катер легче удержать в заданной точке и полностью контролировать курс движения судна во время водолазных работ, что очень важно для их успешного завершения и безопасности самих водолазов. Также легкость и точность управления очень важны при работе с имеющимся на борту катера необитаемым подводным аппаратом Video Rey. Джойстиковая система управления Navis JP4000 обеспечивает небольшому спасательному судну точное удержание заданной скорости хода и курса корабля, а также автоматическое управление курсом и скоростью катера при проведении гидрографических работ. 

Большой гидрографический катер проекта 23040Г

О том, что проект катера признан удачным свидетельствует тот факт, что на его базе уже разработано еще одно судно для нужд ВМФ. Речь идет о большом гидрографическом катере проекта 23040Г. Закладка первого большого гидрографического катера для ВМФ России состоялась в городе Бор под Нижним Новгородом 17 мая 2018 года. Первый катер серии получил название «Георгий Зима».

От своих аварийно-спасательных собратьев новый корабль отличается увеличенными размерами. Его длина выросла до 33 метров, а полное водоизмещение достигло 192,7 тонн. Благодаря установленному на борту оборудованию большой гидрографический катер проекта 23040Г сможет проводить съемку рельефа морского дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров, а также осуществлять площадную съемку рельефа морского дна высокой точности на глубинах до 400 метров.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Трорк.

    подробное описание и с обязательным упоминанием «российского ФЛОТА» — аж стотонного катерка))))) нет, пусть даже сие творение могучего отечественного оборонпрома и удачное (а что там вообще может быть неудачным — в посыльном катере-то?) — но так вот восторженно описывать совершенство корытца на восемь человек и с дальностью аж в 200 миль… следующий повод для радости — гребная шлюпка, или «надувное средство спасения» в виде аварийного плотика?))))) люди, ну эта посудинка даже на малый рыболовецкий сейнер не тянет… ур-ря?