Боевые самолёты:

Про итальянские боевые машины у нас исторически принято сразу почти как о покойниках: либо никак, либо совсем никак. То есть они вроде бы были, но и их как бы и не было. Что-то там летало такое, что ни на что не годилось изначально.

На самом деле истина была, как всегда, не там, где было торжество идеологии. Если говорить об истребителях, то они у итальянцев были, более того, это были весьма современные и интересные машины, что я, собственно, и собираюсь вам показать.

У итальянцев была своя «фишка», о которой нельзя не сказать перед тем, как начинать. У основного большинства стран была реализована идея буквально пары-тройки марок, чтобы не напрягать свою промышленность. Это «Спитфайр» и «Харрикейн» у британцев, «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф» у немцев, Яковлев и Лавочкин у нас.

Некоторые скажут: Поликарпов. Да, но выпуск истребителей Поликарпова фактически был прекращен еще до начала войны. А туда же упомянутый «МиГ» слился в 1942-м. Так что если брать срез именно так – то все нормально.

Так вот, итальянцы в этом плане ребята были более безалаберные и брали все, вплоть до картошки. То есть фактически они превратили свои ВВС в очень забавный набор самолетов от кучи производителей. Capronni-Vizzola, Reggiane, A.U.T, IMAM, Fiat… У французов что-то похожее было, что совершенно было не на пользу в плане обслуживания, ремонта и логистики.

Потому, говоря о том, чего достигли итальянские конструкторы в плане создания истребителей, начать я решил именно с марки «Macchi»/«Макки». Сразу по нескольким причинам, но суть не в них. Суть в том, что в данном материале будут сразу три самолета. Просто потому, что с одной стороны, можно и каждый винтик обсудить, а можно подойти с той стороны, с которой довольно недолгая жизнь итальянских ВВС особо и не заслуживает реверансов.

1. MC.200 Saetta («Стрела»)

Художник мира самолетов. Он создавал самолеты примерно так, как его земляк Рафаэлло Санти (который просто Рафаэль) писал картины: легко и быстро.

Марио Кастольди

«Саетта» получилась именно так: из проекта двухместного перехватчика. Какие проблемы убрать одного члена экипажа, увеличить дальность полета и усилить вооружение (один крупнокалиберный пулемет – ну явно маловато даже для 1935 года)? Да никаких. И вот М.С.200 уже летит. На дворе 1937 год, и перед Кастольди открывается заманчивая перспектива Госзаказа!

Конечно, пришлось повоевать. В Минобороны того времени самолет не очень понравился, в первую очередь, из-за своей внешности. Раздутая бочка, да еще и с горбом. Смотрелось так себе.

Но Кастольди самолет отстоял, причем, помогали ему в этом летчики-эксперты именно Министерства обороны и итальянских ВВС. Именно они разглядели в этом своеобразном самолете золотое зерно.

Этот горб в районе кабины летчика обеспечивал просто прекрасный обзор. Аэродинамика была средней, потому что двигатель воздушного охлаждения. Зато им можно было вполне нормально прикрыться в бою. Вообще аэродинамика была весьма сильным местом итальянских конструкторов, и Кастольди тоже сделал все что мог в плане того, чтобы формы были максимально приближены к идеальным.

Но «изюминка» M.C.200 была не в высокой скорости. Сильными сторонами «Саетты» стали скороподъемность, вертикальный маневр, и прочность. Конструкция реально не боялась жестких посадок и «приложить» М.С.200 можно было неопытному летчику от души, без каких-либо проблем для самолета.

Пикировал самолет вообще исключительно. Во время испытаний самолет развил в пике скорость 805 км/ч, причем без проявлений флаттера.

В 1939 году М.С.200 благополучно приняли на вооружение.

Боевое применение.

На войну с Францией M.C.200 не попал. Франция закончилась несколько быстрее, чем итальянцы поставили в войска должное количество самолетов. Плюс были задержки, в том числе и из-за аварий. В 1940 году 12 машин заказала Дания, но и там повоевать не получилось, поскольку Дания тоже закончилась.

Первое боевое применение «Стрелы» (так переводится с итальянского название) пришлось на конец 1940 года, когда шли бои за Мальту. М.С.200 сопровождали немецкие бомбардировщики и естественно, вступали в бои с британскими истребителями ПВО острова. В основном это были «Харрикейны», которым «Стрела» уступала в скорости. Ну вот такая была итальянская «Стрела», что даже чудовище, которым был «Харрикейн», превосходило ее в скорости.

Однако, итальянские летчики вполне нормально реализовывали превосходство в маневренности, радиусе разворота и скороподъёмности. В итоге «Харрикейны» несли потери, «Саетта» оказалась весьма сложным соперником, плюс 2 пулемета 12,7-мм против 6 пулеметов 7,7-мм у британцев – как мне кажется, несколько более эффективно.

Северная Африка.

Вот там пришлось похуже, потому что к «Харрикейнам» добавились американцы на Р-40. С «Томагавками» было сложнее, самолет был чуть хуже в маневре, но сильно превосходил по скорости и мощи вооружения. 6 пулеметов 12,7-мм – это очень серьезно.

Читайте также  Иранский перспективный истребитель Qaher F-313

Однако в Африке, в условиях пустыни, M.C.200 зарекомендовал себя весьма положительно. Прочный, с коротким разбегом, плюс даже серийные машины отличались необычайной легкостью пилотирования. Огромный плюс – обзор, чего явно не хватало английским и американским истребителям. Так что слабое вооружение – пожалуй, единственный минус этой машины.

Получился из «Стрелы» и истребитель-бомбардировщик. Подвеска бомб на истребители того времени было делом обыденным, но вот именно с М.С.200 получилось весьма неплохо. Невысокая скорость и прекрасный обзор стали хорошими компонентами успеха. Под успехом я имею в виду потопление «Стрелами» 13-й группы британского эсминца «Зулу». Понятно, что затыкать бомбами уже поврежденный немецкой авиацией корабль – не то чтобы достижение, но тем не менее. Имеем то, что имеем.

Повоевали «Стрелы» и в нашем небе.

Уже в августе 1941 года М.С.200 приняли участие в боевых действиях в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR). За 18 месяцев боевых действий самолеты выполнили 1983 вылета на эскортирование, 2557 вылетов «по вызову», 511 вылетов на прикрытие своих войск и 1310 штурмовых вылетов. В целом было уничтожено 88 советских самолетов при потере 15 итальянских истребителей. 

О цифрах и их правдивости судить не станем, уж если немцы оказались врунами по полной, то и в таких успехах итальянцев можно усомниться. Хотя, если работать по У-2 и транспортникам, можно насбивать и даже больше. Данных о том, кого сбивали итальянцы, понятное дело, нет.

Ну а когда в 1943 году как участник Оси закончилась Италия, соответственно, закончились и ВВС. «Стрелы» в основной свей массе стали учебными самолетами и некоторые из них встретили 50-е годы в этом качестве.

В целом же самолет оказался весьма неплох. Лучше многих в Европе, да и, пожалуй, в мире.

Достоинства: маневренность, обзор, конструкция.

Недостатки: скорость, вооружение.

2. MC.202 Folgore («Молния»)

Этот самолет родился тогда же, когда и все его одноклассники: на пике испанских успехов «Мессершмитта» и мотора жидкостного охлаждения.

Италия не стала исключением, и многие конструкторы бросились придумывать новые самолеты. Не стал исключением и Кастольди. 

Беда заключалась в том, что достойного двигателя у него не было. И у конкурентов из других компаний тоже. И тогда Кастольди через самого Муссолини обратился за помощью к немцам, благо союзники и последователи учения дуче не отказали в просьбе.

Так в 1940 году в распоряжении фирмы «Макки» оказался вожделенный рядный Daimler-Benz DB 601 жидкостного охлаждения, вокруг которого Кастольди построил М.С.202.

Прообраз был, и прообраз был весьма интересный: гоночный М.С.72, который в 1934 году установил мировой рекорд скорости в 710 км/ч. Вот используя наработки по М.С.72 и немецкий мотор, Кастольди создал М.С.202. 

Мы с вами уже поняли, что импортный двигатель для самолета – не лучшее дело, особенно в условиях меняющейся обстановки (привет МС-21). Потому одновременно с испытаниями опытных экземпляров с немецкими моторами, компания «Alfa Romeo» начала работу по лицензионной сборке DB.601 под обозначением R.A.1000 RC41.

В принципе, за итальянцев можно было бы порадоваться, так как M.C.202 был реально самолетом мирового уровня и мало чем уступал аналогам из других стран, а многих даже превосходил. М.С.202 реально был лучшим итальянским истребителем, воевавшим против союзников на всех фронтах.

Единственным минусом итальянской машины была все та же проблема тяжелого вооружения. Итальянцы так и не смогли создать что-то более или менее приличное калибром 20-мм и выше. Поэтому все, на что можно было рассчитывать – это крупнокалиберные пулеметы 12,7-мм. 

Нюанс: итальянские машины отличала законченность аэродинамических форм и сказывалось наследие гоночных машин. Отсюда довольно тонкие профили крыла и невозможность установки в крылья тех же крупнокалиберных пулеметов. Поэтому максимальная комплектация М.С.202 – два синхронных пулемета 12,7-мм и два крыльевых пулемета 7,7-мм. Чего в том де 1942 году реально было недостаточно.

В 1941-43 годах было выпущено около 1500 M.C.202, как самой компанией «Макки», так и на заводах «Бреда».

«Молния» на войне.

С попаданием в горнило воздушных сражений у «Молнии» было не очень. Некоторые эксперты утверждают, что если бы М.С.202 прибыли в северную Африку пораньше, то завоевавшие воздух войска Оси могли бы более успешно противостоять союзникам и расклад в Африке был бы иным.

Не знаю, насколько полезными были бы в Африке М.С.202 с необученными и полуготовыми экипажами, честно не знаю. Тут очень сложно судить, а история не имеет сослагательного наклонения. 

Факты же говорят, что «Молнии», впервые столкнувшиеся в 1942 в воздухе Мальты с «Sea Hurricane» и «Sеаfire» с авианосцев «Eagle» и «Wasp», чувствовали себя в боях более чем комфортно.

Повоевал М.С.202 и на Восточном фронте, в составе вышеупомянутого корпуса CSIR. Но так как самолеты в составе воздушных сил корпуса были явлением нечастым, то говорить о каких-то успехах или провалах просто не приходится исключительно из-за того, что «Молнии» присутствовали в единичном количестве.

Читайте также  Современные истребители стали слишком дороги для реальной войны

Вообще, главным больным местом самолета стало даже не вооружение, а мотор. Производство М.С.202 было проблемным в плане количества исключительно благодаря моторам, производство которых итальянцы не смогли поднять выше 40-50 штук в месяц. Конечно, учитывая постоянную потребность в замене выработавших ресурс и поврежденных в боях, это мизер. И то, что итальянские заводы смогли выпустить 1500 самолетов, можно назвать трудовым достижением.

Немцы же не могли себе позволить во время войны поставлять двигатели итальянцам. В итоге так и получилось: весьма хорошая и перспективная боевая машина выпускалась в час по чайной ложке.

Если же говорить об оценке М.С.202 именно с экспертной точки зрения, то тут получается несколько двояко.

Если взять оценки союзников, то самолет ни на что не годился. А если почитать мемуары итальянских пилотов, то это был самолет, который и ценили, и любили те, кто на нем летал.

3. MC.205V Veltro («Борзая»)

Самолет, который вполне мог бы претендовать не только на звание лучшего итальянского истребителя, но поспорить за одно из высших мест в общем зачете. Его не зря называли «итальянским «Мустангом», это была действительно выдающаяся машина.

Все началось в 1942 году, когда в Люфтваффе на вооружение посутил весьма выдающийся самолет: Bf-109G с двигателем DB-605 мощностью 1475 л.с. «Фишка» мотора заключалась в том, что по размерам он фактически был идентичен своему предшественнику DB-601, чем не преминули воспользоваться итальянцы.

Компания «Макки» вполне ожидаемо решила внедрить новый мотор в свой старый самолет М.С.202. Задуманное вполне получилось, и так на свет появился М.С.202 bis, который по факту отличался от предшественника только устройством маслорадиатора (в виде двух цилиндров по бокам носовой части фюзеляжа), убираемой хвостовой стойкой шасси и формой кока воздушного винта. 

Вполне ожидаемо самолет прошел все стадии испытаний и получил обозначение MC.205V и наименование «Veltro» («Борзая»).

Серийное производство MC.205V развернули на предприятиях фирм Macchi (I и III серии самолета) и Fiat (II серия). Правда, завод Fiat в Турине не выпустил ни одного самолета, но вины итальянцев в этом почти нет. Хотя, как посмотреть. Если бы новые истребители раньше поступили в войска, возможно завод остался бы цел. А так его в декабре 1942 г. полностью разбомбили союзники и ни один самолет на нем так и не был выпущен.

Все, что смогли сделать заводы «Макки» — это выпустить 262 единицы. Согласитесь, что это мизер, который был не в состоянии покрыть потребности ВВС Италии в этих самолетах.

Между тем, М.С.205 мог бы стать весьма замечательной машиной. Он был технологически прост, в его основе лежала конструкция М.С.202. Крыло с двумя пулеметами калибра 7,7-мм было заимствовано полностью.

К 1943 году стало понятно, что 2 х 12,7-мм и 2 х 7,7-мм — это совершеннейшее ни о чем против американских бомбардировщиков, и на самолеты третьей технологической серии крыльевые пулеметы смогли заменить на пушки MG-151. Но импорт – это все-таки слабое звено, как ни крути.

Лицензионный выпуск двигателя DB-605 под обозначением RA 1050R.C. 58 «Tifone» осуществлялся на фирме «Fiat».

Первые «Борзые» поступили на вооружение в начале 1943 г., а к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 года Regia Aeroinautica располагала 66-ю истребителями М.С.205. 

В дальнейшем заводы фирмы «Макки» продолжали их производство, но уже под германским контролем. Так получилось, что основные производства «Макки» находились в северной части Италии. 

Летчики, освоившие и воевавшие на MC.205V, высоко отзывались о возможностях этого истребителя. Они считали, что при одинаковой подготовке пилотов на малых и средних высотах «Борзая» ничуть не хуже «Мустанга». Да, выше 6000 метров «Мустанг» начинал иметь преимущество в скорости и маневре, так как крыло, заимствованное у М.С.202 «Folgore», было явно маловато для такого самолета.

В данной таблице можно сравнить ЛТХ итальянских самолетов и их противников: 

Как можно подытожить все сказанное? Ну, только так: увы для итальянцев, но у истории нет сослагательного наклонения. Самолеты Кастольди действительно были весьма выдающимися машинами, если бы не нюансы, не позволившие уверенно снискать заслуженную славу. Истребители фирмы «Макки» были крепкими и маневренными, им не нужны были длинные и ровные взлетные полосы, они были неприхотливы. Но откровенно слабое вооружение из двух пулеметов — это для 1942 года и дальше просто нелепость.

Если бы итальянцы освоили выпуск пушек, двигателей… Но этого не произошло, а потому, какими бы прекрасными ни были самолеты «Макки», они совершенно ничего не смогли сделать для того, чтобы обеспечить победу своей стране.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. выпустить 262 единицы. Согласитесь, что это мизер, который был не в состоянии покрыть потребности ВВС
    Сколько у нас выпущено за последние 10 лет СУ-35, СУ-30?

  2. Всегда приятно читать Романа Скоморохова. Редкий дар, когда доходчивость описания с виртуозным слогом и квалификация сочетаются, как «три в одном». Спасибо. Продолжайте в том же духе.

  3. У Драбкина хорошо сказал один из ветеранов: самый лучший самолет в мире, который непригоден для выпуска в нужных количествах, уже не самый лучший самолет в мире.
    Андрею — ну все-таки, не надо равнять истребители ВМВ (полмиллиона — миллион доларей по текущему курсу) и нынешние, которые в 100 раз дороже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя