Главная Вооружение и техника

Семейство турецких амфибийных машин FNSS ZAHA

0
398

В настоящее время Турция строит свой первый универсальный десантный корабль. Будущий УДК TCG Anadolu (L-408) нуждается в специализированной бронетехнике для перевозки и высадки личного состава. Перспективные бронемашины для десанта разрабатываются в рамках программы Zırhlı Amfibi Hücum Araçları или ZAHA. Недавно турецкая промышленность представила опытный образец одной из машин будущего семейства. Первым появился линейный бронетранспортер-амфибия, которому предстоит стать основой для двух других машин.

Цели и планы

В апреле 2016 г. состоялась закладка первого турецкого УДК. Корабль TCG Anadolu (L-408) должен будет войти в состав ВМС не позднее начала двадцатых годов. Позже, в марте 2017-го была запущена разработка новых образцов бронетехники, предназначенных для эксплуатации на будущем УДК.

Создание новой техники поручили компании FNSS Savunma Sistemleri – совместному предприятию, основанному турецким холдингом Nurol и международной организацией BAE Systems. Тем же контрактом задавались сроки и объемы выполнения работ. Новое семейство техники обозначили как ZAHA (Zırhlı Amfibi Hücum Araçları – «Бронемашина-амфибия»). В англоязычных материалах фигурирует равнозначное обозначение MAV – Marine Assault Vehicle.

В соответствии с заказом, в 2021 году компания-подрядчик должна передать военно-морским силам 27 амфибийных бронемашин нового семейства. 23 единицы выполнят в конфигурации линейного транспортера. Также требуется строительство двух командно-штабных и двух ремонтно-эвакуационных машин. Такой комплект техники закроет потребности строящегося УДК.

1 мая на выставке IDEF-2019 компания FNSS Savunma Sistemleri впервые представила опытный образец линейного бронетранспортера ZAHA. В ближайшем будущем он пройдет испытания, а затем на его базе построят две другие требуемые машины. В следующие годы планируется наладить серийную сборку техники для выполнения имеющегося контракта.

AAV7 по-турецки

Доля в FNSS Savunma Sistemleri принадлежит компании BAE Systems, ныне выпускающей амфибийный транспортер AAV7. Конструкция последнего легла в основу будущих бронемашин для ВМС Турции. Общая архитектура новой машины ZAHA заимствуется у старого образца, однако бронекорпус, силовой агрегат и ходовая часть прошли самую серьезную переработку. Это позволило улучшить основные характеристики, а также обеспечить некоторый модернизационный потенциал.

Бронекорпус БТР ZAHA похож на базовую конструкцию, но имеет существенные отличия. Он выполнен из алюминиево-магниевого сплава и содержит керамические вставки. Присутствуют элементы противоминной защиты Лобовые и бортовые проекции прикрыты накладными элементами. Заявлено общее повышение уровня защиты. Корпус с дополнительными модулями обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибром до 14,5 мм.

ZAHA получает двигатель Caterpillar С13 мощностью 600 л.с. и автоматическую трансмиссию Alisson. Ходовая часть сохранила прежнюю архитектуру с шестью опорными катками и торсионной подвеской, но ее детали были усилены. В корме помещены два водометных движителя. Для плавания при волнении на уровне 2-4 баллов могут использоваться съемные воздухопитающие трубы.

Проект предусматривает применение полноценной боевой информационно-управляющей системы разработки компании Aselsan, объединяющей различные устройства. Набор комбинированных камер обеспечивает круговой обзор, имеются приборы управления боевым модулем. БИУС также включает современные средства связи и управления.

На крыше машины могут монтироваться разные боевые модули. Опытный образец получил изделие от FNSS с качающейся установкой под 40-мм автоматический гранатомет и крупнокалиберный пулемет. Модуль управляется дистанционно с рабочего места оператора.

Экипаж линейного БТР ZAHA состоит из трех человек и помещается в передней части корпуса, рядом с моторно-трансмиссионным отделением. Центральная и кормовая части корпуса отданы под десантный отсек с 21 местом для солдат. Сохранены люки в крыше и кормовая аппарель.

Габариты ZAHA соответствуют размерам AAV7. Боевая масса – не более 30 т. Обеспечена высокая подвижность на суше и на воде. Так, водометы разгоняют транспортер до 6-7 км/ч.

Три модификации

Согласно контракту 2017 года, компания FNSS Savunma Sistemleri должна создать и поставить в серию три версии амфибийного транспортера ZAHA / MAV. Наиболее массовой станет линейный бронетранспортер – такую машину уже показали общественности. Командно-штабная и ремонтно-эвакуационная машина пока не демонстрировались и, вероятно, еще не существуют в металле.

Более того, компания-разработчик пока не спешит публиковать даже технические подробности. Пока ясно лишь то, что КШМ типа ZAHA будет иметь минимальные конструктивные отличия от БТР. В ее случае десантное отделение отдадут под размещение автоматизированных рабочих мест для командиров и связистов.

БРЭМ типа ZAHA должна будет получить набор оборудования для буксировки поврежденной техники и самостоятельного выполнения ремонтных работ. На ее крыше установят подъемный кран, а в десантном отделении организуют некое подобие мастерской.

БТР, КШМ и БРЭМ строятся на общем шасси и в унифицированном корпусе. Это упрощает все этапы разработки и строительства, а также должно положительно сказаться на эксплуатации и боевом применении. Унификация приобретает особое значение в свете малого количества заказанных машин. ВМС Турции желают получить менее трех десятков ZAHA / MAV, и создание своей платформы под каждый образец оказывается бессмысленным.

Ближайшее будущее

В течение нескольких следующих лет турецкий флот получит свой первый УДК, и для него будет построено 27 амфибийных бронемашин трех типов. Ожидается, что корабль и его бронетехника серьезно расширят десантный потенциал ВМС Турции. Впрочем, реальный рост боеспособности десантных сил будет ограничен количеством новых образцов.

Компания-разработчик уже раскрывает свои планы на отдаленное будущее. Пока она планирует заниматься существующим заказом, а в дальнейшем надеется получить новые. По-видимому, возможность появления нового контракта на бронемашины ZAHA прямо связана с развитием десантного флота и строительством следующего УДК. Для гипотетического нового десантного корабля могут понадобиться еще три десятка единиц техники – бронетранспортеров, КШМ и БРЭМ.

Также FNSS Savunma Sistemleri рассчитывает на получение заказов от зарубежных армий. Международный рынок десантно-высадочных средств не отличается большими размерами, но и на нем можно получать выгодные контракты. Разработка полностью новых образцов или улучшенной техники на базе существующей серьезно повышает шансы производителей на получение заказов.

Таким образом, судьба проекта ZAHA уже определена на ближайшие несколько лет и пока является поводом для оптимизма. Компания-разработчик уже имеет заказ на проведение опытно-конструкторских работ и серийную постройку 27 машин трех модификаций. В дальнейшем возможно появление второго подобного заказа в интересах ВМС Турции. Не исключается и поставка техники на экспорт.

Некоторые выводы

Появление УДК TCG Anadolu (L-408) и специализированной бронетехники для него станет большим шагом в развитии турецких вооруженных сил. Пока в составе ВМС Турции имеются только танкодесантные корабли нескольких типов, а морской пехоте приходится использовать бронетранспортеры M113. После получения новых образцов десантные силы Турции будут более полно соответствовать современным взглядам и теориям. Таким образом, проект ZAHA решит актуальные задачи в контексте перевооружения флота.

Компания FNSS Savunma Sistemleri планирует в дальнейшем вывести свои ZAHA / MAV на международный рынок. Здесь проявляется любопытная особенность проекта. В коммерческом отношении ZAHA является прямым конкурентом американского БТР AAV7. Однако турецкая машина разрабатывалась при содействии компании BAE Systems, ныне выпускающей AAV7. Таким образом, производитель более старого образца не пострадает от экспорта турецких ZAHA.

Турецкие ВМС не являются лидерами в сфере десантных сил, но военное и политическое руководство страны принимает меры для исправления такого положения дел. Строится новый корабль, под который делается перспективная техника. Подобные программы модернизации ВМС и морской пехоты не отличаются высокой скоростью, но имеют большое значение для обороноспособности, а в перспективе и для заработка на международном рынке вооружений.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ