Семейство танков Т-54/55 - долгожители и рекордсмены

Семейство танков Т-54/55 является, по всей вероятности, самым мно­гочисленным среди танков всех марок, принятых на вооружение после Вто­рой мировой войны. Действительно, только в СССР за более чем три десят­ка лет их серийного производства (на­чавшегося в 1947 году и завершивше­гося в 1979 году) было построено около 55 тыс. этих машин.  

Кроме того, они выпускались по лицензии в Польше (с 1956 года), Китае (с 1957 года) и Че­хословакии (с 1958 года). Если учиты­вать и эти машины, то общее количес­тво построенных Т-54/55, достигает фантастической цифры — 86 500 эк­земпляров. Т-54/55 как советского, так и иностранного производства актив­но экспортировались. Поэтому кроме стран Варшавского договора, в разные годы, они поставлялись еще в четыре десятка различных стран, начиная от Гвинеи и Замбии и кончая Финлян­дией и Югославией. И сегодня в мире еще эксплуатируются десятки тысяч этих танков.

Но дело не только в количестве. В свое время Т-54 заслужил очень лестные оценки специалистов. На­пример, германский военный эксперт Ф.Зенгер-унд-Эттерлин отмечал, что «танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной кон­фигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у машин этого класса других государств. Фор­ма башни заслуживает самой положи­тельной оценки».

В 50-х — начале 60-х годов Т-54/55 составляли основу тан­кового парка Советской Армии (СА) и причину постоянной головной боли западных военных. Дело в том, что до 60-х годов Т-54 был единственным в мире танком, пригодным для исполь­зования в глубоких наступательных операциях, а с появлением Т-55 (имев­шего противоатомную защиту), даже применение противником ядерного оружия не смогло бы воспрепятство­вать молниеносным маршам советских танкистов.

Некоторые историки счи­тают, что именно Т-54/55 стали «реша­ющим фактором», предотвратившим сползание мира от «холодной войны» к третьей мировой. Правда повоевать им все же пришлось, и повоевать нема­ло. Впервые Т-54 продемонстрировали свои боевые качества во время воен­ных конфликтов на Ближнем Востоке и в Индокитае (вообще же воевали они на всех континентах, за исключением, пожалуй, Австралии и Северной Аме­рики).   

История создания. Рождение долгожителя

Проект первого варианта средне­го танка Т-54 был разработан в 1944 году под руководством знаменитого конструктора советских танков Алек­сандра Морозова в КБ-520, эвакуиро­ванном из Харькова в Нижний Тагил на территорию Уральского вагонного завода (УВЗ). КБ-520 было образовано 14 декабря 1938 года на заводе №183, бывшем ХПЗ им. Коминтерна (Харь­ковский паровозостроительный за­вод); первым его начальником был назначен Михаил Кошкин (под руко­водством которого был спроектиро­ван средний танк Т-34 — знаменитая «тридцатьчетверка», по комплексу своих боевых качеств признанная во­енными экспертами лучшим танком Второй мировой войны), а его замес­тителем — Александр Морозов.  

При всей их внешней несхожести Т-54 является прямым потомком «тридцатьчетверки», а «промежуточ­ным звеном» между Т-34 и Т-54, стал разработанный в КБ-520 средний танк Т-44. Именно он оказал определяющее вли­яние на конструкцию Т-54.

Средний танк Т-44 был принят на вооружение в ноябре 1944 года и, хотя еще 18 июля 1944 года вышло поста­новление ГКО об организации в Харь­кове танкового завода № 75 НКТП по выпуску 300 танков Т-44 в месяц, но до конца войны в Европе здесь успели выпустить всего 190 машин. Они счи­тались еще «ограниченно годными» (бортовые передачи, механизмы пово­рота, торсионные валы работали нена­дежно) и вплоть до конца мая 1945 года сдавались лишь в учебные подразделе­ния. Только в июне первая партия но­вых танков была отгружена в войска, а в августе танковая часть, оснащенная Т-44, отправилась на Дальний Восток в действующую армию, но в боях она участия не принимала.  

Несмотря на довольно высокие ха­рактеристики, необходимо признать, что Т-44 не имел существенных пре­имуществ перед танком Т-34/85, как по своему бронированию, так и по вооружению. Недолгую карьеру Т-44 в основном предопределила как раз недостаточная мощность его основно­го вооружения — 85 мм орудия ЗИС- С-53. Уже к концу 1944 года, с появле­нием на поле боя немецких танков и самоходок со значительно усиленной бронезащитой (для уверенной борьбы с которыми мощности 85 мм пушки, которой были вооружены советские средние танки, уже не доставало) ста­ло ясно, что Т-44 не может рассматри­ваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшую перспективу.  

Имелось два пути повышения мощности пушечного вооружения среднего танка. Первый — увеличение начальной скорости снарядов 85 мм орудий за счет увеличения порохово­го заряда или удлинения ствола. Ра­ботая в этом направлении, в 1944 году Центральным артиллерийским конс­трукторским бюро (руководитель — В.Г. Грабин) было разработано 85 мм танковое орудие большой мощности.  

Второй путь— увеличение калиб­ра танкового орудия. Правда первая попытка оснастить Т-44 пушкой боль­шого калибра— Д-25Т-44 (122 мм) окончилась неудачей (боекомплект составлял всего 24 выстрела, а заря­жающему не удалось обеспечить нор­мальные условия работы). После этого было предложено оснастить советские средние танки, в том числе и Т-44, ору­диями калибра 100 мм, с баллистикой, хорошо освоенной в производстве ко­рабельной пушки Б-34.

Начиная с 1944 года, разработка таких орудий прово­дилась параллельно с длинностволь­ными калибра 85 мм. Так в ОКБ-9 на базе морского орудия была создана 100 мм пушка Д-10, в ОКБ № 92 в г. Горь­ком спроектировали 100-мм пушку ЗИС-100, а в конце 1944 года в КБ №92 завода им. Сталина в г. Горьком была спроектирована 100 мм танковая пуш­ка ЛБ-1 (кстати, Л Б расшифровывает­ся как Лаврентий Берия, который в то время был заместителем председателя Государственного Комитета Обороны и ведал вопросами вооружения).  

Окончательный выбор в пользу 100 мм орудия определило то, что отно­сительно легкие снаряды 85 мм пушек плохо пробивали наклонную лобовую броню, толщиной более 80 мм из ста­ли повышенной твердости, которая и устанавливалась во второй полови­не войны на немецкой бронетехнике. В то же время менее скоростные, но более тяжелые 100 мм снаряды круши­ли такую броню на всех дистанциях. К тому же в производстве 100 мм пушка с длиной ствола 56 калибров и умерен­ным давлением пороховых газов была проще и дешевле, а 85 мм пушку повы­шенной мощности нельзя было вмес­тить в габариты танковой башни мень­шие, чем необходимые для установки 100 мм пушки.

Т-54 польского производства с установленным минным тралом

Уже летом 1944 года конструкто­рами ОКБ-520 был предложен проект улучшенного танка (первоначально именовавшегося в документах Т-44В) с усиленным вооружением (100 мм пуш­ка Д-10Т), бронированием (корпус до 100 мм, башня до 130 мм) и более вы­носливой подвеской. Также предпола­галось установить более мощный дви­гатель с новой системой охлаждения и планетарную трансмиссию (сущест­венно повышавшей маневренность), а также значительно улучшить условия работы экипажа в боевой обстановке. Реализация всех этих изменений тяну­ла уже не на модернизацию, а изготов­ление совершенно новой машины.  

В сентябре 1944 года проект нового танка, который теперь уже именовался как Т-54, был рассмотрен в Наркомате танковой промышленности. Начальс­тво одобрило проект, более того, спус­тило в ОКБ напряженный график ра­бот: к 1 декабря 1944 года изготовить опытный образец, к 15 января 1945 года закончить испытания и к 20 мая выпустить и доставить всем заводам изготовителям нового танка рабочие чертежи. Однако работы велись не так быстро, как предписывало начальс­тво. Реально проектирование удалось завершить только в декабре 1944 года, а опытный образец был изготовлен в январе — феврале 1945 года.

Танки Т-54 из 201-го бронетанкового полка ДРВ, движутся по раскисшему от дождей проселку, 1972 год

При конструировании танка Т-54 были использованы узлы и механиз­мы среднего танка Т-44, с внесением в них изменений, вызванных усиле­нием вооружения и бронирования. Литая башня с диаметром погона в свету 1800 мм имела толщину бро­ни в лобовой части 180 мм (у Т-44 — 120 мм). Вварная крыша башни из­готавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм (у Т-44 — 15 мм).  

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако тол­щина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответствен­но под углами 60° и 45° от вертикали, составляла 120 мм (у Т-44 — 90 мм). Лобовой лист корпуса выполнялся без смотровой щели механика-водителя.  

Вооружение танка состояло из опытной 100-мм танковой пушки Д-10ТК (боевая скорострельность до 7 выстр./мин) и двух 7,62-мм пулеметов: один был спарен с пушкой; второй, курсовой, устанавливался в отделе­нии управления справа от механика- водителя.  

В моторно-трансмиссионном от­делении танка перпендикулярно про­дольной оси корпуса устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель В2-44 мощ­ностью 520 л.с. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях имелся пародинамический ламповый подог­реватель.  

В топливную систему входило че­тыре основных (внутренних) топлив­ных бака общей емкостью 530 л. Кроме внутренних топливных баков, снару­жи танка на надгусеничных полках, устанавливались три дополнительных бака емкостью по 55 л каждый. Допол­нительные баки, в отличие от Т-44, были включены в топливную систему. Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков — 300-360 км (у Т-44 — 235 км).  

Ходовая часть была практичес­ки полностью заимствована у Т-44. Сохранилась и архаичная гусеница с гребневым зацеплением.  

Масса танка возросла до 35,5 т (против 31,8 т у Т-44), а макси­мальная скорость сни­зилась до 43,5 км/ч (у Т-44 — 51-56 км/час), тем не менее, средняя скорость движения оста­лась на уровне танков Т- 44 и Т-34.  

Испытания первого опытного образца танка Т-54 были проведены на Научно-испытательном бронетанковом полигоне ГБТУ КА (станция Ку­бинка Западной железной дороги) в период с 11 мар­та по 14 апреля 1945 года.

Первый опытный танк Т-54, на испытаниях 1945 год

Конечно же, в их ходе обнаружилось множест­во недостатков. Однако заключение комиссии по проведению испыта­ний, под руководством Е.А. Кульчиц­кого, было в целом положительным. В нем особо отмечалось, что танк Т-54 по своим основным боевым качествам (мощность вооружения и бронирова­ние) превосходит все существующие средние танки. К его основным недо­статкам отнесли недостаточную снарядостойкость башни и устарелость конструкции трансмиссии и ходовой части — башня поражалась на боль­ших дистанциях, а трансмиссия и ходовая часть снижали динамичес­кие качества танка.

Учитывая резкое повышение боевых качеств среднего танка, достигнутое в танке Т-54, ко­миссия посчитала целесообразным рекомендовать танк Т-54 на вооруже­ние Красной Армии, но с обязательной отработкой и установкой следующих узлов и механизмов:

  • башни по типу ИС-3;
  • КПП с синхронизаторами и 2-сту­пенчатого планетарного механизма поворота танка;
  • гусениц с цевочным зацеплением;
  • вращающегося пола боевого отде­ления;
  • амортизаторов ходовой части;
  • экранов от гранат типа «Фауст».

С учетом более мелких замечаний общий их список составил 68 пунктов. Можно сказать, что предложения и за­мечания комиссии стали программой развития ганка Т-54 на многие годы вперед.  

Представляют интерес и личные впечатления Е.А. Кульчитского (кото­рые он впоследствии описал в своих воспоминаниях) — «Танк производил впечатление. Его внешние формы учи­тывали необходимые углы встречи со снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с но­вой пушкой … Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говори­ла специалистам о высоких техничес­ких параметрах машины: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышен­ной стойкости броневой защиты и его меньшей поражаемости, длин­ный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, большие с внешней обрезинкой катки — о возможностях дви­жения на высоких скоростях».

Второй опытный танк Т-54, вооруженный пушкой ЛБ-1 калибра 100 мм с дульным тормозом, хорошо видна измененная форма башни с установленным на ней зенитным пулеметом ДШК.

К июлю 1945 года на заво­де № 183 с учетом результатов испытаний первой опытной машины, был разработан и из­готовлен второй опытный об­разец танка Т-54 (получившего заводское обозначение «объект 137»). Он отличался от пред­шественника конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.  

Читайте также  Бессмертный танк Т-34

Как и рекомендовала ко­миссия по испытаниям, литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3.  

Толщина брони в ее лобовой части достигала 200 мм, бортов — от 160 до 125 мм. В башне монтировалась 100- мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Кроме спаренного с пушкой пулемета, име­лось еще два неподвижных (курсовых) пулемета СГ, установленных в брони­рованных ящиках на надгусеничных полках. Стрельбу из них вел механик- водитель, а наведение на цель осущест­влялось за счет поворота всего танка.  

На крыше башни между люками командира и заряжающего устанав­ливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.  

Боекомплект танка состоял из 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГ, 150 патро­нов к пулемету ДШК и 12 ручных гра­нат Ф-1.

Силовая установка осталась такой же, как и на первом опытном образ­це. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить до 545 л, до­полнительных наружных — до 180 л. В трансмиссии были использованы пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатые планетарные меха­низмы поворота, вместо старых борто­вых фрикционов, в результате чего тя­говые и динамические характеристики ганка улучшились. В ходовой части была применена новая мелкозвенчатая гусеница с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами. Боевая масса ганка составила 39,15 т.

Трудное детство

К этому времени окончилась война в Европе. Уже 25 мая 1945 года Госу­дарственный Комитет Обороны (ГКО) постановил перевести часть оборон­ных предприятий на выпуск товаров для населения, а 29 августа 1945 года было принято решение о подготовке пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства. Пе­ревод промышленности на мирные рельсы привел к сворачиванию работ по проектированию перспективной бронетехники (из-за снижения объ­емов финансирования), правда рабо­ты, начатые до мая 1945 года, все же продолжались, хотя и менее интенсив­но.

Кроме того, по окончании войны оказалось, что советские танки, ее вы­игравшие мало пригодны для несения службы в мирное время. Если в войну средний танк жил на фронте от трех дней до недели, успевая при этом при­нять участие в двух-трех атаках, и в этих условиях ресурсу его механизмов можно было не уделять особого вни­мания, то теперь, в мирных условиях, танк должен был служить уже не неде­лю, а как минимум в течение пяти лет плановой эксплуатации.

Иранский Т-54 в засаде (период ирано-иракской войны 1980-1988 гг.)

Именно в свете таких изменивших­ся требований и прошли (с июля по ноябрь 1945 года) испытания второ­го экземпляра Т-54. Теперь требова­лось не только создать более мощную и совершенную боевую машину, но и обеспечить ее надежность, учтя в конструкции огромный опыт эксплуа­тации танков, накопленный на фрон­тах Второй мировой войны. В резуль­тате танк Т-54 испытаний не выдержал и был лишь рекомендован к принятию на вооружение, после обязательного устранения многочисленных выявлен­ных недостатков.  

К ним, прежде всего, относились недостаточная надежность и ресурс дизеля В2-44, ненадежная работа бор­товых редукторов, что являлось при­чиной частых поломок на марше. Мал оказался ресурс гусеничных цепей, не­достаточной прочность ободов опор­ных катков. Неприемлемым посчитали военные и наличие дульного тормоза у орудия ЛБ-1, плохим оказалось эф­фективность вентиляции боевого от­деления, а электродвигателю поворота башни недоставало мощности.  

Казалось бы, после этого все силы конструкторов должны были быть брошены на доработку танка и требу­ющийся после этого выпуск соответс­твующей технической документации. Однако но некоторым сведениям в декабре 1945 года работы над «объ­ектом 137» были заморожены (что по всей вероятности было связано с уже упоминавшимся переходом на выпуск мирной продукции и недостатком фи­нансирования).  

Но здесь как говорится в послови­це «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вскоре после знаменитой речи Уинстона Черчилля в Фултоне (март 1946 года), которая ознамено­вала собой окончательный разрыв между бывшими союзниками и нача­ло «холодной войны», во всем мире вновь были скорректированы планы военною производства. Естествен­но сделал это и СССР, в результате 29 апреля 1946 года правительствен­ным постановлением № 960-402сс средний танк «Объект 137» принимает­ся на вооружение (под наименованием Т-54), даже несмотря на то, что многие его недостатки гак и не были устра­нены.

Но принять постановление это одно, а довести машину и развернуть ее серийное производство это совсем другое, и если первый вариант танка Т-54 был создан за каких-то полгода, то доводка машины до боеспособного состояния (по требованиям мирного времени) затянулась на долгих четы­ре года. В результате хотя в течение 1946 года на заводе №183 было запла­нировано изготовить 165 серийных Т-54, фактически было построено все­го лишь три опытных образца.  

Два из них — усовершенствован­ные в соответствии с рекомендациями комиссии 1945 года были построены летом 1946 года. От предшественни­ков образца 1945 года новые Т-54 от­личались следующим: лобовая бро­ня башни была доведена до 200 мм, бортовая — до 160. Пятискоростная коробка перемены передач с постоян­ным зацеплением шестерен получила синхронизаторы. Вместо бортовых фрикционов были установлены двух­ступенчатые планетарные механизмы поворота (ПМП), которые позволяли осуществлять повороты с незначитель­ным снижением скорости без перехода на пониженную передачу, и повысили среднюю скорость движения по просе­лочной дороге.

Обе опытные машины несли макеты 100-мм орудий, причем разного типа: первый танк — ЛБ-1, второй — Д-10Т. Кста­ти, вскоре после завер­шения этих испытаний был сделан оконча­тельный выбор между этими орудиями — 30 сентября 1946 года, Постановлением Сове­та Министров СССР на вооружение танка Т-54 была принята система Д-10Т (военные так и не простили пушке ЛБ-1 наличие дульного тор­моза).  

Эти опытные Т-54 испытывались с 20 июля по 10 августа на заводском полиго­не в Нижнем Тагиле. По результатам испытаний совместная комиссия Ми­нистерства транспортного машино­строения и бронетанковых и механи­зированных войск подчеркнула, что при всех достоинствах представлен­ных танков в них реализованы дале­ко не все замечания 1945 года. Кроме того, проведенные конструктивные изменения привели к значительному увеличению боевой массы. Если по ТТТ она не должна была превышать 36 т, то фактически полный вес опытных танков составил более 39 т.

Следую­щий опытный образец танка Т-54 (пя­тый по общему счету и третий в 1946 году), был построен в сентябре и ис­пытывался в течение октября-ноября 1946 года. Танк прошел на заводских испытаниях более 2000 км. Одновре­менно дорабатывались чертежи танка с улучшенными характеристиками и уменьшенным весом. Всего в 1946 году в конструкцию Т-54 было внесено 649 изменений.  

План производства Т-54 на 1947 год был утвержден в количестве 400 штук (250 — завод №187 в Нижнем Тагиле, 100 — завод №75 в Харькове и 50— завод №174 в Омске), причем это по скорректированному в сторону уменьшения варианту плана. Однако фактически построено было только 22 экземпляра Т-54.  

Два головных образца первой се­рии танков Т-54 поступили на межве­домственные испытания, проводив­шиеся в Нижнем Тагиле с 25 апреля по 27 мая совместной комиссией ГБТУ и Минтрансмаша. Танки испытания выдержали и были рекомендованы к серийному производству— правда, с внесением еще 36 изменений.  

23-24 июня 1947 года Минтрансмаш и командование бронетанковых и ме­ханизированных войск приняли сов­местное решение о выпуске установоч­ной серии танков Т-54 с постепенным внедрением на них изменений. Пер­вая машина серии вышла в заводской пробег в июле. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (повидимому, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр. 1946 года. Все­го до конца года в конструкцию Т-54 было внесено 1490 изменений.

Индийский Т-54А из состава 72-го бронетанкового полка, 1971 год. На стволе установлен ложный эжектор

В 1948 году производство Т-54 на­чало набирать обороты — собрали 593 танка (285 — завод №183 в Нижнем Тагиле, 218 — завод №75 в Харькове, 90 — завод №174 в Омске). Но первый же опыт войсковой эксплуатации по­казал, что танк еще очень «сырой». Из Белорусского военного округа, куда поступили для войсковых испытаний первые «пятьдесятчетверки», сыпались жалобы, которые дошли до высшего руководства страны.

В результате в ян­варе 1949 года министр Вооруженных сил Н.А. Булганин провел специальное совещание с представителями 5-й ме­ханизированной армии, где эксплуати­ровались Т-54, мнение танкистов было однозначным — «танк имеет много конструктивных и производственных дефектов, указывающих на то, что с этой машиной поторопились, не дове­ли ее в производстве». Подтверждала это и статистика — только один завод №183 получил 45 актов рекламаций на танки выпуска 1948 года.  

По сообщениям из воинских час­тей, самыми массовыми дефектами танков Т-54 были: выход из строя КПП, разрушение пальцев гусениц и торсионов, течи жидкости из гидроаморгизаторов и смазки ПМП, некачественная покраска. Большие опасения у танкис­тов вызвали неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания ав­томатической системы ППО (при этом погиб один механик-водитель), с дру­гой стороны при реальном возгора­нии противопожарное оборудование зачастую не срабатывало. Не понрави­лись танкистам и курсовые пулеметы на крыльях тан­ка, они оказались слишком уязвимыми, стрельба из них неточной, да и боекомплект был недостаточен.

Прове­денный в сентябре 1947 года обстрел первых серийных башен «пятьдесятчетвер­ки» выявил еще один очень неприятный конструктив­ный просчет — обратный наклон в их нижней части башни («заман») приводил к очень опасным рикошетам снарядов в тонкий под­башенный лист, что могло привести к взрыву располо­женного здесь боекомплек­та и потере танка.  

В итоге в январе 1949 года прави­тельственным решением производс­тво танков Т-54-1 было остановлено на всех заводах — вплоть до устранения дефектов.

Оставшиеся в войсках танки Т-54- 1 потихоньку списывали, а в середине 60-х годов, некоторые из них исполь­зовались как огневые точки в созда­ваемых укрепленных районах вдоль китайской границы.

Т-54-1 (Т-54 образца 1946 года, «Объект 137»)

Танк Т-54 (образца 1946 года) был спроектирован по традиционной ком­поновочной схеме с отделением уп­равления в передней части машины (у левого борта), боевым отделением в средней части и моторно-трансмисси­онным в кормовой.  

Корпус танка — сварной, башня — литая с вварной крышей и дифферен­цированными по толщине стенками скругленной формы с обратным ско­сом («заманом») по всему периметру и кормовой нишей.

Кормовая часть корпуса аналогич­на Т-44. Лобовая часть имела прямо­угольную форму; лобовые бронелисты с целью увеличения снарядостойкости установлены под большими углами к вертикали. Верхняя лобовая деталь корпуса монолитная, толщиной 120 мм с углом наклона к вертикали 60°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления 30 и 20 мм соответственно. Днище для увели­чения прочности имело корытообраз­ную форму. Бортовые листы устанав­ливались вертикально. Толщина брони бортов корпуса 90 мм, кормы 45 мм.  

Читайте также  Средний танк Т-62 — последняя ступень эволюции Т-34

Рабочее место механика-водителя было расположено в отделении управления слева от продольной оси корпу­са. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте корпуса, имелся сдвижной люк. За его сиденьем в дни­ще располагался люк запасного вы­хода, открывающийся внутрь танка. В положении «по-боевому» (с закры­тым люком) обзор местности осущест­влялся с помощью двух призматичес­ких наблюдательных приборов МК-1К. Правее места механика-водителя в носовой части танка располагались передние топливные баки, аккумуля­торные батареи и основная часть бое­комплекта пушки в стеллажной уклад­ке на 20 выстрелов.  

Башня кругового вращения была установлена в средней части корпуса. В ней размещались три члена экипа­жа: командир и наводчик — слева, за­ряжающий — справа. По сравнению с башней танка Т-44 башня танка Т-54 претерпела значительные изменения, связанные прежде всего с установкой новой 100 мм пушки Д-10Т в подвиж­ной броневой маске. Башня несколь­ко выходила за габариты корпуса, поэтому по его бортам были сделаны местные расширения. Толщина литой брони лобовой части башни 200 мм. Привод разворота башни — электри­ческий (с управлением от командира и наводчика), а наведения орудия в вертикальной плоскости — ручной.

Из-за стремления получить в Т-54 ми­нимальный забронированный объем в сочетании с большими размерами качающейся части орудия Д-10Т даже, несмотря на увеличенный диаметр погона башни (1825 мм в свету), эки­паж в боевом отделении был стеснен, а отсутствие вращающегося подвес­ного полика сильно затрудняло рабо­ту заряжающего. При частой стрельбе была велика загазованность боевого отделения даже при наличии специ­альных вентиляторов: нагнетающе­го — установленного на крыше башни и вытяжного — на перегородке сило­вого отделения.

Танк Т-54-1 на испытаниях 1947 года. Основное вооружение танка — 100 мм пушка Д-10Т (без дульного тормоза). Хорошо видна башня характерной формы (с «заманом» по всему нижнему периметру).

Танковая пушка Д-10Т имела длину 5,61 м и массу 1948 кг. Дальность пря­мого выстрела бронебойным снарядом составляла 1000 м, осколочно-фугас­ной гранатой— 1100 м (при высоте цели 2 м). Максимальная дальность стрельбы — до 14600 м. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал вертикально расположенную броню толщиной 155 мм. Боевая скорострель­ность составляла до 7 выстрелов в ми­нуту. Углы вертикального наведения пушки — от -5° до +18°. На пушке уста­навливался прицел ТШ-20.  

Справа от орудия, в маске пушки, монтировался 7,62 мм пулемет СГ-43, еще два 7,62 мм курсовых пулемета СГ-43, были раз­мещены по каждому бор­ту в броневых ящиках на надгусеничных полках.  

Внутри ящика у пулемета имелись две специальные коробки с лентами по 250 патронов каждая. От стре­ляных гильз их освобож­дали по израсходовании обеих лент. Укладка лент в ящики и заряжание пуле­метов производились сна­ружи машины. Установка пулеметов на боевой взвод осуществлялась механиком-водителем с помощью специаль­ного привода, находившегося на левом борту корпуса отделения управления.

Над люком заряжающего на турели, аналогичной устанавливаемой на тан­ках ИС-3 и ИС-4, монтировался зенит­ный пулемет ДШК калибра 12,7 мм с коллиматорным прицелом К10-Т (углы вертикального наведения пулемета от -4,5 до +82°). Боекомплект танка вклю­чал 34 унитарных 100 мм выстрела с осколочно-фугасными и бронебойны­ми снарядами (20 выстрелов размеща­лись в отделении управления, 14 — в боевом отделении), 200 патронов к 12,7 мм пулемету ДШК и 4500 патро­нов к СГ-43 калибра 7,62 мм.

Левый курсовой пулемет Т-54-1, установленный в коробе на надгусеничной полке, на последующих модификациях танка от него отказались

Обзор по горизонту командиру обеспечивали прибор наблюдения ТПК-1 и четыре призменных прибора, установленных по окружности крыш­ки люка. Благодаря такому располо­жению, командиру танка был обес­печен круговой обзор без поворота командирской башенки. У наводчика кроме прицела ТШ-20, имелся перис­копический прибор наблюдения МК- 4, такой же прибор устанавливался и у заряжающего.  

Схема моторно-трансмиссионного отделения — поперечная. В нем раз­мещался 12-цилиндровый V-образный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54, который являлся дальнейшим развитием конструк­ции дизеля типа В-2. Мощность ди­зеля — 520 л.с. Трансмиссия состо­яла из входного редуктора (гитары), многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными синхронизато­рами, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов.

В качестве механизма поворота были применены двухступенчатые плане­тарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота, а также возможность крат­ковременного увеличения силы тяги при прямолинейном движении без пе­реключения передач за счет одновре­менного перевода рычагов управления в переднее положение.  

Топливные баки емкостью 520 л были расположены в забронирован­ном объеме (в боевом отделении и отделении управления). Дополнительно на надгусеничных полках устанав­ливались цилиндрические бачки для топлива. Запас хода танка по топливу составлял 330 км.  

Ходовая часть танка выполнена по пятиопорной схеме с задним рас­положением ведущих колес. Подвеска танка индивидуальная, торсионная с лопастными гидроамортизаторами на передних и задних узлах подвес­ки. Этот тип гидроамортизаторов, впервые примененный в отечествен­ном танкостроении на танке Т-54, ис­пользуется и до настоящего времени. Торсионы индивидуальной подвески установлены внутри корпуса на всю его ширину.

Опорные катки левого борта смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Такое расположение катков вызвано смещением торсионных валов подвес­ки. Опорные катки такие же, как на Т-44 — сдвоенные, с резиновыми ши­нами. Стальные диски катков спицованные с отверстиями для их облегче­ния. Ведущие колеса— со стальными съемными зубчатыми венцами (по 13 зубьев).

Гусеница металлическая, мелкозвенчатая, с цевочным зацеплением и открытым металлическим шарни­ром. Каждая гусеница состояла из 90 траков, с развитыми грунтозацепами. Ширина гусеницы — 500 мм. Удельное давление на грунт — 0,93 кг/см: (про­тив 0,83 кг/см: у Т-44).

Серийный танк Т-54-1 на министерских испытаниях 1947 года

При движении по шоссе танк раз­вивал максимальную скорость 48 км/ч. На пересеченной местности он был способен преодолевать следую­щие препятствия: подъем до 30 град., вертикальную стенку высотой 0,73 м и ров шириной 2,7 м. Без предвари­тельной подготовки танк преодоле­вал брод глубиной 1,4 м (танк образ­ца 1946 года разрабатывался еще без учета возможности движения под водой).  

В Т-54 была применена углекис­лотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования, которая обеспечивала тушение трех различных пожаров или двух пожа­ров, возникших одновременно в раз­ных отделениях.  

Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две малые дымовые шашки — МДШ, оборудованные сис­темой дистанционного запала и сбро­са.  

В качестве средств связи исполь­зовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.

Т-54-1 с установленным минным тралом ПТ-54

Т-54-2 (Т-54 образца 1949 года, «Объект 137»)

Одной из основных причин низ­кой технической надежности «пятьдесятчетверки» был завышенный вес машины (серийные ганки имели перетяжеление до 1 т, что соответственно доводило удельное давление на грунт до 0,96 кг/см:, со всеми вытекающими последствиями). Основным источ­ником добавочного веса была башня (особенно этим страдала продукция челябинского завода №200), поэтому именно ей и уделили основное внима­ние конструкторы.

Т-54-2 (Т-54 образца 1949 года) получил новую башню, а которой обратный скос («заман») сохранился только на корме (он хорошо виден на этой фотографии).

Для сокращения веса танка башня была полностью перепроектирова­на— изменены ее размеры и форма, при сохранении толщины брони. Лик­видированы обратные скосы («заманы») спереди и с боков по нижнему пе­риметру. Обратный скос, значительно уменьшенный по высоте, сохранился только на корме (для обеспечения от­крывания люка водителя), но уже без образования ниши. Для повышения снарядостойкости прибегли к иному способу крепления орудия.

От брони­рованной маски орудия отказались, в результате ширина его амбразуры уменьшилась до 400 мм. Благодаря этому, лобовой части башни удалось придать лучшую форму, уменьшилась площадь поверхности башни, и соот­ветственно ее вес. Платой за это ста­ло некоторое усложнение демонтажа пушки — если на Т-54-1 пушку сни­мали вместе с бронированной маской, выдвигая весь этот узел вперед, то те­перь приходилось, приподняв башню сзади, выкатывать пушку на корму. В целом новая башня обеспечивала экономию веса в 780 кг по сравнению с серийными башнями выпуска 1948 года.  

Учитывая статистику, по которой 90% попаданий в танк приходилось на высоте более 1 метра от земли, а также для сохранения заданной мас­сы, толщину лобового листа корпуса уменьшили с 120 до 100 мм, толщина бортовых листов осталась неизмен­ной — 80 мм.  

Вместо двух 7,62 мм пулеметов СГ-43, расположенных по бортам на надгусеничных полках, установили один курсовой пулемет в отделении управления, справа от механика во­дителя. Боезапас к 7,62 мм пулеметам уменьшили до 3500 патронов. Турель 12,7 мм зенитного пулемета ДШК за­менили улучшенной конструкцией.  

Большим достижением стала раз­работка и установка на танк нового мультициклонного воздухоочистите­ля с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, обеспечивающего 99,9% очистку воздуха поступающего в дви­гатель, вместо имевшихся ранее 96% (поступления пыли в двигатель умень­шилось при этом в 30-40 раз). Длитель­ность работы до очередной очистки возросла до 25-30 часов; теперь тан­кистам не нужно было останавливать колонны боевой техники каждые 2-3 часа для освобождения бункеров от накопившейся ныли.

Перевернутая башня Т-54-2, хоршо виден «заман» в её задней части Танковое кладбище под Кабулом (Афганистан), 2004 год

На танке были введены танковый форсуночный подогреватель масла и двигателя. В системе НПО вместо ав­томатического включения ввели полу­автоматическое кнопочное. Пуск НПО мог производить командир (в боевом отделении) и механик-водитель (в бо­евом отделении и в МТО).  

Три цилиндрических внешних топливных бака заменили двумя плоскими, прямоугольной формы, включенными в общую систему питания. Первона­чальная выработка горючего велась из них. Баки разместили справа в кормо­вой части надгусеничных полок.  

Гусеницу расши­рили на 80 мм (до 580 мм), что позволило уменьшить удельное давление на грунт до 0,81 кг/см:.  

Первый танк с новой башней покинул сбо­рочный цех 29 августа 1949 года, а уже на сле­дующий день начались его заводские испыта­ния. В сентябре были собраны еще два танка, которые испытывались междуведомственной комиссией. И только в конце ноября 1949 года по решению правитель­ства было разрешено серийное производство новой модификации танка Т-54-2 (образца 1949 года).  

В 1950 году только завод № 183 изготовил 423 машины вместо 400 по плану (общее коли­чество выпущенных в том году «пятьдесятчетверок» составило 1007 шт.),объем выпуска 1951 года составил уже более 800 танков (по всем за­водам — 1566 шт.).

Т-54-3 (Т-54 образца 1951 года, «Объект 137»)

В 1951 году завершилась очередная модернизация Т-54. Решение о проек­тировании и изготовлении для «пятьдесятчетверки» новой опытной башни («по типу танка ИС-3») было принято 28 января 1950 года, т.е. всего через два месяца после начала производства танка Т-54 образца 1949 года. А в нача­ле 1951 года был собран первый танк Т-54 с привычным теперь обликом — с башней «классической» формы без заманов и кормовой ниши.

Внутренний объем башни уменьшился, поэтому в ее кормовой части удалось поместить только 4 снаряда (ранее было пять). Для прохождения кормы башни мимо люка механика-водителя последний сдвинули на 45 мм вперед и на 10 мм влево. С целью повышения снарядостойкости немного изменили конфи­гурацию лобовой проекции: стенкам башни был придан больший наклон с плавным переходом в крышу.

Теле­скопический прицел наводчика ТШ-20 был заменен новым — ГШ2-22 с пере­менным (3,5 и 7-кратным) увеличени­ем. На лобовом листе устанавливались детали для крепления минного трала.

Модернизированный Т-54-3 образца 1951 года морской пехоты на учениях. На танке установлен стабилизатор, что видно по установленному на стволе орудия противовесу

Заменили оборудование и для пос­тановки дымовых завес — вместо двух МДШ использовали более мощные БД 111-5 с системой дистанционного зажигания от электрозапалов. Уп­равлять постановкой дымовых завес могли командир и наводчик. Исполь­зованные БДШ-5 сбрасывались, не вы­ходя из танка (заряжающий — правую, наводчик — левую).  

Боевая масса Т-54-3 не измени­лась — 35,5 т. Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 образца 1951 года) на­чалось с 1952 и продолжалось до 1954 года.

Продолжение следует…

/Сергей Шумилин, naukatehnika.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя