Семейство танков Т-54/55 является, по всей вероятности, самым многочисленным среди танков всех марок, принятых на вооружение после Второй мировой войны. Действительно, только в СССР за более чем три десятка лет их серийного производства (начавшегося в 1947 году и завершившегося в 1979 году) было построено около 55 тыс. этих машин.
Кроме того, они выпускались по лицензии в Польше (с 1956 года), Китае (с 1957 года) и Чехословакии (с 1958 года). Если учитывать и эти машины, то общее количество построенных Т-54/55, достигает фантастической цифры — 86 500 экземпляров. Т-54/55 как советского, так и иностранного производства активно экспортировались. Поэтому кроме стран Варшавского договора, в разные годы, они поставлялись еще в четыре десятка различных стран, начиная от Гвинеи и Замбии и кончая Финляндией и Югославией. И сегодня в мире еще эксплуатируются десятки тысяч этих танков.
Но дело не только в количестве. В свое время Т-54 заслужил очень лестные оценки специалистов. Например, германский военный эксперт Ф.Зенгер-унд-Эттерлин отмечал, что «танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у машин этого класса других государств. Форма башни заслуживает самой положительной оценки».
В 50-х — начале 60-х годов Т-54/55 составляли основу танкового парка Советской Армии (СА) и причину постоянной головной боли западных военных. Дело в том, что до 60-х годов Т-54 был единственным в мире танком, пригодным для использования в глубоких наступательных операциях, а с появлением Т-55 (имевшего противоатомную защиту), даже применение противником ядерного оружия не смогло бы воспрепятствовать молниеносным маршам советских танкистов.
Некоторые историки считают, что именно Т-54/55 стали «решающим фактором», предотвратившим сползание мира от «холодной войны» к третьей мировой. Правда повоевать им все же пришлось, и повоевать немало. Впервые Т-54 продемонстрировали свои боевые качества во время военных конфликтов на Ближнем Востоке и в Индокитае (вообще же воевали они на всех континентах, за исключением, пожалуй, Австралии и Северной Америки).
История создания. Рождение долгожителя
Проект первого варианта среднего танка Т-54 был разработан в 1944 году под руководством знаменитого конструктора советских танков Александра Морозова в КБ-520, эвакуированном из Харькова в Нижний Тагил на территорию Уральского вагонного завода (УВЗ). КБ-520 было образовано 14 декабря 1938 года на заводе №183, бывшем ХПЗ им. Коминтерна (Харьковский паровозостроительный завод); первым его начальником был назначен Михаил Кошкин (под руководством которого был спроектирован средний танк Т-34 — знаменитая «тридцатьчетверка», по комплексу своих боевых качеств признанная военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны), а его заместителем — Александр Морозов.
При всей их внешней несхожести Т-54 является прямым потомком «тридцатьчетверки», а «промежуточным звеном» между Т-34 и Т-54, стал разработанный в КБ-520 средний танк Т-44. Именно он оказал определяющее влияние на конструкцию Т-54.
Средний танк Т-44 был принят на вооружение в ноябре 1944 года и, хотя еще 18 июля 1944 года вышло постановление ГКО об организации в Харькове танкового завода № 75 НКТП по выпуску 300 танков Т-44 в месяц, но до конца войны в Европе здесь успели выпустить всего 190 машин. Они считались еще «ограниченно годными» (бортовые передачи, механизмы поворота, торсионные валы работали ненадежно) и вплоть до конца мая 1945 года сдавались лишь в учебные подразделения. Только в июне первая партия новых танков была отгружена в войска, а в августе танковая часть, оснащенная Т-44, отправилась на Дальний Восток в действующую армию, но в боях она участия не принимала.
Несмотря на довольно высокие характеристики, необходимо признать, что Т-44 не имел существенных преимуществ перед танком Т-34/85, как по своему бронированию, так и по вооружению. Недолгую карьеру Т-44 в основном предопределила как раз недостаточная мощность его основного вооружения — 85 мм орудия ЗИС- С-53. Уже к концу 1944 года, с появлением на поле боя немецких танков и самоходок со значительно усиленной бронезащитой (для уверенной борьбы с которыми мощности 85 мм пушки, которой были вооружены советские средние танки, уже не доставало) стало ясно, что Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшую перспективу.
Имелось два пути повышения мощности пушечного вооружения среднего танка. Первый — увеличение начальной скорости снарядов 85 мм орудий за счет увеличения порохового заряда или удлинения ствола. Работая в этом направлении, в 1944 году Центральным артиллерийским конструкторским бюро (руководитель — В.Г. Грабин) было разработано 85 мм танковое орудие большой мощности.
Второй путь— увеличение калибра танкового орудия. Правда первая попытка оснастить Т-44 пушкой большого калибра— Д-25Т-44 (122 мм) окончилась неудачей (боекомплект составлял всего 24 выстрела, а заряжающему не удалось обеспечить нормальные условия работы). После этого было предложено оснастить советские средние танки, в том числе и Т-44, орудиями калибра 100 мм, с баллистикой, хорошо освоенной в производстве корабельной пушки Б-34.
Начиная с 1944 года, разработка таких орудий проводилась параллельно с длинноствольными калибра 85 мм. Так в ОКБ-9 на базе морского орудия была создана 100 мм пушка Д-10, в ОКБ № 92 в г. Горьком спроектировали 100-мм пушку ЗИС-100, а в конце 1944 года в КБ №92 завода им. Сталина в г. Горьком была спроектирована 100 мм танковая пушка ЛБ-1 (кстати, Л Б расшифровывается как Лаврентий Берия, который в то время был заместителем председателя Государственного Комитета Обороны и ведал вопросами вооружения).
Окончательный выбор в пользу 100 мм орудия определило то, что относительно легкие снаряды 85 мм пушек плохо пробивали наклонную лобовую броню, толщиной более 80 мм из стали повышенной твердости, которая и устанавливалась во второй половине войны на немецкой бронетехнике. В то же время менее скоростные, но более тяжелые 100 мм снаряды крушили такую броню на всех дистанциях. К тому же в производстве 100 мм пушка с длиной ствола 56 калибров и умеренным давлением пороховых газов была проще и дешевле, а 85 мм пушку повышенной мощности нельзя было вместить в габариты танковой башни меньшие, чем необходимые для установки 100 мм пушки.
Уже летом 1944 года конструкторами ОКБ-520 был предложен проект улучшенного танка (первоначально именовавшегося в документах Т-44В) с усиленным вооружением (100 мм пушка Д-10Т), бронированием (корпус до 100 мм, башня до 130 мм) и более выносливой подвеской. Также предполагалось установить более мощный двигатель с новой системой охлаждения и планетарную трансмиссию (существенно повышавшей маневренность), а также значительно улучшить условия работы экипажа в боевой обстановке. Реализация всех этих изменений тянула уже не на модернизацию, а изготовление совершенно новой машины.
В сентябре 1944 года проект нового танка, который теперь уже именовался как Т-54, был рассмотрен в Наркомате танковой промышленности. Начальство одобрило проект, более того, спустило в ОКБ напряженный график работ: к 1 декабря 1944 года изготовить опытный образец, к 15 января 1945 года закончить испытания и к 20 мая выпустить и доставить всем заводам изготовителям нового танка рабочие чертежи. Однако работы велись не так быстро, как предписывало начальство. Реально проектирование удалось завершить только в декабре 1944 года, а опытный образец был изготовлен в январе — феврале 1945 года.
При конструировании танка Т-54 были использованы узлы и механизмы среднего танка Т-44, с внесением в них изменений, вызванных усилением вооружения и бронирования. Литая башня с диаметром погона в свету 1800 мм имела толщину брони в лобовой части 180 мм (у Т-44 — 120 мм). Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм (у Т-44 — 15 мм).
Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60° и 45° от вертикали, составляла 120 мм (у Т-44 — 90 мм). Лобовой лист корпуса выполнялся без смотровой щели механика-водителя.
Вооружение танка состояло из опытной 100-мм танковой пушки Д-10ТК (боевая скорострельность до 7 выстр./мин) и двух 7,62-мм пулеметов: один был спарен с пушкой; второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика- водителя.
В моторно-трансмиссионном отделении танка перпендикулярно продольной оси корпуса устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель В2-44 мощностью 520 л.с. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях имелся пародинамический ламповый подогреватель.
В топливную систему входило четыре основных (внутренних) топливных бака общей емкостью 530 л. Кроме внутренних топливных баков, снаружи танка на надгусеничных полках, устанавливались три дополнительных бака емкостью по 55 л каждый. Дополнительные баки, в отличие от Т-44, были включены в топливную систему. Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков — 300-360 км (у Т-44 — 235 км).
Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44. Сохранилась и архаичная гусеница с гребневым зацеплением.
Масса танка возросла до 35,5 т (против 31,8 т у Т-44), а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч (у Т-44 — 51-56 км/час), тем не менее, средняя скорость движения осталась на уровне танков Т- 44 и Т-34.
Испытания первого опытного образца танка Т-54 были проведены на Научно-испытательном бронетанковом полигоне ГБТУ КА (станция Кубинка Западной железной дороги) в период с 11 марта по 14 апреля 1945 года.
Конечно же, в их ходе обнаружилось множество недостатков. Однако заключение комиссии по проведению испытаний, под руководством Е.А. Кульчицкого, было в целом положительным. В нем особо отмечалось, что танк Т-54 по своим основным боевым качествам (мощность вооружения и бронирование) превосходит все существующие средние танки. К его основным недостаткам отнесли недостаточную снарядостойкость башни и устарелость конструкции трансмиссии и ходовой части — башня поражалась на больших дистанциях, а трансмиссия и ходовая часть снижали динамические качества танка.
Учитывая резкое повышение боевых качеств среднего танка, достигнутое в танке Т-54, комиссия посчитала целесообразным рекомендовать танк Т-54 на вооружение Красной Армии, но с обязательной отработкой и установкой следующих узлов и механизмов:
- башни по типу ИС-3;
- КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;
- гусениц с цевочным зацеплением;
- вращающегося пола боевого отделения;
- амортизаторов ходовой части;
- экранов от гранат типа «Фауст».
С учетом более мелких замечаний общий их список составил 68 пунктов. Можно сказать, что предложения и замечания комиссии стали программой развития ганка Т-54 на многие годы вперед.
Представляют интерес и личные впечатления Е.А. Кульчитского (которые он впоследствии описал в своих воспоминаниях) — «Танк производил впечатление. Его внешние формы учитывали необходимые углы встречи со снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с новой пушкой … Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говорила специалистам о высоких технических параметрах машины: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышенной стойкости броневой защиты и его меньшей поражаемости, длинный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, большие с внешней обрезинкой катки — о возможностях движения на высоких скоростях».
К июлю 1945 года на заводе № 183 с учетом результатов испытаний первой опытной машины, был разработан и изготовлен второй опытный образец танка Т-54 (получившего заводское обозначение «объект 137»). Он отличался от предшественника конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.
Как и рекомендовала комиссия по испытаниям, литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3.
Толщина брони в ее лобовой части достигала 200 мм, бортов — от 160 до 125 мм. В башне монтировалась 100- мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Кроме спаренного с пушкой пулемета, имелось еще два неподвижных (курсовых) пулемета СГ, установленных в бронированных ящиках на надгусеничных полках. Стрельбу из них вел механик- водитель, а наведение на цель осуществлялось за счет поворота всего танка.
На крыше башни между люками командира и заряжающего устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.
Боекомплект танка состоял из 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГ, 150 патронов к пулемету ДШК и 12 ручных гранат Ф-1.
Силовая установка осталась такой же, как и на первом опытном образце. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить до 545 л, дополнительных наружных — до 180 л. В трансмиссии были использованы пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатые планетарные механизмы поворота, вместо старых бортовых фрикционов, в результате чего тяговые и динамические характеристики ганка улучшились. В ходовой части была применена новая мелкозвенчатая гусеница с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами. Боевая масса ганка составила 39,15 т.
Трудное детство
К этому времени окончилась война в Европе. Уже 25 мая 1945 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения, а 29 августа 1945 года было принято решение о подготовке пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства. Перевод промышленности на мирные рельсы привел к сворачиванию работ по проектированию перспективной бронетехники (из-за снижения объемов финансирования), правда работы, начатые до мая 1945 года, все же продолжались, хотя и менее интенсивно.
Кроме того, по окончании войны оказалось, что советские танки, ее выигравшие мало пригодны для несения службы в мирное время. Если в войну средний танк жил на фронте от трех дней до недели, успевая при этом принять участие в двух-трех атаках, и в этих условиях ресурсу его механизмов можно было не уделять особого внимания, то теперь, в мирных условиях, танк должен был служить уже не неделю, а как минимум в течение пяти лет плановой эксплуатации.
Именно в свете таких изменившихся требований и прошли (с июля по ноябрь 1945 года) испытания второго экземпляра Т-54. Теперь требовалось не только создать более мощную и совершенную боевую машину, но и обеспечить ее надежность, учтя в конструкции огромный опыт эксплуатации танков, накопленный на фронтах Второй мировой войны. В результате танк Т-54 испытаний не выдержал и был лишь рекомендован к принятию на вооружение, после обязательного устранения многочисленных выявленных недостатков.
К ним, прежде всего, относились недостаточная надежность и ресурс дизеля В2-44, ненадежная работа бортовых редукторов, что являлось причиной частых поломок на марше. Мал оказался ресурс гусеничных цепей, недостаточной прочность ободов опорных катков. Неприемлемым посчитали военные и наличие дульного тормоза у орудия ЛБ-1, плохим оказалось эффективность вентиляции боевого отделения, а электродвигателю поворота башни недоставало мощности.
Казалось бы, после этого все силы конструкторов должны были быть брошены на доработку танка и требующийся после этого выпуск соответствующей технической документации. Однако но некоторым сведениям в декабре 1945 года работы над «объектом 137» были заморожены (что по всей вероятности было связано с уже упоминавшимся переходом на выпуск мирной продукции и недостатком финансирования).
Но здесь как говорится в пословице «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вскоре после знаменитой речи Уинстона Черчилля в Фултоне (март 1946 года), которая ознаменовала собой окончательный разрыв между бывшими союзниками и начало «холодной войны», во всем мире вновь были скорректированы планы военною производства. Естественно сделал это и СССР, в результате 29 апреля 1946 года правительственным постановлением № 960-402сс средний танк «Объект 137» принимается на вооружение (под наименованием Т-54), даже несмотря на то, что многие его недостатки гак и не были устранены.
Но принять постановление это одно, а довести машину и развернуть ее серийное производство это совсем другое, и если первый вариант танка Т-54 был создан за каких-то полгода, то доводка машины до боеспособного состояния (по требованиям мирного времени) затянулась на долгих четыре года. В результате хотя в течение 1946 года на заводе №183 было запланировано изготовить 165 серийных Т-54, фактически было построено всего лишь три опытных образца.
Два из них — усовершенствованные в соответствии с рекомендациями комиссии 1945 года были построены летом 1946 года. От предшественников образца 1945 года новые Т-54 отличались следующим: лобовая броня башни была доведена до 200 мм, бортовая — до 160. Пятискоростная коробка перемены передач с постоянным зацеплением шестерен получила синхронизаторы. Вместо бортовых фрикционов были установлены двухступенчатые планетарные механизмы поворота (ПМП), которые позволяли осуществлять повороты с незначительным снижением скорости без перехода на пониженную передачу, и повысили среднюю скорость движения по проселочной дороге.
Обе опытные машины несли макеты 100-мм орудий, причем разного типа: первый танк — ЛБ-1, второй — Д-10Т. Кстати, вскоре после завершения этих испытаний был сделан окончательный выбор между этими орудиями — 30 сентября 1946 года, Постановлением Совета Министров СССР на вооружение танка Т-54 была принята система Д-10Т (военные так и не простили пушке ЛБ-1 наличие дульного тормоза).
Эти опытные Т-54 испытывались с 20 июля по 10 августа на заводском полигоне в Нижнем Тагиле. По результатам испытаний совместная комиссия Министерства транспортного машиностроения и бронетанковых и механизированных войск подчеркнула, что при всех достоинствах представленных танков в них реализованы далеко не все замечания 1945 года. Кроме того, проведенные конструктивные изменения привели к значительному увеличению боевой массы. Если по ТТТ она не должна была превышать 36 т, то фактически полный вес опытных танков составил более 39 т.
Следующий опытный образец танка Т-54 (пятый по общему счету и третий в 1946 году), был построен в сентябре и испытывался в течение октября-ноября 1946 года. Танк прошел на заводских испытаниях более 2000 км. Одновременно дорабатывались чертежи танка с улучшенными характеристиками и уменьшенным весом. Всего в 1946 году в конструкцию Т-54 было внесено 649 изменений.
План производства Т-54 на 1947 год был утвержден в количестве 400 штук (250 — завод №187 в Нижнем Тагиле, 100 — завод №75 в Харькове и 50— завод №174 в Омске), причем это по скорректированному в сторону уменьшения варианту плана. Однако фактически построено было только 22 экземпляра Т-54.
Два головных образца первой серии танков Т-54 поступили на межведомственные испытания, проводившиеся в Нижнем Тагиле с 25 апреля по 27 мая совместной комиссией ГБТУ и Минтрансмаша. Танки испытания выдержали и были рекомендованы к серийному производству— правда, с внесением еще 36 изменений.
23-24 июня 1947 года Минтрансмаш и командование бронетанковых и механизированных войск приняли совместное решение о выпуске установочной серии танков Т-54 с постепенным внедрением на них изменений. Первая машина серии вышла в заводской пробег в июле. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (повидимому, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр. 1946 года. Всего до конца года в конструкцию Т-54 было внесено 1490 изменений.
В 1948 году производство Т-54 начало набирать обороты — собрали 593 танка (285 — завод №183 в Нижнем Тагиле, 218 — завод №75 в Харькове, 90 — завод №174 в Омске). Но первый же опыт войсковой эксплуатации показал, что танк еще очень «сырой». Из Белорусского военного округа, куда поступили для войсковых испытаний первые «пятьдесятчетверки», сыпались жалобы, которые дошли до высшего руководства страны.
В результате в январе 1949 года министр Вооруженных сил Н.А. Булганин провел специальное совещание с представителями 5-й механизированной армии, где эксплуатировались Т-54, мнение танкистов было однозначным — «танк имеет много конструктивных и производственных дефектов, указывающих на то, что с этой машиной поторопились, не довели ее в производстве». Подтверждала это и статистика — только один завод №183 получил 45 актов рекламаций на танки выпуска 1948 года.
По сообщениям из воинских частей, самыми массовыми дефектами танков Т-54 были: выход из строя КПП, разрушение пальцев гусениц и торсионов, течи жидкости из гидроаморгизаторов и смазки ПМП, некачественная покраска. Большие опасения у танкистов вызвали неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания автоматической системы ППО (при этом погиб один механик-водитель), с другой стороны при реальном возгорании противопожарное оборудование зачастую не срабатывало. Не понравились танкистам и курсовые пулеметы на крыльях танка, они оказались слишком уязвимыми, стрельба из них неточной, да и боекомплект был недостаточен.
Проведенный в сентябре 1947 года обстрел первых серийных башен «пятьдесятчетверки» выявил еще один очень неприятный конструктивный просчет — обратный наклон в их нижней части башни («заман») приводил к очень опасным рикошетам снарядов в тонкий подбашенный лист, что могло привести к взрыву расположенного здесь боекомплекта и потере танка.
В итоге в январе 1949 года правительственным решением производство танков Т-54-1 было остановлено на всех заводах — вплоть до устранения дефектов.
Оставшиеся в войсках танки Т-54- 1 потихоньку списывали, а в середине 60-х годов, некоторые из них использовались как огневые точки в создаваемых укрепленных районах вдоль китайской границы.
Т-54-1 (Т-54 образца 1946 года, «Объект 137»)
Танк Т-54 (образца 1946 года) был спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины (у левого борта), боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой.
Корпус танка — сварной, башня — литая с вварной крышей и дифференцированными по толщине стенками скругленной формы с обратным скосом («заманом») по всему периметру и кормовой нишей.
Кормовая часть корпуса аналогична Т-44. Лобовая часть имела прямоугольную форму; лобовые бронелисты с целью увеличения снарядостойкости установлены под большими углами к вертикали. Верхняя лобовая деталь корпуса монолитная, толщиной 120 мм с углом наклона к вертикали 60°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления 30 и 20 мм соответственно. Днище для увеличения прочности имело корытообразную форму. Бортовые листы устанавливались вертикально. Толщина брони бортов корпуса 90 мм, кормы 45 мм.
Рабочее место механика-водителя было расположено в отделении управления слева от продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте корпуса, имелся сдвижной люк. За его сиденьем в днище располагался люк запасного выхода, открывающийся внутрь танка. В положении «по-боевому» (с закрытым люком) обзор местности осуществлялся с помощью двух призматических наблюдательных приборов МК-1К. Правее места механика-водителя в носовой части танка располагались передние топливные баки, аккумуляторные батареи и основная часть боекомплекта пушки в стеллажной укладке на 20 выстрелов.
Башня кругового вращения была установлена в средней части корпуса. В ней размещались три члена экипажа: командир и наводчик — слева, заряжающий — справа. По сравнению с башней танка Т-44 башня танка Т-54 претерпела значительные изменения, связанные прежде всего с установкой новой 100 мм пушки Д-10Т в подвижной броневой маске. Башня несколько выходила за габариты корпуса, поэтому по его бортам были сделаны местные расширения. Толщина литой брони лобовой части башни 200 мм. Привод разворота башни — электрический (с управлением от командира и наводчика), а наведения орудия в вертикальной плоскости — ручной.
Из-за стремления получить в Т-54 минимальный забронированный объем в сочетании с большими размерами качающейся части орудия Д-10Т даже, несмотря на увеличенный диаметр погона башни (1825 мм в свету), экипаж в боевом отделении был стеснен, а отсутствие вращающегося подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего. При частой стрельбе была велика загазованность боевого отделения даже при наличии специальных вентиляторов: нагнетающего — установленного на крыше башни и вытяжного — на перегородке силового отделения.
Танковая пушка Д-10Т имела длину 5,61 м и массу 1948 кг. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом составляла 1000 м, осколочно-фугасной гранатой— 1100 м (при высоте цели 2 м). Максимальная дальность стрельбы — до 14600 м. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал вертикально расположенную броню толщиной 155 мм. Боевая скорострельность составляла до 7 выстрелов в минуту. Углы вертикального наведения пушки — от -5° до +18°. На пушке устанавливался прицел ТШ-20.
Справа от орудия, в маске пушки, монтировался 7,62 мм пулемет СГ-43, еще два 7,62 мм курсовых пулемета СГ-43, были размещены по каждому борту в броневых ящиках на надгусеничных полках.
Внутри ящика у пулемета имелись две специальные коробки с лентами по 250 патронов каждая. От стреляных гильз их освобождали по израсходовании обеих лент. Укладка лент в ящики и заряжание пулеметов производились снаружи машины. Установка пулеметов на боевой взвод осуществлялась механиком-водителем с помощью специального привода, находившегося на левом борту корпуса отделения управления.
Над люком заряжающего на турели, аналогичной устанавливаемой на танках ИС-3 и ИС-4, монтировался зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм с коллиматорным прицелом К10-Т (углы вертикального наведения пулемета от -4,5 до +82°). Боекомплект танка включал 34 унитарных 100 мм выстрела с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами (20 выстрелов размещались в отделении управления, 14 — в боевом отделении), 200 патронов к 12,7 мм пулемету ДШК и 4500 патронов к СГ-43 калибра 7,62 мм.
Обзор по горизонту командиру обеспечивали прибор наблюдения ТПК-1 и четыре призменных прибора, установленных по окружности крышки люка. Благодаря такому расположению, командиру танка был обеспечен круговой обзор без поворота командирской башенки. У наводчика кроме прицела ТШ-20, имелся перископический прибор наблюдения МК- 4, такой же прибор устанавливался и у заряжающего.
Схема моторно-трансмиссионного отделения — поперечная. В нем размещался 12-цилиндровый V-образный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54, который являлся дальнейшим развитием конструкции дизеля типа В-2. Мощность дизеля — 520 л.с. Трансмиссия состояла из входного редуктора (гитары), многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными синхронизаторами, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов.
В качестве механизма поворота были применены двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота, а также возможность кратковременного увеличения силы тяги при прямолинейном движении без переключения передач за счет одновременного перевода рычагов управления в переднее положение.
Топливные баки емкостью 520 л были расположены в забронированном объеме (в боевом отделении и отделении управления). Дополнительно на надгусеничных полках устанавливались цилиндрические бачки для топлива. Запас хода танка по топливу составлял 330 км.
Ходовая часть танка выполнена по пятиопорной схеме с задним расположением ведущих колес. Подвеска танка индивидуальная, торсионная с лопастными гидроамортизаторами на передних и задних узлах подвески. Этот тип гидроамортизаторов, впервые примененный в отечественном танкостроении на танке Т-54, используется и до настоящего времени. Торсионы индивидуальной подвески установлены внутри корпуса на всю его ширину.
Опорные катки левого борта смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Такое расположение катков вызвано смещением торсионных валов подвески. Опорные катки такие же, как на Т-44 — сдвоенные, с резиновыми шинами. Стальные диски катков спицованные с отверстиями для их облегчения. Ведущие колеса— со стальными съемными зубчатыми венцами (по 13 зубьев).
Гусеница металлическая, мелкозвенчатая, с цевочным зацеплением и открытым металлическим шарниром. Каждая гусеница состояла из 90 траков, с развитыми грунтозацепами. Ширина гусеницы — 500 мм. Удельное давление на грунт — 0,93 кг/см: (против 0,83 кг/см: у Т-44).
При движении по шоссе танк развивал максимальную скорость 48 км/ч. На пересеченной местности он был способен преодолевать следующие препятствия: подъем до 30 град., вертикальную стенку высотой 0,73 м и ров шириной 2,7 м. Без предварительной подготовки танк преодолевал брод глубиной 1,4 м (танк образца 1946 года разрабатывался еще без учета возможности движения под водой).
В Т-54 была применена углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования, которая обеспечивала тушение трех различных пожаров или двух пожаров, возникших одновременно в разных отделениях.
Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две малые дымовые шашки — МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.
В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.
Т-54-2 (Т-54 образца 1949 года, «Объект 137»)
Одной из основных причин низкой технической надежности «пятьдесятчетверки» был завышенный вес машины (серийные ганки имели перетяжеление до 1 т, что соответственно доводило удельное давление на грунт до 0,96 кг/см:, со всеми вытекающими последствиями). Основным источником добавочного веса была башня (особенно этим страдала продукция челябинского завода №200), поэтому именно ей и уделили основное внимание конструкторы.
Для сокращения веса танка башня была полностью перепроектирована— изменены ее размеры и форма, при сохранении толщины брони. Ликвидированы обратные скосы («заманы») спереди и с боков по нижнему периметру. Обратный скос, значительно уменьшенный по высоте, сохранился только на корме (для обеспечения открывания люка водителя), но уже без образования ниши. Для повышения снарядостойкости прибегли к иному способу крепления орудия.
От бронированной маски орудия отказались, в результате ширина его амбразуры уменьшилась до 400 мм. Благодаря этому, лобовой части башни удалось придать лучшую форму, уменьшилась площадь поверхности башни, и соответственно ее вес. Платой за это стало некоторое усложнение демонтажа пушки — если на Т-54-1 пушку снимали вместе с бронированной маской, выдвигая весь этот узел вперед, то теперь приходилось, приподняв башню сзади, выкатывать пушку на корму. В целом новая башня обеспечивала экономию веса в 780 кг по сравнению с серийными башнями выпуска 1948 года.
Учитывая статистику, по которой 90% попаданий в танк приходилось на высоте более 1 метра от земли, а также для сохранения заданной массы, толщину лобового листа корпуса уменьшили с 120 до 100 мм, толщина бортовых листов осталась неизменной — 80 мм.
Вместо двух 7,62 мм пулеметов СГ-43, расположенных по бортам на надгусеничных полках, установили один курсовой пулемет в отделении управления, справа от механика водителя. Боезапас к 7,62 мм пулеметам уменьшили до 3500 патронов. Турель 12,7 мм зенитного пулемета ДШК заменили улучшенной конструкцией.
Большим достижением стала разработка и установка на танк нового мультициклонного воздухоочистителя с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, обеспечивающего 99,9% очистку воздуха поступающего в двигатель, вместо имевшихся ранее 96% (поступления пыли в двигатель уменьшилось при этом в 30-40 раз). Длительность работы до очередной очистки возросла до 25-30 часов; теперь танкистам не нужно было останавливать колонны боевой техники каждые 2-3 часа для освобождения бункеров от накопившейся ныли.
На танке были введены танковый форсуночный подогреватель масла и двигателя. В системе НПО вместо автоматического включения ввели полуавтоматическое кнопочное. Пуск НПО мог производить командир (в боевом отделении) и механик-водитель (в боевом отделении и в МТО).
Три цилиндрических внешних топливных бака заменили двумя плоскими, прямоугольной формы, включенными в общую систему питания. Первоначальная выработка горючего велась из них. Баки разместили справа в кормовой части надгусеничных полок.
Гусеницу расширили на 80 мм (до 580 мм), что позволило уменьшить удельное давление на грунт до 0,81 кг/см:.
Первый танк с новой башней покинул сборочный цех 29 августа 1949 года, а уже на следующий день начались его заводские испытания. В сентябре были собраны еще два танка, которые испытывались междуведомственной комиссией. И только в конце ноября 1949 года по решению правительства было разрешено серийное производство новой модификации танка Т-54-2 (образца 1949 года).
В 1950 году только завод № 183 изготовил 423 машины вместо 400 по плану (общее количество выпущенных в том году «пятьдесятчетверок» составило 1007 шт.),объем выпуска 1951 года составил уже более 800 танков (по всем заводам — 1566 шт.).
Т-54-3 (Т-54 образца 1951 года, «Объект 137»)
В 1951 году завершилась очередная модернизация Т-54. Решение о проектировании и изготовлении для «пятьдесятчетверки» новой опытной башни («по типу танка ИС-3») было принято 28 января 1950 года, т.е. всего через два месяца после начала производства танка Т-54 образца 1949 года. А в начале 1951 года был собран первый танк Т-54 с привычным теперь обликом — с башней «классической» формы без заманов и кормовой ниши.
Внутренний объем башни уменьшился, поэтому в ее кормовой части удалось поместить только 4 снаряда (ранее было пять). Для прохождения кормы башни мимо люка механика-водителя последний сдвинули на 45 мм вперед и на 10 мм влево. С целью повышения снарядостойкости немного изменили конфигурацию лобовой проекции: стенкам башни был придан больший наклон с плавным переходом в крышу.
Телескопический прицел наводчика ТШ-20 был заменен новым — ГШ2-22 с переменным (3,5 и 7-кратным) увеличением. На лобовом листе устанавливались детали для крепления минного трала.
Заменили оборудование и для постановки дымовых завес — вместо двух МДШ использовали более мощные БД 111-5 с системой дистанционного зажигания от электрозапалов. Управлять постановкой дымовых завес могли командир и наводчик. Использованные БДШ-5 сбрасывались, не выходя из танка (заряжающий — правую, наводчик — левую).
Боевая масса Т-54-3 не изменилась — 35,5 т. Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 образца 1951 года) началось с 1952 и продолжалось до 1954 года.
Продолжение следует…
/Сергей Шумилин, naukatehnika.com/