Главная Аналитические статьи и мнения

Реальная стоимость Су-57. Правы ли американцы?

3
5703

Новость о планируемом заключении контракта на поставку 76 самолетов Су-57 явно не пришлась по вкусу многим американским военным обозревателям. И дело тут, как очень легко можно было бы догадаться, в цене.

Дело в том, что газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники опубликовала информацию, что стоимость планируемого к подписанию на МАКС-2019 контракта составит «порядка 170 млрд. руб.». Иными словами, один Су-57 обойдется нашим ВКС чуть дороже, чем в 2,23 млрд. руб., или 34,5 млн. долл. по текущему курсу.

Суть проблемы

Естественно, подобная новость способна взорвать инфопространство американской военной аналитики почище «кузькиной мамы» Никиты Сергеевича Хрущева. То есть в то время, когда американский военпром, одерживая трудовые победы, упорно бьется над снижением издержек на программу F-35 и клятвенно обещает при крупносерийном заказе снизить цену всего до каких-то — ой-вэй! – 85 млн. долл., русские будут покупать самолеты 5-го поколения за 34,5 млн. долл.?!

И ведь, если вдуматься, то цифры в 34,5 млн. долл. за русский и 85 млн. долл. за американский самолеты не передают всей комичности сложившегося положения.

Дело в том, что российский Су-57 – это тяжелый многофункциональный истребитель завоевания господства в воздухе, способный также работать и по наземным, и морским целям. А F-35, во всех своих трех ипостасях, никогда на такое не замахивался, по сути дела он ориентирован на функционал более легкого истребителя наподобие F-16.

То есть Су-57 и F-35, конечно, самолеты 5-го поколения (хотя тут к F-35 есть серьезные вопросы), но они – представители разных классов многофункциональных истребителей, и при прочих равных условиях более легкий F-35, конечно же, должен быть дешевле Су-57 – и значительно дешевле. Не в разы, но на десятки процентов. Между тем мы видим совершенно обратную картину – F-35 дороже, причем именно в разы.

И вот, с учетом вышесказанного, получается, что стоимость американского истребителя превосходит российский даже не почти в 2,5 раза, а намного серьезнее. Это и неприятно, и обидно, да и налогоплательщики в конце концов могут начать задавать разные неудобные вопросы.

И каков же ответ?

Американское издание The Drive решило списать все на ошибку. Самолет 5-го поколения за 34,5 млн. долл. невозможен, потому что этого не может быть никогда. Ведь это же «меньше, чем предполагаемая цена Су-30МКК, который Россия продала Китаю почти два десятилетия назад»! А это значит, что источники заблуждаются, что-то напутали или были не так поняты. И на самом деле 170 млрд. руб. – это цена не за всю партию из 76 самолетов, а только за первые 16, ну а остальные ВКС придется оплачивать дополнительно.

Высказав такую гипотезу, The Drive занялась подсчетами – если 170 млрд. руб. стоят только 16 самолетов, то один Су-57 будет стоить 10,6 млрд. руб., или более чем 164 млн. долл. Уфф! Это, по мнению американских аналитиков, вполне достоверная величина – русский самолет оказался почти вдвое дороже F-35. Никакого повода для паники нет!

Что ж, давайте попробуем оценить, насколько реалистична цена в 170 млрд. руб. для партии из 76 единиц Су-57.

Немножко посчитаем

За основу в наших расчетах возьмем пятилетний контракт на поставку 50 Су-35, цену на которые наше Минобороны согласовало в январе 2016 г. 

При этом, по данным весьма серьезных источников («Вести», блог bmpd и т.д.) стоимость контракта составила «свыше 60 млрд. руб.». Конечно, «свыше 60 млрд. руб.» — весьма расплывчатая цифра, потому что триллион, вообще-то, тоже свыше 60 млрд. руб. Но все же обычно под «свыше 60 млрд. руб.» имеется ввиду цифра от 60 до 70 млрд. руб. И вот, если считать, что 50 Су-35 в итоге обошлись нам в 70 млрд. руб., то получается, что стоимость одного истребителя этого типа в ценах января 2016 г. составила 1,4 млрд. руб. Насколько корректна эта цена?

С одной стороны, первый контракт, заключенный еще в 2009 г., предусматривал поставку 48 машин за 66 млрд. руб., то есть 1,375 млрд. руб. за самолет. С тех пор прошло много времени и один экономический кризис, так что эксперты ожидали роста стоимости партии в 50 самолетов до 100 млрд. руб. Однако же цена на Су-35 почти не выросла – почему? Здесь возможно, несколько причин.

Во-первых, по некоторым данным, окупаемость проекта Су-35 наступала при производстве 72 истребителей, так что при дальнейшем увеличении серии срабатывал пресловутый «эффект масштаба», уменьшавший стоимость изделия.

Во-вторых, в 2015 г. мы заключили экспортный контракт на поставку Су-35 Китаю – безусловно, что-то на этом заработал производитель, но не исключено, что военные, решив, что разрешением на экспортные поставки и так уже чрезмерно «облагодетельствовали» завод, решили подзакрутить гайки на следующей партии.

Сколько стоил Су-35, если бы контракт на указанные 50 машин заключался сегодня? С учетом инфляции – примерно 1,6 млрд. руб.

Интересно, что Су-30СМ стоил примерно те же деньги – в 2015 г. отмечалось, что его средняя стоимость составляет 1,5 млрд. руб. Правда, ходили слухи, что в новом контракте на поставку Су-30СМ, который может быть заключен в конце 2018 г., самолет может подорожать примерно до 1,9 млрд. руб. Но подтверждения этим данным нет, и если вспомнить, что цену на вторую партию Су-35 длительное время также прогнозировали на уровне 2 млрд. руб. за штуку.

Опять же, шли слухи о весьма глубокой модификации Су-30СМ с установкой на него нового БРЭО и т.д., и кто знает, может быть при цене около 2 млрд. речь шла о усовершенствованной версии?

Теперь вернемся к Су-57. Предположительная его стоимость по контракту – 2,23 млрд. руб., что на 39,8% дороже, чем у Су-35 по последнему контракту, пересчитанному в текущие цены. А еще вспомним, что производитель изначально отстаивал на 20% более высокую цену.

То есть по первоначальному предложению ОАК Су-57 должен был стоить ориентировочно 2,68 млрд. руб, или примерно на 68% дороже Су-35. С учетом того, что у этих самолетов весьма много общего, такой рост стоимости выглядит вполне логичным и обоснованным.

Вспомним, что американцы разрабатывали самолеты в логике Су-35 – то есть брали старую «платформу» F-15 или F-18 и осовременивали ее некоторыми новейшими технологиями, разработанными для истребителей 5-го поколения, какие только можно было на них применить. В результате, подтянувшиеся до поколения 4++, самолеты F-15SE Silent Eagle или F/A-18F «Advanced Super Hornet» оказались намного более грозными бойцами, чем их «предки», но и стоимость их вплотную приближалась к стоимости самолетов 5-го поколения.

Например, цена на «Сайлент Игл» указывалась на уровне 100 млн. долл. Да и «Эдванст Хорнет», хотя стоимость его автору неизвестна, вряд ли будет дешев, ведь ценник на последние модификации «Супер Хорнета» уже приблизились к 60 млн. долл., а «Эдванст Хорнет» явно должен стать ощутимо дороже.

Иными словами, разрыв в цене между американскими самолетами 4++ и F-35 не слишком велик. Что же до нашего авиапрома, то дело обстоит примерно так. 

Вероятнее всего, «хотелки» производителя – это ценник около 1,9 млрд. руб. за Су-35 и 2,68 млрд. руб. за Су-57, но, в процессе «торговли» с Минобороны он оказался «обжат» до 1,6 (1,4 млрд. в ценах начала 2016 г.) и 2,23 млрд. руб. соответственно. Вероятно, ОАК чрезмерно ужали по цене, и положенной им по закону нормы прибыли за эти машины наши авиастроители не доберут.

И каков же вывод?

Скорее всего, справедливая цена на Су-35, когда МО не переплачивает, а завод получает положенную ему прибыль, колеблется где-то в промежутке 1,6-1,9 млрд. руб., а справедливая цена на Су-57 – в промежутке 2,23-2,68 млрд. руб. То есть реальная цена Су-57 действительно вполне может быть в пределах 34,5-41,5 млн. долл.

Конечно, окончательные точки над «i» расставит подписанный контракт, но пока нет ни единой причины считать, что ценник на Су-57 для наших ВКС окажется выше этих цифр.

А как же экспортные контракты?

Тут все очень просто. Экспортная цена Су-35 вполне может доходить до 100 млн. долл.. Но нужно понимать, что в экспортный контракт входит много всего такого, что при поставке в наши ВКС и в ВВС США проходит по другим статьям. То есть там будет и обслуживание, и подготовка пилотов, и боеприпасы, а может быть и что-то иное. И – самое главное.

Цену для наших самолетов для ВКС определяет себестоимость этих самолетов. Именно так происходит ценообразование – производитель согласовывает с военными представителями суммы затрат на производство партии «изделий» в количестве, согласно контракту, а потом накручивает на эти затраты положенную по закону норму прибыли.

А вот цену наших самолетов на внешнем рынке определяют спрос и предложение боевой техники. И если соотношение «цена/качество» Су-35 таково, что он вполне может быть куплен за 80-100 млн. долл., то зачем нам продавать его дешевле?

Но что же сказал президент?

Много веселья в Интернете вызывали слова Владимира Владимировича Путина о том, что благодаря снижению цены Су-57 на 20% стало возможно купить не 16, а 76 таких боевых машин без увеличения стоимости контракта. Это и неудивительно – ведь подобное арифметически невозможно. Однако давайте все же процитируем фразу В.В. Путина дословно:

«Программой вооружений до 2027 года планировалось закупить 16 таких самолетов. Проанализировали вчера ситуацию, министр [обороны Сергей Шойгу] доложил, в результате проделанной работы, в результате того, что мы договорились с промышленностью, промышленность фактически на 20% снизила стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, у нас появилась возможность закупить гораздо больше боевых машин этого класса и по сути нового поколения».

Обратите внимание – снижена стоимость не Су-57, а «летательных аппаратов», под которыми, вообще-то, может пониматься не только Су-57, но и другие боевые и небоевые самолеты, которые приобретаются ВКС. И еще – речь идет не только о самолетах, но и о вооружении.

То есть, на самом деле произошло следующее – С.К Шойгу удалось снизить закупочные цены на ряд боевой техники и вооружения (а не только на Су-57), в результате чего Су-57 удалось закупить больше, чем планировалось. Только и всего. Просто В.В. Путин построил фразу так, что она допускает двоякое толкование, а это, вообще-то, может случиться с каждым.

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Снеговик

    На сайте «Военно-промышленный курьер» есть статья: «Ф-35 — пшик молнии». Авторы той статьи утверждают (с конкретными примерами), что экспортная стоимость современного истребителя четвертого поколения по контрактам последних лет находится в пределах 190-310 млн. дол. за одну штуку. Реальная стоимость Ф-35 должна составлять 270 млн. дол. за самолет, а никак не 90 млн. дол. Если данная информация верна, то 164 млн. дол. за СУ -57 это очень умеренная цена. Тут есть над чем долго разбираться.

    • Sergey

      Почему вы думаете что с Су-57 ситуация другая? Су-57 разрабатывают больше 10 лет и закончат в 2025 году, этот истребитель не может быть дешевым по определению.

  2. Sergey

    Статья приурочена к покупке 76 истребителей Су-57 без двигателей 5-го поколения («российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 превосходит аналоги, разработанные Соединёнными Штатами, — F-22 и F-35. Об этом рассказал Михаил Стрелец — главный конструктор-директор ОКБ Сухого, где создаётся российская боевая машина», ну да его за язык никто не тянул, он сам назвал себя предателем)

    Су-57 появился в рамках фальсификации конкурса на новый истребитель. Фактически заказ на истребитель 5-го поколения был отнят у РСК МиГ и отдан КБ Сухого. Позже ОКБ Сухого провернула еще одну аферу уже с Cуперджетом, когда вместо запуска в серию уже частично готового Ту-334 было с нуля создано КБ ГСС и на создание полностью с нуля нового самолета было потрачено около 4,5 млрд долларов. Теперь Суперджет кормит зарубежных производителей запчастей и приносит убытки авиакомпаниям.

    Я думаю что реальная стоимость Су-57 составляет не 2,3 млрд рублей, а около 3 млрд рублей, часть же расходов спрятана в расходах на проектирование и обслуживание, так же как это сделал Локхид Мартин с Ф-35.
    Забавно так же и то что МО не смогло найти средств для закупки дешевого и эффективного МиГ-35, их будут закупать аж по 6 шт в год, для чего на замену всех истребителей МиГ-29 потребуется аж 50 лет, но за-то изыскало около деньги сразу на закупки 76 заведомо бесперспективных истребителей.

    Что такое Су-57? Это малозаметная афера и клон Ф-22 на базе Су-27. Из-за выбора размерности близкой к Су-27 почти готовые двигали АЛ-41Ф так же как и 1.44 отправились в утиль, а новые будут созданы аж 2025 году, естественно все это время на разработку новых двигателей будут тратиться государственные деньги на благо бездонных карманов ОКБ Сухого и Сатурн.
    Ф-117, Ф-22 и Ф-35 являются дорогостоящими аферами ВПК США и мы смеемся над ними, но когда КБ Сухого повторило эту аферу то многие начали кричать что мы смогли. Что мы смогли? Обокрасть сами себя и выставить идиотами?

    Ангара (УРМ скопированы у Атласа-5, делают ракету менее эффективной и более дорогой просто потому что чем больше в ракете блоков и двигателей, тем она дороже, но увеличение количества блоков в пакетной схеме ведет к падению эффективности, а увеличение количества блоков в продольной схеме ведет к росту эффективности (если ступеней не больше 4-5), соответственно пакетная схема из 5 блоков проиграет трехступенчатой по эффективности приблизительно 30% и по цене за кг в 1,5-2 раза, а из 6 блоков 40-45% и в 2-2,5 раза).
    Показательно что скандал с Ангарой-А5 привел к тому что новейшая тяжелая ракета вместо продольной трехступенчатой конструкции будет уже 6 блочной! Т.е. маразм крепчает.

    Булава (аналог Трайдент-1, ради чего было ликвидировано 7 из 8 АПЛ Акула, распиаренные Бореи может сами по себе и лучше, но уступают по суммарному забрасываемому весу примерно в 3 раза, да и Акулы могли бы плавать еще лет 30-40).

    Ми-28 (копия Апача, улучшенная, гордитесь, за-то единственный в мире одноместный вертолет, снижающий потери летчиков в два раза Ка-50 отправлен в утиль).

    АК-12 (уступает в 1,5 раза по кучности при стрельбе из неустойчивых положений очередями АЕК и при этом не намного дешевле, где-то на 15 тыс рублей, за-то некоторые журналы не постеснялись распространить заведомо ложную информацию о якобы невиданной дешевизне АК-12 «чуть дороже АК-74», а так же о том что якобы АК-12 и АЕК по кучности примерно равны).

    Т-14 (изуродованный (видимо главной задачей разработчиков был редизайн с типичного советского на дизайн аля Леопард-2) об.195 без 152-мм пушки (у меня возникает естественный вопрос зачем на новый танк ставить старый с выжатыми соками калибр, ведь его все равно придется менять, не проще ли оставить 125-мм Т-90 и Т-72, а позже Т-90 и Т-72 перевооружить на 135-мм) и лобовой ВДЗ).

    Суперджет/МС-21 (могильщики Ту-334/Ту-204СМ, деньги вложенные в них никогда не окупятся, за-то зарубежные поставщики уже озолотились на поставках запчастей, у Суперджета доля импорта 80%, у МС-21 60%). Кстати обещание КБ Иркут поставить на раскатку маршрутов Ту-204СМ оказалось враньем.

    Су-57 (малозаметная афера и клон Ф-22, читайте критику малозаметности Ф-22 и подставляйте Су-57, законы физики одинаковы для всех)

    ЕГЭ (дебилизация детей и ликвидация классического образования под видом борьбы с коррупцией, но самое не смешное, что ЕГЭ не может выполнить да же эту функцию, поскольку на тесты можно прекрасно натаскать — т.е. человек ничего не знает, но правильно ставит крестики в клеточки (мнение одного авторитетного репетитора в эфире радио Комсомольская Правда, чей ученик сдал ЕГЭ на максимальную оценку, хотя на сколько я понял КП пригласила репетитора что бы высмеять ее отношение к ЕГЭ, а само ЕГЭ превознести как современное сверхэфективное патентованное средство) клон зарубежной примитивной школы).
    Очень многие преподаватели в ВУЗах, а после них работники различных высокотехнологичных предприятий жалуются что после ЕГЭ ребята приходят недоучками с минимальным кругозором.

    Все очень хорошо показывает, что за победными реляциями на самом деле скрывается деградация, тяга к дорогостоящим долгостроям и идолопоклонство перед западом.