Разведывательная бронемашина ПРП-4А «Аргус»

Сегодняшний обзор мы хотели бы посвятить интересному классу боевых машин, необходимость применения которых уверенно диктуется современными условиями боя. Речь пойдет о так называемых «подвижных разведывательных пунктах», специальных бронированных машинах, способных эффективно вести разведку целей для артиллерийских систем и последующую корректировку их огня.

Такие машины появились в Советском Союзе еще в начале 70-ых годов, их развитие определялось совершенствованием артиллерийских вооружений,  дальности огня, а также развитием средств маскировки и противодействия оптико-электронным системам обнаружения.  

При этом, подробнее нам бы хотелось остановиться на новейшем отечественном подвижном разведывательном комплексе ПРП-4А «Аргус», названном в честь мифического древнегреческого стража-великана, от многочисленных глаз которого укрыться было невозможно.

«Аргус» является результатом глубокой модернизации машин предыдущих поколений ПРП-4 «Нард» и ПРП-4М «Дейтерий», и имеет ряд выгодных отличий от предшественников, касающихся в первую очередь новейшей аппаратуры обнаружения и распознавания целей.

Как и предыдущие образцы, ПРП-4А построен на базе БМП-1/2, что обеспечивает ему высокую маневренность и проходимость. Двигательная установка представлена дизельным мотором УТД-20С-1 мощностью в 300 л.с., который позволяет развить скорость до 65 км/ч на дороге с твердым покрытием.

Сохранена базовая компоновка агрегатов боевой машины: двигатель размещается в передней части, за ним располагается место механика-водителя. В центральной части ПРП находится отсек для трех членов остального экипажа с двумя рабочими автоматизированными местами и  прочей аппаратурой наблюдения, о которой мы подробнее расскажем ниже. Для доступа в машину экипаж может использовать люки в верхней части корпуса и два – на крыше башни.

Машина не предназначена для участия в открытых боестолкновениях с применением артиллерийских систем вооружения. По этой причине на борту имеется только легкое вооружение, представленное размещенным в боевом башенном модуле пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм с запасом патронов в количестве 1000 шт.

Читайте также  В мире растет спрос на бронетехнику

«Аргус» имеет легкое противопульное бронирование, кроме того из средств защиты имеется станция-генератор дымовой завесы, управляемая системой подавления оптико-электронных средств обнаружения «Штора». Дымогенерирующая аппаратура представлена семью дымовыми гранатометами, установленными на фронтальной части башни и  шестью – в кормовой части корпуса. Для защиты от тепловизионных систем наблюдения на машину могут быть установлены специальные тепловые экраны.

Боевой модуль поздней версии «Аргуса»

Специальная аппаратура обнаружения и наблюдения за целями располагается в специальных контейнерах, установленных на боевом башенном модуле и представленная двумя современными приборами: первый — активно-импульсный комплекс визуального наблюдения 1ПН125 и второй — тепловизор 1ПН126.

Для обычного визуального контроля за окружающей местностью экипаж может использовать оптические перископические системы наблюдения, расположенные на крыше башни. Для обнаружения целей в направлении передней полусферы машины также используется всепогодная радиолокационная станция 1Л-120-1.

Возможности приборов бортовой системы обнаружения и наблюдения позволяют:

  • замаскированную бронированную цель противника на дистанции до 2 км;
  • движущийся без применения средств маскировки танк – с расстояния до 12 км;
  • неподвижную бронетехнику – на удалении до 8 км;
  • пехотинец будет виден в тепловизор уже с 7 км.

Определение координат целей осуществляется с высокой точностью для мобильной системы артиллерийской разведки: до 20 м – для оптико-электронных систем наблюдения «Аргуса» и до 40 м – для радиолокационных.

«Аргус» — вид с кормы. На башенном боевом модуле видна РЛС, развернутая в боевое положение

ПРП-4А обладает собственной навигационной системой, а также имеет аппаратуру интеллектуальной обработки данных, позволяющей с помощью компьютерной техники осуществить анализ собранной информации и распознать замаскированную цель. Обобщенные сведения с характеристиками цели, «Аргус» с помощью бортовой системы связи может передать в автоматическом режиме на пункт управления огнем, расположенный на расстоянии до 50 км от ПРП. 

Читайте также  Зарубежные программы модернизации бронетехники

Для перевода машины из походного в боевое положение экипажу потребуется всего 2 минуты. Кроме того, «Аргус» в случае возникшей необходимости может организовать выставление выносного поста наблюдения, для чего располагает на борту необходимым набором переносной аппаратуры слежения за местностью, обнаружения целей и связи.

Говоря о высоких возможностях машины, необходимо отметить, что «Аргус» получил высокую оценку еще во время одной из первых презентаций, на выставке «Russia Arms Expo-2015». Тогда, во время организованных артиллерийских стрельб, разведчики из экипажа «Аргуса» продемонстрировали его высокую эффективность в обнаружении целей и корректировке огня батареи САУ 2С-19 «МСТА-С».

Кроме того, не так давно стало известно, что самые современные варианты ПРП-4А «Аргус» успешно прошли испытания во время боевых действий на территории Сирии. При этом, экипажи разведывательных машин доказали высокую эффективность их применения для обнаружения различных типов целей боевиков, включая бронированные и легкобронированные машины.

Результаты и опыт боевого применения «Аргуса» позволили внести в конструкцию ПРП ряд значимых усовершенствований, соответствующих новым условиям эксплуатации.

Таким образом, машины ПРП-4М «Аргус» уже в ближайшее время станут основным средством наблюдения и разведки в интересах артиллерийских подразделений. Очевидным является и тот факт, что в рамках проводимой глобальной модернизации они заменят предыдущие версии ПРП, еще находящиеся на вооружении в Российской Армии. 

/Глеб Зима, planet-today.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя