Проект среднего танка А-44
Модель танка А-44 из игры World of Tanks

На момент начала Великой Отечественной войны советские танкостроители разрабатывали целый ряд перспективных проектов, однако ухудшение обстановки вскоре привело к остановке части таких работ. В частности, из-за невозможности продолжения разработки пришлось отказаться от оригинального проекта А-44. Он предлагал создание принципиально нового среднего танка, в дальнейшем способного стать основой для новой техники с разными возможностями.

От инициативы к проекту

В апреле 1941-го КБ завода №183 подготовило сразу три эскизных проекта танка А-44 с разными характеристиками. Вскоре документацию и деревянные макеты показали заказчику и получили одобрение. Проект получил официальный статус, а кроме того, появилось техническое задание.

Реконструкция 36-тонной версии А-44

10 мая 1941 г. Наркомат среднего машиностроения выпустил приказ, задававший планы по производству новейших танков Т-34. В приложении к этому документу содержались тактико-технические требования к будущему А-44. Согласно ТЗ, танк должен был иметь массу не более 29,5 т, оснащаться броней толщиной до 75 мм и нести 57-мм либо 76-мм пушку. Вспомогательное вооружение определялось в виде пулеметов ДТ или танкового огнемета. Подвижность следовало обеспечить двигателем мощностью 600 л.с.

В соответствии с приказом, к 1 сентября следовало изготовить два комплекта броневых деталей, а к 15 октября – два опытных танка. На ноябрь запланировали испытания прототипов.

Нестандартная конструкция

От нового танка требовалось особое сочетание массы, защиты и вооружения. Для решения такой задачи и получения оптимальных характеристик предложили использовать нестандартные решения. Главным нововведением проекта А-44 являлась необычная для советских танков переднемоторная компоновка. С ней были связаны некоторые другие особенности машины. Кроме того, она давала существенный запас для модернизации: объемное боевое отделение могло вместить более мощные вооружения, чем предписывалось техническим заданием.

Корпус для А-44 предлагалось сваривать из бронелистов с установкой под рациональными углами. Лобовая броня имела толщину 75 мм (90 или 120 мм в других эскизных проектах), борта – 60 мм (75 или 100 мм). Крыша с надстройкой и днище – 30 мм (35-40 мм). За наклонной лобовой деталью слева помещалась поперечная рубка малой высоты.

Макет танка с 75-мм броней и 57-мм пушкой, представленный военным

Башня, внешне схожая с агрегатом Т-34, должна была иметь защиту на уровне брони корпуса. На башне предусматривались лобовая амбразура, прикрытая маской, командирская башенка без люка и пара люков в крыше. На кормовой части имелся проем под пулеметную установку.

Читайте также  Последний тяжёлый. Как создавался танк Т-10

Нос корпуса отдавался под агрегаты механической трансмиссии. Вероятно, прорабатывался вопрос унификации А-44 с серийными машинами. У правого борта, сбоку от отделения управления, помещался моторный отсек. Там помещался дизельный двигатель В-5 мощностью 600 л.с. или 850-сильный В-6. На крыше корпуса расположили решетки для доступа воздуха, на борту – выхлопную трубу.

Ходовая часть получила по семь опорных катков малого диаметра на борт. Катки имели торсионную подвеску и внутреннюю амортизацию. Предлагались передние ведущие колеса с цевочным зацеплением.

Изначально для А-44 рассматривались три варианта основного вооружения. В башне могла устанавливаться 57-мм пушка ЗИС-4, орудие 76-мм Ф-34 или 107-мм изделие Ф-42. По мере развития проекта, от системы наибольшего калибра отказались. В дальнейшем оптимальным оружием для танка признали пушку ЗИС-4 калибра 57 мм. Пушечное и пулеметное вооружение комплектовалось прицелами ТОД и ПТ-7.

В увеличенном боевом отделении помещался значительный боекомплект. В нем удалось разместить укладки на 160 унитарных выстрелов калибра 57 или 76 мм. Боекомплект для Ф-42 включал 60 снарядов. Даже при достаточно плотном размещении агрегатов и укладок получалось обеспечить приемлемое удобство работы экипажа.

Для пулеметов предназначались три установки. Одна из них находилась в рубке стрелка-радиста, вторая помещалась в корме башни, третья – на командирской башенке. На передней и кормовой установках помещались спарки пулеметов ДТ и ДС-39 нормального калибра либо крупнокалиберные ДШК (по одному на установке). Боекомплект пулеметов – до 2600 патронов.

Тот же макет танка, вид с другого ракурса

Экипаж разместили в двух отсеках, внутри корпуса и под башней. В отделении управления находились места водителя (непосредственно за лобовой деталью) и стрелка-радиста (под рубкой). Наводчик и командир находились в башне слева от орудия; заряжающий помещался справа. Отделение управления и боевое отделение получили несколько люков. Внутренняя связь должна была обеспечиваться системой ТПУ-2, внешняя – радиостанцией 71-ТК-3.

Длина танка А-44 во всех трех эскизных проектах находилась в пределах 6,5 м. Ширина машины – 3,72 м, высота – не более 2,8 м. Танк с 75-мм лобовой броней должен был иметь массу 36 т. Два других проекта поднимали этот параметр до 40 и 50 т.

От массы зависела подвижность. Наиболее легкая модификация могла разгоняться до 65 км/ч, самая тяжелая – до 53 км/ч. Расчетный запас хода на местности достигал 250-300 км.

Читайте также  ИС-3: танк победоносной армии. Часть 2

По объективным причинам

10 мая 1941 г. командование оценило проект А-44 и разрешило продолжать работы. Такому решению не помешал даже рост расчетной массы. Согласно техническому заданию, новый средний танк должен был весить не более 30 т, но проектная масса самой легкой его версии уже была выше – не говоря уже о тяжелой модификации.

Тем не менее, КБ завода №183 получило приказ о продолжении работ. К осени следовало завершить проектирование, а затем построить и испытать два опытных образца. По разным данным, прототипы должны были строиться по «легкому» проекту с 75-мм броней, 57-мм пушкой и боевой массой 36 т. Реализация двух других эскизных проектов, как минимум, откладывалась на неопределенный срок.

Компоновка А-44 с 57-мм пушкой

Распоряжение о продолжении работ по танку А-44 массой 36 т поступило 10 мая. Всего через несколько недель, 22 июня началась Великая Отечественная война. Харьковский завод получил новые указания и занялся более приоритетными работами. Дальнейшая судьба нескольких новых проектов, в том числе всех версий танка А-44, оказалась под вопросом.

Вскоре реальные перспективы новых разработок прояснились. Началась эвакуация завода №183 на Урал, где ему предстояло восстановить массовый выпуск средних танков Т-34. Разработка новых проектов временно оказалась невозможной и нецелесообразной. Сразу несколько проектов пришлось заморозить и, по сути, остановить навсегда. Одной из «жертв» войны стал танк А-44.

К моменту вывоза завода на новое место все версии А-44 существовали только в виде комплекта документации. Самый легкий вариант перешел в стадию полноценного проектирования, тогда как два других оставались в эскизах. Из этих стадий они так и не вышли.

Несбывшиеся прогнозы

Проект А-44 представлял большой интерес с точки зрения техники и перспектив развития бронетанковых войск. Три предложенных танка имели определенные преимущества перед существующей техникой и вполне могли найти свое место в войсках – при условии завершения проектирования, проведения испытаний и постановки в серию.

Работы по А-44 остановились летом 1941 года. До ожидаемых сроков выкатки опытных образцов оставалось порядка 2-3 месяцев, а до старта серийного производства – чуть более полугода. Однако эти планы не были выполнены. В новых программах танкостроения, составленных в связи с началом войны, не нашлось места сразу для нескольких перспективных проектов. Т-34 сохранил статус основного и единственного среднего танка Красной Армии.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя