Уже в начале прошлого века ведущие армии мира начали получать на вооружение первые образцы самозарядных пистолетов. Однако в российской императорской армии дела обстояли не так хорошо, как хотелось бы многим. На вооружении все еще оставался хоть и надежный, но архаичный семизарядный револьвер системы Нагана.
Принятый на вооружение в 1895 году револьвер задержался в отечественных вооруженных силах на десятилетия, успешно пережив и Вторую мировую войну. Однако уже в 1905 году молодой российский оружейник Сергей Александрович Прилуцкий представил военным собственную разработку – самозарядный пистолет, который можно назвать первым российским образцом стрелкового оружия данного типа.
Долгие годы считалось, что первым отечественным самозарядным пистолетом был пистолет ТК (Тульский Коровина). Созданный советским конструктором Сергеем Александровичем Коровиным пистолет был готов к осени 1926 года. ТК под патрон 6,35х15 мм Браунинг стал первым в СССР серийным самозарядным пистолетом, производство новой модели началось в Туле уже в конце 1926 года. В то же время Прилуцкий обратился к идее создания подобного пистолета еще в начале века.
История появления пистолета Прилуцкого
Появление самозарядных или, как чаще всего говорят на Западе, полуавтоматических пистолетов, пришлось на конец XIX века. Этот период истории огнестрельного оружия ознаменовал собой приход пулеметов и магазинных винтовок различных систем. Конструкторы всех стран мира обратили внимание на такой важный технический параметр, как скорострельность стрелкового оружия. В результате на свет стали появляться первые модели самозарядных пистолетов с магазинным питанием.
Одновременно с этим специалисты отмечают, что распространение самозарядных пистолетов шло не так активно, так как мнение о таком короткоствольном оружии, как средстве активной обороны в ближнем бою, было неоднозначным. Многие военные полагали, что никакой необходимости менять револьверы на самозарядные пистолеты просто нет.
В самозарядных пистолетах для подачи патрона из магазина в патронник использовалась энергия пороховых газов. Энергия, возникающая в канале ствола при сгорании порохового заряда, давала тот импульс, который приводил в движение механизм автоматики пистолета. Чтобы выстрелить из оружия, стрелок каждый раз должен нажимать на спусковой крючок.
В создании подобного короткоствольного стрелкового оружия в начале XX века серьезно продвинулся вперед известный американский конструктор-оружейник Джон Мозес Браунинг, результатом работы конструктора стал легендарный самозарядный пистолет M1911, который широко эксплуатируется в мире и сегодня. При этом многие последователи использовали идеи американца для проектирования собственных самозарядных пистолетов.
Здесь нужно отметить, что в Российской империи в те годы пользовались лишь услугами иностранных конструкторов, собственных разработок и исследовательской работы по созданию серийных моделей короткоствольного оружия практически не было. К примеру, тот же револьвер системы Нагана был спроектирован специально для русской армии бельгийскими конструкторами Эмилем и Леоном Наганами.
В то же время военный министр Алексей Николаевич Куропаткин много раз поднимал вопрос о начале работ над собственным пистолетом. Еще до Русско-японской войны в 1903 году на очередном заседании комиссии ГАУ Куропаткин дал указание о создании нового короткоствольного пистолета, назначив премию за изобретение в размере 5 тысяч рублей. Скорее всего, решение Куропаткина было тем толчком, который заставил российских оружейников обратить внимание на короткоствольное оружие и новые исследования в этой области.
Откликнулись на новые запросы военных не только оружейники. Считается, что в 1905 году в России представили первый проект самозарядного пистолета. Речь об эскизной работе, выполненной пока лишь учеником реального училища Сергеем Прилуцким. Считается, что в эскизном проекте нового пистолета Прилуцкий использовал наработки Браунинга по самозарядным пистолетам, выбрав в качества патрона популярный в начале XX века патрон 7,65 mm Browning (7,65х17 мм).
Собственный проект будущий конструктор отправил письмом в ГАУ, где с ним познакомился известный конструктор Владимир Григорьевич Фёдоров – создатель первого отечественного автомата. Просмотрев проект, Фёдоров отправил Прилуцкому перечень пожеланий к подобному оружию. По мнению авторитетного оружейника, масса нового самозарядного пистолета не должна была превышать 900 граммов, калибр используемых патронов – 9 мм, вместимость коробчатого магазина – не менее 8 патронов.
Самозарядный пистолет Прилуцкого образца 1914 года
Получив необходимые рекомендации, Сергей Прилуцкий продолжил работу над пистолетом, параллельно продолжая учиться. После завершения учебы в реальном училище конструктор закончил Высшее Императорское техническое училище. Доработанный самозарядный пистолет был представлен Прилуцким в 1911 году. Оружие под 9-мм патрон «Браунинг длинный» было отправлено в ГАУ. Познакомившиеся с пистолетом эксперты рекомендовали немного доработать изделие, посчитав, что представленный пистолет заслуживает внимания и может быть изготовлен на Тульском оружейном заводе. На выпуск пистолета Главное артиллерийское управления выдало Прилуцкому 200 рублей.
При проектировании пистолета Прилуцкий опирался на схему работы автоматики пистолета Браунинга образца 1903 года и созданный ранее эскиз. При этом конструктор по рекомендациям военных увеличил калибр пистолета до 9 мм, взяв за основу патрон 9х20 мм Browning Long. Для своего пистолета оружейник создал индивидуальную конструкцию защелки магазина, поместив эту деталь на боковую поверхность корпуса коробчатого магазина с однорядным расположением патронов, а также убрал переднюю верхнюю часть кожуха пистолета.
Последовавшее уменьшение массы кожуха-затвора не привело к изменению системы автоматики оружия, однако повлияло на уменьшение массы пистолета, позволяя уложиться в предъявленные требования. Длина данной модели самозарядного пистолета Прилуцкого составляла 189 мм, длина ствола – 123 мм, в стволе пистолета имелось 4 нареза, направление нарезов – правое. Емкость магазина – 8 патронов. Сегодня данный образец хранится в коллекции Тульского музея оружия, некоторые исследователи считают, что хранящийся в Туле пистолет в свое время изготовил лично Сергей Прилуцкий.
Ознакомившись с новым образцом самозарядного пистолета, комиссия ГАУ признала проект достаточно смелым и интересным, оценив перспективность модели и конструкции пистолета. При этом сотрудники Главного артиллерийского управления выделили защелку магазина, которую конструктор поместил на сам магазин, а также целик и экстрактор, которые были совмещены и представляли собой одну деталь. К недостаткам пистолета Прилуцкого комиссия отнесла сложность неполной разборки оружия и тенденцию модели к выбросу стреляных гильз в сторону стрелка.
Проект было предложено доработать, но этим планам помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Война закончилась для России революцией, переросшей в полномасштабную Гражданскую войну, которая на годы отодвинула встречу комиссии ГАУ с переработанной моделью самозарядного пистолета.
Самозарядные пистолеты Прилуцкого образца 1927 и 1930 годов
Снова о собственной разработке Прилуцкий напомнил уже в СССР, где в 1924 году подал необходимые документы для получения патента на пистолет. С 1924 до 1927 года, когда патент был выдан, конструктор занимался доработкой пистолета, внося в его конструкцию ряд изменений, отличных от схемы, указанной в патенте.
Новая модель доработанного пистолета изначально создавалась под патрон Браунинга калибра 7,65 мм. По сравнению с дореволюционной моделью новый пистолет лучше лежал в руке стрелка и стал более компактным. Длина оружия уменьшилась до 175 мм, длина ствола – до 113 мм. Коробчатый магазин с однорядным расположением патронов вмещал 9 патронов калибра 7,65х17 мм.
Главным конкурентом пистолета Прилуцкого стал пистолет Коровина. В ходе сравнительных испытаний было выдано задание на производство 10 самозарядных пистолетов Прилуцкого, которые в апреле 1928 года отправились в части РККА для прохождения полевых испытаний. Эксплуатация показала, что представленный Прилуцким самозарядный пистолет отличается в лучшую сторону от пистолетов Коровина и Вальтера простотой конструкции и разборки. Самозарядный пистолет Прилуцкого состоял из 31 детали, а модели Коровина и Вальтера из 56 и 51 детали соответственно.
Испытания показали также безотказность работы модели Прилуцкого. На 270 выстрелов было зафиксировано 8 задержек, тогда как у Вальтера – 17, а у пистолета системы Коровина – 9 задержек на 110 выстрелов. Как отмечали члены комиссии, по кучности боя пистолеты Коровины и Прилуцкого были равны между собой, при этом обе модели превосходили пистолет Вальтера.
Главное артиллерийское управление признало пистолет Прилуцкого победителем испытаний, но не рекомендовало его к запуску в серийное производство и принятию на вооружение РККА по причине имеющихся недостатков. К выявленным комиссией замечаниям относили следующие: при экстракции гильзы часто летели в лицо стрелку, отмечались трудности с извлечением магазина, при разборке оружия на руках отмечались порезы.
По итогам конкурса было выдано задание на выпуск примерно 500 самозарядных пистолетов Прилуцкого, которые, скорее всего, отправились в действующую армию, а самому конструктору рекомендовали устранить выявленные замечания.
В 1929 году военные выдвинули к пистолетам новые требования, Прилуцкому и Коровину предписывалось переделать свои образцы под патрон 7,63х25 Маузер. На этот раз в гонку конструкторов включился Фёдор Васильевич Токарев. Проведенные испытания выявили новые недостатки пистолета конструкции Прилуцкого, который потяжелел до 1300 грамм и отличался сильным импульсом отдачи, которую посчитали неприемлемой для подобного оружия.
Стоит отметить, что остальные образцы также демонстрировали примерно схожие проблемы. Все пистолеты в очередной раз отправили на доработку, но уже под новый штатный боеприпас – адаптированный патрон Маузера, получивший в дальнейшем обозначение 7,62х25 ТТ. Данный боеприпас на долгие годы станет штатным советским патроном для всех создаваемых в стране пистолетов и пистолетов-пулеметов.
Очередные испытания пистолетов состоялись летом 1930 года. В них принимало участие еще больше моделей, к традиционным участникам (Прилуцкому, Коровину и Токареву) добавились самозарядные пистолеты Walter, Parabellum и Browning. На этот раз комиссия признала лучшим образцом пистолет Токарева, ставший в дальнейшем знаменитым ТТ. Пистолет Токарева официально приняли на вооружение в конце августа 1930 года.
Пистолет системы Прилуцкого уступал конкуренту по эргономике, массе и безотказности работы. После 1930 года Сергей Александрович Прилуцкий не возвращался к своему пистолету и созданию короткоствольного оружия, сосредоточившись на других разработках. Будучи сотрудником КБ Тульского оружейного завода, конструктор принимал участие в создании спаренных и счетверенных пулеметных установок «Максим», предназначенных для ведения огня по воздушным целям, работал над станком для крупнокалиберных пулеметных систем и созданием пистолетов-пулеметов.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
«известный американский конструктор-оружейник Джон Мозес Браунинг, результатом работы конструктора стал легендарный самозарядный пистолет M1911»
По-моему М1911 это Кольт. Браунинг хоть и родился в Америке, но работал в Бельгии и создал М1903.
Кольт в своей жизни ничего не создал, а только покупал изобретения других. Вот и М1911 — работа Браунинга.
М1911 — действительно работа Браунинга. Вот только почему автор начал перечень самозарядных пистолетов Браунинга именно с него? Непонятно. Если уж на то пошло, то первый самозарядный пистолет Браунинга пошел в серию на ФН в 1899. Потом Браунинг его чуть доработал и эту конструкцию мы знаем как М1900, потом появились М1903 (закупался РИ для вооружения полиции и был в числе «рекомендованых систем» для самостоятельной закупки офицерами армии), затем карманный М1906 и уж потом только на «Кольте» запустили 1911.