Сегодня Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) считается одной из самых боеспособных в мире. Столь высокой эффективности сопутствует целый ряд факторов: и идейная мотивация (а как иначе, когда страна окружена врагами?), и превосходное вооружение, и хороший уровень подготовки, и человечное отношение к личному составу, будь то офицеры или рядовые.
В Израиле служба в армии – действительно почетная обязанность, распространяющаяся даже на девушек. Конечно, подавляющее большинство военнослужащих ЦАХАЛ представлено этническими евреями и их потомками – израильтянами, репатриантами и детьми репатриантов.
Но несут службу в составе Армии обороны Израиля и лица нееврейской национальности, причем речь идет не о родственниках евреев, а о местных жителях. Есть даже целые нееврейские подразделения, которые, тем не менее, покрыли себя славой на полях сражений во время многочисленных арабо-израильских войн ХХ века.
Друзы, черкесы, бедуины – вот три основные нееврейские народности Израиля, исповедующие ислам, но служащие в Армии обороны Израиля и принимавшие участие во всех вооруженных конфликтах с соседними арабскими странами на стороне еврейского государства.
Друзы – друзья Израиля
Одно из самых дружественных Израилю меньшинств страны (как и соседнего Ливана) – друзы. Это скорее не народ, а этноконфессиональная общность, идентичность которой основана на принадлежности к друзизму – ответвлению исмаилизма, одного из направлений в шиитском исламе. В этническом отношении друзы – такие же арабы, как и их непосредственные соседи, но столетия замкнутой жизни превратили их в уникальную общность, обладающую собственными традициями, обычаями, образом жизни.
Друзы четко отделяют себя от остального арабского мира. Стать друзом невозможно, им нужно родиться. Как и у других подобных групп, например, езидов, друзом считается тот, чьи оба родителя — друзы, и кто не отошел от своей традиционной религии — друзизма. Сейчас в мире более 1,5 млн. друзов, из них большая часть живет в Сирии (около 900 тыс. чел.), на втором месте по численности общины – Ливан (280 тыс. чел.). В Израиле проживает более 118 тысяч друзов.
Еще в 1928 году, когда в Палестине обострились отношения между евреями и арабами, друзы выступили на стороне первых. Они прекрасно понимали, что в чисто арабском, суннитском государстве их не ждет ничего хорошего. Старейшины друзов разрешили друзской молодежи поступать на добровольную службу в формирования еврейского ополчения – «Хаганы». Поэтому когда было создано Государство Израиль, вопрос о службе друзов в израильской армии даже не стоял.
Добровольцами друзы служили в ЦАХАЛе с самого начала существования Израиля, а в 1957 году служба в израильской армии стала обязательной для всех мужчин-друзов, достигших 18-летнего возраста и годных к военной службе по медицинским показателям.
В конце 1940-х годов, по инициативе тогдашнего начальника генерального штаба Армии обороны Израиля генерала Игаэля Ядина, был сформирован друзский батальон. Однако в 1950 году власти страны попытались его расформировать из-за финансовых трудностей, но столкнулись с противодействием военных.
Бойцы батальона принимали участие во всех войнах Израиля. С начала 1960-х годов друзов стали принимать на офицерские курсы. Вскоре появились и первые офицеры – друзы. В 1985 году мотопехотный батальон получил наименование «Херев». С этого времени он и известен как батальон «Херев» или Друзский батальон. Именно здесь мечтает служить основная часть призывников-друзов, хотя, конечно, не все годны по состоянию здоровья для службы в этой элитной части израильской армии.
«Херев» — батальон мотопехотный, но его военнослужащие имеют парашютно-десантную подготовку. Среди офицеров батальона – не только друзы, но и евреи из числа офицеров-десантников. Немало военнослужащих Друзского батальона погибло во время различных войн. В числе погибших был и один из командиров батальона полковник Нави Мараи (1954-1996), ко времени гибели служивший уже командиром бригады «Катиф». Нави Мараи, друз по национальности, служил в израильской армии с 18 лет, с 1972 года, окончил офицерские курсы, В 1987-1989 гг. он командовал батальоном «Херев».
В батальоне «Херев» начинал службу и первый друз, дослужившийся в израильской армии до генеральских погон. Генерал-майор Юсеф Мишлеб, в 2001-2003 гг. возглавлявший Командование тыла ЦАХАЛ, начинал службу рядовым-десантником в батальоне «Херев», затем дослужился до командира взвода, роты, а в 1980-1982 гг. был командиром батальона. Затем Мишлеб командовал бригадами, дивизией, военным округом, сделав головокружительную для нееврея карьеру в Армии обороны Израиля.
Сейчас уже никого не удивишь друзом – полковником или бригадным генералом ЦАХАЛа. Причем друзы служат преимущественно в боевых подразделениях – в парашютно-десантных частях, в военной разведке, что объясняется их давними воинскими традициями, неплохой физической подготовкой и, как правило, хорошим здоровьем.
Так, друзские офицеры командовали такими знаменитыми частями израильской армии как дивизии «Эдом» и «Ха-Галиль», бригадами «Гивати», «Голани», «Катиф» и так далее. В 2018 году начальником штаба Центрального военного округа ЦАХАЛ был назначен друз бригадный генерал Расан Алиан – бывший командир бригады «Голани».
Бедуины – пустынные следопыты ЦАХАЛа
Еще одна обособленная группа арабского населения Израиля, находящаяся в хороших отношениях с евреями – бедуины. Они издавна конфликтовали с оседлым арабским населением, но до второй половины 1940-х годов совершали набеги и на еврейские поселения. Ситуация стала меняться, когда «Хагана» начала теснить арабов. Впечатленные успехами евреев, бедуинские старейшины изменили свою позицию. В 1946 году шейх племени аль-Хейб Хусейн Мохаммед Али Абу Юсеф отправил 60 молодых людей в состав «Хаганы».
С начала 1950-х годов бедуины на добровольных началах служат в израильской армии, пограничных войсках, полиции. Прирожденные навыки пустынных следопытов и проводников делают их незаменимыми во время патрульных и разведывательных операций.
Правда, иногда командование все же не доверяет бедуинам – это происходит, когда власти проводят операции против контрабандистов – представителей бедуинских племен. Ведь служба службой, а родственные узы для бедуинов все же превыше всего. Но что касается войн и антитеррористических операций, то здесь бедуины давно себя зарекомендовали с самой лучшей стороны.
В историю ЦАХАЛа и Израиля золотыми буквами вписано имя Амоса Яркони. На самом деле его звали Абед Аль-Маджид Хадер (1920-1991). Араб-бедуин, Хадер в молодости примкнул к арабским формированиям, но затем перешел на сторону «Хаганы». В 1953 году он стал первым бедуином, окончившим офицерские курсы и получившим офицерское звание в израильской армии.
В 1959 году из-за ранения Амосу Яркони ампутировали правую руку, но он продолжил службу с протезом, причем служил по-прежнему в боевых частях. В 1960-х годах он командовал спецподразделением «Сайерет Шакед», дослужился до подполковника израильской армии, был губернатором центральной части Синайского полуострова.
В составе израильской армии есть и особое бедуинское подразделение — 585-й батальон «Гдуд-Сиюр Мидбари», также известный как батальон «Гадсар Бедуи». Это – пехотное формирование Южного военного округа, в оперативном отношении подчиненное дивизии «Газа». В народе батальон называют также батальоном бедуинских следопытов. Его основная задача – охрана границы Израиля и Египта на участке Синайского полуострова, где военнослужащие батальона осуществляют патрулирование и проводят операции против нарушителей границы.
В настоящее время бедуинский батальон считается одним из наиболее эффективных и боеспособных подразделений. Его солдаты носят фиолетовые береты. Служба в батальоне рассматривается многими бедуинами как трамплин к построению успешной карьеры – не важно, военной или гражданской. Кстати, в батальоне – всего три офицера – еврея, остальные военнослужащие представлены исключительно бедуинами.
Кавказские рыцари «Земли обетованной»
На Ближнем Востоке – в Сирии, Ливане и Израиль не исключение – черкесами называют любых выходцев с Северного Кавказа, будь то не только адыги, но и чеченцы, ингуши, представители дагестанских народов. Внушительные черкесские общины образовались в Палестине еще в XIX веке, в бытность ее частью Османской империи. Сюда с Северного Кавказа переселялись мухаджиры – те, кто не хотел присягать Российской империи. За почти два столетия проживания на Ближнем Востоке черкесы не потеряли своей идентичности, но внесли огромный вклад в политическую историю целого ряда стран.
Несмотря на то, что черкесы – мусульмане-сунниты, у них сразу же установились неплохие отношения с еврейским населением Палестины. Когда в 1930-е годы происходила масштабная эмиграция в Палестину, черкесы ее приветствовали, всячески помогали евреям и с самого начала заняли их сторону в арабо-израильских конфликтах. В конце 1940-х годов из черкесов Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный кавалерийский эскадрон, выполнявший задания израильского командования и участвовавший в Войне за независимость.
Возможно, черкесами двигало элементарное сочувствие к евреям как к людям, вернувшимся на свою землю и начавшим борьбу за создание собственного государства против превосходящих сил арабов. В любом случае, с конца 1940-х годов израильские черкесы никогда не изменяли своему государству. Сейчас многие черкесы несут службу в Армии обороны Израиля, в пограничных войсках и полиции, дослуживаются до офицерских званий вплоть до полковника.
Как и друзы, черкесы призываются в Армию обороны Израиля на общих основаниях. Но призыв, в отличие от евреев, распространяется лишь на юношей. Тем не менее, нередко и черкешенки добровольно поступают на военную службу.
Так, одной из самых известных израильских разведчиц была Амина аль-Муфти. Она родилась в далеком 1935 году на территории современной Иордании, в богатой черкесской семье, получила медицинское образование. А затем была долгая служба в «Моссаде», работа на территории Ливана, провал и пять лет в тюрьме. Лишь в 1980 году израильскому правительству удалось вытащить аль-Муфти из застенков. После реабилитации в госпиталях женщина вернулась к основному занятию – стала врачом.
Христиане в израильской армии
Примерно пятую часть нееврейских военнослужащих ЦАХАЛа составляют израильские христиане: арабы, греки, армяне. В свое время Израиль оказывал серьезную помощь христианам-маронитам Южного Ливана, а после активизации боевиков-террористов на Ближнем Востоке христиане воспринимают Израиль как своего естественного союзника.
Основную часть христиан-военнослужащих Армии обороны Израиля составляют арабские христиане. Они служат в самых разных частях, в том числе и в боевых. Священник греческой православной церкви в Нацерете Габриэль Надаф создал еще в 2012 году общественную организацию, агитирующую христианскую молодежь Израиля на службу в ЦАХАЛе.
Надо отметить, что это непростая задача, поскольку многие арабы-христиане в свое время сочувствовали палестинскому движению. Христианином был, к примеру, лидер Народного фронта освобождения Палестины Жорж Хаббаш. Поэтому с привлечением христиан в ряды израильской армии дело шло даже сложнее, чем с привлечением мусульман: друзов, черкесов или бедуинов.
/Илья Полонский, topwar.ru/