Семь десятилетий прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Про нее снято много фильмов. Но насколько они реалистичны или процент лжи в них критичен?
По убеждению военного историка Алексея Исаева, интересен опыт советского кинематографа конца 40-х годов. Этот период примечателен тем, что в картинах рассказывали технологию войны, что позволяло людям дать адекватную оценку происходящему на экране.
Например, в «Третьем ударе», который посвящен освобождению Крыма. В нем доступно и правильно объясняется, что такое артиллерийская подготовка, огневой вал, как выманить немцев из укрытий и т.п. То есть советский кинематограф просвещал зрителя о том, как ведутся боевые действия, и делал это достаточно грамотно и, судя по аутентичности используемой техники, правдоподобно.
Естественно, у кинокартин той поры были и свои недостатки. И прежде всего, к ним относится четкая политическая составляющая. В этом плане показательна «Сталинградская битва». В ней И.Сталин оказывается автором плана советского контрнаступления, хотя в действительности не имел к нему прямого отношения, поскольку, по данным историков, его разрабатывали Жуков и Василевский.
С годами тенденция показывать технологию войны постепенно утрачивалась, перетекая в стремление показать ее более близкой простому народу, который не особо разбирается в военных терминах и тонкостях. Примером тому служит фильм 1962 года «У твоего порога».
Однако лучшим фильмом о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Алексей Исаев считает «Горячий снег».
/Артем Кузнецов/
Да, кинематограф очень глупым бывает в малой тактике. Выскакивает целая дюжина вражеских автоматчиков, все, разумеется, палят, а наш бесстрашный боец из пистолетика — бах-бах — удерживает позицию! Чушь, у него против такого огневого превосходства противника 3… ну 5 секунд жизни, хотя при таком раскладе его следует брать живым. А он — упорен и неубиваем, побеждает и даже убирает половину врагов метров с пятидесяти. И почти никогда не перезаряжается.
Да, еще меня раздражает, что в фильмах никогда — НИКОГДА — не чистят оружие. Бывает сапоги подсушивают у костра, правда, не разувшись, но вот про уход за пистолетом или винтовкой — ничего…
Да по мне — проведи камерой вдоль винтовочки от и до, с нежностью, покажи ствольный канал на блеске того же костра, пусть актер затвор смазанный в пальцах покрутит — тогда, может, какая-то художественность и возникнет. А если оружие только стреляет — не верю…
Лучшим фильмом о войне мой отец считал «Аты баты шли солдаты»… а «Горячий снег» оставил его равнодушным… из за политической составляющей и вранья