Проблемы поколений
Деление истребителей на поколения даже сейчас во многих отношениях остается условным. Перед создателями какого-нибудь F-16 не стояла задача создать истребитель, «отвечающий требованиям четвертого поколения». Нужен был самолет, отвечающий конкретным требованиям конкретного временного этапа. А, например, шведы вообще не видят ничего плохого в том, чтобы относить Saab JAS 39 Gripen к тому же поколению, что и F-22 Raptor.
Однако это видится все же чересчур фривольной манипуляцией фактами. Ведь, как ни посмотри, у самолетов, построенных по технологии «стелс», по умолчанию есть огромный плюс перед обычными машинами. Их тяжелее обнаружить, а значит — сложнее сбить. В принципе, с учетом стремительного развития средств ПВО и ракетного оружия, которые сильно нивелируют скорость и маневренность, малозаметность становится ключевым параметром для истребителя.
Этого достаточно для понимания того, как будут выглядеть истребители шестого поколения. Эти машины должны стать концептуальным развитием F-22, F-35, J-20 и Су-57. Некоторые авторы также относят сюда гиперзвуковую скорость, при этом они упорно игнорируют как ограничения человеческого организма, так и фундаментальные технические трудности управления аппаратом при гиперзвуковых скоростях. Говоря иными словами, шестое поколение будет сверхзвуковым, но, вероятно, не гиперзвуковым. Гиперзвуковыми могут стать авиационные средства поражения, однако это уже сосем другая тема.
Поговорим лучше о программах истребителей шестого поколения, которые уже имеются. Скорее всего, именно в рамках них создадут первые машины, которые когда-нибудь сменят не только «четверок», но также F-22 и F-35.
F/A-XX (ВМС США)
Пожалуй, самая известная программа по созданию истребителя шестого поколения. История у нее богатая. Впервые требования определили в июне 2008 года и в разное время называли ее по-разному.
В апреле 2012 года ВМС США выпустили официальный запрос (Request for information или RFI) для F/A-XX. Речь шла об истребителе завоевания господства в небе с возможностями ударов по наземным/морским целям, способным в будущем заменить многоцелевые истребители F/A-18E/F Super Hornet и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler примерно в 2030-х годах. Истребитель F/A-XX не сменит полностью новые палубники F-35C Lightning II, но дополнит их, существенно расширив возможности флота.
Вообще, военные США видят палубную боевую авиацию будущего как своего рода трио: F-35, F/A-XX и перспективный ударный БПЛА, похожий на Northrop Grumman X-47B.
К слову, сейчас F/A-XX видят пилотируемым, беспилотным или же опционально-пилотируемым. Независимые эксперты больше склоняются к третьему варианту, но никто точно не может сказать, чего захотят в Пентагоне через десятилетие. Ведь беспилотные системы эволюционируют очень и очень быстро, и будет ли нужен пилот в кабине — сказать тяжело.
Сложно уверенно говорить и про внешность будущей машины. Однако еще в 2010 году подразделение Boeing Phantom Works в рамках НИОКР по шестому поколению для флота дали понять, что речь может идти про двухместный двухдвигательный истребитель, который в целях снижения радиолокационной заметности оборудовали плавным сопряжением крыла с фюзеляжем и лишили какого-либо горизонтального оперения.
Next Generation Air Dominance (ВВС США)
В мае этого года стало известно, что «шестерки» ВМС и ВВС США разошлись окончательно. И теперь флот намерен получить самолет, требования к которому будут серьезно отличаться от требований к сухопутной версии, имеющей условное обозначение Next Generation Air Dominance.
Чем должно стать F/A-XX мы, в целом, уяснили, теперь посмотрим на машины для ВВС. Как следует из названия, перед нами будет прирожденный воздушный боец — наследник F-22 — основной особенностью которого станет возможность глубокого проникновения на территорию врага с возможностью эффективно защищать перспективные стратегические бомбардировщики B-21. Флоту, как оказалось, это не нужно, так как он делает ставку на ракеты сверхбольшой дальности. Из этого можно заключить, что истребитель для ВВС будет, кроме прочего, иметь очень большой радиус действия.
Это потребует новых решений и одним из них стала программа Adaptive Versatile Engine Technology (ADVENT), направленная на разработку для ВВС Соединенных Штатов адаптивного турбореактивного двигателя для боевых самолетов. Предлагается, что такой двигатель будет потреблять на 25 % меньше топлива и иметь на 10 % большую тягу, чем другие существующие современные двигатели, что в совокупности увеличит дальность полета на 30 % при прочих равных.
Новый самолет получит и более серьезное вооружение, чем существующие машины. В ноябре 2013 года Исследовательская лаборатория ВВС США опубликовала запрос информации о лазерном оружии. Военно-воздушные силы заинтересованы в трех категориях лазеров: маломощные (для прицеливания и поражения датчиков противника), средней мощности (для защиты от ракет) и мощные (для поражения самолетов противника и наземных целей). Все эти системы планируют устанавливать на новый истребитель шестого поколения.
NGF (Германия, Франция, Испания)
Первые слухи о планах европейцев создать истребитель шестого поколения появились примерно год назад, а в феврале прошлого года стало известно, что Франция и Германия подписали соглашение о начале концептуального этапа научно-исследовательской работы в рамках программы нового истребителя. К проекту уже присоединилась Испания, а в будущем поучаствовать в нем могут и другие европейские авиастроители.
Малозаметный истребитель должен будет заменить собой французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon примерно в 2035-2040 годах. Истребитель NGF является частью более масштабной программы Système de combat aérien du futur (SCAF), направленной на создание общеевропейской «системы систем», которая должна будет играть главную роль в обеспечении безопасности стран Евросоюза. Кроме непосредственно нового боевого самолета военные также получат новые БПЛА и системы управления и наведения.
Что же будет представлять собой NGF? Известно, что ведущую роль в его создании сыграют французы из Dassault Aviation. В 2018 году компания в своем ролике показала первое изображение европейского истребителя будущего.
Выбранная аэродинамическая схема похожа на ту, которую хотят использовать для американского истребителя шестого поколения. Так, машина полностью лишена вертикального оперения. Впрочем, если «американца» иногда рисует с передним горизонтальным оперением, у европейской машины его нет. Спереди самолет похож на Dassault Rafale, а форма и величина фонаря позволяет с большой долей вероятности говорить, что NGF хотят двухместным: по крайней мере, одну из версий истребителя. Впрочем, есть мнение, что за годы разработки облик самолета может не раз измениться. Скорее всего, так оно и будет.
Tempest (ВВС Великобритании)
Это, пожалуй, самый странный «гость», несмотря на то, что программа кажется на первый взгляд более проработанной, чем остальные. Это связано с эффективной презентацией макета самолета на авиасалоне в Фарнборо летом 2018 года. Тогда сообщалось, что истребитель может появиться на свет в 30-е годы и сменить Eurofighter Typhoon в британских ВВС.
Для создания самолета консорциум BAE Systems, MBDA, Rolls Royce и итальянскую Leonardo объединили в Team Tempest. На проект планируют потратить 2,7 миллиардов долларов до 2025 года: самолет хотят построить как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях. Машину намерены выполнить по схеме «бесхвостка»: она имеет два отклоненных в стороны киля и два двигателя.
Концепция предполагает отказ от приборов в кабине в привычном виде. Всю информация летчик будет видеть при помощи дополненной реальности, однако на случай ЧП в кабине имеется один крупный дисплей.
Как мы уже говорили, будущее проекта видится туманным в связи с существованием франко-немецкого проекта, а также гигантской стоимостью разработки самолета, которая, вероятно, превзойдет цену создания F-22 и F-35. Скорее всего, британцы не смогут реализовать задуманное на практике, и Tempest вольется в общеевропейскую программу. Однако для этого она сама должна расти и развиваться.
/Илья Легат, topwar.ru/