Средний танк Т-62 — последняя ступень эволюции Т-34

Средний танк Т-62 в отличие от своих старших собратьев — танков Т-34, Т-43, Т-44, Т-54, созданных под руководством А.А. Морозова, проектировался под руководством Л.Н. Карцева, который занял пост на­чальника КБ Уралвагонзавода (УВЗ) в Нижнем Тагиле, после возвращения А.А. Морозова в Харьков.  

По прибли­зительным оценкам, за все годы произ­водства было выпущено более 20 тыс. этих машин. И хотя это значительно меньше тех 80 тыс. экземпляров, в ко­торых был размножен его прародитель — Т-54/55, но и такая цифра внушает уважение. Как и то, что Т-62 состоял или состоит на вооружении более чем двух десятков различных государств.

Средний танк Т-54 — предшественник Т-62

История создания

Предыстория создания Т-62 берет начало на заре 50-х годов, когда На­учно-технический комитет Главного бронетанкового управления Советс­кой армии (НТК ГБТУ) сформулиро­вал тактико-технические требования (ТТТ) к перспективному среднему танку второго послевоенного поколе­ния. В соответствии с ними перспек­тивный средний танк должен был зна­чительно превосходить по основным показателям (огневая мощь, защищен­ность и подвижность) первый советс­кий послевоенный средний танк — Т- 54, который в этот период еще только начинал в значительных количествах поступать на вооружение Советской Армии (СА).

Несмотря на то, что Т- 54 являлся на тот период лучшим в мире средним танком, его конструк­ция была основана на опыте примене­ния и эксплуатации бронетехники во время Второй мировой войны. Одна­ко за прошедшие послевоенные годы появились новые типы вооружений, которые существенно изменили ха­рактер боевых действий.

Во-первых, в США был накоплен значительный арсенал ядерного оружия, в том чис­ле и тактического назначения, таким же оружием располагал и СССР. В результате, использование ядерно­го оружия в возможном конфликте стало весьма вероятным. Кроме того, в это же время во многих западных армиях было принято на вооружение новое, весьма эффективное средство борьбы с танками — противотанко­вые управляемые ракеты (ПТУР) с куммулятивными боевыми частями, что существенно повышало их бронепробиваемость.

Все это, а так же дальнейшее развитие бронетехники в странах потенциального противника обусловило необходимость проведе­ния опытно-конструкторских работ по созданию нового советского перс­пективного среднего танка. Ситуация осложнялась еще и тем, что хотя нача­ло работ над Т-54 относится к 1944 г., но отработка его конструкции затяну­лась, и свой окончательный вид танк приобрел только к началу 50-х. Тогда же началось его по настоящему мас­совое производство. До 1951 г. было построено всего около 3,5 тыс. Т-54 (образца 1946 и 1949 гг.).

Если приба­вить к этому еще 1,8 тыс. танков Т-44, производство которых прекратилось уже в 1947 г., то, не рискуя ошибиться, можно утверждать, что самым массо­вым средним танком СА в начале 50-х все еще оставались «тридцатьчетвер­ки», устаревшие к тому времени не только морально, но и физически.

Конструкторские бюро

В рассматриваемый период раз­работкой танков в СССР занимались четыре КБ. Конструкторские бюро Ленинградского Кировского (ЛКЗ) и Челябинского тракторного заводов (ЧТЗ) проектировали тяжелые танки. Средними же традиционно занима­лось ОКБ-520 завода №183 (начиная с первых «тридцатьчетверок»), из кото­рого к началу 50-х годов фактически образовалось два танковых КБ — КБ завода №183 или Уралвагонзавода (УВЗ) в Нижнем Тагиле и КБ-60 на за­воде №75 в Харькове.  

История этого разделения такова: в 1941 г. ОКБ-520 было эвакуировано из Харькова вместе с заводом №183 в Нижний Тагил на территорию УВЗ, и именно здесь этим коллективом под руководством А.А. Морозова были созданы средние танки Т-44 и Т-54. Однако к концу 40-х гг. большинс­тво из эвакуированных в Нижний Тагил опытных конструкторов-танкистов вернулись обратно в Харьков на вновь организованный здесь завод №75.

А с 1951 года должность главного конструктора танкового КБ-60 этого завода занял и сам возвратившийся из Сибири А.А.Морозов (по одной из версий его уход с завода №183 произо­шел из-за разногласий с дирекцией, как раз по принципиальным вопро­сам конструкции нового танка). Ос­тавшийся в Нижнем Тагиле коллектив конструкторского бюро, состоявший в основном из молодежи, возглавил конструктор Л.Н. Карцев.  

Учитывая, что бюро Уралвагонза­вода еще не получило достаточного опыта после ухода харьковских конс­трукторов, а также высокий авторитет А.А. Морозова как создателя целого ряда удачных конструкций, работы по созданию нового перспективного среднего танка были первоначально поручены КБ-60 харьковского завода №75.

«Объект 430»

Работы над перспективным танком начались в 1951 г., а к 1953 г. в Харько­ве уже был разработан предэскизный проект, который по всем основным параметрам превосходил серийный Т-54. Машина получила обозначение — «объект 430». Кстати, первая цифра в обозначении послевоенной советс­кой бронетехники почти всегда опре­деляет КБ-разработчика машины. На­пример, цифра 4 означает, что машина разработана КБ-60 при харьковском заводе №75, цифра 1 — это техника, спроектированная в ОКБ-520 заво­да №183 (или УВЗ) в Нижнем Тагиле.

По проекту «объект 430» вооружал­ся 100-мм танковой пушкой Д-54ТС, для наведения которой впервые на среднем танке был установлен опти­ческий прицел-дальномер ТПДМС. Его броневая защита была усилена за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей и установки их под большими углами наклона.

Опытный образец среднего танка «объект 430» со 100-мм танковой пушкой Д-54ТС

Опытный образец «объекта 430» имел сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов. Его но­совая часть представляла собой мно­гослойную броневую преграду с раци­ональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня сферической формы с узкой амбразурой для уста­новки пушки имела дифференциро­ванную трехслойную броневую защи­ту.

Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором тан­кового вооружения “Метель” и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную ус­тановку, оснащенную 14,5-мм пуле­метом КПВТ.

На танке был установ­лен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД (580 л.с.). Трансмиссия — механическая планетарная. «Объ­ект 430» имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией (вместо больших катков применявшихся на­чиная еще с танков БТ и Т-34) и гу­сеничной лентой с металлическим шарниром. Система подрессоривания танка — индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески.

Танк оснащался сис­темой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО. В 1957 г. были готовы три опытных об­разца харьковского «объекта 430».  

Испытания «объекта 430» прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд недоработок. В заключении комис­сии по испытаниям было записано, что требования задания Научно- технического комитета ГБТУ были в целом выполнены, а опытный танк по своим характеристикам превос­ходит серийные средние танки. Но добиться существенного повышения его огневой мощи по сравнению с Т- 54 проектировщикам не удалось, а учитывая тот факт, что его конструк­ция была совершенно новой, при его серийном производстве возникли бы неизбежные проблемы при органи­зации обслуживания, переучивании личного состава и ремонта. Поэтому принятие на вооружение «объекта 430» посчитали нецелесообразным. Такой же точки зрения придер­живался и сам его конструктор — А.А. Морозов.  

«Объект 140»

В 1952 г. к работам над перспек­тивным средним танком подклю­чилось и нижнетагильское КБ. Его новому начальнику Л.Н.Карцеву, несмотря на имеющиеся кадровые проблемы, удалось добиться получе­ния правительственного задания на разработку перспективного танка.

Очень большую, если не главную, роль в этом сыграл директор УВЗ И.В. Окунев — человек неуемного характера, волевой, пользующийся большим авторитетом в Министерс­тве транспортного машиностроения. Он проявлял постоянный интерес к новой технике и был патриотом своего завода. А получение такого серьезного правительственного за­дания и для КБ, и для завода сулило большие преимущества: увеличение финансирования, приток квалифи­цированных кадров, получение опы­та, а главное — развертывание в перспективе серийного производства нового танка.

Нижнетагильский проект полу­чил обозначение «объект 140». Бу­дущая машина должна была иметь бронекорпус новой, улучшенной формы, вооружаться пушкой Д-54Т (так же как и «объект 430»), в качес­тве двигателя предполагался новый дизель Д-36 (максимальная мощность которого по некоторым данным долж­на была составлять 700 л.с.).  

Опытный «объект 140» имел кор­пус с большими углами наклона бро­невых листов (в том числе бортов и крыши). Толщина бронирования лба корпуса — 100 мм. Башня, по форме сильно напоминающая башню Т-54, имела бронирование в передней час­ти до 240 мм. Вооружение было ана­логично «объекту 430». Наведение пушки осуществлялось с помощью те­лескопического прицела ТШ-2.

Двига­тель — многотопливный дизель В-36, мощностью 700 л.с, являвшийся мо­дификацией двигателя семейства В-2. Трансмиссия — механическая плане­тарная. Ходовая часть — с опорными катками малого диаметра, имеющих внешнюю амортизацию, и поддержи­вающими роликами. В 1957 г. был построен опытный образец нижне-та­гильского «объекта 140».  

Испытания «объекта 140» выявили целый ряд серьезных недостатков в конструкции двигателя и трансмис­сии, кроме того, несмотря на большое количество прогрессивных конструк­торских решений, в целом машина оказалась весьма нетехнологичной. В конечном счете, главный конструктор КБ УВЗ Л.Н.Карцев направил письмо в ЦК КПСС и Совет Министров с про­сьбой освободить его КБ от продол­жения работ по проекту перспектив­ного среднего танка.  

Обе опытные машины после про­хождения заводских испытаний приняли участие в сравнительных испытаниях в НИИ БТ Полигоне в Ку­бинке.  

Читайте также  Главком Постников подбил российский танк Т-90

Разработка орудия

У-8ТС. Одновременно в рамках со­здания перспективного среднего тан­ка для повышения его огневой мощи в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петро­ва были начаты работы по разработке 100-мм танковой нарезной пушки бо­лее мощной, чем устанавливающаяся на «пятьдесятчетверке» Д-10Т. Началь­ная скорость бронебойного снаряда нового орудия должна была дости­гать 1015 м/с (для сравнения, у Д-10Т — 895 м/с), а дульная энергия быть на 30% выше.

Для компенсации возрос­шей отдачи был установлен дульный тормоз, для продувки канала ствола служил эжектор. Пушку, получившую обозначение Д-54Т, планировалось ус­тановить в танке Т-54 взамен Д-10Т, ее же предполагалось использовать и для вооружения перспективного среднего танка.

Опытный образец среднего танка «объект 140». Эта машина также вооружена 100-мм пушкой Д-54ТС

Для проведения испытаний этого орудия в 1954 г. в Нижнем Тагиле на базе корпуса и башни Т-54 был пос­троен опытный танк, получивший обозначение Т-54М или «объект 139». Только в июне 1954 г. в ЦНИИ-173 был закончен техпроект одноплоскостно­го стабилизатора «Радуга». А первый опытный образец Д-54 был установ­лен на «объект 139» в октябре 1954 г. Тогда же «объект 139» был принят комиссией и направлен на заводские полигонные испытания, первый этап которых был завершен к декабрю 1954 г.

Были проведены и стрельбы из но­вого орудия, однако только с места, так как ЦНИИ-173 задержал поставку стабилизатора «Радуга». Испытания продолжились в 1955 г. после установ­ки стабилизатора, но его работа была неудовлетворительной, кроме того, выяснилось, что обслуживание пуш­ки затруднено из-за стесненности бое­вого отделения — Д-54 имела большие размеры, чем Д-10Т. Стабилизатор «Ра­дуга» на вооружение принят не был, прекратились и дальнейшие работы над Т-54М, так как примерно в это же время на вооружение поступил танк Т-54А, оснащенный одноплоскостным стабилизатором «Горизонт».  

После неудачи с «Радугой» для пушки Д-54 в ЦНИИ-173 был спро­ектирован двухплоскостной стабили­затор «Молния». Осенью 1955 г. УВЗ было передано три опытных образца стабилизированной в двух плоскос­тях 100-мм пушки Д-54ТС с «Молни­ей», предназначавшиеся для «объекта 140».  

В 1958 г. были начаты испытания новых пушек на трех опытных экзем­плярах «объекта 165» (о нем рассказ ниже). К февралю 1960 г. полигонно­войсковые испытания «объекта 165» были завершены. Выдержала их и пушка Д-54ТС, которая к этому време­ни была несколько модернизирована — упрочнен ствол, в результате чего его вес возрос до 2390 кг, изменена крутизна нарезов в связи с началом разработки нового подкалиберного снаряда. Этот вариант пушки Д-54ТС получил заводской индекс У-8ТС и индекс ГРАУ 2А24. В 1961 г. «объект 165» со 100-мм пушкой У-8ТС со ста­билизатором «Метеор» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. В его боекомплект входили только калиберные бронебойные и осколочно- фугасные снаряды, так как разработка подкалиберных бронебойных снаря­дов затягивалась.  

У-5ТС. В конце 50-х годов, в СССР была разработана 100-мм гладкост­вольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» с очень высокими для того времени характеристиками бронепробиваемости. Тогда же возникла идея установить «Рапиру» в проектирую­щийся «объект 165». Однако унитар­ный выстрел «Рапиры» был слишком велик, его длина составляла 1200 мм, и в башню «объекта 165» он не по­мешался. Тогда было решено на базе 100-мм нарезной пушки Д-54 спроек­тировать гладкоствольную танковую пушку с такой же, как у Д-54, длиной выстрела (1100 мм).

Использование гладкого ствола сулило целый ряд преимуществ, среди которых было увеличение давления в его канале в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи (т.е. относитель­ная простота создания мощного ку­мулятивного снаряда).

Новая пушка разрабатывалась в ОКБ-9 под руко­водством Ф.Ф. Петрова. В ходе работ выяснилось, что, упразднив нарезы и не изменяя никаких наружных габа­ритов Д-54, можно увеличить калибр пушки со 100 до 115 мм. От дульного тормоза решили отказаться, эжектор сместили ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. В результате появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У- 5ТС с начальной скоростью снаряда в 1620 м/с ! . В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойно- подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами.

Средний танк Т-62 на вооружении Советской Армии

«Объект 165»

Таким образом, несмотря на дли­тельные усилия двух конкурирующих между собой танковых КБ, к 1957 г. Советская Армия так и не получи­ла новый средний танк, который бы существенно превосходил уже име­ющиеся в войсках Т-54. Ситуация обострилась еще больше после того как военной разведкой была получена информация о разработке в Англии нового чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7А1.

За счет очень длинного ствола (62 калиб­ра) и высокого давления в его канале (5500 кг/см) бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел началь­ную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т.

В 1958-1959 гг. ожидалось поступление на вооружение английских тяжелых танков «Центурион» модификаций Мк IX и Мк X с этими пушками, в перспективе она же должна была ус­танавливаться в ходе модернизации и на ранее выпущенные «Центурионы» модификаций Мк V и Мк IV. Кроме того, к 1960 г. должно было начаться серийное производство нового амери­канского среднего танка М60 с этой же 105-мм пушкой, изготавливаемой по лицензии в США под маркой — М68. Учитывая эту тревожную информа­цию, ГБТУ потребовало от конструк­торов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.  

В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стре­ляных гильз. Проект танка получил обозначение «объект 165». С целью снижения технического риска и мак­симально быстрого запуска танка в производство для него использова­лись узлы и агрегаты Т-54/55.

Одна­ко, учитывая опыт, накопленный при испытаниях «объекта 137» и «объекта 140», и то, что новая 100-мм пушка имела несколько большую казенную часть и более длинный выстрел, чем Д-10Т, а ГБТУ запрещало вводить раз­дельно-гильзовое заряжание, конс­трукторам пришлось проектировать для установки Д-54ТС новую цельно­литую башню с увеличенным диамет­ром погона — 2245 мм вместо 1825 мм у Т-54. Заодно увеличили и толщину ее бронирования — до 240 мм в передней части.

Для облегчения работы заряжающего, а также что бы решить проблему удаления крупных стреля­ных гильз, которые уже было нера­ционально, как раньше, укладывать обратно в стеллажи, на ограждении пушки (как и на разработанном ранее в этом КБ «объекте 140») установили механизм выброса стреляных гильз. Гильзы выбрасывались через неболь­шой люк в кормовой части башни. Но­вая большая башня уже не помещалась на старом корпусе, поэтому пришлось удлинить его переднюю часть и сдви­нуть назад моторно-трансмиссионное отделение.

В результате был спроекти­рован новый корпус — более длинный и несколько более широкий. Толщина его лобовых листов не изменилась, ос­тавшись равной 100 мм, но на осталь­ных направлениях толщину брони пришлось несколько сократить при сильном ее дифференцировании, для облегчения танка. Это было необходи­мо для сохранения его подвижности на прежнем уровне, так как мощность силовой установки не изменилась — моторно-трансмиссионное отделение со всеми агрегатами осталось таким же, как на Т-55.

Практически неизмен­ной осталась и ходовая часть — опор­ные катки, ведущие и направляющие колеса (увеличилось только количес­тво траков в гусеничной ленте — 97 вместо 90 у Т-54, за счет удлинения корпуса), но для сохранения правиль­ной центровки танка изменили распо­ложение опорных катков (в отличие от Т-54, у которого имелся большой про­межуток между первым и вторым кат­ками, катки на Т-62 были сконцентри­рованы в передней, наиболее тяжелой, части корпуса). В результате цепочки таких изменений, вызванных исполь­зованием более мощной пушки, и воз­ник «объект 165» — будущий Т-62А.

Относительно новой системой, кото­рая устанавливалась на «объект 165», стала система противоатомной защи­ты (ПАЗ), которая предназначалась для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны атомных боеприпасов, а так же для защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли на радиоактив­но зараженной местности. Подобная система как раз в это время устанав­ливалась в КБ УВЗ на модернизиро­ванный вариант «пятьдесятчетверки», получивший в серийном производстве название Т-55. Забегая вперед, можно сказать, что Т-62 стал вторым серий­но выпускавшимся советским танком (после Т-55), имевшим систему ПАЗ.  

В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра «объекта 165» со 100-мм пушками Д-54ТС. Их испы­тания проходили довольно быстро и без особых осложнений, т.к. почти все узлы и агрегаты были уже отработаны на ‘Г-54/55 и производились серийно.

«Объект 166»

В конце 1959 — начале 1960 г.г. 115- мм пушку У-5ТС установили в пере­деланный «объект 165». Эта опытная машина получила индекс «объект 166». В 1960-61 гг. «объект 166» ус­пешно прошел заводские и войско­вые испытания и в августе 1961 г. был принят на вооружение под обозначе­нием Т-62. Правда, в ходе испытаний выяснилось, что несмотря на уве­личенный объем боевого отделения заряжание унитарными выстрелами пушки У-5ТС — довольно трудоем­кий процесс, особенно на ходу танка, даже несмотря на наличие механизма выброса стреляных гильз.  

Таким образом, в КБ УВЗ под ру­ководством Л.Н.Карцева в очень сжа­тые сроки (за три года) было создано два варианта среднего танка с более мощным, чем у Т-54, вооружением и усиленным бронированием — Т- 62А («объект 165») с нарезной 100-мм пушкой У-8ТС и Т-62 («объект 166») с гладкоствольной 115-мм пушкой У-5ТС.

Читайте также  Предвоенная структура автобронетанковых войск РККА

Оба танка в середине 1961 г. были приняты на вооружение Совет­ской Армии. Это позволило несколь­ко сгладить тревожную ситуацию, возникшую после неудачи конкурса на проектирование перспективного среднего танка и ожидаемого появле­ния новых английских и американс­ких танков.

В 1961 г. завод №183 изготовил ус­тановочную партию танков Т-62 из 25 штук, которые были отправлены в войска Прикарпатского военного округа. В марте 1962 г. руководство приняло решение «в связи с необхо­димостью сокращения номенклатуры танковых пушек производство Т-62А не начинать». Определенную роль в этом решении сыграло и отсутствие подкалиберного бронебойного сна­ряда для пушки У-8ТС.

Также мно­го нареканий вызывал ее дульный тормоз. Зимой при стрельбе дульный тормоз поднимал снежное облако, ле­том — пылевое или песчаное. Это де­маскировало танк и «ослепляло» его смотровые приборы. Дульная волна отрицательно влияла на десант на броне и пехотинцев, наступающих вместе с танками. Существенным недостатком дульного тормоза было и снижение меткости. В результате с 1 июля 1962 г. завод №183 приступил к массовому выпуску только танков Т-62 со 115-мм гладкоствольной пуш­кой У-5ТС.  

Основным достоинством Т-62 ста­ла его почти полная унификация с серийно выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными частями, упрощало обу­чение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках.  

Широкой публике танк Т-62 был впервые продемонстрирован спустя четыре года после принятия на воо­ружение — на военном параде в Мос­кве 1 мая 1965 г.

Средний танк Т-62

Конструкция

Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитиеТ-54/55 и выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник. Слева в передней части корпуса находится отделение управления, в средней час­ти под башней размещается боевое отделение, а в корме — силовое. В нем использованы те же узлы и агрегаты, что и в Т-54/55, однако корпус и баш­ня разработаны заново.

Компоновка танка Т-62:
1-бустер гидропневмопривода главного фрикциона; 2 — аккумуляторные батареи; 3-распределительный щиток отделения управления; 4 — прожектор прицела; 5-подъемный механизм пушки; 6-зенитный пулемет; 7 — прибор ночного видения; 8-средний топливный бак; 9-эжектор; 10-двигатель; 11-радиатор системы смазки двигателя; 12-радиатор системы охлаждения двигателя; 13-вентилятор; 14-планетарный механизм поворота; 15 — коробка передач; 16-торсионные валы; 17-венти­лятор боевого отделения; 18-форсуночный подогреватель; 19-сиденье наводчика; 20-сиденье механика-водителя; 21-рычаг переключения коробки передач; 22- левый рычаг управления ПМП; 23-педаль выключения главного фрикциона; 24-передний топливный бак.

Корпус Т-62 сварен из гомоген­ных броневых плит. По сравнению с Т-55 длина корпуса увеличена на 386 мм, высота на 27 мм. Лобовые пли­ты имеют толщину 102 мм и значи­тельный угол наклона от вертикали: верхняя — 60°, нижняя — 54°. Толщина остального бронирования су­щественно меньше — бортов в ниж­ней части корпуса — 15 мм, в верхней — 79 мм (бортовые листы установле­ны вертикально), днище изготовлено из броневой стали толщиной 20 мм и для увеличения прочности имело ко­рытообразную форму, крыша — тол­щиной 31 мм.  

В расположенном в передней части корпуса у левого борта отделении уп­равления находится место механика- водителя. Справа от него находятся стеллажи, в которых размещена часть боеукладки (16 выстрелов) и аккуму­ляторные батареи. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенном лис­те над его сиденьем.

В положении «по боевому» (с закрытым люком) обзор местности механику обеспечивают два перископа, смонтированные пе­ред люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночно­го видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. Инфракрасный (ИК) прожектор механика-водителя установлен с пра­вой стороны верхней лобовой пли­ты. В отделении управления имеется гироскопический курсоуказатель ГПК-59. Аварийный люк расположен в днище за сидением механика-води­теля и открывается внутрь танка.  

Башня кругового вращения уста­новлена в центральной части корпу­са. В отличие от танков Т-54/55, у ко­торых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, башня Т-62 была цельнолитой. По размерам она несколько превосходит башню Т-55 — диаметр опоры башни был уве­личен с 1825 мм до 2245 мм и имеет стенки весьма большой толщины: 240 мм в передней части и 153 мм по бор­там.

В левой части башни располага­ются сиденья наводчика (впереди) и командира танка (сзади и несколько выше). С правой стороны находится рабочее место заряжающего. В крыше по обе стороны от пушки имеются от­крывающиеся наружу люки.  

На Т-62 устанавливалась комплек­сная экранная защита ЗЭТ-1, которая состояла из сетчатого и бортовых эк­ранов, разработанная в 1964 году для повышения защищенности советских танков от кумулятивных боеприпа­сов, бронепробиваемость которых к этому времени существенно повыси­лась.

Оборудование

Для наблюдения за местностью командир располагает комбиниро­ванным дневным-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установ­ленным перед его люком. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир рас­полагает четырьмя перископами, два из которых установлены в крышке люка, а два других — перед люком.

Весь комплекс приборов наблюде­ния смонтирован в командирской башенке, которая имеет возможность вращаться независимо от вращения башни танка. На рабочем месте на­водчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. В ночное время на­водчик ведет наблюдение за местнос­тью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11. ИК- подсветка осуществляется прожек­тором, установленным в передней части башни рядом с пушкой. Даль­ность обзора при этом составляет 800 м.

Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один призменный прибор наблюдения. Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископическим прибором МК-4, который установлен перед его люком. С 1975 г. на Т-62 стали устанавливать (над стволом пушки) лазерный даль­номер КТД-1 или КТД-2.  

Для обеспечения внешней связи на Т-62 устанавливалась радиостан­ция Р-113. Связь между членами эки­пажа обеспечивалась танковым пере­говорным устройством Р-124.

Рабочее место наводчика. Обращает на себя внимание расположение прицелов. Справа — телескопический ТШ2Б-41, слева — перископический ночной прицел ТПН-1

Танк Т-62 оборудован автомати­ческой системой пожаротушения. Система защиты от оружия массово­го поражения, установленная на Т-62, аналогична этой системе на Т-55. На Т-62 установлена стандартная для со­ветских танков термодымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде де­ржится в течение четырех минут.

Танк конструктивно приспособ­лен к преодолению водных преград. Как уже упоминалось, броды глуби­ной до 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки, с ис­пользованием ОПВТ, танк способен преодолевать водные преграды глу­биной до 5 м.  

Часть танков Т-62 была приспо­соблена для установки различного дополнительного навесного обору­дования. Так использовались ми­нные тралы КМТ-4 и КМТ-5, танковый бульдозер БТУ, комплексная экран­ная защита ЗЭТ-1.

Вооружение

Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основно­го вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскос­тях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС “Молот”). Она может вести огонь унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных сна­рядов: осколочно-фугасными ОФ- 18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойно-подкалиберными БМ-6.

Подкалиберный снаряд имеет очень высокую начальную скорость (1615 м/ с). Его бронепробиваемость на даль­ности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60 градусов, — это выше, чем у анало­гичных снарядов 105-мм английской пушки L7. Дальность стрельбы пря­мой наводкой составляет 4000 м, на­ибольшая дальность стрельбы — 5800 м.

Благодаря наличию двухплоскост­ного стабилизатора вооружения «Ме­теор» прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения тан­ка (при скоростях до 10-15 км/час).  

Боекомплект Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов, которые явля­ются довольно тяжелыми, громоздки­ми, что требует много времени и уси­лий при перезаряжании орудия. Из-за этого скорострельность пушки танка Т-62 очень низкая — при стрельбе с места составляет 4-5 выстрела в ми­нуту, что является серьезным недо­статком Т-62. Для сравнения: скоро­стрельность пуш­ки танков Т-54/55 составляет 7 вы­стрелов в минуту.  

С пушкой спа­рен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом в 2000 патронов.  

Первоначально Т-62 выпускался без зенитного во­оружения — крупнокалиберного пулемета, который был не эффекти­вен против низколетящих реактив­ных самолетов, но после появления боевых вертолетов, с 1972 г., танки Т-62 начали оснащаться зенитным пулеметом ДШКМ. Для этого была несколько изменена форма башни в районе люка заряжающего и над ним (на такой же турели, как и на Т-55) ус­тановлен пулемет.

Командирская башенка. На переднем плане — ИК-прожектор ОУ-3ГК; под ним — прибор наблюдения командира ТКН-3

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкост­ным охлаждением В-55В, развиваю­щий мощность 580 л. с. при 2000 об/ мин., такой же, как и на Т-55. У него же заимствована силовая передача с гидропневматическим сервоприво­дом управления главным фрикци­оном. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. Кры­ша МТО аналогична крыше Т-55.  

В забронированном объеме рас­положены топливные баки емкостью 675 л. Три дополнительных топлив­ных бака устанавливались на правой надгусеничной полке и имели общую емкость 285 л. Запас хода танка по топливу составлял до 450 км (по шос­се).  

Скоростные характеристики и проходимость остались на уровне Т- 55: максимальная скорость по шоссе 50 км/час, преодолеваемые препятс­твия: подъем до 32°, вертикальная стенка высотой до 0,8 м, ров шириной 2,85 м.  

Производство

Серийное производство Т-62 в СССР было завершено в 1972 г. В Чехословакии, которая получила лицензию на производство Т-62, они продержались на сборочной линии дольше — до 1978 г. Здесь Т-62 выпус­кался на заводе 2ТБ (Zavod Trucanske Stojarnе) в Мартине, Словакия, где его затем сменил Т-72.

Танки Т-62, строя­щиеся в Чехословакии, предназнача­лись в основном на экспорт в третьи страны. Советский Союз удовлетво­рял свои потребности в этих танках самостоятельно, а на вооружение стран Варшавского договора Т-62 был принят только в Болгарии. Име­ется информация, что лицензию на постройку Т-62 получила и Северная Корея, но о производстве Т-62 в этой стране неизвестно.

/Сергей Шумилин, naukatehnika.com/

13 КОММЕНТАРИИ

  1. «Средний танк Т-62 — последняя ступень эволюции Т-34″» — совершенно не так!!!
    Последняя ступень эволюции Т-34 это Т-34/85. Можно с натяжкой Т-43 в линейку добавить но этот танк в серию не пошел. На этом данная линейка танков прервалась.
    Основой дальнейшей линейки танков стал Т-44. Но тогда «Т-62 — НЕ!! последняя ступень. Последняя версия линейки ведущейся от Т-44 это Т-90М!!!
    Т-64, Т-80 это отдельный проект, а с Т-44, по Т-90 прямая преемственность. Просто с усилением орудия на Т-62 сначала перекомпоновали катки с усилением на переднюю часть, а в Т-72 уже добавили шестой.
    А если уж сгребать все в кучу и средние а потом основные танки. То считать прямыми родичами придется все с Т-34 по Т-90 включая Т-64 и Т-80. Исключая только тяжелые КВ-х/ИС-х.

    • Абсолютно согласен. Т-34 — последняя ступень эволюции танков со свечной подвеской Кристи. У Т-44 — торсионная подвеска и «развернутый» но 90 град. движок. Прототипы Т-54 появились примерно в то же время, когда Т-44 был запущен в серию (отсюда и маленький серийный выпуск — по моим данным, от 1000 до 1500 экземпляров).

    • Исходя из вашей теории , надо и КВ в эту линейку поставить . Схожая конструкция бронекорпуса и торсионная подвеска. В отличии от Т-34. После средних, пошла линейка основных боевых. К 80 годам они приблизились к весу тяжелых. Получается линия средних танков оказалась тупиковой?

  2. Т-34 — подвеска от семейства БТ («Кристи»), ходовая без колёсных рудиментов, и с пятой парой котков, тоже от БТ. Корпус и башня оригинальны.
    Т-44 — новый корпус, принципиально иная подвеска (торсионная), поперечное расположение двигателя, иная трансмиссия (КПП тоже поперёк корпуса). Оригинальная башня. От Т-34-85 осталась пушка и похожие катки.
    Т-54,-55,-62 это развитие именно компоновки Т-44, и к Т-34 эти танки не имеют отношения.

  3. «Последняя версия линейки ведущейся от Т-44 это Т-90М» Полнейший бред. Писатель кроме компьютерных игрушек в танк то заглядывал?

    • А как заглядывание куда либо влияет на наследование конструкторских решений? Т-44 и Т-90М это два совершенно разных по ТТХ танка, но признаков наследственной преемственности сие не отменяет.
      Т-90 (всех версий) прямой наследник Т-72 (всех версий). Фактически — первый Т-90 — это Т-72БУ переименованный в Т-90 практически в прямом эфире «плохо опохмеленым» Ельцыным прямо под софитами журналистов. Конкретно — этому мудаку не понравилось сочетание Б-У в названии! Но я отвлекся!
      Т-54-55-62 фактически являющиеся развитием единого танка на определенном временном отрезке, являются прямым развитием танка прототипа Т-44. Дальнейшим развитием этого направления и стал танк Т-72 выросший из двух прототипов объект 172 и объект 167 первый из которых являлся прототипом моб/версии Т-64, а второй дальнейшим совершенствованием Т-62. (вика в помощь)
      Т-72 по факту явился «творческим симбиозом» уральцев из ходовой и двигателя серийных Т-54/Т-62 и корпуса «вечного недостроя» Т-64 на который насильно хотели пересадить армию, но так до развала и не доделали. Кстати питерцы потом тоже наплевали на хорьков и слепили Т-80.

  4. Верно подмечено, что никакой Т-34 в прародители «шестьдесятдвойки» не годится. Т-44. Но присобачивать к линейке Т-44 — Т-54 — Т-55 — Т-62 «семьдесятдвойку» абсолютно неправильно. Единственное, что их роднит — поперечное расположение движка. Никакой внутренней унификации между Т-62 и Т-72 не имеется. Даже двигатели, хотя и ведут родословную от В-2, но не имеют унификации. Трансмиссия тоже разная. Ну, а боевое отделение Т-72 вообще ничего близко не имеет к Т-62. Так что на Т-62 линейка производных от Т-44 заканчивается.

    • Т-44 — Т-54 — Т-55 — Т-62 — сутью — развитие-модернизация одного танка. Как Т-72 Т-90. А вот увязывание в наследники по прямой линии это несколько иное. Впрочем — ваше дело! Не бежать же с рулеткой на какую нибудь экспозицию с целью где есть и Т-72 и Т-44 с целью катки мерить? А кто еще прямой наследник? Не (объект 432) — Т-64 же?
      Впрочем — хотите! Пусть будет отдельно!!

      • голову свою рулеткой померь. Морозов Т-64 решил делать не из средних танков .а из лучших — ИС-2. Т-90 — его потомок (если не в курсе — Т-72 это упрощённый под свои возможности уралвагоном Т-64. Всё , что делалось в линейке средних — улучшение Т-34. Сначала поставили движок поперёк, за ним сдвинули башню назад, люк мехвода пошёл наверх. Потом на это же шасси поставили круглую башню — назвали Т-54. Ит.д.

  5. Где автор нашел 80 тыс выпущенных т-54/55 — в Вике например 20 375 выпущено Т54 и 23 600 — Т-55?
    Вольное обращение со статистикой подрывает доверие к другим утверждениям в статье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя