Средний танк Т-62 в отличие от своих старших собратьев — танков Т-34, Т-43, Т-44, Т-54, созданных под руководством А.А. Морозова, проектировался под руководством Л.Н. Карцева, который занял пост начальника КБ Уралвагонзавода (УВЗ) в Нижнем Тагиле, после возвращения А.А. Морозова в Харьков.
По приблизительным оценкам, за все годы производства было выпущено более 20 тыс. этих машин. И хотя это значительно меньше тех 80 тыс. экземпляров, в которых был размножен его прародитель — Т-54/55, но и такая цифра внушает уважение. Как и то, что Т-62 состоял или состоит на вооружении более чем двух десятков различных государств.
История создания
Предыстория создания Т-62 берет начало на заре 50-х годов, когда Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Советской армии (НТК ГБТУ) сформулировал тактико-технические требования (ТТТ) к перспективному среднему танку второго послевоенного поколения. В соответствии с ними перспективный средний танк должен был значительно превосходить по основным показателям (огневая мощь, защищенность и подвижность) первый советский послевоенный средний танк — Т- 54, который в этот период еще только начинал в значительных количествах поступать на вооружение Советской Армии (СА).
Несмотря на то, что Т- 54 являлся на тот период лучшим в мире средним танком, его конструкция была основана на опыте применения и эксплуатации бронетехники во время Второй мировой войны. Однако за прошедшие послевоенные годы появились новые типы вооружений, которые существенно изменили характер боевых действий.
Во-первых, в США был накоплен значительный арсенал ядерного оружия, в том числе и тактического назначения, таким же оружием располагал и СССР. В результате, использование ядерного оружия в возможном конфликте стало весьма вероятным. Кроме того, в это же время во многих западных армиях было принято на вооружение новое, весьма эффективное средство борьбы с танками — противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) с куммулятивными боевыми частями, что существенно повышало их бронепробиваемость.
Все это, а так же дальнейшее развитие бронетехники в странах потенциального противника обусловило необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию нового советского перспективного среднего танка. Ситуация осложнялась еще и тем, что хотя начало работ над Т-54 относится к 1944 г., но отработка его конструкции затянулась, и свой окончательный вид танк приобрел только к началу 50-х. Тогда же началось его по настоящему массовое производство. До 1951 г. было построено всего около 3,5 тыс. Т-54 (образца 1946 и 1949 гг.).
Если прибавить к этому еще 1,8 тыс. танков Т-44, производство которых прекратилось уже в 1947 г., то, не рискуя ошибиться, можно утверждать, что самым массовым средним танком СА в начале 50-х все еще оставались «тридцатьчетверки», устаревшие к тому времени не только морально, но и физически.
Конструкторские бюро
В рассматриваемый период разработкой танков в СССР занимались четыре КБ. Конструкторские бюро Ленинградского Кировского (ЛКЗ) и Челябинского тракторного заводов (ЧТЗ) проектировали тяжелые танки. Средними же традиционно занималось ОКБ-520 завода №183 (начиная с первых «тридцатьчетверок»), из которого к началу 50-х годов фактически образовалось два танковых КБ — КБ завода №183 или Уралвагонзавода (УВЗ) в Нижнем Тагиле и КБ-60 на заводе №75 в Харькове.
История этого разделения такова: в 1941 г. ОКБ-520 было эвакуировано из Харькова вместе с заводом №183 в Нижний Тагил на территорию УВЗ, и именно здесь этим коллективом под руководством А.А. Морозова были созданы средние танки Т-44 и Т-54. Однако к концу 40-х гг. большинство из эвакуированных в Нижний Тагил опытных конструкторов-танкистов вернулись обратно в Харьков на вновь организованный здесь завод №75.
А с 1951 года должность главного конструктора танкового КБ-60 этого завода занял и сам возвратившийся из Сибири А.А.Морозов (по одной из версий его уход с завода №183 произошел из-за разногласий с дирекцией, как раз по принципиальным вопросам конструкции нового танка). Оставшийся в Нижнем Тагиле коллектив конструкторского бюро, состоявший в основном из молодежи, возглавил конструктор Л.Н. Карцев.
Учитывая, что бюро Уралвагонзавода еще не получило достаточного опыта после ухода харьковских конструкторов, а также высокий авторитет А.А. Морозова как создателя целого ряда удачных конструкций, работы по созданию нового перспективного среднего танка были первоначально поручены КБ-60 харьковского завода №75.
«Объект 430»
Работы над перспективным танком начались в 1951 г., а к 1953 г. в Харькове уже был разработан предэскизный проект, который по всем основным параметрам превосходил серийный Т-54. Машина получила обозначение — «объект 430». Кстати, первая цифра в обозначении послевоенной советской бронетехники почти всегда определяет КБ-разработчика машины. Например, цифра 4 означает, что машина разработана КБ-60 при харьковском заводе №75, цифра 1 — это техника, спроектированная в ОКБ-520 завода №183 (или УВЗ) в Нижнем Тагиле.
По проекту «объект 430» вооружался 100-мм танковой пушкой Д-54ТС, для наведения которой впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПДМС. Его броневая защита была усилена за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей и установки их под большими углами наклона.
Опытный образец «объекта 430» имел сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов. Его носовая часть представляла собой многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту.
Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения “Метель” и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулеметом КПВТ.
На танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД (580 л.с.). Трансмиссия — механическая планетарная. «Объект 430» имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией (вместо больших катков применявшихся начиная еще с танков БТ и Т-34) и гусеничной лентой с металлическим шарниром. Система подрессоривания танка — индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески.
Танк оснащался системой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО. В 1957 г. были готовы три опытных образца харьковского «объекта 430».
Испытания «объекта 430» прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд недоработок. В заключении комиссии по испытаниям было записано, что требования задания Научно- технического комитета ГБТУ были в целом выполнены, а опытный танк по своим характеристикам превосходит серийные средние танки. Но добиться существенного повышения его огневой мощи по сравнению с Т- 54 проектировщикам не удалось, а учитывая тот факт, что его конструкция была совершенно новой, при его серийном производстве возникли бы неизбежные проблемы при организации обслуживания, переучивании личного состава и ремонта. Поэтому принятие на вооружение «объекта 430» посчитали нецелесообразным. Такой же точки зрения придерживался и сам его конструктор — А.А. Морозов.
«Объект 140»
В 1952 г. к работам над перспективным средним танком подключилось и нижнетагильское КБ. Его новому начальнику Л.Н.Карцеву, несмотря на имеющиеся кадровые проблемы, удалось добиться получения правительственного задания на разработку перспективного танка.
Очень большую, если не главную, роль в этом сыграл директор УВЗ И.В. Окунев — человек неуемного характера, волевой, пользующийся большим авторитетом в Министерстве транспортного машиностроения. Он проявлял постоянный интерес к новой технике и был патриотом своего завода. А получение такого серьезного правительственного задания и для КБ, и для завода сулило большие преимущества: увеличение финансирования, приток квалифицированных кадров, получение опыта, а главное — развертывание в перспективе серийного производства нового танка.
Нижнетагильский проект получил обозначение «объект 140». Будущая машина должна была иметь бронекорпус новой, улучшенной формы, вооружаться пушкой Д-54Т (так же как и «объект 430»), в качестве двигателя предполагался новый дизель Д-36 (максимальная мощность которого по некоторым данным должна была составлять 700 л.с.).
Опытный «объект 140» имел корпус с большими углами наклона броневых листов (в том числе бортов и крыши). Толщина бронирования лба корпуса — 100 мм. Башня, по форме сильно напоминающая башню Т-54, имела бронирование в передней части до 240 мм. Вооружение было аналогично «объекту 430». Наведение пушки осуществлялось с помощью телескопического прицела ТШ-2.
Двигатель — многотопливный дизель В-36, мощностью 700 л.с, являвшийся модификацией двигателя семейства В-2. Трансмиссия — механическая планетарная. Ходовая часть — с опорными катками малого диаметра, имеющих внешнюю амортизацию, и поддерживающими роликами. В 1957 г. был построен опытный образец нижне-тагильского «объекта 140».
Испытания «объекта 140» выявили целый ряд серьезных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии, кроме того, несмотря на большое количество прогрессивных конструкторских решений, в целом машина оказалась весьма нетехнологичной. В конечном счете, главный конструктор КБ УВЗ Л.Н.Карцев направил письмо в ЦК КПСС и Совет Министров с просьбой освободить его КБ от продолжения работ по проекту перспективного среднего танка.
Обе опытные машины после прохождения заводских испытаний приняли участие в сравнительных испытаниях в НИИ БТ Полигоне в Кубинке.
Разработка орудия
У-8ТС. Одновременно в рамках создания перспективного среднего танка для повышения его огневой мощи в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова были начаты работы по разработке 100-мм танковой нарезной пушки более мощной, чем устанавливающаяся на «пятьдесятчетверке» Д-10Т. Начальная скорость бронебойного снаряда нового орудия должна была достигать 1015 м/с (для сравнения, у Д-10Т — 895 м/с), а дульная энергия быть на 30% выше.
Для компенсации возросшей отдачи был установлен дульный тормоз, для продувки канала ствола служил эжектор. Пушку, получившую обозначение Д-54Т, планировалось установить в танке Т-54 взамен Д-10Т, ее же предполагалось использовать и для вооружения перспективного среднего танка.
Для проведения испытаний этого орудия в 1954 г. в Нижнем Тагиле на базе корпуса и башни Т-54 был построен опытный танк, получивший обозначение Т-54М или «объект 139». Только в июне 1954 г. в ЦНИИ-173 был закончен техпроект одноплоскостного стабилизатора «Радуга». А первый опытный образец Д-54 был установлен на «объект 139» в октябре 1954 г. Тогда же «объект 139» был принят комиссией и направлен на заводские полигонные испытания, первый этап которых был завершен к декабрю 1954 г.
Были проведены и стрельбы из нового орудия, однако только с места, так как ЦНИИ-173 задержал поставку стабилизатора «Радуга». Испытания продолжились в 1955 г. после установки стабилизатора, но его работа была неудовлетворительной, кроме того, выяснилось, что обслуживание пушки затруднено из-за стесненности боевого отделения — Д-54 имела большие размеры, чем Д-10Т. Стабилизатор «Радуга» на вооружение принят не был, прекратились и дальнейшие работы над Т-54М, так как примерно в это же время на вооружение поступил танк Т-54А, оснащенный одноплоскостным стабилизатором «Горизонт».
После неудачи с «Радугой» для пушки Д-54 в ЦНИИ-173 был спроектирован двухплоскостной стабилизатор «Молния». Осенью 1955 г. УВЗ было передано три опытных образца стабилизированной в двух плоскостях 100-мм пушки Д-54ТС с «Молнией», предназначавшиеся для «объекта 140».
В 1958 г. были начаты испытания новых пушек на трех опытных экземплярах «объекта 165» (о нем рассказ ниже). К февралю 1960 г. полигонновойсковые испытания «объекта 165» были завершены. Выдержала их и пушка Д-54ТС, которая к этому времени была несколько модернизирована — упрочнен ствол, в результате чего его вес возрос до 2390 кг, изменена крутизна нарезов в связи с началом разработки нового подкалиберного снаряда. Этот вариант пушки Д-54ТС получил заводской индекс У-8ТС и индекс ГРАУ 2А24. В 1961 г. «объект 165» со 100-мм пушкой У-8ТС со стабилизатором «Метеор» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. В его боекомплект входили только калиберные бронебойные и осколочно- фугасные снаряды, так как разработка подкалиберных бронебойных снарядов затягивалась.
У-5ТС. В конце 50-х годов, в СССР была разработана 100-мм гладкоствольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» с очень высокими для того времени характеристиками бронепробиваемости. Тогда же возникла идея установить «Рапиру» в проектирующийся «объект 165». Однако унитарный выстрел «Рапиры» был слишком велик, его длина составляла 1200 мм, и в башню «объекта 165» он не помешался. Тогда было решено на базе 100-мм нарезной пушки Д-54 спроектировать гладкоствольную танковую пушку с такой же, как у Д-54, длиной выстрела (1100 мм).
Использование гладкого ствола сулило целый ряд преимуществ, среди которых было увеличение давления в его канале в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи (т.е. относительная простота создания мощного кумулятивного снаряда).
Новая пушка разрабатывалась в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. В ходе работ выяснилось, что, упразднив нарезы и не изменяя никаких наружных габаритов Д-54, можно увеличить калибр пушки со 100 до 115 мм. От дульного тормоза решили отказаться, эжектор сместили ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. В результате появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У- 5ТС с начальной скоростью снаряда в 1620 м/с ! . В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойно- подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами.
«Объект 165»
Таким образом, несмотря на длительные усилия двух конкурирующих между собой танковых КБ, к 1957 г. Советская Армия так и не получила новый средний танк, который бы существенно превосходил уже имеющиеся в войсках Т-54. Ситуация обострилась еще больше после того как военной разведкой была получена информация о разработке в Англии нового чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7А1.
За счет очень длинного ствола (62 калибра) и высокого давления в его канале (5500 кг/см) бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел начальную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т.
В 1958-1959 гг. ожидалось поступление на вооружение английских тяжелых танков «Центурион» модификаций Мк IX и Мк X с этими пушками, в перспективе она же должна была устанавливаться в ходе модернизации и на ранее выпущенные «Центурионы» модификаций Мк V и Мк IV. Кроме того, к 1960 г. должно было начаться серийное производство нового американского среднего танка М60 с этой же 105-мм пушкой, изготавливаемой по лицензии в США под маркой — М68. Учитывая эту тревожную информацию, ГБТУ потребовало от конструкторов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.
В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стреляных гильз. Проект танка получил обозначение «объект 165». С целью снижения технического риска и максимально быстрого запуска танка в производство для него использовались узлы и агрегаты Т-54/55.
Однако, учитывая опыт, накопленный при испытаниях «объекта 137» и «объекта 140», и то, что новая 100-мм пушка имела несколько большую казенную часть и более длинный выстрел, чем Д-10Т, а ГБТУ запрещало вводить раздельно-гильзовое заряжание, конструкторам пришлось проектировать для установки Д-54ТС новую цельнолитую башню с увеличенным диаметром погона — 2245 мм вместо 1825 мм у Т-54. Заодно увеличили и толщину ее бронирования — до 240 мм в передней части.
Для облегчения работы заряжающего, а также что бы решить проблему удаления крупных стреляных гильз, которые уже было нерационально, как раньше, укладывать обратно в стеллажи, на ограждении пушки (как и на разработанном ранее в этом КБ «объекте 140») установили механизм выброса стреляных гильз. Гильзы выбрасывались через небольшой люк в кормовой части башни. Новая большая башня уже не помещалась на старом корпусе, поэтому пришлось удлинить его переднюю часть и сдвинуть назад моторно-трансмиссионное отделение.
В результате был спроектирован новый корпус — более длинный и несколько более широкий. Толщина его лобовых листов не изменилась, оставшись равной 100 мм, но на остальных направлениях толщину брони пришлось несколько сократить при сильном ее дифференцировании, для облегчения танка. Это было необходимо для сохранения его подвижности на прежнем уровне, так как мощность силовой установки не изменилась — моторно-трансмиссионное отделение со всеми агрегатами осталось таким же, как на Т-55.
Практически неизменной осталась и ходовая часть — опорные катки, ведущие и направляющие колеса (увеличилось только количество траков в гусеничной ленте — 97 вместо 90 у Т-54, за счет удлинения корпуса), но для сохранения правильной центровки танка изменили расположение опорных катков (в отличие от Т-54, у которого имелся большой промежуток между первым и вторым катками, катки на Т-62 были сконцентрированы в передней, наиболее тяжелой, части корпуса). В результате цепочки таких изменений, вызванных использованием более мощной пушки, и возник «объект 165» — будущий Т-62А.
Относительно новой системой, которая устанавливалась на «объект 165», стала система противоатомной защиты (ПАЗ), которая предназначалась для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны атомных боеприпасов, а так же для защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли на радиоактивно зараженной местности. Подобная система как раз в это время устанавливалась в КБ УВЗ на модернизированный вариант «пятьдесятчетверки», получивший в серийном производстве название Т-55. Забегая вперед, можно сказать, что Т-62 стал вторым серийно выпускавшимся советским танком (после Т-55), имевшим систему ПАЗ.
В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра «объекта 165» со 100-мм пушками Д-54ТС. Их испытания проходили довольно быстро и без особых осложнений, т.к. почти все узлы и агрегаты были уже отработаны на ‘Г-54/55 и производились серийно.
«Объект 166»
В конце 1959 — начале 1960 г.г. 115- мм пушку У-5ТС установили в переделанный «объект 165». Эта опытная машина получила индекс «объект 166». В 1960-61 гг. «объект 166» успешно прошел заводские и войсковые испытания и в августе 1961 г. был принят на вооружение под обозначением Т-62. Правда, в ходе испытаний выяснилось, что несмотря на увеличенный объем боевого отделения заряжание унитарными выстрелами пушки У-5ТС — довольно трудоемкий процесс, особенно на ходу танка, даже несмотря на наличие механизма выброса стреляных гильз.
Таким образом, в КБ УВЗ под руководством Л.Н.Карцева в очень сжатые сроки (за три года) было создано два варианта среднего танка с более мощным, чем у Т-54, вооружением и усиленным бронированием — Т- 62А («объект 165») с нарезной 100-мм пушкой У-8ТС и Т-62 («объект 166») с гладкоствольной 115-мм пушкой У-5ТС.
Оба танка в середине 1961 г. были приняты на вооружение Советской Армии. Это позволило несколько сгладить тревожную ситуацию, возникшую после неудачи конкурса на проектирование перспективного среднего танка и ожидаемого появления новых английских и американских танков.
В 1961 г. завод №183 изготовил установочную партию танков Т-62 из 25 штук, которые были отправлены в войска Прикарпатского военного округа. В марте 1962 г. руководство приняло решение «в связи с необходимостью сокращения номенклатуры танковых пушек производство Т-62А не начинать». Определенную роль в этом решении сыграло и отсутствие подкалиберного бронебойного снаряда для пушки У-8ТС.
Также много нареканий вызывал ее дульный тормоз. Зимой при стрельбе дульный тормоз поднимал снежное облако, летом — пылевое или песчаное. Это демаскировало танк и «ослепляло» его смотровые приборы. Дульная волна отрицательно влияла на десант на броне и пехотинцев, наступающих вместе с танками. Существенным недостатком дульного тормоза было и снижение меткости. В результате с 1 июля 1962 г. завод №183 приступил к массовому выпуску только танков Т-62 со 115-мм гладкоствольной пушкой У-5ТС.
Основным достоинством Т-62 стала его почти полная унификация с серийно выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках.
Широкой публике танк Т-62 был впервые продемонстрирован спустя четыре года после принятия на вооружение — на военном параде в Москве 1 мая 1965 г.
Средний танк Т-62
Конструкция
Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитиеТ-54/55 и выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник. Слева в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме — силовое. В нем использованы те же узлы и агрегаты, что и в Т-54/55, однако корпус и башня разработаны заново.
Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. По сравнению с Т-55 длина корпуса увеличена на 386 мм, высота на 27 мм. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя — 60°, нижняя — 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше — бортов в нижней части корпуса — 15 мм, в верхней — 79 мм (бортовые листы установлены вертикально), днище изготовлено из броневой стали толщиной 20 мм и для увеличения прочности имело корытообразную форму, крыша — толщиной 31 мм.
В расположенном в передней части корпуса у левого борта отделении управления находится место механика- водителя. Справа от него находятся стеллажи, в которых размещена часть боеукладки (16 выстрелов) и аккумуляторные батареи. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенном листе над его сиденьем.
В положении «по боевому» (с закрытым люком) обзор местности механику обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. Инфракрасный (ИК) прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты. В отделении управления имеется гироскопический курсоуказатель ГПК-59. Аварийный люк расположен в днище за сидением механика-водителя и открывается внутрь танка.
Башня кругового вращения установлена в центральной части корпуса. В отличие от танков Т-54/55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, башня Т-62 была цельнолитой. По размерам она несколько превосходит башню Т-55 — диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм и имеет стенки весьма большой толщины: 240 мм в передней части и 153 мм по бортам.
В левой части башни располагаются сиденья наводчика (впереди) и командира танка (сзади и несколько выше). С правой стороны находится рабочее место заряжающего. В крыше по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки.
На Т-62 устанавливалась комплексная экранная защита ЗЭТ-1, которая состояла из сетчатого и бортовых экранов, разработанная в 1964 году для повышения защищенности советских танков от кумулятивных боеприпасов, бронепробиваемость которых к этому времени существенно повысилась.
Оборудование
Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневным-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед его люком. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых установлены в крышке люка, а два других — перед люком.
Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая имеет возможность вращаться независимо от вращения башни танка. На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11. ИК- подсветка осуществляется прожектором, установленным в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора при этом составляет 800 м.
Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один призменный прибор наблюдения. Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископическим прибором МК-4, который установлен перед его люком. С 1975 г. на Т-62 стали устанавливать (над стволом пушки) лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2.
Для обеспечения внешней связи на Т-62 устанавливалась радиостанция Р-113. Связь между членами экипажа обеспечивалась танковым переговорным устройством Р-124.
Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Система защиты от оружия массового поражения, установленная на Т-62, аналогична этой системе на Т-55. На Т-62 установлена стандартная для советских танков термодымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.
Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Как уже упоминалось, броды глубиной до 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки, с использованием ОПВТ, танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.
Часть танков Т-62 была приспособлена для установки различного дополнительного навесного оборудования. Так использовались минные тралы КМТ-4 и КМТ-5, танковый бульдозер БТУ, комплексная экранная защита ЗЭТ-1.
Вооружение
Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС “Молот”). Она может вести огонь унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ- 18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойно-подкалиберными БМ-6.
Подкалиберный снаряд имеет очень высокую начальную скорость (1615 м/ с). Его бронепробиваемость на дальности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60 градусов, — это выше, чем у аналогичных снарядов 105-мм английской пушки L7. Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы — 5800 м.
Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка (при скоростях до 10-15 км/час).
Боекомплект Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми, громоздкими, что требует много времени и усилий при перезаряжании орудия. Из-за этого скорострельность пушки танка Т-62 очень низкая — при стрельбе с места составляет 4-5 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. Для сравнения: скорострельность пушки танков Т-54/55 составляет 7 выстрелов в минуту.
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом в 2000 патронов.
Первоначально Т-62 выпускался без зенитного вооружения — крупнокалиберного пулемета, который был не эффективен против низколетящих реактивных самолетов, но после появления боевых вертолетов, с 1972 г., танки Т-62 начали оснащаться зенитным пулеметом ДШКМ. Для этого была несколько изменена форма башни в районе люка заряжающего и над ним (на такой же турели, как и на Т-55) установлен пулемет.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/ мин., такой же, как и на Т-55. У него же заимствована силовая передача с гидропневматическим сервоприводом управления главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. Крыша МТО аналогична крыше Т-55.
В забронированном объеме расположены топливные баки емкостью 675 л. Три дополнительных топливных бака устанавливались на правой надгусеничной полке и имели общую емкость 285 л. Запас хода танка по топливу составлял до 450 км (по шоссе).
Скоростные характеристики и проходимость остались на уровне Т- 55: максимальная скорость по шоссе 50 км/час, преодолеваемые препятствия: подъем до 32°, вертикальная стенка высотой до 0,8 м, ров шириной 2,85 м.
Производство
Серийное производство Т-62 в СССР было завершено в 1972 г. В Чехословакии, которая получила лицензию на производство Т-62, они продержались на сборочной линии дольше — до 1978 г. Здесь Т-62 выпускался на заводе 2ТБ (Zavod Trucanske Stojarnе) в Мартине, Словакия, где его затем сменил Т-72.
Танки Т-62, строящиеся в Чехословакии, предназначались в основном на экспорт в третьи страны. Советский Союз удовлетворял свои потребности в этих танках самостоятельно, а на вооружение стран Варшавского договора Т-62 был принят только в Болгарии. Имеется информация, что лицензию на постройку Т-62 получила и Северная Корея, но о производстве Т-62 в этой стране неизвестно.
/Сергей Шумилин, naukatehnika.com/
«Средний танк Т-62 — последняя ступень эволюции Т-34″» — совершенно не так!!!
Последняя ступень эволюции Т-34 это Т-34/85. Можно с натяжкой Т-43 в линейку добавить но этот танк в серию не пошел. На этом данная линейка танков прервалась.
Основой дальнейшей линейки танков стал Т-44. Но тогда «Т-62 — НЕ!! последняя ступень. Последняя версия линейки ведущейся от Т-44 это Т-90М!!!
Т-64, Т-80 это отдельный проект, а с Т-44, по Т-90 прямая преемственность. Просто с усилением орудия на Т-62 сначала перекомпоновали катки с усилением на переднюю часть, а в Т-72 уже добавили шестой.
А если уж сгребать все в кучу и средние а потом основные танки. То считать прямыми родичами придется все с Т-34 по Т-90 включая Т-64 и Т-80. Исключая только тяжелые КВ-х/ИС-х.
Абсолютно согласен. Т-34 — последняя ступень эволюции танков со свечной подвеской Кристи. У Т-44 — торсионная подвеска и «развернутый» но 90 град. движок. Прототипы Т-54 появились примерно в то же время, когда Т-44 был запущен в серию (отсюда и маленький серийный выпуск — по моим данным, от 1000 до 1500 экземпляров).
Исходя из вашей теории , надо и КВ в эту линейку поставить . Схожая конструкция бронекорпуса и торсионная подвеска. В отличии от Т-34. После средних, пошла линейка основных боевых. К 80 годам они приблизились к весу тяжелых. Получается линия средних танков оказалась тупиковой?
Т-34 — подвеска от семейства БТ («Кристи»), ходовая без колёсных рудиментов, и с пятой парой котков, тоже от БТ. Корпус и башня оригинальны.
Т-44 — новый корпус, принципиально иная подвеска (торсионная), поперечное расположение двигателя, иная трансмиссия (КПП тоже поперёк корпуса). Оригинальная башня. От Т-34-85 осталась пушка и похожие катки.
Т-54,-55,-62 это развитие именно компоновки Т-44, и к Т-34 эти танки не имеют отношения.
«Последняя версия линейки ведущейся от Т-44 это Т-90М» Полнейший бред. Писатель кроме компьютерных игрушек в танк то заглядывал?
А как заглядывание куда либо влияет на наследование конструкторских решений? Т-44 и Т-90М это два совершенно разных по ТТХ танка, но признаков наследственной преемственности сие не отменяет.
Т-90 (всех версий) прямой наследник Т-72 (всех версий). Фактически — первый Т-90 — это Т-72БУ переименованный в Т-90 практически в прямом эфире «плохо опохмеленым» Ельцыным прямо под софитами журналистов. Конкретно — этому мудаку не понравилось сочетание Б-У в названии! Но я отвлекся!
Т-54-55-62 фактически являющиеся развитием единого танка на определенном временном отрезке, являются прямым развитием танка прототипа Т-44. Дальнейшим развитием этого направления и стал танк Т-72 выросший из двух прототипов объект 172 и объект 167 первый из которых являлся прототипом моб/версии Т-64, а второй дальнейшим совершенствованием Т-62. (вика в помощь)
Т-72 по факту явился «творческим симбиозом» уральцев из ходовой и двигателя серийных Т-54/Т-62 и корпуса «вечного недостроя» Т-64 на который насильно хотели пересадить армию, но так до развала и не доделали. Кстати питерцы потом тоже наплевали на хорьков и слепили Т-80.
Вот интересная статья http://alternathistory.com/tank-obekt-167-dedushka-urala/
Верно подмечено, что никакой Т-34 в прародители «шестьдесятдвойки» не годится. Т-44. Но присобачивать к линейке Т-44 — Т-54 — Т-55 — Т-62 «семьдесятдвойку» абсолютно неправильно. Единственное, что их роднит — поперечное расположение движка. Никакой внутренней унификации между Т-62 и Т-72 не имеется. Даже двигатели, хотя и ведут родословную от В-2, но не имеют унификации. Трансмиссия тоже разная. Ну, а боевое отделение Т-72 вообще ничего близко не имеет к Т-62. Так что на Т-62 линейка производных от Т-44 заканчивается.
Т-44 — Т-54 — Т-55 — Т-62 — сутью — развитие-модернизация одного танка. Как Т-72 Т-90. А вот увязывание в наследники по прямой линии это несколько иное. Впрочем — ваше дело! Не бежать же с рулеткой на какую нибудь экспозицию с целью где есть и Т-72 и Т-44 с целью катки мерить? А кто еще прямой наследник? Не (объект 432) — Т-64 же?
Впрочем — хотите! Пусть будет отдельно!!
голову свою рулеткой померь. Морозов Т-64 решил делать не из средних танков .а из лучших — ИС-2. Т-90 — его потомок (если не в курсе — Т-72 это упрощённый под свои возможности уралвагоном Т-64. Всё , что делалось в линейке средних — улучшение Т-34. Сначала поставили движок поперёк, за ним сдвинули башню назад, люк мехвода пошёл наверх. Потом на это же шасси поставили круглую башню — назвали Т-54. Ит.д.
Правильно!
В целом статья добротная и подробная!
Где автор нашел 80 тыс выпущенных т-54/55 — в Вике например 20 375 выпущено Т54 и 23 600 — Т-55?
Вольное обращение со статистикой подрывает доверие к другим утверждениям в статье.