Перспективы отечественного неатомного подводного флота

В последний раз к теме неатомных подводных лодок ВМФ РФ автор возвращался в январе 2018 г., то есть более года тому назад. Давайте посмотрим, что изменилось с тех времен.

Итак, год тому назад основу наших подводных неатомных сил составляли 15 ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877 «Палтус», из которых, по мнению автора, 12 находились в составе флота, а 3 – в ремонте. К сожалению, автор оказался слишком оптимистичен в своей оценке.

Дело в том, что две ДЭПЛ Тихоокеанского флота, «Святитель Николай Чудотворец» и «Нурлат», которые он числил «к походу и бою готовыми», на самом деле находились в бесконечном ожидании ремонта на «Дальзаводе». Более того, одна из ДЭПЛ, которую он считал ремонтирующейся, по всей видимости, тоже оказалась в отстое. Речь идет о ДЭПЛ «Ярославль», которая несла службу на СФ.

Корабль планировали поставить на средний ремонт с модернизацией еще в 4 квартале 2016 г., но, видимо в силу различных кризисов и пересмотров бюджета Министерства обороны, денег на это так и не нашлось. В результате ДЭПЛ выведена из эксплуатации, но ремонт на «Ярославле» до настоящего времени так и не начался.

Таким образом, на самом деле на начало 2018 г. ВМФ РФ имел 10 «Палтусов» в строю, 3 в отстое и 2 – в ремонте. Что же изменилось?

Из хорошего: в марте 2018 г. закончился ремонт ДЭПЛ «Дмитров» и она вернулась в состав Балтийского флота. В остальном же ситуация предсказуемо ухудшилась – одна из старейших лодок этого типа, «Выборг», покинула строй и ждет переоборудования в корабль-музей. Что у нас прибавится кораблей-музеев – это просто прекрасно, но выход из строя пускай даже старой лодки, с учетом их общего дефицита в ВМФ РФ, конечно, расстраивает.

Таким образом, на сегодня у на осталось 14 «Палтусов», из которых 3 самых старых лодки (вступили в строй в 1988 г.) пребывают в отстое, который вряд ли уже когда-либо покинут. Тем более, что единственная их «ровесница» «Выборг», до недавнего времени остававшаяся в составе БФ, также «ушла на покой». Вероятнее всего, что на этом история «изначального» проекта 877, к которому принадлежали все эти 4 корабля в ВМФ РФ, следует считать оконченной: остальные лодки, находящиеся в составе флота, представляют собой модификации проекта 877 (877ЛПМБ, 877М, 877ЭКМ и 877В).

Можно говорить, что в 2019 г. у флота осталось 11 «Палтусов», из которых 10 находятся в строю: 6 служат на Дальнем Востоке, 3 – на Северном флоте и 1 – на Балтике. Черноморская «Алроса» ремонтируется в Севастополе, а ее возвращение в состав флота ожидается в 2019 г. Все бы ничего, но первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 г., потом – в 2017 г., затем в 2018 г…. И сейчас вот обещают сдать лодку в текущем году. Что ж, будем надеяться, что это обещание будет все-таки выполнено, тем более что руководство РФ все-таки обозначило восстановление судостроительных мощностей Крыма одной из важнейших задач – может, после этого что-то и сдвинется с мертвой точки.

Если «Алросу» все же вернут в состав флота, то она покинет Черное море и отправится в Балтийское, с тем, чтобы общее количество ДЭПЛ БФ вновь, как и до ухода «Выборга» «на пенсию», составляло 2 ед. Тогда ЧФ полностью лишится ДЭПЛ проекта 877, но это как раз неважно, потому что в период 2014-16 гг. он получил на вооружение 6 более современных и мощных кораблей проекта 636.3. В сущности, на сегодня именно Черноморский флот является сильнейшим по ДЭПЛ среди 4-х военных флотов Российской Федерации.

В одной из итераций ГПВ 2011-2020 было анонсировано строительство еще 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Необходимость в этом была осознана после того как стало ясно, что серийное строительство новейших ДЭПЛ 4-го поколения «Лада» проекта 677 будет невозможно развернуть до начала 30-х годов, а быть может – и вообще никогда, потому что головная лодка столкнулась с огромным количеством проблем, которые категорически не желали решаться.

Как известно, лодки 636.3 при всех своих достоинствах представляли собой модернизированные «Варшавянки», которые сами являлись экспортным вариантом «Палтусов». Эти корабли лучше и сильнее оставшихся у нас ДЭПЛ проекта 877, но они, конечно, уже не находятся на острие военно-технического прогресса. Правомерно будет говорить о том, что лодки проекта 636.3 морально устарели.

Тем не менее, очевидно, что «Палтусам» не так долго осталось находиться в строю, потому что даже самая «юная» лодка этого типа, «Могоча», служит уже четверть века. И, раз уж с серийным строительством проекта 677 не сложилось, то возобновление производства ДЭПЛ 636.3 для ТОФ было совершенно безальтернативно.

Тем не менее, планы – это одно, а их выполнение – совершенно иное. Стало очевидно, что гигантские запланированные траты на ГПВ 2011- 2020 гг. в размере 20 трлн. руб., большую часть которых следовало «освоить» в период 2016-2020 гг., стране не по силам. В итоге руководство РФ вынуждено было отказаться от ГПВ 2011-2020 гг., заменив ее новой ГПВ 2018-2027 гг.

К сожалению, подробности новой госпрограммы вооружений в широкой печати не раскрывались, о ней достоверно известно только одно – ее финансирование будет значительно скромнее, чем планировалось для предыдущей ГПВ. Впрочем, в бочке дегтя присутствовала и ложка меда — планировалось удержаться на достигнутом уровне, то есть затраты на ГПВ 2018-2027 гг. просчитывалось так, что хуже, чем сейчас, ВС РФ финансироваться не будут.

Однако, раз уж пошла речь об ограничении финансирования, то, естественно, возникли опасения за судьбу 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для ТОФ. Тем более, что, несмотря на очевидное высвобождение производственных мощностей АО «Адмиралтейские верфи», после строительства черноморских ДЭПЛ, было заложено всего 2 новых корабля. Речь идет о Б-274 «Петропавловск-Камчатский» и о Б-603 «Волхов», официальная закладка которых состоялась 28 июля 2018 г. Автор настоящей статьи всерьез начал опасаться, что этими двумя лодками дело и ограничится…

Но, похоже, что все может еще закончиться хорошо. Итак, первая хорошая новость: 28 марта 2019 г. состоялась церемония спуска на воду головной ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.

Фотографии с церемонии спуска Б-274 «Петропавловск-Камчатский»

Но самое приятное заключается в том, что блог bmpd в статье, посвященной этому радостному событию, сообщил также, что работы по строительству следующих двух ДЭПЛ того же проекта уже начаты, и что корабли, получившие наименования ««Магадан» и «Уфа», находятся на стадии формирования блоков и проведения гидравлических испытаний». Официальная закладка состоится позднее, в 2019 г., причем bmpd сообщает, что указанные сроки находятся в полном соответствии с ранее подписанным контрактом на строительство данной серии ДЭПЛ.

Читайте также  Подлодки типа «С»: лучшие советские субмарины Великой Отечественной

Таким образом, можно констатировать, что как минимум 4 ДЭПЛ из 6 запланированных все-таки будут построены и войдут в состав ВМФ РФ. А вот с двумя крайними кораблями серии ситуация не так однозначна – пока известно только, что пятую субмарину планируют назвать «Можайск», а именование шестого корабля еще не утверждено, и никаких сведений об их грядущей закладке нет. Но, как ни странно это прозвучит, вполне возможно, что это нисколько не печальная, а самая что ни на есть радостная новость.

Все дело в прогрессе ДЭПЛ проекта 677 «Лада».

Упомянутые выше «Палтусы», как и созданные на их основе «Варшавянки», являлись ДЭПЛ 3-его поколения, то есть того же технологического уровня, что и американские атомные «Лос-Анджелесы» и советские «Щуки-Б». При этом и «Палтусы», и «Варшавянки», конечно, по множеству своих характеристик уступали своим атомным «старшим сестрам»: они имели куда более скромную подводную скорость, несопоставимо меньшую автономность, относительно слабые гидроакустические комплексы… Но при всем при этом «Палтусы» и «Варшавянки» обладали одним-единственным, но зато колоссальным преимуществом: значительно меньшей шумностью.

В результате этого ДЭПЛ в определенных условиях могли сыграть роль высокоэффективного «охотника за АПЛ» — патрулируя в заданном районе, «Палтус» вполне способен был засечь «Лос-Анджелес» до того, как более мощный ГАК американской атомарины обнаружит более тихую отечественную неатомную подводную лодку. И, опять же, ДЭПЛ проектов 877 и 636, пользуясь своей малошумностью, в некоторых ситуациях могли атаковать вражеский корабельный ордер более эффективно, чем та же самая «Щука-Б».

В общем, наши неатомные подводные корабли совершенно заслужено получили прозвище «Черная дыра». А кроме этого ДЭПЛ по размерам и стоимости значительно скромнее многоцелевой АПЛ и это, разумеется, тоже имело значение.

Но научно-технический прогресс не стоит на месте. СССР и США приступили к созданию многоцелевых АПЛ следующего, 4-го поколения: у нас это был «Ясень», в Америке — «Сивулф», а затем «Вирджиния». Против них ДЭПЛ 3-го поколения уже не имели былого преимущества (а скорее всего и вовсе не имели никакого преимущества), поэтому на повестку дня встал вопрос создания ДЭПЛ нового типа, чьи боевые возможности позволяли ей занимать ту же нишу по отношению к «Сивулфам» и «Ясеням», какое «Палтус» занимал в отношении «Лос-Анджелесов» и «Щук».

К сожалению, к созданию ДЭПЛ 4-го поколения в СССР приступили с известным запозданием: работы по проекту 677 «Лада» были начаты только в 1987 г. Это и предопределило все последующие сложности проекта. МАПЛ «Ясень» мы начали разрабатывать в 1977 г., и к развалу СССР она была во многом закончена, так что в 1993 г. удалось заложить головную лодку серии.

А вот работы по «Ладе», очевидно, в 1991 г. находились еще на ранней стадии, отчего создавалась она по большей части уже в «лихие 90-е» со всеми вытекающими «радостями», включая хроническое недофинансирование, развал кооперационных цепочек и т.д. и т.п.

ДЭПЛ «Лада» содержала в себе огромное количество нововведений, речь шла о создании принципиально нового корабля. Меньшее, чем у ДЭПЛ проекта 636 водоизмещение, меньшая численность экипажа, но при этом сохранение того же вооружения. Однокорпусная конструкция (второй корпус сохранялся только в кормовой части ДЭПЛ), новый электродвигатель, ГАК, БИУС, новое покрытие, новые средства снижения шумности, по принципу действия аналогичные тем, что были использованы на «Ясенях», новые аккумуляторные батареи, которые должны были обеспечить дальность подводного хода 650 миль на экономических 3 узлах против 400 миль у «Варшавянок».

Головную лодку «Санкт-Петербург» заложили в 1997 г., а смогли ввести в строй только в 2010 г., но первые же испытания показали – почти ничего из основных нововведений не работает как надо. 

Боевая информационная система «Литий» барахлила. Замечательный, в теории, ГАК «Лира», включавший себя не только классическую антенну, размещенную в носовой части лодки, но и дополнительные боковые, расположенные непосредственно на корпусе ДЭПЛ, а также буксируемую антенны, не соответствовал заявленным характеристикам. Новейший тип аккумуляторных батарей, которые должны были обеспечить «Ладе» более чем полуторакратное превосходство в дальности хода, почему-то выдавали мощность на уровне 60% от запланированной.

Надежды на то, что все это детские болезни, которые будут быстро исправлены, не оправдывались. «Санкт-Петербург» в итоге все же была сдана флоту, но находилась в опытной эксплуатации, а две заложенные за ней серийные лодки, «Кронштадт» и «Великие Луки», вообще были остановлены постройкой и перезаложены по откорректированному проекту 677Д в 2013 и 2015 гг. соответственно.

Тем не менее, даже и к этому времени не было ясности, насколько удалось преодолеть проблемы, преследующие «Санкт-Петербург». С одной стороны, были отдельные сообщения об определенных успехах «Санкт-Петербурга». Но с другой стороны, в 2016 г. РИА Новости сообщали со ссылкой на неназванного представителя ВМФ РФ, что командование флота приняло решение отказаться от дальнейшего строительства ДЭПЛ проекта 677. С одной стороны, конечно, «неназванный представитель» — не самый авторитетный источник, но был и намного более серьезный симптом, свидетельствующий о провале проекта 677.

Дело в том, что 7 сентября 2016 г. был заключен контракт на постройку «великолепной шестерки» ДЭПЛ проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Понятно, что «заключить контракт» и «построить» — принципиально разные понятия, но дело в том, что если бы в 2016 г. проблемы головного корабля проекта 677 были решены, или хотя бы имелась твердая уверенность в том, что серийные лодки 677Д выйдут на приемлемый уровень, то какой тогда смысл было строить для моряков-тихоокеанцев морально устаревшие ДЭПЛ предыдущего проекта? Хотя ДЭПЛ проекта 636.3 и представляют собой глубокую модернизацию «Варшавянок», но по своим боевым качествам это, конечно, никак не лодки 4-го поколения.

Все это говорило о том, что на «Ладах» был поставлен жирный крест, и потому периодически всплывающие сообщения о том, что флот, возможно, закажет еще 2 лодки этого типа, мелькавшие в 2017 г., всерьез не воспринимались. Помимо вышесказанного, тому было еще две причины:

  • Во-первых, новости эти, как правило, исходили не от представителей ВМФ, а от руководителей АО «Адмиралтейские верфи», которые могли выдавать желаемое за действительное.
  • Во-вторых, на тот момент новая ГПВ 2018-2027 гг. еще не была утверждена, так что любые мысли по поводу того, что же именно в конечном итоге закажет флот, представляли скорее гадание на кофейной гуще, нежели сколько-то достоверную информацию.
Читайте также  Атомные подводные ракетоносцы Франции, Китая и Индии

Правда, о «Ладах» говорил и заместитель командующего ВМФ РФ В. Бурсук: по его словам, флот все же собирался заказывать лодки проекта 677 большой серией. Но здесь, по всей видимости, речь шла о тех счастливых временах, когда для «Лады» будет создана воздухонезависимая энергетическая установка.

С учетом тупика, в котором оказались наши конструкторы, пытавшиеся такую установку спроектировать, слова замкомфлота выглядели вежливым эвфемизмом выражения «Когда рак на горе свистнет». Это было тем более неприятно, что, по некоторым данным, «Санкт-Петербург» постепенно избавлялся от своих недостатков. Так, «в интернетах», в июле 2018 г. появилась новость, со ссылкой на слова главы ОСК, что затянувшаяся опытная эксплуатация все-таки подходит к концу, и что головной корабль серии 677 будет передан флоту в 2019 г.

Однако 20 сентября 2018 г. произошло целых три интереснейших события:

  • Во-первых, была спущена на воду 2-я ДЭПЛ серии, заложенная по проекту 677 в 2005 г., приостановленная строительством в 2009 г. и перезаложенная по проекту 677Д в 2013 г. – речь идет о Б-586 «Кронштадт».
  • Во-вторых, генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит выступил с весьма неожиданным сообщением. С его слов, ДЭПЛ «Санкт-Петербург» в конце концов не просто подтвердила все заявленные характеристики, но даже превзошла их.
  • В-третьих, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» в очередной раз анонсировал строительство еще двух ДЭПЛ по проекту 677Д, причем с его слов подписание контракта планируется на 2019 г.

Конечно, сомнения все еще остаются – не выдают ли генеральные директора «Рубина» и «Адмиралтейских верфей» желаемое за действительное? Если вспомнить, например, сколько раз И. Вильнит говорил о «ну вот совсем почти готовой» анаэробной установке, которую разрабатывал его ЦКБ, то оптимизм по поводу судьбы проекта 677 уменьшается резко и кратно. 

Но 28 марта сего года заместитель главнокомандующего по вооружению ВМФ РФ Игорь Мухаметшин сообщил, что производство ДЭПЛ «Лада» проекта 677 (вероятно, все же речь идет о 677Д) будет возобновлено. Причем отнюдь не в светлом капиталистическом будущем, а в самое ближайшее время: по словам И. Мухаметшина документы для заключения контракта уже готовятся соответствующими специалистами военного ведомства.

Понятно, что обещаниями сыт не будешь, и что по-хорошему радоваться надо начинать после завершения контракта на строительство серии ДЭПЛ проекта 677 (677Д), или хотя бы завершения опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». Тем не менее, с учетом вышесказанного, можно говорить о том, что состояние программы неатомных подводных кораблей 4-го поколения внушает осторожный оптимизм.

И еще. В последнее время в интернете появился ряд статей, посвященных анаэробным установкам, под влиянием которых у части уважаемой аудитории могло сложиться впечатление, что классические дизель-электрические лодки совершенно устарели, и неспособны сегодня успешно действовать в конфликтах высокой интенсивности. Но на самом деле это, конечно, не так.

Безусловно, подводные корабли с ВНЭУ будут иметь определенные тактические преимущества. Но боевой потенциал отечественных «черных дыр» всегда оценивался высоко, и корабль следующего поколения, имеющий лучший ГАК, меньшую шумность и множество других преимуществ, будет чрезвычайно опасным подводным противником, даже имея классическую дизель-электрическую энергетику. Особенно, если работы по литий-ионным, или иным аккумуляторам большой емкости увенчаются успехом, что позволит существенно увеличить автономность отечественных ДЭПЛ.

В целом же ближайшее будущее нашего неатомного подводного флота выглядит так. По всей видимости, на Балтике наши подводные силы будут представлены двумя «Палтусами», «Алроса» и «Дмитров» — оба они прошли ремонт и модернизацию (точнее – «Алроса» все еще в процессе) и можно надеяться, что при наличии соответствующего техобслуживания корабли «протянут» еще лет 8-10 или около того.

Черноморский флот, получивший недавно 6 новых «Варшавянок» проекта 636.3, в обозримом будущем не будет получать пополнения кораблями того же класса.

Тихоокеанский флот, имеющий в своем составе 6 «Палтусов», по всей видимости, будет постепенно перевооружаться на 636.3 новой постройки – то есть, по мере поступления «Варшавянок» от «Адмиралтейских верфей», старые лодки проекта 877 будут выводиться из состава флота. Хотя нельзя исключать и того, что какое-то их количество все же останется в строю, и на некоторое время общая численность ДЭПЛ ТОФ превысит сегодняшние 6 единиц.

Пополняться новыми лодками будет также Северный флот – на сегодняшний день он располагает только 3 «Палтусами» и «Санкт-Петербургом». Вероятнее всего, обе лодки проекта 677Д, находящиеся сегодня в постройке, пойдут именно на север, с тем чтобы довести общее количество ДЭПЛ до 6 единиц. И, скорее всего, новые ДЭПЛ того же проекта также пойдут на СФ, с тем чтобы сформировать там соединение из 6 однотипных лодок. Впрочем, нельзя исключать и того, что существующий контракт на 6 ДЭПЛ проекта 636.3 для тихоокеанцев будет сокращен до 4 единиц, а вместо оставшихся двух на СФ будут поставлены новейшие «Лады».

Таким образом, можно предполагать, что «под занавес» существующей ГПВ «Палтусы» совершенно покинут состав ВМФ РФ, но при этом общая численность ДЭПЛ даже увеличится: если сегодня, по факту, мы имеем 11 «Палтусов», 6 «Варшавянок» и одну «Ладу», которая так и не вышла из опытной эксплуатации, то к 2028 г. можно ожидать 8 «Лад» (2 на БФ, и 6 на СФ) и 12 «Варшавянок» (по 6 на ЧФ и ТФ).

Конечно, нам необходимо значительно большее их количество, особенно на фоне обвального сокращения МАПЛ, но сомнительно, что на это найдутся средства. Все-таки для реализации этой программы нам необходимо за ближайшее десятилетие построить пять новых ДЭПЛ проекта 677 и четыре – 636.3, не считая ввода в строй двух ДЭПЛ проекта 677Д и 636.3, которые сегодня находятся в разных стадиях постройки.

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вот как тема про флот так у автора хорошая статья. Все Андрей, про танки больше не пиши, не надо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя