До осени 2019 года Конгресс США должен принять новый оборонный бюджет на следующий финансовый год. В этом документе требуется предусмотреть траты на все основные направления, в том числе на содержание и эксплуатацию стратегических ядерных сил.
Военные и законодатели уже не первый год спорят о модернизации СЯС, и в очередной раз предлагаются идеи и решения разной степени смелости. С их помощью планируется получить оптимальное соотношение эффективности и расходов.
Нынешняя ситуация
В настоящее время США обладают весьма развитыми СЯС. По количеству и качеству с американскими силами могут сравниться только российские; другие ядерные державы пока находятся в положении догоняющих. Развитие СЯС США в известной мере ограничивается сложностью и дороговизной проектов. Кроме того, Вашингтону приходится соблюдать условия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III).
Согласно официальным данным Государственного департамента, по состоянию на 1 марта 2019 г. СЯС США имели 800 развернутых носителей ядерного вооружения, из них 656 находились в развернутом состоянии. Количество развернутых боезарядов, подсчитанное по условиям СНВ-III, составляло 1365 единиц. Таким образом, заявленное состояние СЯС соответствует требованиям Договора, хотя и оставляет некоторый запас для наращивания численности зарядов и их носителей.
Согласно справочнику IISS The Military Balance 2018, в составе СЯС США несет дежурство 400 межконтинентальных баллистических ракет LGM-30G Minuteman III. Воздушная компонента ядерной триады включает 90 самолетов: 70 бомбардировщиков-ракетоносцев B-52H и 20 B-2A. В Мировом океане могут дежурить 14 атомных подлодок типа Ohio с 24 пусковыми установками ракет UGM-133A Trident D-5 на каждой.
Имеющиеся самолеты и ракеты способны нести по несколько ядерных боезарядов, что позволяет подстраивать состояние СЯС под текущие требования. В зависимости от обстановки, возможно изменение количества боеголовок и той или иной компоненты триады.
На протяжении нескольких последних лет в США на разных уровнях звучат заявления о необходимости полномасштабной модернизации СЯС. Актуальные программы, предусматриваемые последними военными бюджетами, позволяют поддерживать требуемое техническое состояние сил, но не в состоянии обеспечить их перестройку и кардинальное обновление.
В то же время, предусматривается разработка новых бомбардировщиков и АПЛ-носителей ядерных ракет. Согласно последним сообщениям, более серьезное обновление СЯС может начаться лишь к середине двадцатых годов – но при условии, что Пентагон и Конгресс найдут необходимые возможности.
Выражение беспокойства
За первые месяцы текущего года американские законодатели успели провести целый ряд мероприятий, в ходе которых обсуждалось развитие СЯС. Звучали самые разные заявления, в первую очередь, в поддержку будущего обновления сил. В пользу такой точки зрения приводятся разные аргументы, в том числе связанные с потенциальными противниками в лице России и Китая.
В ходе последних заседаний председатель Комитета Сената по вооруженным силам Джим Инхоф неоднократно напоминал о развитии китайских и российских СЯС. На фоне этого США откладывают обновление своих вооружений, что может привести к негативным последствиям. Законодатели предлагают в минимальные сроки разработать и принять к исполнению новую программу развития.
28 февраля на слушаниях по ядерной политике Дж. Инхоф рассказал о намерении создать новый законопроект-программу развития СЯС. Он предлагает собрать лучших экспертов из военных структур и гражданских организаций, которые помогут сформировать все необходимые планы.
5 марта сенатский комитет вновь обсудил вопросы СЯС, на этот раз в заседании участвовал глава Стратегического командования генерал Джон Хайтен. Командующий назвал ядерную триаду важнейшим элементом национальной обороны. Кроме того, он указал, что характерные возможности каждой из составляющих СЯС позволяют командованию реагировать на любую угрозу.
По мнению генерала, предлагаемая модернизация ядерных сил является минимально необходимыми усилиями для защиты страны. Самой серьезной угрозой Дж. Хайтен назвал стратегический потенциал Китая и России.
Последние заявления
На фоне подготовки законопроекта о военном бюджете возобновились споры о стратегических ядерных силах. Конгрессмены пытаются не только обеспечить сохранение желаемой боеспособности, но и добиться заметной экономии. Любопытный спор на эту тему имел место 6 марта во время слушаний с участием сторонних экспертов.
Председатель комитета Палаты представителей по вооруженным силам Адам Смит из Республиканской партии напомнил оценки Бюджетного управления Конгресса. Эта структура подсчитала, что модернизация ядерной энергетики страны и ядерных сил обойдется в 1,2 трлн долларов. А. Смит полностью поддерживает предлагаемые программы, но считает необходимой оптимизацию расходов. Сдерживание потенциальных противников возможно и с меньшими тратами.
В ходе тех же слушаний интересное мнение высказал эксперт по ядерной безопасности Принстонского университета и бывший офицер САК Брюс Блэр. По его подсчетам, для поддержания адекватного сдерживающего потенциала Соединенным Штатам не нужна полноценная ядерная триада со всеми компонентами. Такие задачи могут решаться всего пятью АПЛ типа «Огайо», несущими 120 баллистических ракет «Трайдент».
Также Б. Блэр предлагает способы совершенствования СЯС. По его мнению, необходимо уделить особое внимание устранению уязвимостей в системах связи и управления военной ядерной инфраструктурой. Он напомнил, что в актуальной ядерной стратегии для принятия решения об ударе президенту отводится около 5 минут. Существует риск повреждения данных, на которые придется опираться главе государства при принятии решения.
Заявления Б. Блэра раскритиковала представитель демократической партии Элейн Луриа – бывший офицер военно-морских сил, работавшая с ядерными вооружениями. По ее мнению, законодатели должны поддержать программу развития СЯС. Кроме того, Э. Луриа считает опасным, когда лица со стороны предлагают конгрессменам сократить или ликвидировать запасы ядерного оружия. Она не считает, что другие страны последуют такому примеру и по доброй воле начнут сокращать свои стратегические арсеналы.
В ходе последних мероприятий А. Смит в очередной раз напомнил о своих предложениях в области стратегий и развития СЯС. Так, для изменения облика ядерных сил и сокращения расходов на их содержания предлагается принять политику отказа от первого удара.
Также А. Смит продолжает критиковать программу создания крылатой ракеты LRSO и специальной боевой части W76-2. Конгрессмен считает разработку этих двух изделий нецелесообразной и приводящей к ненужным тратам. Закрыв две программы, Вашингтон мог бы перенаправить финансирование на более полезные и актуальные проекты.
Вопрос матчасти
Доступные данные раскрывают некоторые подробности текущих работ и планов командования в отношении материальной части. Пентагон принимает определенные меры, направленные на обновление СЯС, но далеко не все новые программы имеют большой масштаб и не привлекают особого внимания общественности и законодателей. Другие разработки, в свою очередь, получают больше внимания.
В настоящий период в США ведутся работы по нескольким проектам модернизации ядерных и термоядерных зарядов, предназначенных для использования в СЯС. Некоторые обновленные изделия могут попасть в арсеналы в ближайшее время, тогда как поставка прочих пока откладывается на несколько лет. Следует отметить, что в связи с ограниченными финансовыми возможностями и из-за отсутствия серьезных стимулов военно-политического характера в США пока отдают предпочтение обновлению существующих боевых блоков. Разработка последнего нового проекта, W91, была остановлена еще в начале девяностых годов.
Продолжаются работы по модернизированной боеголовке W76-2, предназначенной для БРПЛ Trident D5. Этот проект предлагает доработку серийного изделия W76-1 с применением современного оборудования, продлением срока службы и повышением безопасности. Мощность заряда сокращается с исходных 100 кт до 5-7 кт. Ранее сообщалось, что в январе 2019 года предприятие Pantex должно будет изготовить первые серийные блоки W76-2. Стадия начальной оперативной готовности будет достигнута в последнем квартале текущего года. Модернизация изделий по новому проекту будет продолжаться до 2024 финансового года.
Носителями новых боезарядов W76-2 останутся существующие ракеты «Трайдент-Д5». Последние будут эксплуатироваться на подлодках типа Ohio, но в дальнейшем для них будет создан новый корабль. В начале тридцатых годов в состав ВМС США планируется ввести головную АПЛ нового проекта Columbia. На борту этого корабля разместят 16 шахтных пусковых установок для существующих или перспективных ракет. Согласно нынешним планам, к середине века в боевой состав флота войдут 12 «Колумбий», которым предстоит заменить все ныне имеющиеся «Огайо».
Сразу несколько проектов разрабатываются в интересах воздушной компоненты ядерной триады. Прежде всего, создается перспективный бомбардировщик-ракетоносец Northrop Grumman B-21 Raider. Такая техника должна будет заменить в ВВС существующие самолеты B-1B и B-52H; в дальнейшем возможна замена и более новых B-2A. В общей сложности планируется построить сотню B-21. По разным данным, бомбардировщик Raider сможет нести широкую номенклатуру ядерных и обычных вооружений – как ракеты, так и управляемые бомбы.
В том числе и для B-21 создается перспективная крылатая ракета LRSO (Long Range Stand-Off Weapon). Пока этот проект находится на ранних стадиях и не дошел даже до испытаний опытных образцов. Параллельно ведутся работы по созданию боевой части для LRSO.
Вместе с другим оснащением такая ракета сможет нести боевой блок W80-4. Это изделие создается на основе серийного боезаряда W80, ранее разработанного для крылатых ракет воздушного базирования AGM-86 ALCM и AGM-129 ACM. Боезаряд длиной 800 мм и диаметром 300 мм массой 130 кг имеет мощность взрыва от 5 до 130 кт. Проект W80-4 предусматривает замену части оснащения боеголовки с применением современных комплектующих, а также адаптацию имеющейся конструкции под требования ракеты LRSO.
Наземная составляющая СЯС сейчас оснащена только МБР типа LGM-30G Minuteman III. Эти ракеты были созданы еще в шестидесятых годах и до сих пор остаются на вооружении. В девяностых и двухтысячных годах ракеты «Минитмен» прошли модернизацию с заменой двигателей и части оборудования. Также проходили обслуживание боевые блоки W78. МБР LGM-30G планируется сохранять в войсках до тридцатых годов. Замена для них пока не разрабатывается, но подобный проект может стартовать в обозримом будущем.
Споры о будущем
Как видим, ядерная триада США располагает всеми необходимыми средствами и представляет собой серьезную угрозу для потенциального противника. Имеются достаточно мощные и эффективные вооружения и техника, проходящие своевременные ремонты и модернизации. Как по количеству, так и по качеству американские СЯС являются одними из лучших в мире.
Однако нетрудно заметить специфическое состояние материальной части СЯС США и характерные особенности программ ее развития. На вооружении состоят подлодки с возрастом в несколько десятков лет и столь же старые самолеты. МБР наземного базирования, если не считать программы обновления, еще старше. Разработка принципиально новых боевых блоков давно прекращена, а все новые проекты такого рода предусматривают только обновление отдельных компонентов и адаптацию зарядов под нынешние требования.
Впрочем, морская и воздушная компоненты триады в будущем пройдут определенное обновление. Для них разрабатываются новые образцы техники и вооружения – чего нельзя сказать о сухопутной составляющей. Вполне возможно, что создание новых МБР наземного базирования планируется, но его пока относят к отдаленному будущему.
Таким образом, можно говорить о том, что у Пентагона отсутствует единая и всеобъемлющая программа модернизации СЯС, одновременно охватывающая все направления и предусматривающая полномасштабное обновление ключевых компонентов. На протяжении последних десятилетий неоднократно поднимался вопрос создания и принятия подобной программы, но пока дальше разговоров дело не шло. Принимаются к реализации отдельные проекты в тех или иных сферах, но все они реализуются не в рамках единой программы.
Причины отсутствия подобной программы очевидны. Как недавно подсчитало Бюджетное управление Конгресса, подобная программа обойдется налогоплательщикам в 1,2 трлн долларов. Эти траты можно будет распределить между несколькими годовыми бюджетами, но и в этом случае общий объем необходимого финансирования остается слишком большим. Стоимость гипотетической программы, желание сэкономить и постоянные споры на политическом поле уже много лет подряд не дают реальной возможности запустить полномасштабную модернизацию СЯС.
В таких условиях военному ведомству приходится обновлять СЯС в рамках отдельных проектов, требующих меньшие траты. Такое обновление войск проще вводить в проект военного бюджета и затем выполнять. В целом такой подход справляется с возложенными задачами и позволяет планомерно модернизировать СЯС. Впрочем, и он не гарантирует отсутствие претензий. К примеру, текущий проект модернизации боевых блоков W76-2 уже не первый год подвергается критике. Некоторые конгрессмены не видят смысла в переделке существующей боеголовки с сокращением ее мощности.
Прогноз на будущее
По всей видимости, полномасштабная программа обновления стратегических ядерных сил, о которой так долго говорят на всех уровнях, в обозримом будущем не будет принята по хорошо известным причинам. Пентагон, в свою очередь, продолжит обновлять имеющуюся материальную часть и создавать новые образцы в рамках отдельных программ и проектов. Благодаря этому СЯС все же будут получать улучшенное оружие и современную технику.
Стоит ожидать, что определенные особенности текущей ситуации сохранятся и в будущем. Так, с начала девяностых годов США не создают новые ядерные боезаряды, и вряд ли разработка таких проектов стартует в ближайшем будущем. В ближней и средней перспективе СЯС продолжат эксплуатацию старых ракет «Минитмен», а на серьезное обновление матчасти пока могут рассчитывать только дальняя авиация и ВМС.
В настоящее время США располагают крупными и развитыми стратегическими ядерными силами, способными решать все поставленные задачи. Однако вооружения и техника устаревают морально и физически, что требует своевременно их заменять. Нынешняя деятельность министерства обороны и связанных организаций позволяет своевременно обновлять оснащение войск, но не во всех сферах и не в желаемых объемах.
В отдаленном будущем это может привести к весьма неприятным последствиям в виде отставания от потенциального противника. В последних заявлениях официальные лица неоднократно упоминали угрозу в лице России и Китая. И в будущем станет ясно, смогла ли такая угроза повлиять на ход обсуждений, принятие новых программ и реальное развитие СЯС.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Расстроить планы гегемона поможет только обрушение мировой финансовой нефтедолларовой экономической системы, и выбивание из под США основы псевдоэкономической «пирамиды печатного станка». ШыШы не стесняются применять экономическое давление в качестве оружия. Почему же нам не ответить так сказать «алаверды» тем же концом по тому же месту?
Достаточно обрушить энергетический рынок заморозив свои нефтегазовые поставки, и спровоцировать термоядерный микроармагедец в странах залива к примеру стравив Персов с Изгаэлем!?
Проблема в том что наша «управляющая прослойка» сама в этом «шоколадном дупле» по самые пятки вперед головой. Это ж на собственное благосостояние наплевать, и ффсё что нажито непосильным «тру-дом»» своими руками по ветру пустить!