Война во Вьетнаме застала вооруженные силы США врасплох. В Пентагоне готовились к советским танковым броскам к Ла-Маншу, ковровым бомбардировкам, массовому использованию ракетного оружия. Вместо этого американцы попали в неприветливые джунгли. Их враг не пытался победить в конвенциональном бою, но умело использовал весь арсенал партизанской войны.
Чтобы не чувствовать себя слепыми котятами в войне с невидимым и неуловимым противником, громоздким, нацеленным на большую войну, вооруженным силам требовалось сильнодействующее средство.
Веский аргумент
Средство это было найдено почти что случайно. История LRRP, подразделений патрулей дальней разведки (long-range reconnaissance patrol), уходит корнями не в противопартизанские войны типа вьетнамской. Они были созданы для получения информации в реальном времени о большом конвенциональном противнике в маневренной войне. Именно поэтому первые роты LRRP появились в частях, расквартированных в Западной Германии, в 1961 году.
И оказались очень кстати в джунглях Вьетнама. Громоздкая структура американской армии предназначалась для «классической» войны XX века, где есть хотя бы четкая линия фронта. Тут она отсутствовала, что сильно затрудняло действия обычных частей. Но одновременно упрощало работу и повышало ценность LRRP. Ведь кто еще, как не диверсанты-разведчики, смогут найти черную кошку в темной комнате, то есть вьетконговские подразделения в густых джунглях?
Поэтому подразделения патрулей дальней разведки стали быстро появляться и там, причем довольно быстро. Это случилось ещё в 1964 году, на базе находившихся во Вьетнаме сил специальных операций. То есть, даже до введения туда крупной армейской группировки. Но позже свои роты LRRP стали появляться и в сравнительно «обычных» армейских дивизиях – например, в знаменитой 101-й воздушно-десантной.
Modus operandi
Американцы имели широчайший арсенал средств нанесения ударов, и не стеснялись его использовать. Артиллерия, вертолеты, «Фантомы» с напалмом, а также вооруженные сверх всякой меры гантраки. Все это позволяло превратить в кучу дымящегося пепла и измочаленных обрубков любые джунгли.
От LRRP требовалось только одно – показать место. Поэтому основной задачей таких патрулей была именно разведка, а не диверсионная деятельность. Идеальным рейдом считался тот, в результате которого удалось добыть как можно больше информации, и при этом не произвести ни одного выстрела.
Лучшим временем для высадки считались последние несколько часов до рассвета. Обычно на задание выходила группа в 4-7 человек, каждый из которых тащил по 35 кг снаряжения. Ей заранее определялся квадрат патрулирования, не соприкасающийся с контролируемой территорией. Поэтому для доставки использовались вертолеты. США были богатой страной, поэтому поддержка разведчиков была на высоте.
Как правило, в деле участвовали 5 вертолетов. Три вертолета «Хьюи» – воздушный командный центр, транспортный и запасной, заодно имитировавший ложные высадки десанта в соседних квадратах. И две «Кобры» для того, чтобы отработать по джунглям, если что-то пойдет не так.
Высадив разведчиков, вертолеты кружили рядом еще полчаса. После этого обычно следовала отмашка командира группы, что все в порядке, и «птички» скрывались из виду. Далее разведчиков ждал утомительный шестидневный рейд по джунглям – помимо хитрого и коварного противника, им предстояло встретить жару, пиявок и прочие «радости» Вьетнама. И все это посреди напряженной работы – регулярное наблюдение, прослушка переговоров противника, анализ, и доклады по радио.
Дружественный огонь
Не обходилось у американцев и без бардака. Опасным врагом LRRP зачастую были собственные вертолеты – не те, конечно, что высаживали и поддерживали разведчиков, а машины других подразделений.
Все дело в том, что LRRP выходили на связь 3 раза в день, передавая информацию во времени, приближенном к реальному. И использовали свои шифры, которые менялись чуть ли не с каждым новым рейдом. Кричать вертолетам открытым текстом, что в квадрате работают разведчики, было не очень полезно – переговоры слушались в обе стороны. Да и частоты, зачастую, у них были разными, а ещё попробуй быстро найди.
Все усугублялось популярным среди американских вертолетчиков способом охоты на вьетконговцев, броско именовавшимся, как «Хантер-киллер». Вначале следовал охотник, «Хантер». Это был легкий и верткий разведывательный вертолет OH-6, который искал неприятеля. А иногда противник был настолько глуп, что сам начинал стрелять по нему. Тогда в дело вступали «Киллеры» – как правило, пара нафаршированных малоприятным для вьетнамцев арсеналом «Кобр». Они радостно отрабатывали по обнаруженному противнику изо всего, что у них было, и довольно рапортовали в штаб о успешной охоте.
И горе было той группе LRRP, что нарывалась на группу «Хантер-киллер», и позволяла себя обнаружить. Тем более что, как и многие подразделения специального назначения, одевались разведчики довольно разнообразно – как было удобнее. И принять их с воздуха за вьетконговцев было довольно просто. Можно было, конечно, выпустить ракету, но это ставило крест на главном – скрытности операции.
Да и это не гарантировало результата. Вьетнамцы не стеснялись ловить вертолетчиков в изощренные ловушки, оборудуя ложные посадочные площадки, активно сигнализируя трофейными американскими дымами и ракетами, ведя активные радиоигры. Поэтому даже в опознавательную ракету в удаленном от американских баз квадрате вертолетчики могли попросту не поверить.
Закат подразделений бесшумной разведки во Вьетнаме
Рейды LRRP давали реальный результат – иметь глаза в непроглядных джунглях стоит очень дорого. Разведчики вскрывали вражеские тропы снабжения, находили действующие и временно оставленные базы, и даже срывали неприятельские атаки на базы. Ведь последние были во многом рассчитаны на внезапность. Но когда американцы не расслабленно сидят, а точно знают, где ты, и уже наводят артиллерию, вертолеты и гантраки, хищник и добыча быстро меняются местами.
Но всему приходит конец, и LRRP не были исключением. В 1968 году американцы попытались закончить войну дипломатическим путем. Для этого они приостановили бомбардировки Северного Вьетнама. Результат, конечно, был обратным. Ослабление давления дало возможность участить действия против американских баз. На усиление активности партизан действовал и сам факт «включения дипломатии» американцами. Ведь лучший способ улучшить свою переговорную позицию – это вогнать давшего слабину противника в ещё больший политический и военный дискомфорт.
Дела у американцев резко ухудшились. В условиях возросшей активности противника командованию стало уже не до «тихой» разведки. Надо было использовать все ресурсы, что есть, и все чаще стали раздаваться разговоры о том, что LRRP пора бы заняться и более активными действиями – например, засадами, диверсиями и физическим уничтожением противника.
Сами разведчики против не были – у них давно чесались руки устроить противнику какую-нибудь конкретную пакость, а не просто наблюдать и докладывать. И в январе 1969 подразделения LRRP стали преобразовываться в рейнджеров, имевших как раз такой профиль.
Закончилась вьетнамская война. К 80-м годам американцы даже смогли частично преодолеть её психологические последствия. Они все чаще и чаще возвращались к тому, что LRRP все-таки нужны и должны существовать как отдельные подразделения со своей спецификой, а не просто как роты рейнджеров. Но все-таки ментальные последствия этого конфликта изжиты не были.
LRRP сформировались перед Вьетнамом и ярко проявили себя именно в его условиях. Они слишком уж ассоциировались с этой неудачной войной. И тогда выход был найден – лавочка просто сменила вывеску. Наследником LRRP стали LRS – подразделения глубинной разведки (Long-range surveillance). Под этим названием они действуют и сегодня.
/Тимур Шерзад, topwar.ru/
Наши тоже оказались неготовы к войне в Афганистане
Наших тупо предал Шеварднадзе с друганами когда победа была почти в кармане.