Главная Обзоры Огнестрельное оружие

История калибра: .276 Pedersen — американский неудачник

1
755

Наверное, лучше всего историю патрона .276 и оружия под него рассказывать в стиле известного детского стихотворения.

— Вот .276 – патрон, который придумал Джон Педерсен.
А это винтовка конструкции Джона Педерсена, которая в темном чулане хранится, и она с патроном .276, который придумал Джон Педерсен. 
— А это генерал Дуглас МакАртур, начальник штаба армии США, который отправил в чулан винтовку Педерсена и его патрон .276.
А это армия США, которой когда-то руководил генерал Дуглас МакАртур, и она все еще не может найти себе хороший патрон. 

Патрон .276 Pedersen

Этот простенький стишок, наверное, стоило бы заучить наизусть как многим разработчикам стрелкового вооружения, так и людям с большими погонами, принимающим ключевые решения. История, в общем-то, была довольно поучительная, а главное – она действительно не закончилась до сих пор.

Как уже говорилось в статье про Джона Гаранда, еще до вступления в Первую Мировую войну армия США мечтала получить самозарядную винтовку. Началось это еще в 1902 году, с момента, когда Департамент Вооружений возглавил генерал Уильям Крозье.

Роль этого незаурядного человека в истории американского стрелкового оружия трудно переоценить. С одной стороны, именно при нем на вооружение поступили такие образцы, как винтовка «Спирингфилд» 1903, пистолет М1911, станковый пулемет М1917 и BAR1918. С другой – именно Крозье сыграл немалую роль в том, что ручной пулемет, сконструированный полковником американской же армии Льюисом, стал производиться в Британии.

Но для нашей истории важно, что именно Крозье считал необходимым принятие на вооружении «самозарядки». Но выбрать подходящую винтовку не удалось, и в Европу американцы поехали с обычными «магазинками». На дворе был 1917 год, и пока в России делали революцию, на Западном фронте шла большая драка, в которой не последнюю роль играла насыщенность войск автоматическим оружием.

Попытка заказать у французов ручные пулеметы системы Шоша закончилась плачевно. С американским патроном .30-06 Шоши работали еще хуже, чем с родным патроном Лебеля – хотя и оригинальный вариант по надежности в окопной грязи был далеко не «калашников».

Патроны .276 Pedersen в обойме

И тут в дверь Департамента Вооружений постучал Джон Педерсен с чудесной штукой, которая легко и просто превращала стандартную винтовку М1903 с ручной перезарядкой в автоматическую. Правда, для стрельбы короткими патронами пистолетного типа, но из длинного винтовочного ствола, на 600 метров они вполне улетали. Обрадовавшиеся военные сразу заказали 100 000 устройств Педерсена, потом еще… но тут война закончилась.

Тем не менее, в глазах офицеров Департамента Вооружений Педерсен уже успел приобрести репутацию нынешнего Илона Маска, умеющего доставать из цилиндра нужного кролика. Поэтому, когда в 1923 году он снова появился со словами: «а я знаю, как сделать самозарядную винтовку» – ему поверили.

Идея Педерсена была проста – раз для мощного патрона .30-06 сделать «самозарядку» не получается, давайте спроектируем новый комплекс «оружие-патрон». Учитывая традиционный консерватизм военных и возможные расходы на перевооружение армии, надо сказать, что Педерсен действительно был не только талантливым оружейным конструктором, но и убедительным продавцом своих идей.

Слева направо: 30-06 Springfield, .276 Enfield, .303 British, .276 Pedersen, .280/30 British, T-65E1 49 mm, 7.62 × 51 mm NATO, 7.62 × 39 mm, 7.92 × 33 mm Kurz, and 5.56 × 45 mm NATO

Созданный им совместно с франкфортским арсеналом патрон имел калибр  0,284 дюйма (7 мм) и начальную скорость порядка 730 м/с. Длина гильзы составляла 2,023 дюйма (51,4 мм). В целом, это было довольно похоже на появившийся после войны патрон .308win (7,62х51 мм НАТО), но патрон Педерсена имел меньшую отдачу и был, по мнению стрелков, гораздо более комфортным и управляемым при выстреле.

Оригинальностью отличалась и созданная для него винтовка, для работы автоматики была принята схема с полусвободным затвором и коленчатой парой. В тот момент это считалось достаточно перспективным, поскольку различные газоотводные схемы не были отработаны до приемлемого по надежности уровня. Винтовка Педерсена при емкости магазина в 10 патронов (для ранних вариантов) весила порядка 4-х кг. Для обеспечения надежной экстракции Педерсен применил специальное покрытие на основе воска. Вопреки некоторым данным, эта сухая смазка не собирала дополнительную грязь, а наоборот, повышала коррозийную стойкость патрона.

Проведенные опыты по стрельбе по козам и свиньям показали, что летальность патрона .276 Pedersen не уступает штатному .30-06 на основных дистанциях стрельбы. На Абердинском полигоне даже провели опыты с пулеметом Т2 и перестволенным под .276 пулеметом Льюиса.

Самозарядная винтовка Педерсена Pedersen T1

Но… в какой-то момент Джон Педерсен явно переоценил свою харизматичность. Хотя его патрон и винтовка считались наиболее перспективными, армия США еще не приняла окончательного решения. Патрон .276 еще дорабатывался, причем последние варианты могли сократить емкость магазина до 8 патронов, и все равно у военных имелись сомнения по части специальных боеприпасов (бронебойных, трассирующих) и использовании в пулеметах. А самого изобретателя во время очередных испытаний США не оказалось – он отправился в Англию продавать свои наработки фирме «Виккерс».

Возможно, это все равно сошло бы Педерсену с рук, не будь у военных альтернативы в лице другого Джона – Гаранда. Его конструкция винтовки тоже неплохо проявила себя на испытаниях, но при этом, как считал Гаранд, могла быть переработана и для штатного патрона. Наконец, Педерсен, как независимый конструктор, требовал роялти в размере доллара с каждой произведенной винтовки.

Гаранд же, как государственный служащий, работал «за зарплату» и был вынужден куда внимательней относиться к пожеланиям военных, чем «приходящая звезда». А на календаре был разгар Великой депрессии, явная военная угроза для США на горизонте отсутствовала, и мечтою любого конгрессмена было продемонстрировать избирателям, как он заботится о них, урезая «хотелки» военных. Например, спросив: «а зачем вам новый патрон, когда склады забиты .30-06?».

Самозарядная винтовка Педерсена Vickers-Pedersen

В итоге в 1932 году начальник штаба армии США Дуглас Макартур, получив от Департамента Вооружений гарантии, что новую «самозарядку» можно будет создать под уже имеющийся на вооружении патрон, «росчерком пера» закончил карьеру .276 Pedersen. С этого момента все новое стрелковое оружие должно было создаваться под штатный .30-06.

В тот момент это решение в чем-то могло показаться даже оправданным. Армия получала возможность использовать уже произведенные патроны, избавлялась от необходимости выплачивать роялти Педерсену – кругом сплошная экономия.

Правда, уже вскоре после Второй Мировой войны, все тем же американцам пришлось сначала принимать новый винтовочный патрон 7,62х51 мм, затем переходить на 5,56… а сейчас активно заниматься тестированием всяких «гренделей» и прочих «кридморов». Бывает.

Ну и напоследок уточним, что за танцами вокруг патрона .276 наблюдал молодой тогда полковник Стадлер, занимавшийся созданием бронебойных вариантов штатных патронов .30 и .50. Не удивительно, что когда после войны британцы предложили свою концепцию «промежуточного» патрона, для Стадлера это предложение казалось приглашением еще раз сплясать на старых граблях.

/Андрей Уланов, kalashnikov.media/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ктулху

    Винтовка с полусвободным затвором вещь конечно спорная, но вот сам патрон для своего времени оказался весьма прогрессивен.
    На мой взгляд, будь он в свое время принят, не потребовалось бы сегодня лапуа и кридмуры выдумлять.
    Впрочем 308-й вряд ли сильно хуже. Если только в баллистике и по мягкости в отдаче их посравнивать?
    Жаль, но историческая ретроспектива нам подобной возможности не предоставляет. Калибр к сожалению — музейный.