Главная Аналитические статьи и мнения

Фрегаты и БДК вместо авианосцев и атомных эсминцев

1
1873

23 апреля текущего года вполне может претендовать на звание «Дня, давшего волну надежды». Ибо далеко не каждый день закладывают несколько кораблей одновременно. Понятно, что посещение президентом России «Северной верфи» придает этакую весомость событию, и да, надежду на то, что все не остановится через полгода.

Итак, на верфях заложены два фрегата и два БДК.

Начнем с десантных кораблей, тем более что не так давно мы уже обсуждали тему, где говорилось, что лучше бы БДК вместо невнятных «атомных эсминцев» размером с линкор прошлого века.

И вот – получите. Хорошо, будем весьма рады получить, когда корабли будут построены. Понятно, что я сейчас скажу, что два БДК на фоне всеобщего уныния в этом классе – это… нет, пожалуй, не капля в море. Сказать так – это перебор. Скорее, два ведра воды на роту в жаркий день. Лучше, чем ничего, но и маловато по большому счету.

Но так как 2+2 все еще 4, то как бы через 5-7 лет наличие четырех новых десантных кораблей – ну это уже на что-то похоже в плане всяких операций. Не важно, Сирия, Ливия, Венесуэла или Грузия/Украина.

Главное, что идея БДК проекта 11711 снова «в теме». Ведь реально хорошие корабли, разве нет? А вышло как-то криво в начале. Впрочем, у нас все так. Отставив в сторону саму идею постройки серии кораблей проекта 11711, решили поиграться в ударные вертолетоносцы.

Хорошо, поиграли, теперь, когда эти плавучие чудовища носят вертолеты во славу Египта, пришло понимание того, что можно вернуться к БДК. 

Вернулись.

Причем вовремя, ибо еще в той статье, про атомные эсминцы, я говорил, что средний возраст наших десантных кораблей приближается к 40 годам. Средний! Так что совсем пора.

И возвращение к постройке кораблей проекта 11711 – вполне нормальное с моей точки зрения решение. Тем более что над проектом велись некие работы, суть которых позволяет сделать вывод, что строиться будут не корабли проекта 11711, а некоего 11711.1.

Изменения весьма существенные. Будет убрана артиллерия, которая по идее должна была оказывать поддержку высаживаемым десантникам. Речь идет о РСЗО А-215 «Град-М» и 14,5-мм МТПУ «Жало». Это огневые системы были признаны устаревшими и неэффективными.

БДК остаются с комплексами ПВО АК-630М-2 «Дуэт» и КВПП (комплекс выстреливаемых пассивных помех) КТ-308-04 «Просвет-М».

При этом десант без поддержки не останется. БДК для этого будут оборудованы увеличенной вертолетной площадкой на корме и смогут нести 6 вертолетов вместо 2.

6 единиц Ка-52К «Катран» — ну, это будет намного эффективнее, чем «Грады» и крупнокалиберные пулеметы. Это 6 пушек 30 мм и столько же охапок ракет. Причем умеющих работать на большом удалении.

В общем, идея понравилась. Есть в ней что-то такое, оптимистичное и вселяющее веру в успех. Хотя бы потому, что два корабля серии уже были построены, так что, может, дело пойдет так, что и снова вернемся к первоначальному варианту из 6 БДК.

В общем, «Владимиру Трушину» и «Василию Андрееву» — «ура!» и скорейшего спуска на воду. И трудовых успехов калининградским корабелам.

Переходим к фрегатам

Итак, фрегат. Очень странный класс кораблей, если честно. Плавучий компромисс, так сказать, не обидев.

«Фрегат – боевой корабль водоизмещением 3000-6000 тонн, оснащенный управляемым ракетным оружием. Основное назначение — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Универсальный эскортный корабль, способный действовать на любом удалении от берега».

Это вот довольно внятное описание фрегата, взятое из классификации НАТО конца прошлого века.

Вообще, фрегаты могут выполнять (и выполняют) более широкий спектр задач.

Это и патрулирование прибрежной зоны и открытых морских районов, и участия блокада и деблокада морских коммуникаций, например, при участии в локальном конфликте или миротворческой операции, поддержка и прикрытие десантных операций. Прикрытие, конечно, такое… символическое. Но – список, как видите, довольно приличный.

То, что фрегат — компромисс между размером и сутью, то есть, проще говоря, попытки впихнуть максимальное количество оружия в минимальный корабельный объем, это его минус. Минус и сам смысл класса — экономия в обмен на массовость. Отсюда и очень плотная компоновка всего, что отрицательно сказывается на живучести.

Зато – дешево. И задачу выполнить можно.

Единственное, что реально заставляет задуматься, так это то, что таких кораблей нет у мирового законодателя мод – США. В свое время США наклепали этих фрегатов столько, что когда от них отказались, то теперь полмира владеет бывшими американскими кораблями.

А отказались не просто так. Конфликты конца 20 века показали полную ущербность фрегатов как боевых кораблей. Это и конфликт на Фолклендах, когда британские фрегаты не смогли отмахаться от поршневых аргентинских бомбардировщиков со свободнопадающими бомбами, это и более поздний случай с фрегатом США «Старк», которого чудом не разделал на металл самолет (одиночный!) иранских ВВС.

И последние 20 лет американцы строят только эсминцы…

Но с их финансовым аппаратом и внешним долгом в 22 триллиона долларов они могут себе позволить не то что 100 эсминцев – «Звезду смерти» построить.

Мы же говорим не о необходимости завоевать весь мир, а именно о работе по тому списку выше. А раз мы не можем позволить себе строить эсминцы за счет всего мирового сообщества, а рассчитывать только на свои, то и фрегат – вполне корабль.

Здесь совершенно не стоит сравнивать фрегаты проекта 22350 с кем-либо еще просто потому, что современный фрегат – он не для серьезного замеса. Это именно корабль поддержки, рабочая лошадка, которую не жаль, если что.

Ну, это им не жаль, у нас их не так уж и много, так что мы будем беречь. Тем более что наши фрегаты — довольно зубастые ребятки, «откалиброванные», у которых есть чем укусить.

То, что «Горшкова» все-таки домучили, – прекрасно. То, что на подходе «Касатонов» и в обозримом будущем «Головко» и «Исаков» — тоже прекрасно. И здесь закладка «Чичагова» и «Амелько» добавляет дозу оптимизма.

Особенно в том случае, если эти корабли будут строить не так, как «Горшкова». 12 лет строить корабль водоизмещением 4500 тонн – это действительно садизм.

Однако есть еще один положительный момент. Как заявляют многие источники в оборонпроме, мучения с системой «Полимент-Редут» закончены, и она полностью готова к нормальной работе. 

И в итоге на выходе корабль, который может выполнять задачи в дальней морской зоне, все эти представительско-демонстрационные походы, визиты и прочее. Причем это обойдется нам значительно дешевле, чем гонять того же «Петра Великого».

Тем более что крейсер «Пётр Великий» — это все-таки достижение СССР, а «Горшков» — уже российское. И визит нашего фрегата на празднование 70 лет ВМС НОАК – лучшее тому подтверждение. Очень он там в тему оказался и интерес вызвал непосредственный.

Сдвинувшееся с мертвой точки дело постройки новых фрегатов считаю делом весьма важным и по нашему времени даже значительным. Лишь бы не заглохло, как это у нас часто бывает.

Ведь как было заявлено? А так, что в рамках госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы военно-морской флот России должен был получить 14 фрегатов: шесть проекта 11356 и восемь проекта 22350. 

Понятно, что за оставшийся год такого количества нам не видать, да и вообще, дай бог получить то, что есть на подходе.

Напомню, что фрегаты 11356 были посажены на мель Украиной, оставшись без двигателей. И до сих пор, как я понимаю, у нас не решили окончательно, что с ними делать: то ли все-таки родить двигатели, то ли продать индийцам. Те купят, конечно.

Оно и проекту 22350 аукнулся разрыв с Украиной. Но не так сильно. Повезло, там доля украинской стороны была изрядно поменьше, что и позволило на зубах вытащить проект, локализовав производство.

Но вообще судьба обеих проектов решается не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Рыбинске. Именно там, на заводе АО «ОДК-ГТ» (Объединенная двигательная корпорация – Газовые турбины), где должны собрать двигательные установки для кораблей.

Очень надеюсь, что получится.

Сегодня не стоит даже пытаться анализировать все обещания насчет того, что у нас тогда-то будет столько-то кораблей ДМЗ, кто бы ни озвучивал эти обещания. Давайте все-таки становиться более трезвомыслящими и отталкиваться не от слов, а от дел. Пора как бы.

Даже то, что В.Путин обещал заложить «в ближайшие годы еще пять кораблей ДМЗ», равно как и закладка – это еще не корабли. У нас, к сожалению, от закладки до спуска на воду может пройти столько времени… АПЛ «Белгород» — лучший тому пример.

Так что мы имеем на сегодня торжественную закладку четырех важных и нужных нам боевых кораблей. А если через пять лет эти корабли еще и сойдут на воду – будет вообще прекрасно.

Нам нужен флот. Полноценный, современный и сбалансированный. Если не будет такого, никакие спецлодки со спецдронами, пусть и несущие ядерные заряды, не смогут быть эффективными.

А российский флот должен иметь возможность решать задачи по охране наших интересов и безопасности как вблизи нашего побережья, так и в более отдаленных районах.

Потому плавное и вдумчиво разработанное обновление нашего флота боевыми кораблями будет всегда приветствоваться и восприниматься с должной толикой оптимизма.

Главное – не останавливаться на полпути.

/Роман Скоморохов, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ктулху

    У Ромы как всегда, шиворот на выворот. БДК — хороший, фрегат — плохой. По мне так в точности наоборот, БДК фуфел а фрегат вполне походит за неимением лучшего.
    Обоснования. Ваня хрен, годен лишь на то чтобы заменить своего прототипа — БДК Тапир, ухайдоканого как возрастом, так и сирийским экспрессом. Собственно 4х4 хорошая схема, 4 Тапира на 4 Хрена. Только вот больше «этой радости» флоту не заказывайте, не надо. Два построили, еще два заказали, бюджет не оскудеет, а опосля харэ! Не нужен такой десантник, лабайте конкретный проект! Весь мир УДК строют от 20 килотонн а наши 5-6 к-тн молоцы ммля! Понятно что пока, понятно что за неимением лучшего, и возможностей это лучшее построить сейчас. Но на перспективу хотя бы проект начните делать!
    А ваня хрен как и тапир скорее военный транспорт чем БДК.
    (цит) «donavi49 26 апреля 2019
    —————————————-
    Ну опять же тут ест несколько подходов.
    Я уже приводил список с кучей стран, которые перешли на ДКВД/УДК. Закопипстью снова:
    — США на УДК.
    — Франция на УДК.
    — Египет купил 2 Мистраля.
    — Италия на УДК.
    — Китай на ДКВД 071 и строит мега УДК а-ля Уосп.
    — Корея на УДК.
    — Япония на УДК.
    — Бразилия купила у Британии Океан, а во франции ДКВД.
    — Алжир купил в Италии ДКВД СанЖоржио.
    — Чили купила во Франции ДКВД типа Фудр.
    — Индия купила в США ДКВД типа Райли.
    — Голландия построила свои ДКВД типа Роттердам и Де Витт.
    — Сингапур купил 4 малых ДКВД (2 Грена по водоизмещению) типа Ендьюренс.
    — Тайланд купил аналогичный ДКВД 1 штуку.
    — Испания имеет свой ДКВД Галиция, а также мегауспешный УДК Хуан Карлос (продано в Австралию и Турцию).
    — Британия все еще имеет 2 ДКВД типа Альбион.
    — Индонезия имеет и строит хит продаж в классе легких ДКВД — Макассар. Уже продано на Филиппины и в Перу, практически продано в Малайзию.
    — Филиппины, 2 ДКВД типа Тарлак — Макассар.
    — Перу, сами строят 2 ДКВД типа Писко — Макассар.
    — Турция вот уже спускает головной корабль Anadolu. Типа Хуан Карлос.
    — Австралия, опять же тип Хуан Карлос с некими доработками.
    То есть это тренд мировой. Даже бедные страны выбирают ДКВД.
    МО — хотело все и сразу. Сразу же без опыта (Носороги не считаем, ибо давно и не правда) — заскочить на большой УДК с выделенным (а не совмещенным как например у корейцев) ангарным уровнем. То есть и кучу вертолетов, и много площадок, и кучу десантников, и огромную амфибийную группу и быстроходные танкодесантные катера — катамараны. Однако не вышло.
    Другой вариант — эволюция.
    небольшой ДКВД — 2-3 площадки вертолетные + 4 вертолета в ангаре, док камера на пару обычных ТДК + выход амфибиной группы. Все это в 10-12к т. Поиграться с ними, наработать тактику, методику, инструкции, опыт. На базе этого уже формировать заказ на УДК. Примерно так кстати и сделали китайцы — но те с помпой и размахом делали, ибо денег много. У них там мега док + скопированные LCAC = 071 равняется Уоспу по высадочным средствам, а следом еще их плавающие морские танки и БМП идут амфибийной группы. По первой волне высадки — у них там легко паритет будет. И полностью перебивает прямого конкурента — Сан-Антонио. И вот на базе опыта эксплуатации 071 — они делают свой Уосп.)»
    ————————————————————————————————
    ————————————————————————————————
    Фрегаты. Нужны как слов не подберешь! Даже такие немножко недо. Пару следующих обещают чуть лучше уже с 24мя калибрами, турбины есть, редуктора худо бедно стали производить, а там глядишь и проект «Горшков-М» поспеет.
    «»(цит) (timokhin-a-a 24 апреля 2019
    ———————————————-
    Справедливости ради, не факт, что будущий полностью турбинный 22350М будет сложнее в постройке, чем 22350. У последнего — очень сложный технически редуктор, суммирующий обороты от высокооборотистого ГТД (отключаемого) и низкооборотистого дизеля, а потом делящего это всё на две валолинии.
    М7А из маршевой М70 и форсажной М90 обещает быть намного проще, как впроизводстве, так и в эксплуатации, а полностью турбинная ГЭУ будет двигать его намного резвее и дальше. Если на нём сделают два противолодочных вертолёта и хороший ГАК, и если не намудрят и РЭВ, как на 22350, то такой корабль обещает быть даже практичнее, чем 22350, и проще в эксплуатации.
    Хоть и не дешевле.
    Компоновка у 22350 тоже ого-го, не подлодка, конечно, но уже сравнимо.
    По уму их надо строить только пока не получится заложить первые 22350М, а потом уже не нужно.)»

    А вот еще — (цит) «Alexey RA 26 апреля 2019
    ——————————————————-
    Оно и проекту 22350 аукнулся разрыв с Украиной. Но не так сильно. Повезло, там доля украинской стороны была изрядно поменьше, что и позволило на зубах вытащить проект, локализовав производство.
    Доля украинской стороны в обоих проектах была одинакова — турбокомпрессор и редуктор + сборка и испытания ГТД в целом.
    11356 принесли в жертву 22350 только потому, что 11356 изначально был эрзац-проектом, единственным преимуществом которого была быстрота постройки. Нужно было экстренно обновить корабельный состав ЧФ, бригада надводных кораблей которого представляла собой плавучий музей, некоторые экспонаты которого, кстати, были признаны устаревшими ещё во времена СССР. Вот и решили построить им на замену хоть что-то, но только быстро — благо, что с индийского заказа фрегатов были и проект, и смежники, и кадры.
    Как только возможности быстро построить 11356 не стало (новая вводная — ГТД до 2019 не будет), то единственное преимущество 11356 пропало. И вылезли все недостатки в шестой раз модернизированного проекта 1135 разработки времён развитого социализма.
    Посему было принято решение — все силы бросить на ГЭУ для 22350, а за внезапно образовавшиеся 4 «свободных» года наконец-то довести до ума «Полимент-Редут». Собственно, его доводка и стала последним гвоздём в крышку гроба 11356.)»
    Нам как воздух требуется крупносерийный боевой корабль, на некоторых флотах кораблей 1-2го рангов не околачивающихся у стенки один два осталось. Не до жиру!