F-35: отчет аудиторов - «управление программой неадекватно»

Характеристики истребителя ВВС США F-35 не соответствуют требованиям боевой машины, заявили в управлении по подотчетности правительства США. Как отметили в Управлении по подотчетности правительства, одной из причин такой ситуации является отсутствие эффективной базы данных по запчастям и расходным материалам для этого семейства самолетов.

Лишь каждый четвертый истребитель-бомбардировщик F-35 (27% от всех самолетов, стоящих на вооружении в США) находится в состоянии полной боеготовности. Каждый второй F-35 (52% от всего флота) способен выполнить только одно боевое задание.  

Это следует из отчета аудиторов главного контрольно-ревизионного органа Конгресса США — Управления по подотчетности правительства, опубликованного на его сайте.  

Отчет Управления по подотчетности правительства

«Мы провели проверку эффективности с января 2018 года по апрель 2019 года в соответствие с общепринятыми стандартам государственного аудита. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит для получения достаточных и надлежащих доказательств, для обеспечения разумной основы наших выводов и заключений. Мы взяли интервью у чиновников из Министерства обороны США и других организаций, связанных с поддержанием F-35, управлением цепочками поставок и операций». (из отчета)

Летательные аппараты парка самолетов F-35, май 2018 — ноябрь 2018. 27% истребителей F-35 находятся в состоянии полной боевой готовности, а 52% способны только на выполнение одной боевой миссии. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.

«Самолеты F-35 не могли летать почти 30% времени в период с мая по ноябрь 2018 года из-за нехватки запасных частей. Кроме того, министерство обороны имеет отставание в ремонте около 4,3 тыс. запасных частей. Министерство предпринимает шаги для решения этих проблем, таких как повышение надежности деталей. Тем не менее оно не определило полностью действия, необходимые для устранения разрыва между требованиями боевых истребителей и эффективностью цепочки поставок», – сообщается в исследовании.  

Отчет аудиторов главного контрольно-ревизионного органа Конгресса США — Управления по подотчетности правительства. gao.gov/products/GAO-19-321

Как подчеркнули в ведомстве, одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие эффективной базы данных по запчастям и расходным материалам для семейства F-35, которая бы позволяла прозрачно отслеживать их местонахождение, стоимость и прочее.

Читайте также  F-35: самоубийственный полет за 50 тысяч долларов в час

Также существует ярко выраженная проблема устаревания уже имеющихся на складах деталей из-за непрекращающейся модернизации истребителя-бомбардировщика данного типа. К примеру, «почти половина (44%) уже закупленных запчастей не подходят для F-35, который был недавно принят на вооружение Корпусом морской пехоты США».

Заинтересованные стороны в программе поддержки самолетов F-35. Примечание: Австралия, Канада, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Турция и Великобритания — являются международными партнерами. Международные партнеры внесли средства для развития системы, и все, кроме Канады, подписали соглашения о закупке самолетов. Кроме того, Бельгия, Израиль, Япония,и Южная Корея вошли в число иностранных заказчиков по военным продажам. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.
Фонд запасных частей F-35. База запасных частей: базовых комплектующие, поставка на розничном уровне з/частей, расположена на каждой основной операционной базе F-35, необходима для поддержки самолета F-35, Каждая такая база должен иметь достаточное количество запасных частей под запланированные летные часы. Глобальная (общая) база запасных частей: оптовый склад запасных частей, который расположен на региональном уровне. За наличие запасных частей отвечает генеральный подрядчик. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.

Для обеспечения эффективной эксплуатации новейших самолетов по всему миру, отмечают аудиторы, необходимо кардинально улучшить логистическую сеть по поставке запчастей для них. «Без подробного плана развития сети, Минобороны США может не справиться с обслуживанием расширяющегося флота F-35».

Количество самолетов F-35, которые не смогли летать из-за нехватки деталей, май — ноябрь 2018 г. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.
Факторы снабжения и технического обслуживания, влияющие на показатели полетов воздушных судов. Согласно документации программы и генерального подрядчика необходимо смоделировать и финансировать определенный фонд запасных частей, чтобы достичь «S-rate» не выше 10 %.
«S-rate»- показатель, который измеряет процент времени, в течение которого воздушные суда, владеющие самолетами F-35, не могут летать или выполнять какие-либо из поставленных перед ними задач из-за отсутствия запасных частей. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.

Управление по подотчетности правительства составило ряд рекомендаций, выполнив которые, оборонное ведомство получит возможность, наконец, решить проблему с техобслуживанием F-35.

Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.
Логистика перемещения деталей F-35. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.

Аудиторы подчеркивают, что для решения проблемы необходимо усовершенствовать логистическую сеть, без подробного плана развития которой «минобороны может быть не в состоянии поддержать расширяющийся флот».  В докладе отмечается, что создание F-35 стало самой затратной программой вооружения США с прогнозируемыми эксплуатационными расходами более чем 1 трлн. долларов.

Копии отчета предоставлены конгрессменам, в комитеты обороны, Министерство обороны, секретариат ВВС и ВМФ. Отчет доступен по адресу веб-сайте GAO по адресу http://www.gao.gov.

Пентагон бранится

Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн, оценивая программу истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35, использовал словосочетание «f****d up» (в переводе с англ. — «провалившаяся»), однако подчеркнул, что имеет в виду не саму машину, которую считает великолепной. Об этом он заявил следователям из Управления генерального инспектора Пентагона, отчет их встречи опубликован на сайте ведомства.  

Читайте также  EF-2000 «Typhoon» - конкурент американскому F-35 в Европе

Шэнахэн в ходе беседы отметил три конкретных направления программы F-35 — это развитие, производство и содержание. Он сказал, что критически относится к программе, потому что F-35 был выпущен в количестве, превышающем спрос, и требовал дорогостоящей модернизации уже после производства. Эти самолеты, подчеркнул он, будут находиться на земле до тех пор, пока их не модернизируют, и только тогда они смогут быть готовыми для использования.​  

Критику и слова «f****d up» исполняющий обязанности главы Пентагона отнес именно к уровню производства и количеству производственных этапов, на которых у инженеров есть фундаментальные проблемы. По его словам, на складах недостаточно запчастей, стоимость летного часа не уменьшается так быстро, как бы этого хотели в ведомстве. Также, добавил Шэнахэн, есть проблемы в логистике, он назвал ее неприемлемо низкой.

График ожидаемого во всем мире роста парка F-35 и активаций сайта. Примечание: эта цифра включает самолеты F-35, приобретенные или планируемые к приобретению международными партнерами и зарубежными заказчиками. Количество самолетов F-35 и сроки в которые они выставлены могут быть изменены. Из отчета gao.gov/products/GAO-19-321.

Хитрость лоббиста?

«Управление программой F-35 неадекватно», — заключил Патрик Шэнахэн, подчеркнув, что был также разочарован тем, что производитель истребителей — компания Lockheed Martin — не представлял никаких планов по улучшению. Хотя, почему исполняющий обязанности американского министра обороны раскритиковал программу развития истребителя 5-го поколения F-35, ясно. Потому что он — человек «Боинга». 

Американская пресса приводит свидетельства, будто Шэнахэн и ранее резко критиковал руководство Lockheed Martin, создавшей F-35. Он заявлял примерно о том, что за такие чудовищные деньги, которые компания получила на программу создания самолёта из бюджета, можно было бы сделать что-то и получше этого плохо летающего набора проблем, которым оказался разрекламированный истребитель 5-го поколения.

Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн. Отчет о встрече со следователями из Управления генерального инспектора Пентагона. media.defense.gov.
47-страничный отчет «допроса» Патрика Шэнахэна. О его высказываниях, лоббировании интересов, угрозах. Опубликован 25 апреля 2019 года. Занятный документ.

Ну, и Шэнахэн — не министр, а всего лишь исполняющий обязанности. И судя по тому, что президент Трамп не торопится избавить его должность от буковок «и. о.», он далеко не уверен в окончательности своего выбора. 

А в этой ситуации уже и Шэнахэну терять нечего. Если он останется на должности министра, то F-35 — действительно сильно критикуемый самолёт. Но дело сделано, и он будет всё равно производиться в качестве базового. А если Патрика с должности уберут, он всегда сможет вернуться в «Боинг» героем.

————————————-

Использованы материалы gao.gov/media.defense.gov и rbc.ru

/Роман Барский, naukatehnika.com/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя