«Джеральд Форд»: на капитанском мостике кричат «Полундра!»
Авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» (CVN-78)

Американские моряки расхлебывают ошибки, допущенные при проектировании нового авианосца

Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» был введен в состав ВМС два года назад. Но до сих пор он ходит по морям порожняком, то есть без авиационной группы. И уже даже и не ходит — его отправили в очередной ремонт.

Американцы возлагали на него громадные надежды. За счет внедрения новейших технологий должна была существенно возрасти надежность всех систем авианосца, которому назначили срок службы продолжительностью в полвека. Внедрение автоматизации привело к существенному сокращению экипажа, а также затрат на эксплуатацию корабля. Посчитали, что за счет этого удастся сэкономить 4 млрд. долларов.

Однако этот выигрыш сожрала дороговизна проектирования и производства «Джеральда Форда». Он обошелся бюджету в 13 млрд. долларов. К тому же в настоящий момент производятся сверхплановые работы, стоимость которых не включена в результирующую смету. Такие дорогие корабли никогда и нигде в мире не строились. Стоимость одного авианосца типа «Нимиц», на смену которым должны прийти 10 авианосцев типа «Джеральд Форд», составляет 6 млрд. долларов. Конечно, затраты на строительство новых кораблей, когда начинается их серийное производство, сокращаются. Но не радикально.

При этом по ходовым и габаритным характеристикам «Джеральд Форд» почти не отличается от «Нимица». Водоизмещение 100 тыс. тонн. Длина — 337 м, всего лишь на 4 м длиннее. Максимальная ширина — 78 м, на метр больше. Высота — 76 м, на 3 метра выше. Осадка точно такая же — 12 м. Оба авианосца способны развивать скорость в 30 узлов.

Численность авиационной группы одинаковая — до 90 самолетов и вертолетов. И качественный состав такой же — палубные истребители, самолеты РЭБ и АВАКС, транспортники, многоцелевые вертолеты. Ну, разумеется, со временем, то есть, начиная с первого серийного авианосца, в авиационную группу будут включены истребители-бомбардировщики F-35C.

Впрочем, существенные изменения претерпело оборудования нового авианосца. В начале, конечно, надо сказать, что у «Джеральда Форда» снижена радиолокационная заметность. Хоть попытка спрятать громадную авианосную ударную группу, в которую входят более десятка кораблей охранения и судов обслуживания, выглядит довольно странно.

Существенно повышена степень автоматизации всех корабельных процессов, соответственно, сократилось затрачиваемое на них время, а также возросла надежность. Трудоемкость этих процессов снижена на 30%. Благодаря чему удалось сократить экипаж с 3200 до 2500 человек. Авиационная группа точно такая же — 2500 человек.

Повышение автоматизации корабельных процессов требует дополнительной энергии. Ее обеспечивает новый атомный реактор (их два), который выдает мощность на 25% большую, чем реактор «Нимица». Реактор более совершенный, он не требует перезагрузки ядерного топлива в процессе эксплуатации, заводской загрузки должно хватать на 50 лет.

За счет использования новой электромагнитной катапульты (их на корабле четыре) удалось сократить промежуток времени между взлетами самолетов. На «Джеральде Форде» количество вылетов за сутки составляет 160, на «Нимице» — 120.

Авианосец оснащен новой многозадачной РЛС, которая обнаруживает воздушные цели, наводит на них ракетное оружие, как свое, так и крейсеров сопровождения. Зенитное оружие ПВО/ПРО представлено артиллерийской установкой калибра 20 мм, имеющей скорострельность 3000 выстр./мин. А также двумя ЗРК. RIM-116 довольно близок по характеристикам и способу наведения при помощи ИК ГСН к ПЗРК «Стингер». RIM-162 — более основательный комплекс, его дальность достигает 50 км (такова же и дальность действия корабельной РЛС), а ракета разгоняется до скорости в 4 М. Значительна и перегрузочная способность ракеты — 50 g. Вес БЧ — 39 кг.

Читайте также  Построит ли Россия новый авианосец за 5 лет?

Все вышесказанное относится к «идеальному» авианосцу «Джеральд Форд». То есть таковы его согласованные с Пентагоном ТТХ, таково техническое описание, представленное разработчиком.

Головной супер-авианосец был заложен 14 ноября 2009 года на верфи Northrop Grumman Shipbuilding Newport News в штате Вирджиния. 9 ноября 2013 года корабль был спущен на воду. Спустя два года выяснилось, что многие жизненно важные системы авианосца имеют серьезные неполадки. И значительную их часть можно исправить лишь перепроектированием и последующей переделкой.

Было установлено, что у взлетно-посадочной полосы имеются серьезные отклонения от требований безопасной эксплуатации палубной авиации. Полосу демонтировали и заменили новой. Была доработана электромагнитная катапульта в связи с ее крайне низкой надежностью. В документации было указано, что катапульта должна отработать 4166 взлетов до вероятного сбоя в работе этой системы. Выяснилось, что отработка не превышает 400 взлетов. После чего техникам предстоит проводить регламентные работы.

Еще хуже обстояли дела с аэрофинишерами, здесь соотношение было таким, что без проблем можно было подряд принять только 25 самолетов вместо обещанных 1600.

Было выявлено и несколько «сущих пустяков» по сравнению с вышеперечисленными неполадками. Среди них отказ всех 11-и подъемников, которые должны подавать боеприпасы на верхнюю палубу. На них решили особо не заморачиваться, устранив неполадки на двух из них. А остальные решили наладить в процессе ходовых испытаний авианосца. Тем более что механика была полностью работоспособной, а отказ был из-за ошибок в программном обеспечении.

Точно такая же ситуация была и с радаром, программа управления которого порой «глючила». И это дело решили отладить по ходу дела, после передачи «Джеральда Форда» ВМС США.

Церемония передачи состоялась 31 мая 2017 года. Присутствовавший на ней Дональд Трамп назвал авианосец «стотысячетонным посланием миру».

И начались затяжные ходовые испытания. Потому что не полная готовность систем, обслуживающих самолеты, не позволяла и не позволяет до сих пор размещать на «Джеральде Форде» авиационную группу.

И вот сейчас авианосец напоролся на отказ силовой установки. Не реакторов, что было бы почти катастрофой, а паротурбинной установки, которая передает выработанную в реакторах энергию на валы гребных винтов и электрогенераторов.

«Джеральда Форда» отправили в ремонт. Предполагается, что он продлится до октября. При этом вскрылись интересные вещи. Оказывается, авианосец был «не полностью» передан ВМС. «Полная» передача должна состояться после окончания ремонта. О чем сообщило военное ведомство США.

Читайте также  Новейший авианосец США вновь оказался небоеспособен

Выяснилось и то, что на корабле по-прежнему работают только два подъемника из одиннадцати. И ситуация с программным обеспечением РЛС не сильно продвинулась вперед.

Необходимо сказать, что в последнее время в кораблестроительной отрасли США стали нередки такого рода проблемы, которые и сроки строительства кораблей затягивают, и снижают их эффективность относительно запланированных характеристик.

В этом отношении характерна судьба перспективного эсминца «Замволт», который еще совсем недавно называли «кораблем будущего». Его спустили на воду в 2013 году и до сих пор беспрерывно «модернизируют». То есть пытаются добиться его полной боевой готовности. Эти перипетии связаны в основном с неправильным планированием.

Первоначально предполагалось, что «Замволт» должен наносить удары по удаленным береговым позициям противника, находясь на расстоянии, недоступном для артиллерии противника. Для этих целей в состав его вооружения были введены крылатые ракеты «Томагавк» и электромагнитная пушка — рельсотрон.

Испытания различных вариантов рельсотрона начались в 2008 году, за 3 года до закладки корабля. Когда «Замволт» уже вышел на ходовые испытания, стало понятно, что электромагнитная пушка, стреляющая металлической болванкой на расстояние от 200 до 400 км, будет готова непонятно когда. Если конструкторам, конечно, вообще удастся создать работоспособное оружие.

Экспериментальный рельсотрон демонтировали. А на его место установили две сверхмощные артиллерийские установки AGS калибра 155 мм. Дальность стрельбы достигает 150 км, благодаря использованию активно-реактивных управляемых снарядов.

При этом за счет рекордной дальности места в снаряде нашлось лишь для 11-килограммовой боевой части. Учитывая, что отклонение от цели достигало 50 метров, артустановку имело смысл использовать для стрельбы по площадям, как реактивную систему залпового огня. Это позволяет высокая скорострельность — 12 выстр./мин.

Однако и этот вариант пришлось забраковать, хоть AGS и успешно прошла испытания. Дело в том, что первоначально предполагалось построить 32 эсминца типа «Замволт». При серийном производстве боеприпасов для 64 артустановок каждый снаряд должен был стоить 35 тыс. долларов. Однако количество запланированных эсминцев сократили до трех единиц. Произошло это из-за того, что при громадной стоимости корабля, равной 4,5 млрд. долларов, его качества перестали соответствовать такой дороговизне.

Таким образом, при резком сокращении серийности выпуска снарядов стоимость одного должна была взлететь до фантастического значения в 0,8−1,0 млн. долларов. А учитывая обслуживание и амортизацию, — цена взлетала почти 2 млн. долларов. Пентагон отказался от такого безумного расточительства.

В результате установки AGS было решено демонтировать. И сейчас Пентагон напряженно думает, чем бы их заменить.

При этом следует учесть, что находящийся в опытной эксплуатации эсминец уже дважды вставал на ремонт, вызванный авариями силовой установки. Также до сих пор не решены проблемы нормального электроснабжения систем корабля.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя