В октябре 2016 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-21 Raider. В будущем такие самолеты станут одной из основ дальней авиации США и поднимут ее потенциал на требуемый уровень.
Согласно изначальному графику, опытный самолет нового типа полетит лишь через несколько лет, но уже сейчас этот проект привлекает внимание. При этом следует обсудить не только технический облик бомбардировщика, но и его боевые качества, а также вопросы противодействия ему.
Тайны «Рейдера»
Разработка нового бомбардировщика для ВВС США продолжается не первый год, но Пентагон и Northrop Grumman пока не спешат раскрывать технические подробности проекта. Время от времени оглашались разные пожелания и взгляды военных, однако полное тактико-техническое задание – вполне ожидаемо – остается секретным. Впрочем, активно и без особой секретности обсуждалась стоимость серийных самолетов и проекта в целом.
Известно, что ВВС США хотят получить малозаметный дозвуковой бомбардировщик-ракетоносец, построенный на основе современных технологий и компонентов. Нужно обеспечить межконтинентальный радиус действия, в том числе с применением дозаправки в полете. Машина должна иметь минимально возможный экипаж или создаваться беспилотной. Последний вариант обсуждался на уровне слухов. B-21 обязан нести широкую номенклатуру ракетного и бомбового вооружения как существующих, так и перспективных типов.
Заказчик и разработчик уже опубликовали рисунок, показывающий примерный экстерьер будущего «Рейдера». Вместе с прочей информацией он создает приемлемую картину, позволяющую строить прогнозы и даже делать выводы. Если «Нортроп-Грумман» или Пентагон опубликуют новые данные, ее удастся дополнить.
Особенности самолета
Доступные данные показывают, какими могут быть сильные стороны будущего B-21. Некоторые особенности машины можно предугадать, исходя из имеющейся информации и здравого смысла. Все это позволяет представить, какую угрозу может представлять новый американский самолет.
В новом проекте, как и в предыдущем B-2, делается акцент на малозаметность для средств обнаружения. Планер и силовая установка строятся с применением стелс-технологий. Поэтому самолет построен по схеме «летающее крыло» и имеет характерную форму. Воздухозаборники и сопла смещены на верхнюю поверхность и оказываются закрыты от облучения снизу. Также возможно применение специальных сопел двигателей, охлаждающих реактивные газы. По опыту предыдущих проектов, конструкторы могут использовать современные средства радиоэлектронной борьбы.
Таким образом, заказчик ожидает, что самолет B-21 сможет скрытно приближаться к территории противника или к рубежам пуска вооружений. Обнаружение машины не исключается, но его дальность должна быть сокращена до минимума. Это уменьшит допустимое время реакции противовоздушной обороны, и «Рейдер» сможет успешно применить вооружение.
«Летающее крыло» обеспечивает большие внутренние объемы, пригодные для размещения топлива. К примеру, подобный бомбардировщик Northrop Grumman B-2 Spirit при размахе крыла 52 м и длине 21 м несет более 75 т топлива для четырех двигателей, которые разгоняют его до 1000 км/ч. Обеспечена дальность 11 тыс. км с возможностью увеличения за счет дозаправки. Очевидно, будущий B-21 по основным летным характеристикам не должен уступать предшественнику.
При беспосадочной дальности не менее 11-12 тыс. км бомбардировщик Raider, действуя с тех или иных баз ВВС США, сможет решать задачи по всему миру. Применение самолетов-заправщиков способно увеличить боевой радиус до глобального, однако при этом должна расти нагрузка на летчиков. Дозвуковая скорость полета увеличивает время выхода в район применения оружия, но сокращает расход топлива, что положительно сказывается на дальности.
B-21 сможет использовать современное и перспективное вооружение, предназначенное для стратегической авиации. B-52, B-1B и B-2A могут применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых бомб, а также ракеты разных классов – часть этих изделий комплектуется ядерной боевой частью. Дальность применения бомб зависит от их типа и не превышает десятков километров. Ракеты, такие, как AGM-158 JASSM, могут лететь на 350-370 км или на 900 с лишним (JASSM-ER). Какими будут перспективные образцы вооружения, остается только гадать.
К сожалению, информация о весовых параметрах боевой нагрузки B-21 отсутствует, что не позволяет в полной мере оценивать ударный потенциал этого самолета. Впрочем, и без этого ясно, что «Рейдеру» доверят использование самых лучших вооружений с наиболее высокими характеристиками.
Таким образом, B-21 Raider может представлять серьезную угрозу для противника. Этот самолет сможет скрытно преодолевать большие расстояния, уходя от ПВО, а затем сбрасывать вооружение подходящего типа и уходить на базу с минимальными рисками перехвата.
Методы противодействия
Ключевую роль в новом проекте США играют стелс-технологии. Таким образом, для противодействия будущему B-21 следует использовать все доступные методы поиска малозаметных аэродинамических целей. Следует напомнить, что стелс-самолет не является принципиально невидимым для РЛС – особая конструкция лишь снижает дальность его обнаружения и взятия на сопровождения. При этом своевременное выявление угрозы является основным фактором, способствующим успешному перехвату. Все это касается как сухопутных или корабельных, так и авиационных РЛС.
В сфере РЛС имеется несколько основных решений, направленных на поиск малозаметных объектов. В первую очередь, это применение станций с низкочастотным излучением. При длине волны, эквивалентной размерам воздушной цели, эффективность стандартных стелс-технологий сокращается.
Другое решение – использование разнесенных радиолокационных систем. Размещение передатчика и приемника на значительных расстояниях друг от друга нивелирует эффект от рассеяния излучения целью. Важнейшую роль играет производительность вычислительных средств РЛС, способных выявить цели по имеющимся признакам.
В деле поиска и перехвата большое значение имеют оптико-электронные средства, работающие в инфракрасном диапазоне. Сопла B-21 могут иметь особую конструкцию, снижающую тепловое излучение, но не убирающую его полностью. Поэтому важным фактором становится чувствительность ИК-систем. Обнаружение самолета по горячим газам, в первую очередь, имеет смысл для авиационных ракет.
Успешному поиску стелс-бомбардировщиков могут поспособствовать особые методики работы ПВО. Так, РЛС дальнего обзора, в том числе надгоризонтные системы, способны выявить деятельность авиации противника на большой дальности. Можно найти и опознать самолеты-заправщики, что будет своеобразным намеком на присутствие ударной машины. Это может упростить дальнейшее отслеживание полета малозаметного самолета.
Не стоит забывать и системы радиоэлектронной борьбы. С их помощью можно помешать правильной работе бортовой аппаратуры бомбардировщика и его вооружения. Своевременное обнаружение и подавление каналов связи РЛС или ГСН обеспечит срыв эффективной атаки. Кроме того, для эффективной РЭБ необходимы системы радиотехнической разведки, которые также могут использоваться для определения местоположения воздушной цели.
Совокупность дальности полета и малозаметности позволяет бомбардировщику использовать наиболее выгодный маршрут к цели. Это предъявляет отдельные требования к ПВО. Ее средства слежения должны закрывать все потенциально опасные направления.
Задача поражения самолета по типу «Рейдера» на подходе к рубежам применения оружия может возлагаться на сухопутные и авиационные компоненты противовоздушной обороны. Наземные РЛС и самолеты дальнего радиолокационного обзора должны определять обстановку и наводить на цель истребители либо выдавать данные наземным ЗРК. Таким образом, требуется полноценное взаимодействие всех средств ПВО и использование всех современных систем и алгоритмов.
Если бомбардировщику удалось сбросить оружие, задачей ПВО становится перехват последнего. Такая задача тоже может представлять определенную трудность, поскольку современные и перспективные авиационные средства поражения создаются с применением стелс-технологий. По сути, на этом этапе повторяется ситуация с перехватом бомбардировщика, но в иных масштабах.
Самолеты против ПВО
Как видим, все задачи по противодействию современным и перспективным стелс-самолетам могут решаться только эффективными средствами обнаружения и сопровождения. Если локатор может заметить цель и завязать трассу, вероятность успешного своевременного перехвата резко повышается. Кроме того, появляется возможность атаковать носитель, а не выпущенное им вооружение.
В последние десятилетия, развивая свою боевую авиацию, США уделяют большое внимание вопросам малозаметности, причем в новом проекте B-21 они оказываются во главе угла. По известным данным и согласно многочисленным утверждениям, Россия располагает средствами для сокращения эффективности стелс-авиации.
На уровне слухов известно о существовании таких наработок и у других стран, например, у Китая. Подобное «соревнование» между малозаметными самолетами и средствами обнаружения и уничтожения продолжается не первый десяток лет, и его лидеры постоянно меняются.
Очередным шагом в этом противостоянии станет появление и постановка на вооружение самолета B-21 Raider. К моменту начала его эксплуатации у России и Китая должны будут появиться новые образцы радиолокационных и зенитных систем. Очевидно, что они будут лучше и эффективнее существующих и, возможно, смогут бороться с имеющимися и перспективными малозаметными целями. В то же время, в проекте «Рейдер» могут быть использованы те или иные новые наработки, направленные на сокращение рисков.
Впрочем, здесь обсуждение вопроса окончательно уходит в область оценок и прогнозов. И самолет B-21, и перспективные зенитные системы, такие как российская С-500, пока находятся на стадии разработки, а их тактико-технические характеристики все еще не публиковались. Мало того, часть данных, представляющих наибольший интерес в контексте вопросов обнаружения и уничтожения, вообще не будет оглашаться. Таким образом, пока слишком мало данных для полноценного анализа.
Очевидные выводы
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Northrop Grumman B-21 Raider на данный момент находится на стадии проектирования, а строительство опытного образца пока остается делом будущего. Однако заинтересованным сторонам уже сейчас необходимо изучать эту проблему и готовиться к обновлению дальней авиации ВВС США. В идеале, к моменту появления «Рейдера» у России или других стран должны быть, как минимум, проекты улучшенных РЛС и ЗРК.
По известным данным, все развитые страны имеют те или иные наработки как в области стелс-технологий, так и в сфере противодействия им. Таким образом, следует ожидать, что новый бомбардировщик даст ВВС США определенные преимущества. Однако такая ситуация не сможет сохраняться слишком долго, и вскоре появятся новые средства для защиты от подобной авиации и ее боевой нагрузки.
Очевидно, что попытка использования B-21 для ударов по объектам развитых в военном отношении стран будет связана с излишними и неоправданными рисками. Эта проблема будет усугубляться сравнительно высокой стоимостью техники. Кроме того, необходимо учитывать специфику военно-политической обстановки, которая пока не ведет к полномасштабному конфликту между развитыми странами.
Таким образом, можно предполагать, что Raider будет представлять определенную угрозу для основных конкурентов США, но его целями станут объекты в других странах. Такие удары будут осуществляться в рамках локальных конфликтов в государствах с недостаточно развитыми армиями и ПВО в частности.
Стратегические бомбардировщики B-21 Raider поступят на вооружение ВВС США через несколько лет, и до конца двадцатых годов частично заменят устаревшую технику. Однако потенциальную угрозу в виде этого самолета необходимо учитывать уже сейчас, а также принимать необходимые меры.
В нашей стране и в некоторых зарубежных государствах ведутся работы по созданию новых систем обнаружения и поражения, которые могут оказаться способными противодействовать ударным средствам США. Впрочем, реальное соотношение ударного потенциала B-21 и возможностей зарубежных средств защиты пока остается неопределенным.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/