Атомные подводные ракетоносцы Франции, Китая и Индии

Франция

В начале 1990-х годов Франции начала строительство ПЛАРБ нового поколения типа «Триумфан» (S615 «Triomphant»). Данная серия создавалась под ракету M-45, являющуюся модификацией M-4. Хотя «Триумфан» («Торжествующий») практически является аналогом английского «Вэнгард» и американского «Огайо», но вследствие своей относительной молодости имеет ряд технических преимуществ.

ПЛАРБ «Триумфан» относится к программе SNLE-NA («ПЛАРБ – нового поколения»), согласно которой шесть современных ракетоносцев должны были прийти на замену всем старым субмаринам такого же назначения, но по финансовым соображениям программа была сокращена до строительства всего четырех лодок.  

Проектированием ПЛАРБ класса «Триумфан», впрочем, как и других действующих субмарин, занималось государственное конструкторское бюро «Direction des Constructions Navales», а строительство происходило на судоверфи «Cherbourg», расположенной в городе Брест. Франция – единственная из западных стран, в которой процесс создания подводной лодки полностью происходит под государственным контролем.

В создании этой лодки приняли участие почти 4000 различных компаний и организаций. Количество изготовленных чертежей перевалило за сотни тысяч. А в 1986 году был даже сооружен макет этого корабля в масштабе 1:5, на котором отрабатывались разнообразные задачи с тем, чтобы облегчить последующие строительство и эксплуатацию реального «железа».

Французская ПЛАРБ «Террибл» (S619 «Le Terriblе»), последняя в серии
ПЛАРБ класса «Триумфан».

Подводные лодки с баллистическими ракетами на борту всегда отличались довольно крупными размерами. Так и ПЛАРБ класса «Триумфан» самые большие лодки во французском флоте. При длине 138 метров и ширине 12 метров водоизмещение в погруженном состоянии составляет 14 335 тонн.

Конструктивно «Триумфан» представляет собой подводную лодку, находящуюся между однокорпусными (как в США) и двухкорпусными (как в России) атомными ПЛ. Дело в том, что легкий корпус у французских атомоходов имеется, но он не покрывает прочный корпус на всем его протяжении. Шахты ракет выступают из прочного корпуса, но находятся в пределах легкого корпуса. Ракетные шахты, сосредоточенны в двух разных группах, разделенных между собой отсеком с постами управления ракетным оружием и вспомогательными механизмами. Такая схема была применена исключительно на ПЛАРБ типа «Триумфан».  

Прочный корпус делится сферическими переборками на четыре отсека-зоны, что является уникальным в современном судостроении. В носовом отсеке размещены ракетно-торпедное вооружение, центральный пост с боевыми постами и аппаратурой радиотехнического вооружения (РТВ), и жилые помещения экипажа.

Во втором отсеке расположено ракетное вооружение в шахтах, расположенных в двух эшелонах, которые разделены боевыми постами системой управления ракетной стрельбой (СУРС) и вспомогательными механизмами. В третьем отсеке находится паропроизводящая установка (ППУ) и реактор. В четвертом отсеке расположены паротурбинная установка (ПТУ), два автономных турбогенератора (АТГ) и гребной электродвигатель (ГЭД) на линии вала с приводом на движитель.

Выход на испытания атомной подлодки «Триумфан», фото 1997 г.

Диаметр прочного корпуса доведен до 12,5 метров в связи с возросшими габаритами ракет M5 по сравнению с М4. Лодка имеет две группы цистерн главного балласта (ЦГБ) – носовую и кормовую – в проницаемых оконечностях. На носу расположено подруливающее устройство, улучшающее маневренность. Четыре торпедных аппарата (ТА) вварены в носовую торосферическую прочную переборку симметрично относительно оси вращения и под углом к диаметральной плоскости корабля.

Протяженная носовая оконечность позволила разместить основную сферическую антенну гидроакустического комплекса (ГАК) на большом удалении от прочного корпуса, что обеспечило ей благоприятные условия работы. Этому также помогает специальный экран с пилонами, на котором и смонтирована антенна. Обтекатель антенны выполнен из армированного стеклопластика.  

Кормовая оконечность заканчивается крестообразно расположенным оперением и движителем типа «Pump-Jet». На концах горизонтальных стабилизаторов находятся планшайбы. Перо вертикального руля не расположено за стабилизатором, как на всех остальных французских АПЛ, а выполнено изолированным. Силуэт корпуса ПЛАРБ типа «Триумфан» очень похож на силуэт ударной АПЛ типа «Рюби», так как ракетный банкет, несмотря на большую высоту, очень плавно сопряжен с оконечностями. Для снижения гидролокационной заметности корпус лодки снаружи покрыт специальным покрытием.  

Сердцем лодки является атомная турбоэлектрическая система, в основе которой находится реактор PWR Type К15, вырабатывающий 150 МВт энергии. Особенность данного реактора – естественная циркуляция в первом контуре теплоносителя. Достоинства такого подхода заключаются в снижении шумность паро-производящей установки и в повышении надежности работы реактора. Второй основной силовой установкой служит дизель-электрический двигатель мощностью 30,5 МВт. В качестве вспомогательных двигателей предназначены два электро-дизеля 8 PA4 V200 SM (900 кВт) от компании «SEMT-Pielstick».  

Вся энергия передается на один водометный движитель, представляющий собой специальный гребной винт прецизионной новой разработки с направляющими насадками (в зарубежной литературе используется термин «propeller pump» – «гребной насос»). Последний, по заявлению французов, обеспечивает предотвращение явления кавитации, которое повышает шумность ПЛ и служит причиной образования трещин в металле самого винта и близлежащих конструкций. Дополнительно снижению кавитации призвана способствовать и специальная форма лопастей, имеющих особую закрутку. Максимальная скорость на поверхности достигает 12 узлов, а под водой – 25 узлов.

Кроме того, для обеспечения более высокой скрытности была увеличена оперативная глубина погружения корабля до 380 метров. Это стало возможным благодаря использованию новой марки стали HLES 100. Гидродинамическая оптимизация формы лодки, снижение шума при работе внутренних механизмов и выдвижных наружных устройств, замена подшипников качения подшипниками скольжения, позволило снизить уровень шума в два раза по сравнению с «Редутабль» и превзойти по скрытности американские лодки типа «Огайо».

Водометный движитель АПЛ типа «Триумфан»

Экипаж всего 111 человек, в том числе 15 офицеров. Команда одной лодки состоит из двух экипажей. Длительность одного похода может превышать 2 месяца. Необходимо отметить, что высокая степень автоматизации процессов управления, примененная на новой ПЛАРБ французскими конструкторами, позволила значительно сократить численность экипажа, и разместить его в одно-, двух- и четырехместных каютах.  

Вооружение: торпедные аппараты – четыре 533-мм; противокорабельные комплексы «Экзосет»; общий боезапас – 18 торпед и/или ракет; баллистические ракеты – 16. Все новые лодки должны были быть вооружены разрабатываемыми в то же время ракетами М5. Из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами М45*. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть TN-75 с 6-ю боеголовками индивидуального наведения. По планам к 2015 г. все ракеты М45 на ракетоносцах должны быть заменены на разрабатываемую ракету М51.  

* Ракеты М45 имеют стартовую массу 35 т и оснащены боевой частью в составе шести боеголовок нового типа TN-75 по 100 кт каждая. Имеются предположения, что именно необходимость проверки последних вынудила Париж провести наделавшие много шума ядерные испытания в районе атолла Муруроа в Тихом океане в 1995–1996 гг. Косвенно это подтвердил в одном из интервью и президент Франции Жак Ширак. TN-75 – фактически последняя ядерная боеголовка Франции, прошедшая НИОКР и запущенная в производство. Ее корпус выполнен по технологии «Стелс». Кроме того, это единственная французская боеголовка, находящаяся в производстве, и в ближайшее время она станет единственной в ядерном арсенале страны.

Таким образом, основным вооружением на первых трех лодках стали баллистические ракеты М45, и только на последней – четвертой лодке «Le Terrible» (S619) – 16 ракет М51. Согласно программе SNLE-NA планировалось, что длина пятой и шестой субмарины составит 170 метров, но, как уже отмечалось, заказа на них так и не поступало. В перспективе планируется постановка на все эти лодки ракеты М51/TN75*.  

* Как объявили в Париже, 5 мая 2013 года в ходе испытательного пуска баллистической ракеты подводных лодок  М51 с борта ПЛАРБ S618 «Le Vigilant» произошла нештатная ситуация и ракета была потеряна. Пуск происходил без ядерной боевой части. Выход ракеты из пусковой шахты прошел штатно, в полной безопасности для ПЛ и ее экипажа. В ходе первого этапа полета имела место неназванная авария и ракета самоликвидировалась. Обломки упали в район, закрытый для мореплавания и воздушного движения. Это был шестой пуск БРПЛ М51 и первый неудачный. Ракета производится компанией EADS «Astrium Space Transportation». Всего планируется выпустить 60 БРПЛ М51.  

Закладка головного подводного крейсера прошла в июне 1989 года, и на его создание понадобилось пять лет (спуск на воду 26 марта 1994 года). «Триумфан» обошелся в 10 млрд. франков и был принят в ряды французских ВМС только в марте 1997 года. Строительство второй лодки данного класса «Темерари» («Le Téméraire») заняло 6 лет, а с декабря 1999 года она входит в состав действующего флота. С вводом в строй в 2004 году третьей лодки серии «Вигилант» («Le Vigilant») из боевого состава флота были исключены все 6 ПЛАБ первого поколения типа «Редутабль».

  • S616  «Триумфан» («Le Triomphant»; «Торжествующий»)    1997 г.
  • S617  «Темерари» («Le Téméraire»; «Отважный»)                    1999 г.
  • S618  «Вигилант» («Le Vigilant»; «Бдительный»)                      2004 г.
  • S619 «Терибл» («Le Terrible»; «Страшный»)                               2010 г.
Баллистическая ракета М51

Боевое патрулирование французских ПЛАРБ организовано следующим образом. К каждому ракетоносцу приписано по два экипажа, которые имеют условные обозначения «красный» (Rouge) и «синий» (Blue). Атомоход обычно два месяца несет боевое патрулирование в назначенных районах Мирового океана, затем возвращается в базу, где производится смена экипажей и необходимое техническое обслуживание. После этого ПЛАРБ снова выходит в море.

Руководство Франции считает необходимым постоянно держать в состоянии боевой готовности три стратегических ракетоносца, из которых один или два – на боевом патрулировании. Нелишним будет напомнить, что подводные стратегические ракетоносцы являются для Франции главным средством проводимой республикой в жизнь доктрины ядерного сдерживания. Дело в том, что наземная компонента в виде межконтинентальных баллистических ракет стационарного или мобильного базирования в этой стране отсутствует, и носителями ядерного оружия являются только подводные лодки с баллистическими ракетами Военно-морских сил, а также самолеты «Мираж» 2000N.  

Читайте также  В США смоделировали последствия атаки подлодки «Борей»

Китай

Первая китайская ракетная атомная лодка специальной постройки была заложена в 1978 году в Хулудао. В апреле 1981 г. она была спущена на воду и получила название «Чанг Ченг» («Chang Zheng») тип 092 «Ся». После всесторонних испытаний лишь в 1987 г. она была включена в боевой состав флота*. По своей компоновке и внешнему виду китайская субмарина сильно напоминает советские ракетные лодки проекта 667Б «Мурена».

ПЛ проекта 092 имеет полуторакорпусную конструкцию с одним валом и развитой надстройкой. В районе ракетного отсека прочный корпус имеет цилиндрическую форму. Главная энергетическая установка АПЛ ядерная с одним водо-водяным реактором мощностью 90 МВт. Подводная лодка имеет один вал с малошумным винтом и полное электродвижение. Она оснащена БР подводного старта средней дальности «Цзюйлан-1».

Подводной лодке «Ся» после принятия в строй ВМС КНР был присвоен индивидуальный бортовой номер 406. Водоизмещение – 8128 т, основные размерения – 120 х 10 х 8 м, скорость в надводном положении 22 узла, в подводном — 20 узлов. Глубина погружения 300 м, экипаж 140 человек. Вооружение: торпедные аппараты – 6 х 533 мм; баллистические ракеты – 12 «Цзюйлан-1» (Julang-1).  

* Официально морские силы КНР называются — Военно-морской флот Народно-освободительной армии — один из видов вооруженных сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. Насчитывают около 250 000 человек и организованы в три флота: Флот Северного Моря со штабом в Циндао, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян. Каждый флот включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию и подразделения береговой обороны. Флот Южного моря имеет в своем составе две бригады морской пехоты.

Первая китайская ракетная атомная лодка «Чанг Ченг» тип 092
Боковая проекция атомной подводной лодки тип 092

По своим тактико-техническим характеристикам «Ся» близка к американской субмарине «Дж. Вашингтон». Но китайский ракетоносец несет только 12 ракет и был построен почти на 30 лет позже, когда лодки с такими характеристиками уже безнадежно морально устарели. В конструкции китайского ракетоносца заметна ориентация на проекты первых французских ПЛАРБ, что видно по обводам корпуса, энергетической установке, использованному движителю, расположению систем оружия. Это не случай, а результат сотрудничества кораблестроительных фирм двух стран.  

Тяжело шла и разработка ракеты. Первый ее пуск с подводного стенда состоялся 30 апреля 1982 г. в Желтом море возле Хулудао. Второй запуск с морской установки на основе модифицированной советской подлодки проекта 629А № 208* из надводного положения состоялся 12 октября 1982 г., он был удачным. Первый пуск ракеты «Julang-1» с ПЛАРБ «Ся» («Xia») состоялся в 1985 году, но был не удачным. Успешный пуск с ПЛ был произведен только 27 сентября 1988 года. В 1988 году ракета была принята на вооружение. Старт ракеты производится из подводного положения с глубины до 25 м.  

* Подводная лодка № 208 была заложена в 1960 году на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре под заводским номером 138 для ВМС КНР. После постройки, была частями перевезена в Китай, собрана и спущена на воду, а в конце 1962 года вошла в состав ВМС КНР. В начале 1980 годов была переоборудована для испытаний ракеты «Цзюйлан-1». Лодка погибла 21 января 1983 года, вместе с экипажем и группой инженеров-ракетчиков во время одного из выходов в море для испытаний «Цзюйлан-1». В качестве возможной причины гибели часто называют столкновение в Южно-китайском море с советской атомной подводной лодкой К-10 проекта 675.

Постройка этой подлодки (с французской помощью), а равно и доработка ракет стоили китайцам очень больших усилий, приведших, в общем, к весьма скромному результату. Сама ПЛАРБ из-за разного рода неполадок на борту большей частью простаивает в базе, а ее ракетное оружие* соответствует по техническому уровню американским БРПЛ «Поларис А-1» образца 1959 г. Из-за незначительной дальности стрельбы ракет – 1700 км (что даже меньше, чем у первых «Поларисов») – этот китайский стратегический атомный подводный ракетоносец представляет угрозу только для сопредельных КНР стран.  

* Руководством проекта «Цзюйлан-1» было принято решение об использовании т.н. «холодного старта» — минометного старта ракеты с использованием аккумулятора давления. Для того чтобы проверить механизм подводного старта, несколько сотен раз провели моделирование в бассейне процесса пуска с использованием масштабных макетов ракеты. В октябре 1972 года, был успешно выполнен бросковый пуск полноразмерного макета с подводной лодки проекта 031 — дизель-электрической подводной лодки, имеющий бортовой номер «200». Такой бортовой номер получила подводная лодка построенная на китайском судостроительном заводе в Даляне (бывший Дальний) по чертежам и документации на ПЛ проекта 629 с комплексом Д-1 и ракетами Р-11ФМ, переданным из ЦКБ-16 китайской стороне в соответствии с постановлением Правительства СССР от 9 января 1959 года. Закладка лодки состоялась осенью 1960 года. Во время ее постройки широко использовались конструкции, изготовленные на ССЗ № 202, а также оборудование и механизмы с К-139. Постройка китайской лодки завершилась в конце 1961 года. В 1982 году ее переоборудовали для испытаний «Цзюйлан-1», а позднее и «Цзюйлан-2». ТТХ ракеты: длина – 10,7 м, диаметр – 1,4 м, стартовая масса – 14700 кг, дальность — 1700 км. Боевая часть: моноблочная, ядерная, мощность  ~200—300 кт.  

Несмотря на то, что по всем статьям ПЛАРБ данного типа уступает аналогичным лодкам стран «ядерного клуба», ее ввод в строй ознаменовал создание морского компонента триады стратегических ядерных сил Китая, хотя она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ, и весь период эксплуатации, не покидала внутренних китайских вод.

Таким образом, ПЛАРБ «Ся» можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Вторая ПЛАРБ тип 092 по некоторым данным была начата строительством и спущена в 1983 г., однако состояние этого корабля на сегодняшний день неизвестно, ясно одно – он не находится в боевом составе флота. По неофициальным сведениям лодка погибла в 1985 г. в результате аварии.

Подлодка типа 094 «Цзинь»

Планы развития морской составляющей СЯС предусматривают строительство 4–6 субмарин, каждая из которых должна иметь 16 пусковых установок для новых ракет, в будущем, возможно, с РГЧ ИН. Подлодки типа 094 «Цзинь» («JIN») разрабатывались в Китае взамен устаревших и ненадежных ракетоносцев типа 092 «Ся». Строительство головного корабля было начато в 1999 г., окончание строительства всей серии было намечено на 2010 г.  

В 2004 г., как утверждают некоторые источники, начались ходовые испытания первой из четырех новых атомных ракетных субмарин, «Дацынгуй» (лодка получила бортовой номер 409), 094-го типа с межконтинентальными баллистическими ракетами подводного старта JL-2 («Цзюйлан-2»), которые позволят наносить удары по континентальной территории США при нахождении носителя вблизи китайского побережья.

По данным американской разведки, подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа JL-2 с дальностью действия порядка 8 тыс. км. Данные ракеты, якобы, являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31. Российские специалисты полагают, что JL-2 — отдельная разработка: трехступенчатая DF-31 слишком велика для размещения в ракетных шахтах подводного крейсера.  

Впервые такая подлодка была сфотографирована частным спутником «Quickbird» в конце 2006 г. во время стоянки на базе Сяопиндао близ Даляня (Желтое море). Водоизмещение – 8000/11500 т, длина – 133 м, ширина – 13 м, скорость – 26 узлов (подводная), экипаж – 120 человек, глубина погружения – рабочая 300 м, предельная 400 м, автономность плавания – 70 суток, вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 12 БРПЛ JL-2. Но, видимо, доводка этой новой подводной ракетно-ядерной системы у китайцев тоже займет немало времени.  

Сами лодки типа «Дацынгуй» и ракеты «Цзюйлан-2» Китаю, по мнению западных экспертов, помогает развертывать Россия. Практически с помощью РФ создана и система обеспечения базирования и боевого управления стратегических подводных ракетно-ядерных сил, включающая систему тылового обеспечения.

Россия сама помогает Китаю стать вровень с ней по уровню развития дорогостоящих и весьма наукоемких океанских боевых систем, вместо того чтобы выгодно их продавать. Чем это обернется для нашей страны в ближайшем будущем, догадаться нетрудно. Мы помогли Китаю войти в клуб ведущих морских держав. Вот только самим не отойти бы на задний план на фоне всевозрастающего военного могущества Поднебесной.

Китайские ПЛАРБ Тип 094 в бухте о. Хайнань, на заднем плане скальные укрытия

Многие эксперты на Западе полагали, что уж теперь китайские ПЛАРБ выйдут на боевое дежурство, но этого не случилось. Оказалось, что у ПЛАРБ тип 94 было также много технических проблем, как и ПЛАРБ тип 92. Притом проблем не только с самой лодкой – три года назад Пентагон выпустил доклад, где говорилось о том, что китайские ПЛАРБ не имеют скрытой системы связи с береговым командным пунктом, в связи с чем НОАК не может выводить лодки в дальнее патрулирование. Чтобы выйти на связь с командным пунктом, китайская ПЛАРБ должна всплыть на поверхность или поднять специальный буй. Такая тактика может привести к быстрому обнаружению лодок, а значит и быстрому их уничтожению силами противолодочной обороны противника.  

Есть и другая проблема – политическая. Китай делает упор на развитие наземных стратегических сил. Глава отделения ядерных исследований Федерации американских ученых Ханс Кристенсен (Hans M. Kristensen; р. 1961) говорит: «Если Китай желает создать по-настоящему эффективную подводную стратегическую систему, он должен сделать серьезные коррективы в ядерной политике и практике».

Читайте также  Проект японской подлодки с двигателем Стирлинга следующего поколения

Кроме того, новые китайские ПЛАРБ класса «Цзинь» оснащены ракетами JL-2, которые имеют дальность стрельбы всего 7400 км. При использовании этих ракет с относительно защищенных прибрежных районов Китая невозможно поражение целей, находящихся в глубине континентальной части США. Чтобы поразить цели, ПЛАРБ должны выйти в Тихий океан, что непросто с учетом плохой системы связи и высокой степенью уязвимости от ПЛО противника.

Учитывая вышеприведенные соображения, источники говорят, что Китай далек от создания действительно эффективной подводной стратегической системы. Кристенсен полагает, что китайские ПЛАРБ это больше «проект тщеславия». Китай гораздо проще может получить потенциал ответного ядерного удара путем наращивания количества мобильных стратегических ракет наземного базирования, которые могут «скрываться на огромной территории страны».  

Перспективным проектом китайского флота является создание еще более мощной подлодки тип 096 «Тэнг», вооруженной 24 баллистическими ракетами. Водоизмещение – 16000–20000 т, длина – 150 м, ширина – 20 м, тип – двухкорпусная. Главная энергетическая установка: атомная, два водо-водяных реактора и две паропроизводящие установки. Скорость хода — подводная до 32 узлов, глубина погружения — предельная 600 м, вооружение – 20 или 24 БРПЛ типа JL-2 (или JL-3), 533-мм ТА.

Субмарина будет оснащена современными системами звукоизоляции, что делает лодку малошумной (уровень шумов может составлять всего лишь 95-100 ДБ, а у лодки 094 – 115 ДБ). По некоторым наиболее оптимистическим данным к 2020 году китайские СЯС будут состоять из 4 ПЛАРБ Типа 094 с 12 БРПЛ JL-2 и 4—8 ПЛАРБ Типа 096 с 24 БРПЛ JL-3.

Перспективная китайская подлодка тип 096 «Тэнг», модель

Впрочем, Пекин постепенно снимает гриф полной секретности со своих военных разработках. В частности, прошедший парад у берегов города Циндао – базе Северного флота НОАК – порадовал тем, что наконец-то китайцы показали свои атомные подводные лодки, о которых столько уже говорилось. Показать-то показали, но вот забраться внутрь, конечно же, не позволили.  

Официально точное количество субмарин, которые планирует построить или уже построил Пекин, а также сроки принятия их в состав ВМФ неизвестны. Также остается неясным, к какому флоту будут приписаны подводные корабли. КНР не является участником каких-либо договоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений и не обязана предоставлять информацию о своих новых разработках в этой сфере.

Можно лишь предположить, что Китай уже построил серию из 4 стратегических лодок тип 094. По другим данным в марте 2010 г. на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. Вся серия будет окончательно принята в состав ВМФ в 2017 г.*. Со вступлением в строй ПЛАРБ тип 094 и отладки инфраструктуры их базирования КНР будет обладать полноценным стратегическим подводным флотом. По американским данным в составе ВМФ НОАК сегодня числятся 5 атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами (1 – тип 092 и 4 – тип 094).

В предварительной версии доклада комиссии, подготовленного по заказу Конгресса США, говорится, что ВМС Китая представляют серьезную угрозу для военного баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также могут нарушить целостность американской военной логистической цепи.  

* В 2010 году в ежегодном докладе Пентагона сообщалось, что испытания ракеты JL-2 («Цзюйлан-2») прошли крайне неудачно. Ракета практически провалила заключительную серию испытаний, в связи с чем дату введения в эксплуатацию лодок типа 094 с JL-2 предсказать, мягко говоря, сложно…Таким образом, китайская программа «Цзюйлан-2» находится в состоянии, аналогичном российской программе «Булава»: носитель для оружия уже готов, перспективы создания самого оружия остаются неясными. При этом, и РФ, и КНР уже потратили значительные средства на разработку ракет и строительство лодок, КНР к тому же соорудила «с нуля» крупную военно-морскую базу в районе Санья на острове Хайнань, со всей необходимой инфраструктурой для базирования ПЛАРБ, включая подземные укрытия.  

Индия

В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году. Однако только в 1982-м индийским военно-политическим руководством было принято решение о начале своей собственной программы создания серии ПЛА, которая является в настоящее время наиболее приоритетной для индийских ВМС.

Официально о начале создания собственного проекта атомной подводной лодки Индия объявила в 1985 году. В основу индийской АПЛ легла подводная лодка советской разработки проекта 670А «Скат». Затем этот проект был переориентирован на строительство субмарин-носителей баллистических ракет.

Индийская атомная ракетная подводная лодка «Арихант», боковая проекция

В 1998 г. на заводе в городе Хазире штата Гуджарат началась постройка секций ПЛ. Окончательная сборка ПЛ осуществлялась в судостроительном центре (Shipbuilding Centre – SBC) в городе Визаге (Вишакхапатнам) штата Андхра-Прадеш. Первая индийская атомная ракетная подводная лодка, названная S-73 «Арихант» (Arihant; «Истребитель врагов»), была спущенная на воду 26 июля 2009 г. Стоимость – около 2,9 млрд. долларов США.

В конце февраля 2010 г. субмарина вышла в Бенгальский залив для проведения ходовых испытаний. Даты пробных пусков баллистических ракет неизвестны. Экипаж «Ариханта» проходил подготовку на К-152. И это не случайно, ибо за основу проекта «Ариханта» взята подлодка советской разработки.

Атомная подводная лодка «Арихант» в постройке

Водоизмещение надводное – 6000 т, основные размерения – 110 х 11 х 9 м, скорость – 24 узла (по другим данным свыше 30 узлов, но это маловероятно), предельная глубина погружения – 300 м, экипаж – 100 человек, силовая установка – водо-водяной реактор 80 МВт, один ТЗА 47000 л.с, двигательная установка – одновальная, винт 7-лопастной, вооружение – 6 x 533мм ТА и 12 БРПЛ K-15 «Sagarika» (Сагарика; в переводе с хинди – океанская).  

По имеющейся информации БР типа К-15 имеет длину 10,4 и диаметр 1 метр. Вес – 6,3 тонны. Может нести ЯБЧ эквивалентом в 5 кт на расстояние 750 км. Испытания ракеты проводились в 2008 году. По утверждению разработчиков она обладает возможностью стартовать из-подо льда.* Впоследствии предусматривается возможность переоснащения субмарин баллистическими ракетами «Агни-3», имеющими дальность полета 3500 км.  

* Толщина преодолеваемого при старте льда и тот факт, что в Индийском океане ледовых полей, вроде бы не наблюдается, остаются без комментариев; не иначе как братья-индусы готовятся к глобальному оледенению.  

Хотя подводная лодка «Арихант» была спущена на воду в 2009 г., но физический пуск ядерного реактора был произведен лишь 10 августа 2013 г., а вышла лодка на заводские ходовые испытания 15 декабря 2014 г. В августе 2016 г. лодка «Арихант» без огласки была передана ВМС Индии, хотя фактически продолжает оставаться в стадии проведения испытаний.

19 ноября 2017 г. в обстановке секретности на индийском государственном судостроительном предприятии SBC был осуществлен спуск на воду второй индийской атомной подводной лодки национальной постройки, получившей название «Аригхат» (Arighat). Достройка корабля осуществляется в закрытом причальном комплексе-эллинге. Планируется, что лодка войдет в строй индийского флота в 2020-2021 годах. Имеются сведения, что в настоящее время в начальной стадии строительства на SBC находятся еще две атомные подводные лодки под условными обозначениями S4 и S4*.

Согласно индийским источникам, лодка S4* относится к модифицированному проекту, утвержденному в 2012 году, и будет иметь водоизмещение примерно на 1000 т, а длину на 10 м больше, чем «Арихант».

Индийская атомная подводная лодка «Арихант» в составе флота

Яростное стремление индийских моряков записаться в элитный клуб владельцев атомоходов омрачает единственное обстоятельство: «Арихант» – заведомо устаревший проект на фоне современных АПЛ. Состав вооружения выдает индусов с головой – 12 баллистических ракет K-15 «Sagarika» с дальностью пуска аж 750 км (1900 км в облегченном варианте; для сравнения – российская БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» имеет дальность 11 500 км).

Зачем индийскому флоту понадобилась дюжина баллистических ракет малой/средней дальности? Слишком слабых для решения стратегических задач, при этом совершенно неэффективных и в локальных войнах. Ответ очевиден – техническое отставание индийского ВПК. Создать баллистическую «болванку» К-15 гораздо проще, чем высокоточные КРМБ типа «Томагавк» или «Калибр».  

Всего до 2025 года предполагается построить 4 – 6 ПЛ этого типа. Кроме того, ВМС Индии разрабатывает план создания военной базы для атомных подводных лодок. Как сообщает издание DNA, секретная программа получила название «Проект Варша». Точное местоположение новой базы не раскрывается, однако, по некоторым данным, она будет располагаться в пределах 200 км от портового города Вишакхапатнам на восточном побережье Индии. В основу проекта положена китайская база для атомных подлодок на острове Хайнань. Не исключено, что в ходе строительства базы Индия будет прибегать к помощи других стран.

Первая индийская атомная подводная лодка «Арихант» прошла все испытания 23 февраля 2016 года и даже превзошла ожидания военных. Технически подводная лодка может быть принята на вооружение в любое время. Среди испытаний было и глубоководное погружение, и пуски боевых ракет с борта подлодки. Испытания проводились у берегов порта Вишакхапатнам на восточном побережье Индии. Во время испытаний «Арихант» сопровождало российское спасательное судно «Эпрон». Таким образом, Индия практически стала шестой страной мира, на вооружении которой стоит ядерная субмарина, после России, США, Китая, Франции и Великобритании.  

По состоянию на октябрь 2018 года, головной корабль, INS Arihant принят флотом. Второй, «Архидаман», проходит ходовые испытания, третий и четвертый корабли находятся в постройке. В проект второй подводной лодки, «Аридаман», были внесены некоторые изменения для устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний головной лодки проекта. Какие конкретно изменения претерпела подводная лодка, не уточняется. Всего планируется постройка шести лодок этого класса.  

После принятия на вооружение ПЛАРБ «Арихант» Индия достигла давно поставленной цели – обладать триадой ядерного оружия наземного, воздушного и подводного базирования.

По мнению индийских военно-морских аналитиков, лодки типа ATV будут играть ключевую роль в разведывательных и оборонительных операциях индийского флота. Вообще ПЛАРБ этого типа рассматривается в Индии как очень эффективное средство сдерживания растущей китайской военной мощи, а также сдерживания возможного вмешательства третьих стран в политические проблемы Индийского океана. Поэтому программа регулярно финансируется индийским правительством и осуществляется под контролем Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

/Юрий Каторин, naukatehnika.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя