Армии стран Ближнего Востока и Северной Африки закупают новые боевые бронированные машины и артиллерийские системы с улучшенными возможностями с целью замены устаревшей техники, которая уже не соответствует требованиям времени и которую становится всё сложнее поддерживать в рабочем состоянии.
Некоторые страны на Ближнем Востоке в настоящее время организовывают мощности по ремонту и модернизации своих парков боевых бронированных машин (ББМ) и артиллерии с целью обеспечения занятости местного населения и сокращения зависимости от зарубежных поставщиков в наше непростое время.
Кроме того, некоторые страны в регионе начали производство своих собственных машин, которые, как правило, являются зарубежными проектами, доработанными под местные требования, хотя ключевые подсистемы для них, например, двигатель, трансмиссия, подвеска и приводы, все же импортируются.
Вполне себе коллекция
Хорошим примером платформы местного производства является многоцелевая минозащищенная машина Jais MPMPV (Mine Protected Multi-Purpose Vehicle), изготавливаемая эмиратской компанией Nimr Automotive. Jais MPMPV представляет собой доработанный вариант машины RG35 4×4 южноафриканской компании Denel Vehicle Systems. Планируется выпуск варианта Jais 6×6 с большим объемом и грузоподъемностью, который сможет выполнять более широкий круг задач.
Государства региона зачастую закупают вооружение сразу у нескольких стран, при этом подрядчики могут меняться по политическим причинам. Это приводит к тому, что ББМ и вооружение невозможно обслуживать из-за отсутствия запасных частей. Подобное разнообразие источников может также серьезно влиять на обучение и материально-техническое обеспечение на всем сроке эксплуатации.
С другой стороны привлечение множества поставщиков помогает некоторым образом защитить закупки в случае объявления запрета на поставки вооружений, а также боеприпасов и запчастей, как например, произошло с Саудовской Аравией, когда Дания, Финляндия и Германия наложили на нее санкции из-за участия этой страны в боевых действиях в Йемене.
Впрочем, как отметил представитель отрасли, «проблема с множеством контрактов для Ближнего Востока заключается в том, что подсистемы, например, башни, прицелы и силовые блоки, поступают из разных стран и источников и, если одна из них становится недоступной, то может быть остановлена вся программа».
Кроме того, такие страны, как Китай и Россия, могут поставить вооружение намного быстрее и по меньшей цене, чем западные страны и к ним не применяются строгие экспортные правила и нормы, которые часто меняются из-за политического или общественного давления. Вдобавок, они могут предложить более широкий ассортимент, чем их западные конкуренты.
В качестве примера можно привести поставку танков, ведь танк Leopard 2A7 немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann (KMW) является единственной моделью, серийно выпускающейся на Западе. При этом даже в немецкой армии нет этой модели, там парк танков состоит из платформ более ранних выпусков.
Смена направления
В то время как большинство стран Ближнего Востока эксплуатируют гусеничные БТР и БМП, некоторые страны региона стремятся иметь более сбалансированный парк гусеничных и колесных платформ.
Хотя до сих пор в эксплуатации находятся БТР 6×6, четко просматривается тенденция эксплуатации машин в конфигурации 8×8, которые имеют сравнительно больший объем и грузоподъемность. Также все больше стран склоняются к закупке самоходных артиллерийских систем, а не более традиционных буксируемых орудий.
Хотя последние дешевле при закупках, самоходные варианты могут открыть огонь гораздо быстрее, выполнить огневую задачу и затем сняться с позиции, избежав контрбатарейного огня.
В прошлом Алжир закупал большую часть вооружений у Франции, но в последние годы начал закупать его в других странах, включая Китай, Германию и Россию. Алжир всегда эксплуатировал российские танки, но в последние годы устаревшие модели Т-54/Т-55, Т-62 и Т-72 были дополнены новейшими машинами серии Т-90.
Вдобавок к эксплуатации старых БМП-1 страна также эксплуатирует машины БМП-2, многие из них были модернизированы за счет установки пусковой установки с ПТУР «Корнет» с лазерным наведением.
Совсем недавно в Алжир были поставлены БМП-3 производства Курганмашзавода, которые являются самыми хорошо вооруженными БМП в мире, поскольку оснащены двухместной башней с блоком вооружения, включающим 100-мм орудие-пусковую установку и 30-мм пушку с селективным питанием и 7,62-мм пулемет. Также впереди с обеих сторон корпуса установлены курсовые 7,62-мм пулеметы.
Самой крупной программой по ББМ в Алжире предусматривается локализованное производство/сборка немецких БТР Fuchs 2 компании Rheinmetall MAN Military Vehicles с ожидаемым объемом производства 920 машин. Первые машины были собраны на заводе в немецком городе Касселе, а оставшиеся будут изготавливаться в стране при постепенном росте темпов выпуска. Эта платформа оборудована дистанционно управляемым модулем вооружения с 12,7-мм пулеметом.
Большая часть алжирских артиллерийских систем российского происхождения, но также были поставлены гусеничные 155-мм/45 кал PLZ45 и 155-мм/ 45 кал самоходные установки плюс буксируемые пушки PLL-01 (или WAC 21) китайской компании North Industries Corporation (NORINCO).
Бахрейн эксплуатирует танки М60АЗ производства американской компании General Dynamics Land Systems (GDLS), которые планируется в будущем модернизировать. Кроме гусеничных БТР М113АЗ были закуплены БМП AIFV из наличия бельгийской армии, которые ранее стояли на вооружении голландской армии, а также некоторое количество специализированных вариантов. В страну также были поставлены новейшие бронетранспортеры Arma 8×8 и 6×6 турецкой компании Otokar.
Артиллерийские системы у армии Бахрейна в основном американского производства, включая гусеничные реактивные системы залпового огня М270 Multiple Launch Rocket Systems (MLRS), которые могут вести огонь стандартными 227-мм неуправляемыми ракетами и тактическими управляемыми ракетами Army Tactical Missile большей дальности.
Обновление арсеналов
Много лет основным поставщиков вооружений и военной техники в Египет была Россия, но в 80-х годах страна закупила у США большое количество танков М60АЗ с 105-мм пушкой. Позднее было организовано совместное производство американских же танков М1А1 Abrams и ремонтно-эвакуационных машин М88А2 на танковом заводе в пригороде Каира.
Большой парк БТР серии М113 был дополнен БМП AIFV из запасов нидерландской армии, оборудованными одноместной башней, вооруженной стабилизированной 25-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Кроме того, Египет принял поставки специализированных вариантов AIFV, включая машины со сдвоенной пусковой установкой ракет TOW.
Каир в свое время закупил большое количество БМП-1, но понятно, что большая часть находится в резерве, хотя несколько лет назад на них были заменены двигатели. Впрочем, до сих пор страна имеет на вооружении российские артиллерийские системы калибров 122 мм и 152 мм. Причем часть 122-мм пушек Д-30 была установлена на гусеничное шасси разработки компании BMY (в настоящее время принадлежит ВАЕ).
Д-30 изготавливалась в Египте компанией Abu Zaabal Engineering Industries — также известной как Factory 100, — которая помимо поставок собственной армии также экспортировала некоторое количество этих орудий.
Каиру также было поставлено большое количество 155-мм/39 кал самоходных установок М109А5 из наличия американской армии, транспортно-заряжающие машины М992 Field Artillery Ammunition Support Vehicle плюс пункты управления огнем на этом же шасси.
Египет также развернул большое количество 122-мм и 130-мм РСЗО с неуправляемыми ракетами, добавив к ним недавно американские РСЗО М270 MLRS.
Начало
После освобождения Кувейта страна должна была заново создать свои вооруженные силы и закупить вооружение всех основных членов Совета Безопасности ООН.
В итоге страна купила 218 американских танков М1А2 Abrams, 236 БМП Desert Warrior и ее варианты у Великобритании, БМП-3 у России и 155-мм/45 кал САУ PLZ-45 у Китая.
Перед вторжением Ирака страна заказала 150 танков М-34 у Югославии, некоторые из них приняли участие в освобождении стран. Имелись планы по модернизации этих платформ, но по известным причинам эта идея была отклонена. Кувейт в настоящее время получает 12 машин разведки ОМП Fuchs 2 от немецкой компании Rheinmetall MAN Military Vehicles.
Между тем, Марокко получило вооружение из разных источников, включая Францию, Россию и США. Парк танков Марокко включает недавно купленные M1A1SA из наличия американской армии, которые дополнили устаревшие варианты М60А1 и М60АЗ, плюс небольшое количество танков Т-72; самые же старые танки М48А5 стоят в резерве.
Парк разведывательных платформ включает машины AMX-10RC компании Nexter плюс французские бронемашины 4×4 серии AML компании Panhard (в настоящее время Arquus), которые были поставлены много лет назад и теперь нуждаются в модернизации и замене.
Рабат эксплуатирует около 500 БТР М113, а также небольшое количество южноафриканских машин Ratel 20 и Ratel 90 6×6, поставленных порядка 30 лет назад.
Помимо Франции Марокко является крупнейшим эксплуатантом машин семейства VAB в конфигурации 6×6, включая такие варианты, как БМП, БТР и минометный транспортер.
Самоходная артиллерия страны в основном куплена в США: большое количество 155-мм установок М109А2/3/4/5 и 203-мм установок М110 плюс некоторое количество французских 155-мм Mk F3. Также на вооружении армии имеется большое количество буксируемых систем, включая 155-мм/39 калибров FH-70, поставленные Саудовской Аравией, и британские 105-мм пушки L118 Light Gun.
Доверительные решения
С целью замены своих устаревших британских танков Chieftain Оман получит 38 ОБТ Challenger 2 плюс четыре БРЭМ Challenger, машины подготовки механиков-водителей и тяжелые грузовики Heavy Equipment Transporter (НЕТ).
Армия страны до сих пор эксплуатирует устаревшие танки M60AL/M60A3, которым необходима замена. На эту программу замены имеется несколько претендентов, включая южнокорейский танк К2, который недавно был продемонстрирован в Омане. Разведывательные платформы включают семейство машин Alvis Scorpion и французский бронеавтомобиль VBL 4×4.
Много лет Оман эксплуатировал парк из более чем 170 бронетранспортеров Piranha III 8×8 производства компании Alvis (в настоящее время ВАЕ Systems), но теперь они дополнены более чем 170 новейшими бронемашинами турецкой компании FNSS Pars III в конфигурации 8×8 и 6×6. Страна приобрела несколько вариантов, включая БМП 8×8 с одноместной башней со стабилизированной 25-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.
Огневую поддержку в оманской армии обеспечивают 24 самоходные установки G6 155-мм/45 кал 6×6 от Denel Land Systems плюс устаревшие буксируемые орудия, например, 48 105-мм легких пушек L118.
Катар в настоящее время принял поставки 62 новейших танков серии Leopard 2А7, шести инженерных машин Wisent. 24 155-мм/52 калибра самоходных гаубиц PzH 2000, защищенных машин Dingo HD 4×4, разведывательных машин Fennek 4×4, тяжелых транспортеров НЕТ и соответствующих боеприпасов и оборудования для обучения.
Новая техника заменила устаревшие танки АМХ-30 и 155-мм артиллерийские системы, которые к тому времени уже более 30 лет стояли на вооружении армии. Катар также эксплуатирует устаревшие гусеничные машины Nexter AMX-10P и колесные бронетранспортеры VAB.
По итогам конкурса по БТР/БМП 8×8 Доха выбрала французскую бронемашину Nexter VBCI (8×8), которых должно быть закуплено 490 штук. При этом контракт не был подтвержден и не ясно, будет ли машина оснащена обитаемой или дистанционно управляемой башней, вооруженной 30-мм или 40-мм пушкой. Представитель компании Nexter сказал, что «он горд доверием катарских вооруженных сил и его компания обязана выполнить контракт в ближайшем будущем».
Высокие стандарты
Королевство Саудовская Аравия (КСА) эксплуатирует большой парк танков М1А2 Abrams, которые в настоящее время модернизируются до улучшенного стандарта M1A2S.
КСА также эксплуатирует крупный парк БМП Bradley М2 и более 2000 бронетранспортеров серии М113. Более 1000 из них были модернизированы в Саудовской Аравии на заводе Al Kharj, новые комплекты были поставлены турецкой компанией FNSS. Усовершенствования были проведены во многих сферах, включая новый силовой блок и дополнительную броневую защиту, что позволило довести платформы до стандарта М113А4.
Помимо модернизации до стандарта М113А4 некоторое количество бронетранспортеров было доработано до более специализированных вариантов, включая санитарный, пункт управления, противотанковый (VCC-1 итальянского производства), минометный транспортер и грузовой М548.
Много лет гвардия Саудовской Аравии была крупным оператором легких бронемашин Light Armoured vehicle (LAV), которые были развернуты не менее чем в восьми вариантах.
Самой распространенной машиной является LAV-25, которая оборудована двухместной башней, вооруженной 25-мм пушкой М242 с селективным питанием и спаренным 7,62-мм пулеметом. В настоящее время парк LAV-25 дополнен бронемашинами LAV-700, которые имеют лучшую защиту, подвижность и огневую мощь.
Самые хорошо вооруженные варианты оборудованы новейшей двухместной башней CMI Defence C3105, вооруженной 105-мм нарезной пушкой, или башней С3030, вооруженной 30-мм пушкой МК44 с селективным питанием; обе пушки дополнены также спаренным с ними 7,62-мм пулеметом.
Имеются также специализированные варианты, включая санитарный и пункт управления плюс вариант, оборудованный башней со 120-мм минометом NEMO финской компании Рatria.
КСА профинансировало большую оружейную сделку с Ливаном, но, в конце концов, большая часть вооружения ушло в другие страны, включая 110 машин VAB МкЗ, оборудованных 25-мм башней.
Национальная гвардия также получила 136 155-мм/52 кал САУ Nexter CAESAR на базе вездеходного шасси Mercedes-Benz Unimog, хотя во французской армии они эксплуатируются на шасси Arquus Sherpa.
КСА также эксплуатирует большой парк машин безопасности Tactica 4×4 компании BAE Systems для различных задач, некоторые из них были развернуты в Бахрейне во время гражданских протестов.
Потенциал импорта
ОАЭ являются единственным зарубежным покупателем французских танков Leclerc. Страна купила 388 танков, 44 БРЭМ и две машины подготовки механиков-водителей.
Танки Leclerc для ОАЭ изготовлены в более продвинутом стандарте, чем для французской армии. На них установлен силовой блок MTU EuroFowerPack, а также комплект дополнительного бронирования. Некоторые из эмиратских танков Leclerc были развернуты в Йемене, а несколько машин были оснащены комплектом для действий в городе Nexter AZUR.
ОАЭ являются также самым крупным зарубежным заказчиком БМП-3, также они купили партию БРЭМ-Л на базе шасси БМП-3.
Страна получила пять плавающих машин Рatria 8×8 Armoured Modular Vehicle (AMV) финской компании в удлиненной конфигурации, они были оборудованы башней от БМП-3 с целью удовлетворения срочных оперативных потребностей.
ОАЭ хотели получить дополнительные машины Patria AMV в сжатые сроки. Они были изготовлены на польском заводе, который выпускал эти машины для польской армии под местным названием Rosomak. Машины были поставлены в ОАЭ напрямую и без вооружения; позднее страна установила свои системы, некоторые машины были оборудованы комплектной башней БМП-3.
На выставке IDEX 2017 было объявлено, что ОАЭ должны закупить большое количество бронемашин Аrma (8×8) турецкой компании Otokar, доработанных под улучшенный стандарт Rabdan. Первый экземпляр был показан в амфибийной конфигурации. Недавно машина Armа была показана с дистанционно управляемой башней, вооруженной 30-мм пушкой с селективным питанием и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.
ОАЭ также эксплуатирует парк машин Fuchs 2 (6×6) от Rheinmetall MAN в трех вариантах, которые предназначены для ведения химико-биологической разведки.
Местная компания Nimr Automotive производит платформу Nimr, которая изначально была изготовлена в варианте 4×4 как в бронированной, так и в небронированной конфигурациях. Линейка была расширена за счет модели 6×6 с большим объемом и грузоподъемностью, что позволяет ей выполнять более широкий круг боевых задач.
Помимо варианта с полностью закрытым корпусом, который после соответствующей комплектации может выполнять задачи санитарной машины, пункта управления или бронетранспортера, существует также модель с грузовой платформой, на которую можно установить цистерну с топливом или комплекс вооружения. Хорошим примером такого комплекса является дистанционно управляемая башня Tactical Remote Turret 30 южноафриканской компании Denel, вооруженная стабилизированной 30-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом.
ОАЭ вложили немало средств в свои системы для ведения огня непрямой наводкой и сегодня располагают самоходными артиллерийскими установками 155-мм/45кал (6×6) G6 и модернизированными гаубицами М109, оснащенными новой пушкой 155-мм/47 калибров и новой компьютеризированной системой управления огнем.
Имеющиеся итальянские реактивные системы залпового огня FIROS были модернизированы турецкой компанией Roketsan. Кроме того, ОАЭ недавно купили РСЗО М142 High-Mobility Artillery Rocket System у американской компании Lockheed Martin вместе с управляемыми ракетами MLRS и Army Tactical Missile для поражения целей на существенно больших дальностях.
Компании Jobaria Defense Systems и Roketsan разработали и запустили в серию огромную РСЗО на базе грузовика, дав ей название Multiple Cradle Launcher. Комплекс включает грузовик НЕТ, буксирующий трейлер, на котором устанавливаются четыре пусковых контейнера по 60 122-мм ракет или контейнеры для 300-мм ракет с большей дальностью и более мощной боеголовкой.
/Alex Alexeev, topwar.ru/