Ещё совсем недавно такой класс корабля, как минный заградитель, или минзаг, был довольно распространённым явлением. Причём «недавно» — это недавно в самом прямом смысле: та же Дания имела такие корабли в строю ещё в конце 90-х. Сегодня, спустя менее чем двадцать лет, подобные корабли почти исчезли. Тем не менее, есть страны, которые не отказываются от кораблей такого класса и продолжают не только их использовать, но и проектировать новые.
На запад от нашей страны к ним относится Финляндия. Длительное время, флагманом финских ВМС был минзаг класса «Похьянмаа» (Pohjanmaa). Этот корабль водоизмещением 1450 тонн ближе к концу своей жизни был модернизирован для проведения патрульных операций и даже успел погоняться за сомалийскими пиратами, причём успешно. 6 апреля 2011 года «Похьянмаа» поймал пару скоростных пиратских лодок и корабль-базу пиратов.
В 2016 году старый уже корабль был продан частной фирме и переоборудован в исследовательское судно. Но и после этого основным классом боевых кораблей в ВМС Финляндии остаётся минзаг.
На сегодняшний день это корабли класса «Хамеенмаа» (Hameenmaa). Таких кораблей у ВМС Финляндии два – «Уусимаа» (Uusimaa), принятый в состав ВМС 2 декабря 1992 года, и собственно «Хамеенмаа», в строю с 15 апреля 1992 года. Последний с 2013 года, после вывода из боевого состава ВМС минзага «Похьянмаа» является флагманом ВМС Финляндии.
Корабли способны нести до 150 мин разных классов, преимущественно финского производства. Финляндия имеет огромные запасы мин, которые рассматриваются ей как важнейшее средство обеспечения национальной безопасности.
В целом ни по прочему оружию, ни по параметрам корабли не впечатляют – 1 пушка «Бофорс» калибром 57-мм, бомбомёт РБУ-1000, пара автоматических гранатомётов Heckler&Koch GMG калибром 40-мм, два пулемёта НСВ калибром 12,7-мм, УВП ЗРК «Umkhonto» на 8 зенитных ракет производства южноафриканской компании Denel. Есть комплекс постановки пассивных помех.
Помимо этого есть рельсы для сброса за борт глубинных бомб (пара) и четыре рельсовых направляющих для сброса за борт мин. Всё это, как и у старого корабля «Похьянмаа» «упаковано» в водоизмещение 1450 тонн. Максимальная скорость – 20 узлов. Экипаж 60 человек.
Указанный выше состав оружия корабли получили в ходе модернизации 2006-2008 годов. Тогда же, видимо, на них было установлено разведывательное оборудование.
Сегодня, их основной задачей мирного времени является слежение за Балтийским флотом ВМФ России в рамках совместных военных программ ЕС. Невозможно точно сказать, кому ещё Финляндия предоставляет разведывательную информацию. В случае же боевых действий, главной задачей этих кораблей будет, естественно, минирование.
Но и следующие (по убыванию) по классу корабли финских ВМС – тоже минные заградители. Речь идёт о кораблях класса «Пансио» (Pansio). В классе три корабля, «Пансио» (Pansio), «Пихаранта» (Pyhäranta) и «Порккала» (Porkkala). Первый принят в боевой состав ВМС в 1991 году, остальные в 1992.
Эти корабли существенно меньше, чем «Хамеенмаа», и несут меньше оружия. Их водоизмещение 680 тонн, и у них нет зенитно-ракетных комплексов. Фактически они не вооружены, если не считать оружием один пулемёт ПКМ калибра 7,62 мм и один автоматический гранатомёт Heckler&Koch GMG калибра 40 мм. Корабль способен нести 50 мин.
Надо сказать, что «Пансио» — это скорее универсальный минзаг-транспорт, чем боевой корабль. Он вполне способен ставить мины, но кроме этого, он может еще, и перевозить различные грузы. Это «рабочая лошадка» прибрежного флота, способная помимо постановки минных заграждаений, выполнять широчайший круг вспомогательных задач – но не боевых. Так, они вполне хороши при выполнении воинских перевозок и могут быть задействованы в ходе десантных операций. «Лошадка», в общем, очень хорошая, удачная. Финны планируют сохранить эти корабли на вооружении минимум до 2030 года.
В перспективе, Финляндия планирует уйти от специализированных минзагов. Не полностью, конечно. В будущем, когда корабли класса «Хамьенмаа» будут списаны по возрасту, их место займёт универсальный корвет, по своей идеологии весьма напоминающий наши 20380 – даже компоновка похожа. Этот корвет создаётся финнами в рамках программы «эскадра 2020» и он станет основой их военно-морской мощи. Ему уже присвоено имя — в честь бывшего флагмана, «Похьянмаа». Именно так будет называться новый класс боевых кораблей. Однако, и это очень по-фински, в отличие от всех аналогов, включая наши 20380, у финнов на борту корвета будут предусмотрены места для хранения мин, и рельсы для их постановки.
Также представляет интерес его усиленный корпус, для прохождения тонкого льда.
В теории надводные минзаги предназначены для, выражаясь западной терминологией, «оборонительного» минирования – постановки мин в узкостях и прибрежной зоне, для предотвращения доступа туда иностранных ВМС. Для Финляндии это означает минирование прилегающих акваторий и десантоопасных участков побережья.
Однако специфика Балтийского моря, его береговой линии и размеров, а самое главное – начертание госграницы России, и расположение её гаваней дают финнам возможность провести и так называемое «наступательное» минирование, аналогичное тому, которое они проводили в 1941-м году вместе с немцами.
Нельзя не признать – минзаги вполне «вписываются» в почти любой возможный для Финляндии сценарий войны на Балтике.
Естественно, не только Финляндия уделяет внимание вопросам постановки мин. На Балтике это вообще общая «тема», причём лидируют в ней не финны, а параноидальные шведы. Они в открытую минируют свои территориальные воды в мирное время, и до них финнам очень далеко.
Не стоит в стороне и Польша – любой её десантный корабль класса «Люблин» даже по классификации является десантным кораблём-заградителем, и скорее предназначен для минирования, чем для высадки десанта. Но ни шведы, ни поляки не имеют специальных минзагов на вооружении, хотя шведы имели их совсем недавно. Финляндия в данном случае исключение, и она не собирается переставать им быть в обозримом будущем.
Однако, пять малых финских минных заградителей это просто ничто по сравнению с тем, какое развитие этот класс кораблей получил в Азии.
В 1998 году ВМС Республики Корея (Южная Корея) получили новый минный заградитель «Вонсан». Это был удивительный факт – господствующее на тот момент в экспертном сообществе мнение однозначно утверждало, что минзаги, как класс устарели. Но Южная Корея опровергла такие мнения, спроектировав и построив новейший минный заградитель. Корабль получил классификацию MLS-1 (Mine laying ship-1, в переводе «корабль – постановщик мин – 1»). Корейцы планировали построить три таких корабля, но ограничили класс одним по соображениям экономии.
«Вонсан» имеет 3300 тонн водоизмещения, более чем вдвое превосходя финские минзаги. Его длина 104 метра, а экипаж 160 человек. На корабле есть посадочная площадка достаточно большая, чтобы принимать вертолёты MH-53, которых, правда, пока у южнокорейцев нет. Максимальная скорость корабля – 22 узла.
Артиллерийским орудием является 76-мм пушка компании Oto Melara, со скорострельностью до 85 выстрелов в минуту. ПВО обеспечивают вместе с ней две орудийных установки NOBONG со спаренными 40-мм автоматическими пушками каждая. Одна башня расположена за 76 миллиметровкой на носу, вторая, ближе к корме, на надстройке, перед посадочной площадкой. Пушки являются корейскими копиями итальянских автоматов Ото Breda.
Самая интересная особенность корейских минзагов – наличие у них у всех противолодочных возможностей.
Так, «Вонсан» имеет американский гидроакустический комплекс AN/SQS-56 и два трёхтрубных торпедных аппарата Mk.32 mod.5, производимых в Южной Корее по лицензии. Последние предназначены для пуска 324-мм противолодочных торпед LIG Nex1 K745 Blue Shark, корейской разработки и производства, которые несёт этот корабль.
Также корабль оснащён совершенными комплексами постановки помех корейского производства Dagaie Mk.2, способными работать в полностью автоматическом режиме.
Но главным «калибром» корабля является его способность ставить мины.
Система постановки мин, которой оснащён корабль, разработана и произведена корейской компанией Keumha Naval Technology Co Ltd. Механически система организована как шесть направляющих, по которым мины сбрасываются через пару кормовых лацпортов (по три потока в лацпорт). Всего корабль способен выставить за один боевой поход 500 мин, причём на трёх минных палубах могут вместе храниться и в одном потоке выставляться мины разных типов – донные, мино-торпеды, и якорные.
После того как южнокорейцы отказались от продолжения серии «Вонсанов» казалось, что на этом всё закончится, однако, 28 мая 2015 года на верфи Hyundai Heavy Industries был заложен ещё более мощный заградитель, спроектированный на базе «Вонсана» — «Нампо» (Nampo).
Корабль получил класс MLS-2 (Mine laying ship-2, в переводе «корабль – постановщик мин – 2»). «Нампо» — это увеличенный в размерах и усовершенствованный «Вонсан». Его длина 114 метров, а водоизмещение 4000 тонн. Как видно, он больше «Вонсана» и длиннее. У него, в отличие от «Вонсана» есть не только вертолётная палуба, но и ангар. Пушка имеет только качающуюся часть от 76-мм Oto Melara, всё остальное разработано в Южной Корее. Экипаж меньше, чем у «Вонсана» за счёт большей автоматизации.
Система постановки мин модернизирована и вместо шести направляющих для сброса мин имеет восемь, и четыре кормовых лацпорта, по паре направляющих в каждый. При этом, система допускает автоматический сброс мин за борт по точным координатам, с выставлением индивидуальных интервалов между сбросом предыдущей и последующей мины и самим сбросом в автоматическом режиме.
Корабль оснащён ещё существенно более мощным радиолокационным комплексом, чем «Вонсан». Если у «Вонсана» основная РЛС производства «Маркони» (РЛС обнаружения воздушных и надводных целей Marconi S-1810 2D, кроме неё есть РЛС ср. дальности Thales DA-05 2D поисковая РЛС KDT SPS-95K и РЛС управления огнём Marconi RS ST-1802), то «Нампо» в качестве «главного» радара несёт многолучевую РЛС LIG Nex1 SPS-550K 3D, обладающую значительно большими возможностями.
Противовоздушное существенно эффективнее, чем у «Вонсана» — вместо пары автоматов калибра 40 мм, у «Нампо» имеется ЗРК с ракетами K-SAAM, вертикальная пусковая установка которых установлена в обще надстройке с вертолётным ангаром. В УВП помещается 16 ЗУР (по 4 в ячейке).
Но самое главное — в той же УВП может быть установлено до 4-х ПЛУР Red Shark, с уже упоминавшейся торпедой Blue Shark в качестве головной части. Это очень серьёзно поднимает его противолодочные возможности.
Помимо всего прочего, «Нампо» обладает, как заявляется в прессе, «системами противоминной борьбы», а также расширенными возможностями по поиску подводных лодок. С учётом возможности базирования на корабле противолодочного вертолёта, он оказывается востребованным далеко не только как минный заградитель. Видимо, поэтому в последнее время и «Вонсан», и «Нампо» в англоязычных источниках стали называть «Противолодочный минный заградитель».
Видимо, поэтому, кроме противолодочного оружия, корабль ещё и получил средства гидроакустического противодействия корейского производства – устройства (приборы) LIG Nex1 SLQ-261K в количестве двух единиц.
9 июня 2017 года, спустя два года после закладки, «Нампо» вступил в строй, на нём был поднят флаг ВМС Республики Корея. Таким образом, Южная Корея на сегодня является страной, имеющей два крупных и современных минных заградителя специальной постройки. При этом, корейцы ни разу не заявляли, что будут ограничиваться уже построенными минзагами, так что вполне возможно, что за «Нампо» последуют и другие корабли такого же класса.
Однако, судя по всему, это не последний пример. «Судя по всему», так как следующий корабль – японский, а с японцами всё не просто.
Как уже было указано ранее, в статье про будущие японские авианосцы, Япония мастерски пускает пыль в глаза всему человечеству со своими военными программами. Японцы занижают ТТХ своего оружия, присваивают ему «неправильные» наименования (например авианосец на 27-28 ЛА у них «вертолётоносный эсминец», и даже фотографируют свои корабли так, чтобы их реальный размер был не очевиден.
Помимо всего прочего именно такой «туман» японцы напустили вокруг своих двух кораблей – так называемых «плавбаз противоминных кораблей», класса «Урага» (Uraga). В классе два корабля, «Урага» и «Бунго» (Bungo).
Эти корабли были приняты в боевой состав Морских Сил Самообороны Японии в 90-х годах, «Урага» в 1997 и «Бунго» в 1998. Это большие корабли, водоизмещение «Ураги» 5640 тонн, «Бунго» имеет 5700. Дизельная ГЭУ в 19500 л.с. даёт кораблям возможность идти с максимальной скоростью в 22 узла.
«Бунго» вооружён 76-мм орудием Oto Melara, «Урага» оружия не несёт.
Оба корабля классифицируются как «тендеры», то есть «плавбазы», причём именно для тральщиков. И хотя технической информации по этим кораблям ни на русском, ни на английском языке не найти, пресс релизы об их участии в противоминных учениях совместно с США или Австралией появляются регулярно. Корабли делают то, что явным образом следует из объявленного их предназначения – передают тральщикам топливо и припасы в море. Даже трогательные фото плавбазы с австралийскими тральщиками есть – ну не дать, не взять мамка с детками.
Да и конструктив корабля заявленному предназначению соответствует – есть ангар для большого вертолёта, способного буксировать трал, и отсек под сам трал в корме.
Однако есть нюансы. Смотрим на вид с кормы.
Четыре лацпорта справа и слева явно намекают нам на то, что «Урага» и его систершип не только уничтожают мины, но и ставят их. Явным образом, эти корабли имеют по 4 минных палубы, и для экономии места, лацпорты для сброса мин с этих палуб сделаны на каждой из них – специально, чтобы не тащить мину к рельсам общим для разных палуб. Открыли крышку и всё. И, судя по размерам корабля и этих крышек, мин там примерно как у «Вонсана» или «Нампо».
А это значит, что правы те, кто называет корабли класса «Урага» самыми большими минными заградителями в мире.
И японцы, и корейцы в состоянии проводить с помощью этих кораблей операции по минированию поистине стратегических масштабов. Корейские минзаги способны в течение считанных часов выставить минимум тысячу мин. В течение недели, прикрытые минимальными силами авиации, эта пара кораблей способна выставить такое количество мин, которое окажется фактором планетарного масштаба. С максимальной степенью вероятности, и корейские, и японские корабли предназначены для проведения экстренной организации противодесантной обороны или блокады узкостей.
Однако в случае наступательной операции Японии на Курилах, «Урага» и «Бунго» будут очень полезны при последующей организации обороны захваченных островов, блокады судоходства в проливе Лаперуза и, в случае эскалации конфликта – минирования Курильских проливов, или ,при неблагоприятном развитии конфликта – пролива Цугару (Сангарского). Таким образом, японские корабли опосредованно повышают не только оборонительный, но и наступательный потенциал Японии.
Подведём итог.
Несмотря на то, что от специализированных минных заградителей отказались почти все флоты в мире, этот класс кораблей вполне себе существует, более того, как ни странно, он развивается.
При этом «трендами» является рост водоизмещения заградителей (даже новые финские корветы будут иметь около 3300 тонн водоизмещения – в основном из-за минно-заградительной функции, а у «Нампо» уже 4000 тонн), совмещение в минзаге функционала других боевых кораблей (например, придание кораблю противолодочных возможностей, как у корейцев, или совмещение минзага и корвета, как будет у финнов).
Стоит ожидать, что при определённом уровне обострения военно-политической обстановки в мире, которая снова сделает актуальным «стратегическое» «оборонительное» минирование (например, блокада минами фареро-исландского барьера или датских проливов), минзаги могут быстро вернуться, причём на новом, ранее невиданном техническом уровне.
/Александр Тимохин, topwar.ru/
Вот и брали бы за основу корпус проекта 22350 Горшков как корвета тральщика и минзага. А не трамбовали бы бюджет фрегата» в корпус МРК как с 20386. Хотя понять можно, «распил» он сладок, от него так трудно отказаться.
Взяли бы 22350 возможно чуть облегченный за основу минного заградителя тральщика корвета, возможно еще какого функционала охраны береговой зоны.
А увеличеный вариант 22650М как фрегат-эсминец дальней морской зоны. Заодно частичная унификация бы получилась.
А то развели проектов, в бумагах закопались а флота нет! Последние Советские останки у пирсов и в отстоях подыхают.
Зато на бумаге, в разных видеопрезентациях и фотошопах Лидеры и Шторма армадами бороздят кольца Сатурна, и по совместительству «Большой театр».