Великую Отечественную войну Красная армия прошла, имея две основных модели личного короткоствольного оружия – револьвер Наган и пистолет Тульский Токарев (ТТ).
Надо ли было их менять и на что именно?
Большой или маленький?
Помимо двух отечественных образцов, на советско-германском фронте использовалось множество других пистолетов. Некоторые поступали «мирным» путем, как ленд-лизовские М1911 или закупленный разведкой в Шанхае «маузер К96» китайского производства. Но большая часть попавшего в СССР короткоствольного «зоопарка» оказалась трофеями – благо, рачительные немцы старались приспособить к делу практически любую доставшуюся им стреляющую железяку.
Это разнообразие моделей позволило выявить две достаточно четкие закономерности. Те солдаты и офицеры, для кого вероятность применения пистолета была не нулевой, больше внимания уделяли боевым качествам оружия. Случаи на войне всякие бывают – не всем было удобно постоянно таскать пистолет-пулемет и не у всех получалось раздобыть его, когда становилось жарко. Например, одно из пожеланий к пистолету по опыту войны звучало так:
«Необходимо переконструировать на 15 патрон, за счет увеличения (уширения) пистолетной ручки по образцу Бельгийского Браунинга образца 1944 г с обоймой по 14 патрон (по существу, скопирован с нашего пистолета ТТ-34) принятый на вооружение офицерского состава бывшей Германской армии, с одним запасным магазином».
Речь, разумеется, шла о трофейном Pistole 640(b) он же Browning High-Power, заслужившем также высокую оценку советских испытателей.
Однако война выявила также большое количество военнослужащих, для кого излишне громоздкими были даже штатные ТТ и «наганы». Тыловики охотно выменивали у разведчиков или трофейщиков «дамские браунинги» или «вальтеры» – компактные пистолеты, которые можно было таскать даже без штатной кобуры.
– А эта штука вам знакома? – продолжал Алехин, достав небольшой вороненый «вальтер».
Получив утвердительный ответ, он загнал патрон в патронник и, поставив пистолет на предохранитель, протянул его капитану:
– Прошу… возьмите в карман.
(с) Владимир Богомолов, «В августе сорок четвертого»
В принципе, необходимость в структуре вооружения компактного или субкомпактного пистолета вполне осознавалась. Еще в середине 20-х первым советским пистолетом стал ТК (Тульский Коровина) – маленький пистолет под патрон 6,35х15 мм. Однако ТК все же оказался не самым удачным вариантом, не в последнюю очередь – из-за слабости выбранного патрона.
Тем не менее, идея о более подходящем пистолете для комсостава продолжала будоражить умы этого комсостава. В частности, на совещании по итогам Зимней войны произошел следующий диалог:
«Относительно индивидуальных пистолетов ТТ.
Воронов: Я за маузер, это хороший револьвер.
Ворошилов: Нам нужен для нашего командного состава такой пистолет, который можно положить в карман и может служить для индивидуальной защиты, стрелять им можно на 50 метров.
…
Бульба: В течение 1938—39 г. разрабатывали много различных вариантов патронов. Разработали как наш патрон «Маузер», так и под новый пистолет, причем старались получить меньший по размеру патрон. Калибр 9-мм лучший, т. к. во всех странах на вооружении находится этот пистолет 9-мм, но ни одной удовлетворяющей конструкции пистолеты не получили, хотя по конструкции наши были не хуже заграничных пистолет. Считаю, что лучшим пистолетом, которые существуют в иностранных армиях среднего размера, это вальтер и маузер среднего калибра для вооружения высшего командного состава и среднего начальствующего состава.
…
Ворошилов: Есть два предложения, одно предложение — дать время нашим конструкторам и промышленности в 2 месяца, для того чтобы окончательно решить, можно ли принять отечественные образцы — 1 образец, если в течение двух месяцев ничего не удастся сделать, тогда прямо остановиться на производстве маузера средний, без переделок.
Второе предложение — сразу же решить, ввиду того, что дело затянется, просить Правительство утвердить наши решения на производство маузера среднего. Кто за первое предложение — 2 человека. За второе предложение — все остальные. Будем просить Правительство принять на вооружение пистолет маузер 7,65 мм.»
Судя по дальнейшим событиям, идея принять на вооружении «маузер средний» (скорее всего, под ним понимался Mauser 1914/34) энтузиазма у правительства не вызывала. Более важным в тот период выглядела задача разработки нового армейского пистолета на замену ТТ, но с учетом требований ГАУ КА («голый» ствол для упрощения стрельбы через щели бронетехники). Лучшим была признана конструкция Воеводина, но начавшаяся война не позволила развернуть его серийное производство.
Вновь к теме пистолета для комсостава вернулись уже в 1944-м. Основным патроном в тот момент по-прежнему виделся 7,65х17 мм (7,65 mm Browning или .32 ACP).
Но после победы над Германией необходимость в быстром решении проблемы отпала. С другой стороны, переход армии на промежуточный патрон образца 43 года в основном оружии пехоты позволил уменьшить требования к баллистике, что дало возможность увеличить калибр и уменьшить мощность – новый патрон должен был нормально работать в компактных пистолетах со свободным затвором.
Поскольку был не очень понятно, когда и в какой степени увенчаются успехом работы по созданию нового патрона, параллельно велись также работы по созданию советского варианта патрона 7,65х17 мм.
Рождение «девятки»
Разработкой нового 9-мм патрона занялись в ОКБ-44 под руководством Б.В. Сёмина, уже успевшего хорошо зарекомендовать себя в процессе создания патрона обр.43. В ходе предварительных работ за основу взяли гильзу от штатного патрона ТТ (7,62х25), укоротив её до 18 мм.
Испытания новых патронов первой опытной партии (в документах она так и проходила как патроны ОП-1) прошли на стрелковом полигоне ГАУ КА в 1947 году. Интересно, что при разработке программы испытаний офицеры полигона использовали зарубежный опыт, в частности статьи генерал-майора армии США Джулиана Хэтчера и конструктора Мелвина Джонсона. Новые патроны сравнивались с отечественным ТТ, а также немецкими 9х19 (стреляли из «парабеллума»), а также .45ACP и 7,65.
Результаты оказались вполне предсказуемы. Например, патрон ТТ оказался лучшим по пробитию твердых преград, но при стрельбе в глину (аналог баллистического желатина) уступил по глубине проникновения более тяжелой пуле .45ACP. Новый ОП-1 заметно уступал более мощным собратьям, обгоняя лишь «малыша» 7,65.
Тем не менее, опыты показали, что при попадании в кость даже и 7,65 мм вполне способен проделать в ней дыру или даже перебить – пусть и в меньшей степени, чем ТТ или .45, учинявшие настоящий погром в месте попадания.
В дальнейшем, уже в ходе испытаний пистолета Стечкина, который благодаря наличию приклада позволял вести прицельный огонь на большие дальности, был сделан вывод, что : «убойная сила пули сохраняется на всех дальностях до 300 метров включительно».
Да и стальная каска на 15 метрах от пуль «стечкина» уже не очень-то защищала. Впрочем, военным и 6 пробитий на 10 выстрелов показалось мало – были развернуты работы по созданию для нового патрона пули повышенной пробиваемости, со стальным сердечником.
В 1951 году патрон 9х18 мм был принят на вооружение и на долгие годы стал основным пистолетным как в Советской Армии, так и у других силовых структур.
На службе
Долгие годы характеристики патрона 9х18 мм считались вполне удовлетворительными, как для военных, так и для милиции – хотя вопрос «а вот чтобы он еще и бронежилет пробивал» начали ставиться еще в 60-х. Однако наиболее остро вопрос о новых вариантах патрона ПМ сумели поставить чекисты – для спецпоразделений КГБ разработали пули повышенного останавливающего действия (экспансивные) и бронепробивающего. Однако «простые смертные» долгое время ничего не знали о существовании каких-то новых патронов к «макарову».
Очередная попытка налить новое вино в старые мехи состоялась уже в 90-х и закончилась в полном соответствии с Евангелием от Луки: » молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут».
Усиленный патрон для пистолета ПММ, не смотря на все инструкции, указания, приказы и прочую бумажную метель то и дело пытались использовать для старых ПМ. Кроме того и характеристики модернизированного образца военных уже не устраивали – новые работы велись уже для патронов 9х19 мм и 9х21 мм.
Тем не менее, пока что «макаровский» патрон, как и созданный для него пистолет, сходить со сцены не собирается. Новые пистолеты поступают на вооружение силовых структур достаточно медленно. Кроме того, «неожиданно» выяснилось, что многим большой армейский пистолет, мягко говоря, обременителен в постоянном ношении. И эти люди пока носят старый добрый ПМ и с большим интересом читают новости о разработках МП-443 – пистолете под 9х18 в габаритах ПСМ.
Напоследок можно заметить, что в США, где на трудности с любыми мощными патронами, вплоть до самых «слонобойных» никто не жалуется, до сих пор одним из самых популярных пистолетных патронов является 9×17 мм, он же .380 ACP. Но про него подробнее расскажем в другой раз.
/Андрей Уланов, kalashnikov.media/
Ну а что плохого скажешь? Хороший патрон, для мирного времени! 50 лет оттарахтел и дальше нишу найдет. А если б гражданский короткоствол так и подавно цены б ему не было. А вот пришли 90стые и сразу МВД грозы хулиганов и самогонщиков стало не хватать. Ксюхи потребовались. А то против кухонного ножа оно мощща а против бандитских ТТ и АКМ — тюююю.
Патрон конечно не стоит списывать полностью. Маленький пистолетик для штабных, для титек в погонах, для прочих задач второй третьей и последующих очередностей.
НО! Для МВД лучше «Люгер»! Правда такой как МП-443-«Срач» не надо. ПЛ-15К лучше подойдет. Полекшы. И лучше для ментов без повышеной пробиваемости как то. За исключением спецподразделений МВД и УФСИН, этих экипировать по армейскому образцу. То есть и АК и ВАЛ и патроны 9х21.
А в остальном согласен. Может «макарка» или «стечкин» на три сотни метров прибить. Слышал в детстве что пуля из «мосинки» на 4-5км убить может. Только ведь никто всерьез прицельно на такое расстояние стрелять? Ну а по дури и из рогатки на сто метров насмерть прибить можно. Или как в том анекдоте когда один кум другому топор через реку кидал.
Пистолет МП-443 имеет калибр не 9х18 и габариты не ПСМ.
Про немецкий патрон 9 мм Ultra, разработанного в 1936 г., никто не слышал, да?
Все слышали :). И немцы модель пистолета под него разрабатывали скорее для армии. А по сути — это всё-таки «полицейский» патрон для «мирного» времени (без бандюков из 90-х с АКМ и некоторых аналогично вооружённых бандюков в США).
Писать про стрельбу из пистолета на 300 м — это все равно,что хвастаться противотанковыми ракетами наших танков,которые способны уничтожать танки противника на расстоянии до 8 км