Главная Обзоры Огнестрельное оружие

Colt против Savage: как армия США выбирала себе пистолет

0
1313

Гонка пистолетов Джона Браунинга и Элберта Сирла представляла из себя целый марафон, а не короткий забег. Расскажем, как одному из них досталась победа, и как дальше развивалась история другого.

В 1905 году Антонио Каспи, один из филиппинских повстанцев, находившихся в американской тюрьме на острове Самар, попытался бежать. Он получил три пули в грудь из револьвера, еще одна пуля пробила руку и предплечье, но при этом остановить его смогли только ударом приклада по голове.

Для военных армии США это стало лишь очередным подтверждением, что их штатный револьвер M1892 Colt Army & Navy нуждается в замене. Одним из перспективных кандидатов считался пистолет Георга Люгера, и, как мы писали, его развитие в немалой степени зависело от заокеанских военных.

Револьвер M1892 Colt Army & Navy

Но финальная схватка состоялась между двумя американцами – образцом фирмы Colt (англ. «жеребенок»), разработанным Джоном Браунингом… и пистолетом фирмы Savage Arms, конструкции Элберта Сирла. До этого Savage (англ. «дикарь») занимались только длинноствольным оружием и вполне успешно. В армейском конкурсе они увидели шанс побороться за новый и перспективный рынок пистолетов.

Элберт хотя и не был «звездой» уровня Джона Мозеса, но его пистолет представлял собой очень удачную и передовую для того времени конструкцию. В частности, Сирл применил в своем оружии магазин с шахматным расположением патронов, что позволило при сравнимой длине рукоятки увеличить емкость магазина. Расположенная вокруг ствола возвратная пружина знакома всем нам по пистолету Макарова. Сам пистолет без всяких инструментов легко разбирался, а деталей в нем было меньше, чем у конкурентов из «Кольта» – 34 против 48.

Savage M1907

По итогам первого этапа военные приняли решение закупить по 200 пистолетов каждой фирмы для полевых (войсковых, как это называли в СССР) испытаний – по цене 25 долларов за штуку. «Кольт», для которых вопрос армейского контракта значил очень много, быстро изготовили требуемое количество пистолетов. Немцы, подумав, решили не ввязываться в борьбу – для DWM и лично Георга Люгера в тот момент более приоритетными стали дела в Германии.

Savage тоже в первый момент хотели отказаться от «выгодного» предложения, но в итоге «дикари», торгуясь, сговорились с военными о цене 65 $ за пистолет. Правда, в итоге арифметика вышла немного иная. Еще при доставке пистолетов на испытания из партии загадочным образом пропали пять образцов. Армия развела руками, бормоча что-то вроде: «смотреть надо за вещами, когда в комнату заходишь!».

В ходе испытаний пистолеты получили неоднозначные отзывы – военные положительно отмечали легкость и точность, но жаловались на неисправности, а также слишком сильную отдачу. В итоге пистолет Savage отправили на доработку, потребовав… чтобы предохранитель получил маркировку положений «безопасно» и «огонь», поскольку, по мнению военных, без нее не привыкшие к пистолетам солдаты могли запутаться. На обратном пути оружие снова попало в цепкие лапы гремлинов – на фирме недосчитались еще 72 пистолетов.

Бумага не сохранила, что именно сказал по этому поводу директор Savage Arms, но желания продолжать участие у них не убавилось. Впереди был наиболее важный этап – стрельба на живучесть. 6000 выстрелов подряд – по меркам начала XX века для короткоствольного оружия — это ну очень много. На испытаниях присутствовало руководство соревнующихся фирм, а также оба конструктора – Джон Браунинг и Элберт Сирл. Через каждые 100 выстрелов пистолеты должны были охлаждаться водой, через 1000 – можно было чистить и смазывать, а в остальном – пусть победит лучший.

Savage M1907

В первой тысяче выстрелов у образца Браунинга было 5 неисправностей, у «дикаря» – четыре. Но… это был марафон, а не короткий забег. Дальше начал сказываться больший опыт Джона Мозеса. На второй тысяче у «Кольта» было 2 проблемы, а у пистолета Сирла – 7, и чем больше становилось количество выстрелов, тем сильнее увеличивалась и разница в счете. Кроме того, итоговая сводка показала, что пистолет Браунинга потребовал 4 замены деталей, а его конкурент – 13.

Впрочем, военных не удовлетворили оба результата. У Savage появился шанс на победу в матче-реванше. Решающее соревнование состоялось в марте 1911 года. В этот раз победа конструкции Джона Браунинга была чистой. К финалу на счету пистолета Сирла была 31 неисправность, ряд деталей были заменены. Кольт стрелял и стрелял – ни одной задержки за все 6000 выстрелов, при тщательном осмотре после стрельбы не обнаружено никаких дефектных частей. В этом же месяце образец Браунинга был официально принят на вооружение армии США как Automatic Pistol, Caliber .45, M1911.

Colt M1911

Однако история пистолета «дикарей» на этом не завершилась. Хотя военные отвергли вариант под патрон .45ACP, его «младший брат» под патрон 7,65 мм довольно успешно выступил на гражданском рынке. Простой в обращении, легкий, удобный и сравнительно недорогой пистолет пользовался спросом не только в США, но и в Европе. Там же пистолет Сирла все-таки попал на военную службу – после начала Первой Мировой войны французская армия заказала у Savage Arms несколько десятков тысяч пистолетов.

В Российской Империи «соваж», как его тогда называли, был включен в список оружия, разрешенного офицерам к ношению в строю. В частности, по некоторым данным, c ним отправился на Первую Мировую казачий сотник Федор Токарев. Но это уже была совсем другая история…

/Андрей Уланов, kalashnikov.media/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ