К сожалению, в прошлую статью «не влез» материал о средствах наблюдения за обстановкой, которыми обеспечивался Т-34, поэтому с него и начнем.
Надо сказать, что Т-34 довоенного выпуска и производства первых военных лет часто (и абсолютно заслуженно) упрекают в отсутствии командирской башенки, обеспечивающей командиру танка относительно хороший обзор поля боя. Можно задать вопрос, почему же наши танки не комплектовались подобными башенками?
Дело в том, что, по мнению отечественных танкостроителей, функции командирской башенки будет выполнять средство обзора, по принципу действия напоминающее перископ подводной лодки. Соответственно, если в распоряжении командира германского Т-3 имелась пять визирных щелей в вышеупомянутой башенке, и представлявших собой обычные прорези в броне, забранные триплексами, то командир Т-34 располагал панорамным прибором ПТ-К, который в некоторых случаях заменялся на панорамный прицел ПТ 4-7) и двумя перископическими прицелами, расположенными по бортам башни.
Таким образом, теоретически командир Т-34 должен был иметь преимущество перед своим германским «коллегой», но на практике именно русский танк оказывался «слепым», в то время как немецкий обладал вполне приемлемой обзорностью. Почему так?
Во-первых, это неудобное положение и малый сектор обзора у панорамного прицела. В него, банально, сложно было смотреть с командирского места — нужно было выворачивать голову под неестественным углом, и особенно этот недостаток проявлялся во время движения танка. Теоретически ПТ-К мог бы обеспечивать обзор на 360 град., но фактически делал это только на 120 град вправо от направления движения Т-34, при этом оставалась весьма значительная, не просматриваемая, «мертвая» зона у танка.
Следует отметить также и то, что некоторые недостатки панорамного прибора ПТ-К следовали из его достоинств. Так, он имел 2,5 кратное увеличение, что было весьма полезно для того, чтобы выявить замаскированные цели – кстати, подобной возможности командир Т-3 был лишен, что считалось заметным недостатком немецкого танка. Но с другой стороны, подобное увеличение при ограниченном угле видимости требовало от командира Т-34 медленно вращать маховичок привода механизма кругового наблюдения, в противном случае изображение смазывалось.
И вот, в результате всего вышесказанного, германский командир танка имел хорошую возможность в любой момент, покрутив головой, осмотреть поле боя и выявить угрозы своему танку, в то время как командир Т-34 должен был медленно осматривать ограниченный сектор пространства впереди-справа своего «железного коня»…
Что же до боковых смотровых приборов башен, которыми располагал командир Т-34, то ему необходимо было сильно нагнуться, чтобы смотреть в тот, который располагался с его стороны. Автор настоящей статьи так и не смог разобраться, была ли у командира возможность смотреть в левый смотровой прибор, находившийся со стороны заряжающего, но по результатам испытаний для обоих приборов указывалось и неудобство пользования, и малый сектор обзора, и невозможность очистить стекла приборов, оставаясь внутри танка, и значительное мертвое пространство… В общем, несмотря на простоту обзорных «приборов» германского танка Т-3, его командир мог значительно лучше контролировать поле боя.
Наводчик германского танка помимо, собственно, прицела, имел также 4 визирные щели, таким образом, он мог осматривать пространство рядом с танком наряду с командиром. На Т-34 командир сам был наводчиком, и в качестве такового, располагал, в дополнение к описанным выше средствам обзора, еще и танковым телескопическим прицелом ТОД-6.
Надо сказать, что по конструкции наши прицелы были весьма совершенными, более того: американцы, изучавшие Т-34 на Абердинском полигоне, даже сделали вывод, что его прицел «по конструкции лучший в мире», но при этом отметили посредственную оптику. Собственно говоря, это было первым существенным недостатком нашего прицела в сравнении с германским: в принципе, они обеспечивали наводчику сопоставимые возможности, но выделку линз германского прибора отличало традиционно высокое качество германской оптики, в то время как у нас оно было несколько хуже и до войны, а в начальный ее период стало в какой-то момент совсем плохим, во время эвакуации выпускающим ее завода. Тем не менее, даже в самые худшие времена нельзя было говорить о неработоспособном прицеле у советских танков.
Второй недостаток заключался в том, что германские танковые прицелы были, если можно там выразиться, «переломными». То есть положение той части прицела, в которую смотрел наводчик, оставалось неизменным от угла возвышения орудия, а вот наводчик-командир Т-34 вынужден был нагибаться, или наоборот, приподниматься вслед за прицелом ТОД-6.
Механик-водитель на Т-34 имел целых три перископических прибора и, собственно, люк механика-водителя, который можно было приоткрыть. Мехвод Т-3 располагал одним «перископом» и одной визирной щелью. Но германские приборы обеспечивали очень хороший обзор «вперед-влево», при том что расположенный рядом стрелок-радист, имея в своем распоряжении две визирные щели, имел неплохой обзор «вперед-вправо», отчего мог что-то подсказать механику-водителю.
В то же время три «перископа» Т-34 наши проектировщики расположили на разных уровнях (передний, смотрящий вперед перископ – 69 см от сидения, левый и правый – 71 см). С учетом того, что разница в 2 см в положении сидя требовала разного роста, так как передний перископ оказывался на уровне глаз мехвода, если последний был низкого роста, а боковые – если «ниже среднего», ни о каком удобстве наблюдения говорить не приходится. Кроме того, на боковых приборах отсутствовали налобники, они очень быстро загрязнялись при движении по целине до состояния полной потери видимости, а штатные «дворники» с их очисткой не справлялись совершенно.
Не слишком удачная обзорность механика-водителя в Т-34 (при закрытом люке) дополнялась слепотой стрелка-радиста, у которого имелся только оптический прицел для пулемета. По факту он давал настолько мизерный угол обзора и был настолько неудобен, что практически не позволял вести прицельный огонь из пулемета в бою. Из мемуаров танкистов следует, что пулемет в подавляющем большинстве случаев выполнял функции либо «психологического» (стреляем в ту сторону!), либо съемного оружия.
Несмотря на все вышесказанное, хотелось бы отметить следующее. Конечно, смотровые приборы Т-3 и Т-4 обеспечивали лучший обзор, чем был у Т-34 выпуска 1940-1942 гг., но это не значит, что германские танкисты видели все, а наши – ничего. Все-таки нужно понимать, что обзор из танков тех лет, что английских, что немецких, что отечественных или американских был очень плохим. Но у Т-34 он был хуже, чем у немецких танков.
Вооружение
Артиллерия. Тут, вне всякого сомнения, Т-34 лидирует с огромным отрывом и от немецких, и от любых современных ему средних танков других держав. Оснащение новейшего советского среднего танка 76,2 мм артсистемами Л-11 и, впоследствии, Ф-34 с достаточно высокой для 1940 г. начальной скоростью снаряда, составлявшей 612 и 655-662 м/сек соответственно, стало огромным шагом вперед для мирового танкостроения.
В сущности, речь шла о том, что именно Т-34 получил универсальную артсистему, пригодную для борьбы почти со всеми возможными целями танка: вражеской бронетехникой, полевой артиллерией, ПТО, пехотой, а также ряда полевых укреплений. В то же время в артвооружении немецких танков даже и в начале Великой Отечественной сохранялась еще известная специализация. Так, 37-мм и 50-мм пушки, устанавливаемые на Т-3 в силу малого веса снаряда, и, соответственно, малого содержания ВВ в нем, не слишком хорошо подходили для поражения пехоты и артиллерии противника и представляли по больше части противотанковое средство.
Тем не менее, в борьбе против танков с отечественной Ф-34 могла поспорить разве что лучшее из них, длинноствольное 50-мм орудие KwK 39 L/60, бронепробиваемость которого была вполне сопоставима с советской пушкой. Но, не имея преимущества над Ф-34 по части борьбы с бронетехникой, KwK 39 L/60 уступала ей по воздействию по другим типам целей, а кроме того, на момент вторжения в СССР таким орудием располагало ровно 44 немецких танка.
Наоборот, по полевым укреплениям, пехоте и прочим небронированным целям неплохо могла действовать артсистема KwK 37 L/24, устанавливаемая на Т-4, но, в силу малой начальной скорости снаряда, составлявшей всего 385 м/сек, она сильно уступала и Л-11, и Ф-34 в возможностях поражения вражеской бронетехники. Пожалуй, единственным бесспорным преимуществом германских танковых артсистем над отечественными Л-11 и Ф-34 были их сравнительно малые размеры, оставлявшие больше места в башне для других агрегатов и экипажа.
О других странах и говорить нечего – французская 47-мм и британская 40-мм пушки Ф-34 категорически уступали по всем параметрам. Иное дело – американский М3 «Ли», получивший на вооружение 75-мм артсистему более-менее сопоставимых с отечественными 76,2 мм орудиями качеств, но американцы умудрились запихнуть ее в спонсон с весьма небольшим углом горизонтального наведения. Что же до отечественной Ф-34, то вердикт американцев, испытывавших ее на Абердинском полигоне, был таков: «…очень хорошая. Проста, безотказно работает и удобна в обслуживании». В минус нашей пушке ставили только относительно низкую скорость снаряда, что для 1942 г было вполне объяснимо.
Тем не менее, очень высокие для 1940-1941 гг. ТТХ наших 76,2-мм орудий в известной мере нивелировались мизерным количеством бронебойных снарядов, которые для них смогла изготовить наша промышленность. По всей видимости, важную роль сыграло то, что для таких снарядов долгое время не было цели – легкобронированные танки середины 30-х годов вполне могли быть уничтожены даже фугасным 76,2-мм снарядом, или же шрапнельным, выставленным на контактное действие.
До 1937 г у нас производился 76,2-мм бронебойный снаряд обр. 1933 г., причем темпы выпуска вовсе не поражали воображения: так, в 1936-37 гг. при плане выпуска 80 000 снарядов удалось произвести 29 600 ед. С учетом того, что в бронебойных снарядах нуждалась не только танковые, но и полевые орудия, даже плановые цифры выглядят совершенно незначительными, а фактический выпуск и вовсе представляет собой исчезающе малую величину. Затем, с появлением более прочной брони и разработки танков с противоснарядным бронированием, выяснилось, что снаряд обр. 1933 г. неэффективен против бронелиста толщиной 60 мм, так что пришлось срочно разрабатывать новый.
Однако производство бронебойных снарядов было полностью сорвано. При планах выпуска в 1938-1940 гг. 450 000 снарядов, произвести удалось 45 100 снарядов. И только в 1941 г. наметился, наконец, прорыв – при плане в 400 000 снарядов на начало июня удалось изготовить 118 000 снарядов.
Однако в масштабах боев 1941-1942 гг. и такие выпуски были каплей в море. В итоге, даже в июле 1942 г. НИИ-48, изучая воздействие отечественных снарядов на германскую бронетехнику, в отчете «Поражение брони немецких танков» отмечало:
«Ввиду отсутствия в настоящее время необходимого количества каморных бронебойных снарядов в артиллерийских подразделениях распространена стрельба по немецким танкам из 76,2-мм дивизионных пушек снарядами других типов…»
Не то, чтобы в СССР не могли спроектировать нормальный бронебойный снаряд, проблема заключалась в том, что массовое его производство требовало рабочих очень высокой квалификации, а такие были в большом дефиците. В итоге, даже и те снаряды, которые все же выпускались нашей промышленностью, были далеко не настолько хороши, как могли бы быть, но и даже их было мало. В известной мере ситуацию спасло решение производить бронебойные снаряды-болванки, не содержащие взрывателя и ВВ вообще. Разумеется, заброневое действие таких снарядов было недостаточным, полностью вывести вражеский танк из строя могли только в случае попадания в двигатель, топливные баки или боекомплект.
Но, с другой стороны, не стоит и преуменьшать возможности снарядов-болванок. В прошлой статье мы описывали, что Т-34 могли получать достаточно серьезные повреждения даже в тех случаях, когда снаряд не проходил полностью внутрь корпуса: ущерб наносили осколки танковой брони, выбитая снарядом «бронепробка» и головная часть снаряда, которая в целом виде или осколками попадала в заброневое пространство. При этом речь шла о снарядах калибра 37-45-мм. В то же время 76,2-мм стальные болванки, согласно отчету НИИ-48, пробивали германские танки «с любых направлений» и, очевидно, их заброневое действие было значительно выше.
Вспомним также и о том, что, по мере роста защищенности танков практически весь мир начал применять подкалиберные снаряды, чей поражающий элемент, в сущности, представлял собой малокалиберную стальную болванку. Ну так наши Т-34 стреляли болванками калибра 76,2-мм и, конечно, заброневой эффект «калиберного» боеприпаса был куда выше, чем у подкалиберных 50 и 75-мм германских орудий.
Другой вопрос – когда у нас появились такие снаряды? Точной даты поступления на вооружение «болванки» БР-350БСП автор настоящей статьи, к сожалению, не нашел, но А. Уланов и Д. Шеин в книге «Порядок в танковых войсках?» упоминают 1942 год.
Что же до пулеметного вооружения, то оно, в общем, было достаточно сходным у наших и немецких танков, включая в себя по 2 пулемета «винтовочного» калибра 7,62 мм. Детальное сравнение пулеметов ДТ и МГ-34, используемых в советском Т-34 и германских Т-3 и Т-4, пожалуй, все-таки выходит за рамки настоящего цикла статей.
Выводы по технической части
Итак, попробуем теперь подытожить все, рассказанное о технических данных Т-34. Его бронезащита однозначно превосходила любой средний танк мира, но вовсе не была «неубиваемой» — при большой удаче Т-34 мог быть выведен из строя даже 37-мм орудием, правда, для этого удачи у его расчета действительно должно было быть очень и очень много.
На момент своего появления и в начальный период Великой Отечественной войны Т-34 с полным правом следует называть танком с противоснарядным бронированием, так как оно обеспечивало вполне приемлемые показатели защищенности против основных танковых и противотанковых пушек германского ПТО. Немецкие танки в 1941-42 гг. могли «похвастаться» подобным уровнем бронирования только в лобовой проекции. Защита Т-34 потеряла свой «противоснарядный» статус только поле принятия на вооружение 75-мм орудия Kw.k. 40, а оно на германских танках появилось лишь в апреле 1942 г., и опять же, следует понимать, что сколько-то серьезную роль она сыграла еще позднее, по мере того, как появилась в войсках в заметных количествах.
Вооружение Т-34 так же превосходило своих немецких «конкурентов», но положение советских танкистов осложняло почти полное отсутствие полноценных бронебойных снарядов. Это заставляло наши танки сближаться с противником для надежного его поражения на дистанцию, где артсистемы германских танков уже имели шансы нанести существенные повреждения Т-34.
В общем, если бы Т-34 получили на вооружение полноценные бронебойные снаряды, то мы, по всей видимости, в начале войны имели бы «русские «Тигры»», приближаться к которым немецким танкам на дальность хоть сколько-то эффективной стрельбы собственных орудий было бы смертельно опасно. К сожалению, этого не произошло, но по причине, никак не связанной с конструкцией Т-34.
Безусловно, большая численность экипажа, благодаря которой командиру не было необходимости совмещать функции наводчика, лучшие условия работы и обзорность давали танкистам определенные преимущества, но вот насколько они были велики? Пожалуй, на этот вопрос смогли бы правдиво ответить только танкисты, имевшие возможность повоевать и на советских, и на трофейных германских машинах.
Сегодня эти недостатки часто гиперболизируются, и можно встретить утверждения, что они в совокупности делали Т-34 никчемным танком, но ведь есть и другие точки зрения. Так, например, Д. Орджилл, английский журналист и писатель, автор ряда книг по военной истории и развитию бронетанковой техники, писал:
«Все эти недостатки, однако, в основном были незначительными. Они могли бы сыграть заметную роль лишь в том случае, если бы танки, с которыми Т-34 встретился на поле боя, были равноценны ему в более существенных отношениях».
Сложно сказать, насколько прав был Д. Орджилл, но нужно отметить, что писал он в годы холодной войны, не имея никаких оснований льстить боевой технике СССР. Автор настоящей статьи, безусловно, понимает всю важность эргономики и хорошего обзора в бою, но все же предполагает, что англичанин во многом прав и что указанные недостатки Т-34 по части обзора и эргономики все же не оказали решающего влияния на потери «тридцатьчетверок» в 1941-1942 гг.
Вероятнее всего, ключевыми техническими недостатками стала сложность управления Т-34 довоенного и раннего военного выпуска и их сравнительно низкая техническая надежность. На это наложились такие факторы, как слабая подготовка экипажей и не слишком удачная диспозиция наших механизированных корпусов (МК), и все это вместе дало кумулятивный эффект. Ведь что фактически произошло?
Расположение МК во втором и третьем эшелонах было теоретически правильным решением, так как именно оттуда, уже после того, как будут скрыты направления германских ударов, им правильнее всего было бы выдвигаться для контратак. Размещение МК в первом эшелоне позволило бы немцам окружить их и лишить, тем самым, боевой подвижности и мощи.
Но на практике эта теория привела к тому, что нашим МК следовало выдвигаться и проходить большие расстояния для того, чтобы войти в соприкосновение с противником. Экипажи Т-34 в массе своей не имели достаточного опыта вождения этих танков, на подготовке экономили в силу относительно невысокого моторесурса танков. Доходило и до того, что мехводов Т-34 обучали вождению на других машинах! Конечно, это лучше, чем ничего, но при подобной «подготовке» освоить ранние Т-34 с их массой нюансов в управлении было совершенно невозможно.
Технические недостатки КПП и фрикционов требовали повышенного профессионализма механиков-водителей, а он, по факту, был понижен. Кроме того, далеко не все знали и умели своевременно проводить необходимую профилактику узлов и агрегатов, не знали особенностей своей техники. Все это, очевидно, не могло не привести к массовому выходу Т-34 из строя по техническим причинам еще до соприкосновения с противником. Так, например, в ходе знаменитого марша 8-го мехкорпуса КОВО было потеряно 40 танков из имевшихся 100, при том что еще 5 танков на момент начала войны не были исправны и их пришлось оставить в месте постоянной дислокации.
Конечно, на тот же самый факт можно посмотреть и с другой стороны – да, 8-ой МК потерял 45% имеющегося парка Т-34, в том числе 40% — на марше, но… в ходе переброски своим ходом почти на 500 км! Читая сегодняшние работы складывается впечатление, что имеющиеся в мехкорпусе Т-34 просто обязаны были развалиться на запчасти уже после первых 200-250 км марша, однако этого не произошло. Может быть, не настолько плохо было у наших машин с ресурсом, как это может показаться на первый взгляд… Или командующий 8-ым МК, генерал-лейтенант Дмитрий Иванович Рябышев все же смог как следует подготовить экипажи своего соединения?
Но, во всяком случае, в условиях, когда до противника нужно было еще добраться (и, зачастую, «намотав» при этом не одну сотню километров), да еще на технике, требующей хорошо подготовленных экипажей, а их нет, то большие небоевые потери неизбежны по определению. В силу стратегических причин, описанных нами в первой статье цикла, СССР был обречен на проигрыш Приграничного сражения, а оно поглотило наиболее боеспособные войска приграничных округов.
Соответственно, стратегическая инициатива оставалась за немцами, и они продолжали вполне успешно начатое наступление. А это, в свою очередь, означает, что выведенные из строя Т-34 оставались на территории, захваченной противником, даже в тех случаях, когда их вполне можно было бы ввести в строй. Известны случаи, когда приходилось уничтожать даже полностью боеспособные танки, у которых в результате маршей и боев не осталось топлива и/или боеприпасов.
Общеизвестно, что при прочих равных условиях, в вооруженном конфликте большие потери танков понесет сторона, вынужденная отступать и терять свою территорию. Верно это и для РККА: так, в Московской оборонительной операции, продолжавшейся два с небольшим месяца, с 30 сентября по 5 декабря 1941 г. мы потеряли в общей сложности 2785 танков всех типов, или почти по 1400 танков в месяц, но за один месяц наступательной Московской операции (5 декабря 1941 г – 7 января 1942 г.) потери составили всего 429 машин, то есть среднемесячно более чем в три раза меньше, чем в оборонительной (данные И. Шмелева).
Связано это с тем, что танки, подбитые на полях сражений, как и вышедшие из строя по техническим причинам, остаются за тем, кто наступает, захватывая (отвоевывая) территорию. Соответственно, наступающая сторона имеет возможность вводить такие танки в строй, а отступающая – нет. Отступающая сторона может до известной степени компенсировать вынужденное оставление подбитой и поломавшейся бронетехники, но для этого ее бронетанковые части должны быть великолепно обучены, и обеспечены необходимым количеством тягачей, транспорта и т.д. Увы, танки мехкорпусов РККА, в противоположность вышесказанному, сплошь и рядом вынуждены были вступать в бой самостоятельно, в отрыве не то, что от тыловых служб мехкорпуса, но даже в отрыве от собственной пехоты и артиллерии.
Таким образом, мы приходим к выводу, что техническими причинами, заметно повлиявшими на потери Т-34 в начальный период войны, были сравнительно низкая надежность и требовательность к квалификации механика-водителя. И можно даже говорить о том, что в силу вышеназванных причин Т-34 довоенного выпуска и первых военных лет не отвечали самой концепции, ради которой они создавались. В то время как основной задачей для этих танков при их проектировании виделись активные действия в оперативной фронтовой зоне противника, то есть на глубину до 300 км., в 1940-1941 г технически они не были готовы к подобным операциям. Соответственно, не были они готовы и к той маневренной танковой войне, которую навязал нам вермахт.
Тем не менее, мы уже говорили ранее, и повторим еще раз – собственно технические проблемы Т-34 не были ни главными, ни сколько-то значимыми среди причин поражения автобронетанковых войск РККА на начальном этапе войны. Хотя, разумеется, они существовали и, конечно же, мешали воевать, поэтому в следующей статье мы рассмотрим историю совершенствования конструкции Т-34 – и, одновременно, изменение структуры танковых войск и роли «тридцатьчетверки» в бою.
Продолжение следует…
/Андрей из Челябинска, topwar.ru/
блин, ну вот напрягать начинает… уважаемый «Андрей из Челябинска». ну видно ведь уже — не ваша тема танки, вам ведь советовал кто-то на «топваре» — «давай лучше про корабли»… вопиющее незнание темы.
«…Можно задать вопрос, почему же наши танки не комплектовались подобными башенками?
Дело в том, что, по мнению отечественных танкостроителей, функции командирской башенки будет выполнять средство обзора, по принципу действия напоминающее перископ подводной лодки…»)))))) автор, вопрос не в том, что будет ВМЕСТО этой самой башенки, вопрос в том, что ее НЕКУДА было влепить!)))) поэтому и придумывались всякие «перископы», что они были маленькие и легкие. и их можно было воткнуть в люк на башне Т-34, который и так был один на двоих и занимал едва не всю поверхность башни, что было исправлен только в 42-м (или даже 43-м) году. так и башни менялись на Т-34-76 раза четыре…
«…Артиллерия. Тут, вне всякого сомнения, Т-34 лидирует с огромным отрывом…Т-34 получил универсальную артсистему, пригодную для борьбы почти со всеми возможными целями…» — ну, если считать за универсальность ТОЛЬКО калибр — то да, так и есть. а если вспомнить о том, что начальная скорость снарядов в отечественных пушках все же пониже была, чем в немецких, следовательно, бронебойность тоже поменьше — уже не так однозначно)))) сравнивая качество наведения — то бишь качество прицелов, о которых пишет сам автор(!) — уже совсем «не все однозначно»))))) а учитывая недостаток снарядов (автор остановился на бронебойных, поскольку сравнивает именно танки, но с осколочными дело было ЕЩЕ ХУЖЕ), а также то, что именно немцы оснащали свои танки кумулятивными и подкалиберными, а вот у наших ими и не пахло — так и вовсе… я уж молчу, что из-за отсутствия осколочно-фугасных противостоять пехоте Т-34 мог как бы не хуже, чем танкам противника — поскольку попадание бронебойной болванки в метре от ПТО противника ведет к «ничему», еще одна дырка в грунте, всего-то. а пока подполззешь на второй передаче (ибо переключить никак) на дистанцию пулеметного огня — так «колотушка» в тебя штук семь снарядов всадить может, пусть «лобовую с идеальным наклоном» не пробьет (что не факт), так гусянки расковыряет, башню заклинит, люк мехводу внутрь вколотит с соответствующими последствиями… так что «в теории я повелитель мира, а на практике бутылки пустые сдавать принес»…
«…Таким образом, мы приходим к выводу, что техническими причинами, заметно повлиявшими на потери Т-34 в начальный период войны, были сравнительно низкая надежность и требовательность к квалификации механика-водителя…» — да нет, автор, повлияли и отвратные прицелы, и «великолепное» обеспечение боеприпасами, и масса конструктивных недоработок, и отсутствие вообще вменяемого управления из-за неудачного распределения задач экипажа, и полная невозможность связи за отсутствием раций вообще и достаточного качества в частности, и безобразное качество ходовой из-за не менее безобразных конструктивных решений по подвеске и КПП с прочими фрикционами… а «в активе» только набившие уже оскому «рациональные углы наклона»! не знаю, что вы собираетесь писать дальше, но пока что — ниже среднего, обычный пропагандистский треп…
Читал и все ждал когда же скажут про главное наше отставание от немцев? СВЯЗЬ!
У немцев ВСЕ танки были радиофицированы. У нас ТОЛЬКО Командирские. И то связь хромала.
В итоге немцы могли просто пропустить наступающие танки предупредив свою зенитную артиллерию, а самим заниматься пехотой и нашей артиллерией.
Помните фильм «Парень из нашего города»? «Нельзя выходить из боя, за нами повернут!» — увы, в бою приходилось командовать принципом «делай как я», а о взаимодействие приходилось только мечтать. И только во второй половине войны когда рации стали ставить на все машины положение изменилось.
Другой важный момент упущенный автором (или оставленный на вторую часть) это почему Т-34 смог успешно провоевать всю войну, а Т3-Т4 нет. — это пятое колесо в телеге… то есть 5й каток в шасси.
Ох, сколько пришлось выслушать Кошкину за это 5е колесо… Ведь никто же тогда ТАК не делал — у Среднего танка должно было быть по 4 катка. Но он настоял на 5м! И во время войны, когда понадобилось наращивать броню и вооружение шасси Т-34 это позволило, а вот Т3 и Т4 НЕТ! Немцам пришлось делать НОВЫЕ модели, а любой производственник понимает КАК это сказывается на массовом производстве.
Тогда понятен неуспех Т-34 с торсионами, в нем катков и вовсе было шесть.
вообще-то, если так на катках зацикливаться, то на Т-28 на один борт их было аж 12 штук))))) да, объединены по 2 шт в каретки — но и то шесть выходит! это чисто для информации… про то, что «…никто же тогда ТАК не делал…» — тоже ерунда, вот например английский «Крусайдер», или чуть позже «Кромвель»… извините, КОЛИЧЕСТВО катков зависит от нагрузки на них, и не более того. на Pz-III тоже аж шесть — ну и что?! еще хотелось бы услышать про то, как «…во время войны, когда понадобилось наращивать броню и вооружение шасси Т-34 это позволило…» — я первый раз слышу, что на Т-34 удалось нарастить БРОНЮ!)))) дорогой Шамиль, разочарую — неудачная компоновка со сдвинутой вперед башней Т-34 как раз НЕ позволила нарастить броню до самого конца войны и эксплуатации машины — поскольку лобовую не получалось (катки передние начинали сминаться, про проходимость и речи нет), а наращивать кормовую, где какой-то запас был… смысл?! минимальный резерв ПОЛНОСТЬЮ ушел на покрытие увеличенной башни с пушкой 85 мм, да и то результат был очень сложным — да, пушка стала мощнее, что есть отлично, но вот проходимость и вообще подвижность танка… вот http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/srednie-tanki/110-t-34-85, лобовая БАШНИ да, стала 90 — а корпус остался прежним, те же 45 мм, как и в 41-м… кое-где встречаются сказки про увеличенное бронирование именно КОРПУСА, но оказывается, что данные Т-43/44 (не пошедшие в серию куда более совершенные машины) тупо переносятся на 34-ку (видимо, потому, что башня с Т-43 как раз таки перекочевала и стала той самой Т-34-85!) ))))))))
так что проблемы немцев с их изначально 19-24-тонными машинами примерно соответствовали нашим с 28-тонным Т-34 — они создали «Тигры» с «Пантерами», нам пришлось отвечать «ИС-ами» и целым парком специализированных противотанковых САУ…
а вот про радиосвязь согласен — но тут еще неприятнее. в принципе и на Т-34, и на Pz-III/IV радиосвязь была примерно одинаковой — немцы тоже на часть линейных машин ставили только приемники! беда была в том, что их и передатчики, и приемники РАБОТАЛИ штатно, в отличие от наших… да плюс немцы изначально имели даже(!!!) такую экзотику, как КОМАНДИРСКИЕ танки, часто даже без оружия, но с качественными постами управления — а у наших такого даже не планировалось. вот и получалось, что немцы реально УПРАВЛЯЛИ боем, а управление наших командиров ограничивалось громким криком «вперед-в-атаку-за-родину!» из открытого люка, а дальше кто как сумел, тот так и воюет…
А нам и не надо было командирских танков! — Зачем они нам?- у нас командир ТП илди ТД в атаку и в прорыв не ходил, сидел в тактическом тылу, на связи с начальством — это куда важнее! А с радиостанциями всё было ещё даже более «хужее», чем Вы описываете. Мне пришлось когда-то поработать на производстве с танкистом-фронтовиком, выжившим в войне, но правда, лишившеся ноги,.. он вступил в свой первый и последний бой а апреле 45-го под Кенигсбергом. (уже вроде было время подготовить экипажи?) Так вот он рассказывал, что при штурме было несколько волн-атак и всё время по одной схеме: немцы «выбивали» танки командиров подразделений, управлявшие боем по принципу «Делай как я!», определяя их по наличию антенн! …а затем оставшиеся без управления и связи уничтожались по-одиночке!
На Т-34-76 в 1942 году появилась командирская башенка. И что, это изменило ситуацию хоть как-то, да черта с два. Дело-то в том,что командир на 76-м, это еще и наводчик со всеми отсюда вытекающими издержками: наводчик всегда работает с конкретной целью, за наблюдением за полем боя времени нет. Как только командир перестал наводить и стрелять, но стал наблюдать поле боя и определять цели в приоритете ( выбирать цель), дела пошли гораздо лучше…
Ответ прост, точнее их два.
Первый — в начале войны не было полного оснащения советских танков радиостанциями, поэтому управлять соединением танков в бою было нереально трудно.
Второй — отсутствие доктрины танковых сражений как таковых. Танки рассматривались как мобильные ДОТы для поддержки пехоты, но не как средство борьбы с другими танками.
«Однако производство бронебойных снарядов было полностью сорвано. При планах выпуска в 1938-1940 гг. 450 000 снарядов, произвести удалось 45 100 снарядов. И только в 1941 г. наметился, наконец, прорыв – при плане в 400 000 снарядов на начало июня удалось изготовить 118 000 снарядов.» — Это сколько будет в сумме? А сколько всего танков вермахта и его союзников напали 22 июня на СССР? ( А с учётом общего колличества в них Т-3 и Т-4 в них? — а их было меньше чем Т-34 и КВ в западных округах? А всю остальную шушеру Т-1, Т-2 и прочие Т-35/38- которые прекрасно поражались Ф-34 и фугасными снарядами? и промежду прочим соракапятимиллиметровками БТ-5/7 и прочими Т-26?… — Это ж сколько раз можно было уничтожить ВСЕ танки вермахта? …так что на этом фоне совсем уж не кажется катастрофически острым снарядный голод на бронебойные!
Автору.
Главным недостатком Т-34 летом 1941 была плохая надежность и низкий моторесурс двигателя и ходовой части. Низкий моторесурс двигателя вел к плохой обученности водителей и экипажей, что еще ухучшало ситуацию.
Деду.
Расчет неверный. Например, у Вас 1000 км фронта на котором 4000 76-дивизионных пушек+Т-34. Вам для каждой пушки нужно 20 снарядов минимум в боекомплект (на каждый подбитый танк нужно несколько десятков снарядов). Уже 80000 снарядов. Это на один день. А далее надо к месту прорыва подкидывать еще снаряды. Вообще, если специалисты ГАУ считали (а они считали), что снарядов мало, то это так и есть. Кстати, на 22 июня все снаряды были на юге, а у Павлова, например, снарядов вообще не было!
Да почитал эту статейку и понял Т-34 ваще гавно. Он тяжелее Т-4 и даже Т-3, командирской башенки и рации у него не было. Пушка жуть какая то аж 76 мм, а вот у прекрасного Т-3 пушка 37 мм, маленькая, легонькая и скорострельная. Были правда еще Т-3 и Т-4 с короткоствольными пушками 50 мм. Так опять маленькими и аккуратненькими. Говорят что у немцев были еще танки Т-1 и Т-2 с пулеметами и 20 мм пушкой. Так они еще легче и быстроходнее чем Т-3 и Т-4. И потом на всех немецких танках стояли автомоторы Мерседеса, а не какие то вонючие, коптящие дизеля.
Один из главных недостатков советских танков я считаю низкие УВНы.
Наверное, «форумные специалисты» и автомобили (современные) сравнивают так же — читая про них и рассматривая на картинках?