В мае 1981 года на вооружение авиации ПВО СССР был принят самолет МиГ‑31, который позволял перехватывать на большом удалении от наших границ такие сложные цели, как летящие в стратосфере стратегические разведчики SR-71A или идущие на бреющем полете крылатые ракеты. И те, и другие обладали пониженной радиолокационной заметностью, и чтобы уничтожать такие объекты с их специфическими режимами полета, характеристики локатора, вооружения и самого перехватчика должны быть очень высокими. Самолет МиГ-31 этим требованиям отвечал и имел определенный запас боевых качеств.
Он имел максимальную скорость полета у земли 1500 км/ч, а на большой высоте – 3000 км/ч, крейсерская скорость могла быть дозвуковой (число Маха М=0,85) или сверхзвуковой – до 2500 км/ч или М=2,35. С четырьмя ракетами большой дальности Р-33 на скорости 2500 км/ч рубеж перехвата был 720 км, добавление двух баков и проход части маршрута на дозвуке увеличивали его до 1400 км, а с одной дозаправкой – до 2200 км.
Комплекс бортового оборудования «Заслон» с радиолокационной станцией С-800 (Н007) позволял обнаруживать цель типа «разведывательный самолет» с эффективной площадью рассеивания 19 кв.м (такую ЭПР имел, например, SR-71A) в переднюю полусферу (ППС) на дальности 180 км и брал ее на сопровождение за 120 км. В заднюю полусферу (ЗПС) разведчика эти показатели были 90 и 70 км. Дальность обнаружения и захвата истребителя с ЭПР 3 кв.м в ППС была 120 и 90 км, а крылатой ракеты (0,3 кв.м) – 65 км.
Одновременно комплекс сопровождал 10 целей и обстреливал четыре управляемыми ракетами (УР) Р-33. Они поражали цели, шедшие на высотах от 50 до 26000 м со скоростью от 200 до 3500 км/ч с разными углами места и курса. Самолет МиГ-31 мог действовать автономно одиночно и в составе группы с автоматизированным обменом тактическими данными, по наведению с земли и с самолета радиолокационного дозора А-50, или же сам исполнял роль наводчика для перехватчиков, в том числе других типов.
Кроме ракет большой дальности Р-33 с активной радиолокационной головкой самонаведения МиГ-31 вооружался УР средней дальности Р-40ТД и малой Р-60М (обе – с тепловой ГСН), а также шестиствольной пушкой ГШ6-23.
Переход количества в качество
На середину 1980-х гг. этого вполне хватало для перехвата любого противника, который мог попытаться попробовать на крепость противовоздушную оборону Советского Союза. Конечно, тяжеловесу МиГ-31 трудно было бы вести маневренный воздушный бой с тактическими истребителями F-15 или F-16, но для того, чтобы они могли применить свое оружие, им надо было пройти порядка 75…100 км на дистанцию выстрела, все время оставаясь в зоне поражения МиГ-31.
Однако законы холодной войны не позволяли останавливаться на достигнутом. Потенциальный противник вел разработку малозаметных ударных самолетов, сверхскоростных разведчиков и крылатых ракет нового поколения и увеличивал группировку своих ударных и разведывательных самолетов, и число подвешиваемых на них крылатых ракет. Для борьбы с ними требовалось увеличить число ракет воздух-воздух, которые могли быть выпущены навстречу массированной атаке своей группировкой ПВО, поднять тактико-технические данные перехватчиков, их оборудования и вооружения.
Задача поддержания разумно достаточного уровня защищенности воздушных границ имела и количественную, и качественную стороны.
К началу 1980-х гг. время, необходимое на создание нового авиационного комплекса, класса МиГ-31, превысило 10 лет, потому наряду с проектированием нового перехватчика «изделие 701», было решено продолжить совершенствование выпускаемого серийно МиГ-31. Эта работа началась практически сразу после того, как конструкторская документация на первый его вариант «изделие 01» была запущена в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении имени Серго Орджоникидзе (ГАПОиСО). Она пошла параллельно в ОКБ имени Артема Ивановича Микояна – в то время оно носило наименование Московский машиностроительный завод «Зенит», и на его филиале на ГАПОиСО.
В Горьком в то время начали заниматься изменением конструкции МиГ-31 для снижения его трудоемкости. Проект «изделия 01М», которому видимо первым было присвоено обозначение МиГ-31М, предусматривал изготовление обтекателей антенн станции предупреждения об облучении РЛС противника СПО-15 «Береза» на носовой части как композитного монолита вместо сборки с металлическими частями, упрощение воздухозаборников с сохранением всех их характеристик и тому подобные переделки.
Хотя это не дало повышения тактико-технических данных, проект «01М» мы упомянули потому, что все эти изменения на будущем улучшенном МиГ-31 будут сделаны.
Проект «изделия 94» предусматривал увеличение топливных баков-отсеков в фюзеляже – они были расширены на 200-300 мм и опущены по нижнему контуру за счет уменьшения ниш основных опор шасси, в которых оказалось порядка 300 л «лишнего» объема, что в общем итоге дало увеличение запаса топлива на 1250 кг. Также был предложен новый контейнер тормозного парашюта.
Такие доработки требовали уже переделки планера – менялась его аэродинамика, росли нагрузки. Но дальность – это лишь полдела, надо было ставить новое оборудование и вооружение, что силами одного лишь филиала при серийном заводе сделать было бы затруднительно – требовалось не только участие ОКБ, но и разработчиков новых систем, а также центральных научно-исследовательских институтов промышленности и Министерства обороны.
В 1984 г. основные направления работы были определены, и под руководством К.К. Васильченко началось рабочее проектирование перехватчика «изделие 05» или МиГ-31М. В 1985 г. Васильченко перешел на работу в Летно-испытательный институт Министерства авиапромышленности, и дальнейшую разработку самолета возглавил А.А. Белосвет.
Проведя обширные исследования возможных сценариев действий сил ПВО СССР против модернизированной и усиленной численно авиации НАТО, военные и разработчики авиатехники пришли к согласованному мнению о том, на сколько должны быть увеличены рубеж перехвата, число одновременно обнаруживаемых и обстреливаемых целей, а также тактико-технические данные локатора и ракет. При этом считалось возможным ограничить маневренность носителя, что могло быть компенсировано повышением этого показателя у ракет, но не его скорость. Также следовало не допустить ухудшения взлетно-посадочных данных машины – она должна использовать те же аэродромы, что и обычный МиГ-31.
Еще одним назревшим вопросом было создание разведывательно-ударного варианта МиГ-31. Это было с успехом осуществлено на его предшественнике МиГ-25, который выпускался в модификациях перехватчика П и ПД для Авиации ПВО, а Военно-воздушные силы получали МиГ-25Р с комплектом фотоаппаратов, целый ряд «литерных» модификаций РБ с добавлением средств радиоэлектронной разведки и бомбового вооружения, а также предназначенный для подавления ПВО противника МиГ-25БМ со средствами радиоэлектронной борьбы и с противорадиолокационными ракетами.
Модернизируемый перехватчик и разведчик-бомбардировщик был обозначен в чертежах «изделие 05», а Заказчик присвоил ему войсковое обозначение МиГ-31М.
Новые боевые системы
Главным направлением стало повышение возможностей бортового оборудования и вооружения. В бортовую систему управления вооружением (СУВ) «Заслон-М» вошел новый радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой. За счет увеличения ее диаметра до 1400 мм и числа приемо-передающих модулей, улучшения элементной базы и программного обеспечения получил возможность сопровождать до 24 целей «на проходе» на дальности до 400 км и обстреливать любые восемь новыми ракетами большой дальности Р-37 (изделие 610).
Эта ракета проектировалась в МКБ «Вымпел» как развитие Р-33 и сохранила много общего с ней и с ее опытным усовершенствованным вариантом Р-33А, но внешнее сходство обманчиво. Активно-полуактивная радиолокационная головка самонаведения 9Б1388, инерциальная навигационная система и защищенный командный канал управления вместе с двигательной установкой с улучшенной энергетикой обеспечили поражение бомбардировщика с пониженной заметностью типа В-1В на дальности до 280 км. От такой ракеты не спасет скорость – она догонит цель, летящую с числом Маха 6 единиц – «тридцать седьмая» уже в то время была сделана гиперзвуковой благодаря особой высокоэнергетической двигательной установке.
Бесполезно противнику и прижиматься к земле – она поразить крылатую ракету, летящую на высоте 50 м, не поможет и подъем в стратосферу – ее динамический потолок 28 км. Маневр тоже не выход – на него не будет времени, Р-37 догонит цель, маневрирующая с перегрузкой до 6 единиц, а сегодня более маневренных тяжелых ударных самолетов и крылатых ракет нет. При этом длина по сравнению с Р-33 увеличилась всего на 50 мм, а вес – на 10 кг. Это позволило самолету при необходимости использовать и старые ракеты Р-33, которые остаются достаточно эффективным оружием против большинства возможных целей.
Используемые для пуска Р-37 авиационные катапультные устройства АКУ-610 (а чтобы такая ракета сошла и не заглушила своим выхлопом двигатели носителя, ее надо «оттолкнуть» от него) унифицированы со старыми АКУ-410 и с них можно применять и ракеты Р-33. В фюзеляже размещено шесть АКУ-610 плюс еще два съемных могут подвешиваться под крыло. С ними залп получался в 1,3 раза мощнее, чем у американского F-14A, который нес до 6 ракет большой дальности AIM-54, тогда как у обычного МиГ-31 он был в 1,5 раза слабее.
Как и Р-33, новая ракета Р-37 имела сравнительно ограниченную маневренность, но рост скорости в значительной мере нивелировал этот недостаток – у противника просто не оставалось времени на выход из-под удара. Это же касалось и других ракет, которые вошли в состав вооружения самолета.
Вместо двух шестиметровых «тепловых» ракет средней дальности Р-40ТД весом 467 кг каждая на также довольно тяжелых авиационных катапультных устройствах АКУ-84-46 под крылом ввели подвеску четырех новых Р-77 с активным радиолокационным самонаведением на облегченные катапультные устройства АКУ-170. Эта компактная УР при весе всего 175 кг и длине 3,6 м может уничтожить цель на дальности до 90 км, а при стрельбе на малую дальность уйти он нее не способен ни один самолет НАТО – ее предел по скорости цели, соответствующий числу М=3,6, а по перегрузке 12 единиц.
Высокая точность головки и взрывателей позволила сократить вес боевой части при сохранении ее эффективности. Стала возможна стрельба залпом Р-77 по четырем целям на проходе, тогда как ракеты Р-40ТД выпускались по одной. Самолет мог применять и ракеты Р-77ПД с повышенной дальностью пуска.
В составе вооружения остались хорошо себя показавшие тепловые ракеты «кинжального боя» Р-60М, но теперь они подвешивались не на спаренные пусковые устройства АПУ-60-IIМ, которые в свою очередь ставились под АКУ-84, а прямо под крыло на легких одиночных АПУ-60-IМ.
Вместо Р-60 появилась возможность брать более мощные ракеты воздух-воздух Р-73 также под крыло на четыре пусковых устройства АПУ-73-1Д (П-72-1Д). Это изделие МКБ «Молния» имеет компоновку с «электронной устойчивостью» и изменяемый вектор тяги, что обеспечивает маневрирование с перегрузкой до 40 единиц. На дальности до 30 км на высотах от 25 до 20000 м ни одному самолету или ракете уйти от нее не удастся, при этом вес самой Р-73 всего 104,5 кг, а длина ее 2,9 м.
Самолет рассчитывался и на применение усовершенствованных модификаций К-74 со сверхширокоугольными фасеточными ГСН. Появление таких ракет и улучшение их помехозащищенности позволило откататься от пушки. Новый перехватчик несет четыре Р-60М или Р-73, пуск которых можно выполнять как с помощью оптического прицела, так и новой оптико-локационной станции.
Это изделие НПО «Геофизика» позволяет не только определить пеленг и угол места цели, но и получить ее изображение. С ее помощью можно опознать удаленную цель, не включая радиолокационную станцию и систему государственного опознавания. Тогда противник даже не поймет, что он на прицеле и не сможет ничего сделать.
Считаясь с возможностью того, что перехватчик, атакуя истребители-бомбардировщики врага, сам может превратиться в мишень, Заказчик счел необходимым иметь современную стацию активных радиопомех, которая была объединена с системой предупреждения о радиолокационном облучении и системой выброса ложных тепловых и радиолокационных целей в управляемый компьютером бортовой комплекс обороны.
На самолете был установлен приемник спутниковой навигационной системы ГлоНаСС, Летчик и штурман получили новые индикаторы с более четким отображением информации, ее символьный вид стал более наглядным и удобным.
Установка новых боевых систем требовала изменения состава и расположения органов их управления и контроля в кабинах летчика и, особенно, штурмана самолета, который и управляет бортовым оружием в бою. Кроме того, появилась новинка, значительно облегчающая его труд и повышающая его эффективность – многофункциональные дисплеи на жидких кристаллах (МФД-ЖК), сменившие экраны на электронно-лучевых трубках. Их изображение могло переключаться на различные режимы (навигация, применение вооружения, обмен тактической информацией и т.д.), было ярче, четче, устойчивее, не так утомляло глаза, а сами мониторы не оказывали вредного влияния на организм человека.
В кабине штурмана стало три МФД ЖК, которые были установлены одним рядом в нижней части его приборной доски. Летчик также получил свой индикатор кругового обзора РЛС – на обычном МиГ-31 он был только у штурмана.
Новая силовая установка и системы
Чтобы с ростом веса, вызванного желанием усилить вооружение, улучшить оборудование и повысить дальность, не потерять летные качества было необходимо повысить тягу двигателей – против серийных Д-30Ф6 (изделие 48) новые Д-30Ф6М или Д-30Ф8 (изделие 64) имеют на 2000 кгс каждый большую взлетную тягу, а полетная при М=2,83 на высоте 17000 м выросла на 830 кгс.
Тяговооруженность потяжелевшей машины все равно снизилась, но в допустимых пределах – требования Заказчика по сохранению классности аэродромов базирования удалось выполнить. Скорость самолета, определяемая ограничениями по прочности и управляемости, осталась без изменений, несколько ухудшились скороподъемность и потолок, но это не повлияло значительно на время достижения рубежа перехвата.
Топливную систему и воздухозаборники взяли из проектов «01М» и «94», осталась на самолете и штанга дозаправки в полете, но из-за особенностей компоновки новой системы управления вооружением ее пришлось «перебросить» на другой борт.
Рост веса и изменение центровки самолета потребовали переделки шасси. Его опоры имели хорошие запасы прочности, но все равно пришлось искать способы их усиления, а переднюю «ногу» к тому же сдвинули вперед на 140 мм.
Из чертежей «изделия 01М» также был взят и новый контейнер тормозного парашюта.
Все перечисленные выше нововведения, а также необходимость изменения аэродинамики самолета, о чем мы скажем ниже, «потянули за собой» трудоемкую и дорогостоящую переделку планера.
Новый планер
За повышение возможностей вооружения и прицельного оборудования пришлось заплатить значительным ростом веса самолета, а Заказчик требовал еще и увеличить дальность при сохранении скорости, скороподъемности и маневренности МиГ-31. Отказ от пушечной установки и органов управления самолетом в кабине штурмана позволил выиграть несколько сот кило веса.
Поскольку штурман больше не управлял самолетом, окна его кабины уменьшили и убрали перископ, облегчив и упростив створку его фонаря, летчику обзор улучшили, сделав новый цельный козырек кабины и наклонив ось носовой части фюзеляжа на 7°.
И все же этого было мало. Что-то удалось выиграть, проведя уточненный прочностной расчет силовых и вспомогательных узлов планера и оборудования, но многое пришлось усиливать, и максимальный взлетный вес МиГ-31М перевалил за 50 тонн.
Для компенсации роста массы было решено уменьшить степень статической устойчивости истребителя, увеличив корневые наплывы крыла. Это снизило аэродинамические потери на балансировку в крейсерском полете и несколько улучшило маневренность, но обеспечивать безопасное и приятное пилотирование самолета пришлось обеспечивать путем введения специальной электронной системы улучшения устойчивости с четырехкратным резервированием.
Изменились моментные характеристики не только по тангажу, но и курсовые, что потребовало переделки форкилей.
Значительно уменьшили высоту аэродинамических гребней на крыле. Это уменьшило их сопротивление (массу тоже, но она и так сравнительно невелика), а срыв потока на обычных для МиГ-31 режимах полета все равно остался исключен.
В связи с переделкой кабины, системы управления самолета и другого его оборудования была изменена конструкция закабинного гагргрота, который приобрел характерную «талию».
Продолжение следует…
/Сергей Мороз, инженер по самолетостроению, naukatehnika.com/
в общем, неплохой обзор, но есть несколько… уточнений.
для начала, вот этот момент «…В бортовую систему управления вооружением (СУВ) «Заслон-М» вошел новый радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой… получил возможность сопровождать до 24 целей «на проходе» на дальности до 400 км и обстреливать любые восемь…» — на самом деле «на дальности до 400 км» радар самолета обнаруживает цели только с площадью ЭПР от 20 м2 и более, причем вероятность данного события оценивается как 0,5. для цели типа «истребитель» с ЭПР около 3-5 м2 эта дистанция меньше почти вдвое — от 200 до 280 км. неплохо — но уже далеко не сверхвозхможности…
далее — вот этот момент «…доработки требовали уже переделки планера – менялась его аэродинамика, росли нагрузки…За повышение возможностей вооружения и прицельного оборудования пришлось заплатить значительным ростом веса самолета…максимальный взлетный вес МиГ-31М перевалил за 50 тонн…» — для сравнения, максимальная взлетная масса Су-24 (а это пусть фронтовой, но все же бомбардировщик!), всего около 40 тонн, Су-34, позиционируемый как истребитель-бомбардировщик «тяжелого» класса, 45 тонн, ну и так далее. посадочная масса Ту-22, считающегося «стратегом», 56 тонн! (да, у Ту-22М выше, но не намного, и да — посадочная масса это не взлетная, но сама возможность сравнения истребителя-перехватчика и стратегического бомбардировщика по таким параметрам…)
что получается в итоге — самолет гипертрофированно тяжелый при сравнительно скромных боевых возможностях. как и создавался, в общем-то — единственной (ну или основной, непринципиально) задачей при создании МиГ-31 целью ставился перехват и уничтожение сверхвысотных самолетов-разведчиков США (или НАТО, неважно). и для данной задачи самолет получился вполне подходящий, высотный, скоростной и в условиях отсутствия противодействия, то есть «на своем поле», вполне эффективный. вот только — за эту эффективность для конкретной задачи заплачено… всем остальным. как истребитель — это мишень, а не соперник. нет ни маневренности (ну хоть какой-то шанс если что увернуться от атаки), ни сверхмощного радара обнаружения противника (200 км вроде и неплохо, но — «супер-хорнет», например, имеет ЭПР около 1,2 м2 в передней проекции, так что дальность обнаружения для него не выше 150 км (ну, надеюсь!), по F-16 еще грустнее), причем их РЛС не намного хуже, а при поддержке всяческих «аваксов» как бы не лучше… как многоцелевой/ударный фронтовой, он и вовсе не годится, слишком неповоротлив и «не заточен», при своих габаритах. как стратегический — с боевым радиусом «аж» 720 км смешно и говорить, считая как минимум 200 км над своей территорией, а то и поболе, причем от варианта подвески вооружения дальности/скорости у МиГ-31 ну очень здорово меняются, сказывается в основном внешняя подвеска вооружения (там некая «полуутопленность» четырех ракет, остальное на открытых пилонах).
собственно, подвеска на него системы воздушного запуска от комплекса «Искандер», известной как «кинжал», это попытка и как-то еще использовать этот «пере-перехватчик» (а то самолеты-разведчики НАТО как-то сбивать перестали, а больше для него целей нет), и заодно сэкономить и так не слишком большое количество стоящих на вооружении «стратегов» (причем Ту-22 вроде как не может ее взять в бомбовый отсек по габаритам, а в полуутопленном положении — какая разница, куда ее цеплять, зато «стратеги» займутся своими задачами).
вот и получается, что самолет вроде как и неплох, и даже востребован, но строить такое еще, скорее всего, не будут — слишком специфичен и на сегодня малоприменим. СССР пог себе такое позволить (и то не сказать чтоб слишком много), а РФ — никак, чересчур жирно делать самолеты под одну единственную задачу…
Ответ Трорку : Вы попутали или смешали всё в кучу. Так что ваши сравнения противоречивы. Вот например, несуществующему для МиГ-31М радару от бортовой системы управления вооружением «Заслон-М» вы приписали : радар самолета обнаруживает цели только с площадью ЭПР от 20 м2 и более, причем вероятность данного события оценивается как 0,5. для цели типа «истребитель» с ЭПР около 3-5 м2 эта дистанция меньше почти вдвое — от 200 до 280 км. Вопрос от куда такие данные?
Потом Причём здесь МиГ-31 и Ф-18E/F «Супер Хорнет». Предлагаю вам написать статью, народ оценит.
ты мне предлагать или не предлагать писать статьи для данного сайта не можешь по определению — ты не редактор. так что не бери на себя то, что тебе не по чину)))))
а насчет «откуда данные» — а ты вообще что-нибудь о самолете знаешь?!))))) учись искать информацию хоть как-то сам, а то умничать «а откуда вы это взяли!?» может любой балбес до бесконечности)))) ну на вот https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201810072233-vjr8.htm, цитата «…МиГ-31БМ является модификацией МиГ-31. Его принципиальной особенностью является оснащение модернизированной радиолокационной системой «Заслон-АМ», которая способна обнаружить цель на расстоянии более 200 километров…» — иными словами, МиГ-31 до этих 200 не дотягивает никак!))))) сложно?! ну на еще «…В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км…» — это отсюда http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31bm.html, заметь, речь идет о МиГ-31БМ, считай последняя модификация с максимальными возможностями, и то в полигонных условиях около 280 км максимум. в реальности и без игры в поддавки — ты не в курсе, насколько хуже становятся ТТХ относительно полученных на испытаниях??? а этих 31БМ на сегодня от силы штук 20-25, так что и говорить о них можно как о единичных экземплярах…
причем тут F-18 и F-16????? а по ком по твоему должен стрелять истребитель-перехватчик?! по летающим крокодилам?! или в твоем вопросе есть некая высшая мудрость, для меня недоступная, и МиГ-31 это не перехватчик, а нечто предназначенное только для стрельбы по дирижаблям?! я привел пример самолета-противника, всего лишь… еще «умные вопросы» будут?!))))))
Статья называется Перехватчик МиГ-31М между прошлым и будущим.
Причём здесь МиГ-31БМ ?
а вторую ты открыть не сумел — ответить торопился?!)))))) так открой и посмотри, а потом на том же сайте посмотри данные на МиГ-31М, и удивись — его РЛС как раз и является этот самый «Заслон-М», так что в плане РЛС ОНИ ИДЕНТИЧНЫ!))))) но на приведенной мной странице для «Заслона-М» указаны еще и его характеристики, а то ты ж сам, похоже, цифры искать не в состоянии… соответственно на вопрос дальности обнаружения противника наличие или отсутствие буквы Б в макировке не влияет)))))) или ты не знал этого? так спрашивай, кто ж тебе еще все расскажет-то…)))))